Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ ситуации и обоснование проблемы
Анализ тенденций развития современного мира, проведенный специалистами Международной Лаборатории «Образование для Новой Эры» в 2000 году, позволил выявить ключевые противоречия в сфере образования. Касались они, прежде всего, системы среднего общего образования, которая в силу своей инерционности и отсутствия эффективных механизмов изменений находилась в серьёзном кризисе. Кризис системы образования, прежде всего, школьного, особенно остро проявляющегося в странах «золотого миллиарда», связан со стремительной потерей мотивации учащихся к обучению. Российская система образования значительно изменилась за последние годы, однако, активное ресурсное оснащение образовательных учреждений, освоение педагогами новых технологий, появление новых механизмов управления качеством образования пока, в целом, не повлияли позитивно на образовательные результаты обучающихся массовой общеобразовательной школы, о чём свидетельствуют результаты участия российских школьников в международных исследованиях PIZA. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что современный образовательный кризис, суть которого формулируется просто: «жизни нужно одно – школа учит другому», пока ещё не преодолён. Жизнь требует, чтобы человек сам искал информацию – школа продолжает преподносить её в готовом виде, хотя очевидно всем, что «переход от установки на запоминание большого количества информации к осмыслению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских», способствует формированию таких базовых компетентностей современного человека, как «информационная» (умение работать с большими массивами плохо организованной и зачастую недостоверной информации, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения разных сложных задач), «коммуникативная» (умение эффективно сотрудничать с другими людьми, работать в группе), «самоорганизация» (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы), «самообразование» (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, приобретать новые компетенции, обеспечивая успешность и конкурентоспособность), «креативная» (умение решать творческие задачи, не имеющие известных алгоритмов решения).
Однако реальность свидетельствует о том, что хоть и составлены школьные программы с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся, ориентированы всё-таки на некоего усредненного человека, не имеющего возможности проявлять свой личный интерес, как к содержанию обучения, так и к процессу организации занятий. При этом за пределами внимания учителя очень часто остаётся особая группа учеников, детей, имеющих разные проявления одаренности. Таким образом, анализ ситуации свидетельствует о том, что большинство образовательных учреждений сегодня сталкиваются с недостаточностью развитых школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления учащихся, с отсутствием оптимальных механизмов самоорганизации, самостоятельного и коллективного действия подростков и старшеклассников. И происходит это на фоне обострения противоречий:
• между изменениями внешней среды, которые ведут к изменениям ценностей и целей образования, и имеющейся системой функционирования школы; • между новыми задачами, поставленными перед школой, новыми требованиями к организационно-педагогическим условиям и сложившимися стереотипами организации образовательного процесса; • между появлением новых должностей в системе образовании (тьютор) и неготовностью педагогов к изменению профессиональной и ролевой позиции, к развитию новых профессиональных компетенций (сопровождающий, модератор, фасилитатор и т. д.) • между появлением комплекса новых образовательных технологий (технологий открытого образования, технологий критического мышления, ТРИЗ-технологий и т. д.) и стремлением педагогов использовать в образовательной практике традиционные методики и педагогики; • между новыми задачами воспитания в семье, новыми функциями родителей и полным отсутствием института подготовки современных родителей. В результате школьники теряют замечательные возможности развития разных свойств мышления и приобретения метапредметных компетенций, адекватных требованиям современного мира.
Вот почему сегодня крайне важно учить детей воспринимать мир не глазами стороннего наблюдателя, а активного участника, влияющего на собственное развитие, что и предлагается в концепции новых федеральных государственных образовательных стандартов, предоставляющих широкую свободу в выборе формата и содержания обучения. В этой связи внедрение оригинальных педагогических технологий, развивающих у детей нестандартное и творческое мышление, позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и развить у школьников желание к изучению нового. К тому же научная мысль уже давно подошла к осознанию необходимости существенных изменений в дидактике образования и готова предложить технологии развития новой дидактики и её практического применения в семейном, дошкольном и школьном образовании. Новое содержание образования разработано на основе известных в мире методов нахождения новых идей (от мозгового штурма до теории решения изобретательских задач), адаптированных к системе образования. В качестве методологической базы для развития новой дидактики предлагаются методы нахождения новых идей, в том числе и преимущественно ТРИЗ, которые получили распространение в мире, доказав свою продуктивность в инженерной, дизайнерской, изобретательской и проективной деятельности. Эти методы адаптируются в соответствии с возрастом и общеобразовательной подготовкой детей, а также дополняются интерактивными играми, практической деятельностью детей и др.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.006 с.) |