Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионализация деятельности педагога профессионального обучения

Поиск

Новые требования к социализации, профессионализации педагога, к формированию нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда диктуют настоятельную потребность в изменении взгляда на проблему профессионализма. В настоящее время профессионализм педагога рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект).

Функциональный аспект профессионализма представляет собой сложность социальных функций и их социальную значимость.

По мнению А.А. Деркача, профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью.

Функциональный, или деятельностный, аспект профессионализма педагога раскрывает степень продуктивности его деятельности и создает ориентацию на повышение должностного или профессионального уровня в ходе переподготовки педагога в системе дополнительного профессионального образования.

С точки зрения улучшения результатов профессиональной деятельности педагог, особую значимость приобретает проблема обеспечения условий развития профессионализма. К таким условиям относят социально-педагогические, психологические, экономические, организационные, информационные, материально-технические и социально-бытовые.

К социально-психологическим условиям относят наличие стимулов профессионального развития, мотивацию. В формировании мотивации огромную роль играют стимулы. В качестве стимулов могут выступать блага и преимущества, предоставляемые при занятии более высокого должностного уровня (повышение заработной платы, конкурентоспособность, социальная защита). К психологическим стимулам относят побуждения, связанные с осуществлением деятельности (это может быть внутренняя потребность работать с молодежью, основанная на самосознании своих способностей, характера, призвания). К функционально-ролевым стимулам относят: содержание труда, изменение парадигмы образования в сторону демократизации и гуманизации, профессиональный уровень коллег, уровень интеллектуального развития учащихся, динамику собственных результатов труда, оценку результатов труда коллегами, учащимися и родителями.

При характеристике профессиональной деятельности необходимо учитывать функциональную структуру профессиональной деятельности. А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и другие выделяют гностическую и рефлексивно-перцептивную деятельность, проектировочную деятельность, организаторскую и коммуникативно-информационную деятельность. Овладение этими и другими видами профессиональной деятельности и дальнейшее совершенствование частных умений способствуют повышению профессионального уровня.

Профессионализм характеризуется высокой продуктивностью, или эффективностью деятельности. Высокопродуктивной считается деятельность, отличающаяся высшими показателями качества по основным показателям: производительности, оптимальной интенсивности и напряженности, точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованное™, преследующая положительные социально значимые цели, сохраняющие здоровье специалиста и развивающие его как личность.

Малопродуктивной считается деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности и если в ней не выражено стремление к достижению положительных, социально значимых целей.

Непродуктивной является деятельность, которая характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительные, социально значимые цели.

В содержательном отношении профессионализм деятельности близок к понятию педагогического мастерства, т.к. предусматривает развитые профессиональные умения и навыки. Категория мастерства является составной частью категории профессионализма.

Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу, но при условии целенаправленной работы над собой.

В связи с этим проблема постоянного совершенствования путем самообразования и самовоспитания приобретает актуальность. Содержание самообразования в конкретный период педагогической деятельности педагог может определить на основе самоанализа своей деятельности. На основе самоанализа составляется программа самообразования, где указывается перечень актуальных вопросов и список рекомендуемой литературы по различным аспектам профессиональной подготовки. Это помогает выбрать тему для самообразовательной работы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы учебного заведения.

Эффективность работы по самообразованию зависит от степени овладения умениями и навыками самостоятельной работы, приобретенными в учебном заведении. Большое значение имеет владение рациональными приемами и методами самостоятельной работы по добыванию знаний и дидактическое преобразование полученной информации.

Путем самообразования дополняются те знания, которые педагоги приобретают в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации. Роль самообразования педагогических работников неизменно возросла и это становится, фактически, единственной доступной формой повышения квалификации в настоящих условиях.

В профессиональном развитии педагог стремится к идеалу. В реальных условиях идеального учителя не существует. Но ученые стараются разработать модель профессионала. Она включает следующие компоненты (Е.А. Климов):

свойства человека как целого (образ мира, направленность, отношение к внешнему миру, особенности проявления креативности, интеллектуальные черты индивидуальности, эмоциональность, профессиональные ожидания, представление о своем месте в профессиональной общности);

праксис профессионала (специфические черты, моторика, умения, навыки, действия);

гнозис профессионала (специфические черты, прием переработка и принятие решений, гностические умения, навыки и действия);

информированность, знания, опыт, культура профессионала (специфические черты, ориентировка в области науки и теоретического знания, профессиональные знания о предметной области);

психодинамика (интенсивность переживаний, быстрота их смены, нагрузки и трудности в данной профессиональной области);

осмысление своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии.

Профессионализм человека представляет собой, таким образом, оптимальную производительность труда и непременное наличие личностных компонентов, таких как внутреннее отношение человека к труду и состояние его психических качеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.34.132 (0.009 с.)