Форма првления в РФ. Проблемы реализации принципа разделения властей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма првления в РФ. Проблемы реализации принципа разделения властей



Форма правления. В нашей стране республиканская форма правления, которую можно отнести к полупрезидентской (т.е., когда ни президент, ни парламент не имеют абсолютного контроля над правительством страны, с одной стороны, парламент имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом; с другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы). Также иногда можно встретить название полупрезидентской республики как полупарламентская, президентско-парламентская или смешанная республика - определение смешанной республики некорректное, т.к. непонятно, что там с чем смешали.
Форма государственного устройства - федерация. Причем федерация асимметричная, когда субъекты обладают разным правовым статусом. Хотя единственное, пожалуй, в чем это различие проявляется - в республиках входящих в состав РФ (Башкортостан, Татарстан и некоторые другие), предусмотрен второй язык, помимо русского, в качестве государственного. В других субъектах - государственный язык только русский. Способ деления федерации на субъекты - территориально-национальный.
Политический режим - демократический. Конечно, так написано в Конституции, хотя на самом деле, политический режим России больше похож на авторитарно-бюрократический, когда реальная власть в стране принадлежит околоолигархической верхушке и зажравшемуся чиновничеству.

Прежде всего, в России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом. Отсутствует взаимодействие ветвей из-за того, что каждая из ветвей государственной власти пытается достичь поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости от других ветвей власти. Взаимодействие ветвей российской государственной власти, как правило, ограничивается взаимовлиянием законодательной и исполнительной федеральных властей, а также взаимодействием федеральных органов государственной власти с региональными органами государственной власти субъектов Федерации. Механизмы этого взаимодействия, не отрегулированы, правовое обеспечение не отлажено. Отсюда - низкая эффективность властей.

Полномочия двух палат разделены по конституционным основаниям, но очевидна некоторая искусственность их разделения, нарушающая целостность единого представительного органа. Некоторые важнейшие вопросы решает Совет Федерации, по численности народных представителей уступающий Государственной Думе.

В президентской республике России при “жестком” разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации.

Конституция (ч. 3, ст. 90) устанавливает иерархию правовых актов издаваемых органами государственной власти. Указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции и федеральным законам, а постановления и распоряжения Правительства должны соответствовать Конституции, федеральным законам и указам Президента. В ст. 90 Конституции РФ не говорится об следовании всех указов главы Российского государства федеральным законам. Отсутствует и перечень вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Первый Президент России неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению правительства. Подобная практика, способствует возникновению правовых коллизий, а также частому несоответствию одних нормативных актов другим. Такое положение дел отнюдь не благоприятствует эффективности разделения властей.

Полномочия Президента России по Конституции РФ достаточно велики по сравнению с полномочиями других ветвей власти. Они включают такие положения, которые допускают возможность для Президента выходить далеко за рамки Конституции, так как он является ее "гарантом". Для Президента существует возможность монополизировать право на кардинальные стратегические судьбоносные для страны решения, так как его прерогатива - "определение основных направлений внутренней и внешней политики". Также существует возможность "подминать" под себя и законодательную, и исполнительную власть, используя в отношении последней свои права решать кадровые вопросы. Провозглашаемая Конституцией самостоятельность органов законодательной и особенно исполнительной власти становится очень проблематичной.

Существует ряд органов, формируемых Президентом, и недостаточно регулируемых или вовсе не регулируемых текущим законодательством. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти. Но они занимают важное место в нынешней системе государственных органов, оказывают заметное влияние на ветви государственной власти, что может порождать появление корпоративных структур, вносящих неразбериху в механизмы взаимодействия властей, лимитируют самостоятельность исполнительной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.018 с.)