ТОП 10:

Демографическая безопасность



Виды безопасности.

Социальная безопасность

СБ – сумма мер по защите интересов страны и общества в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализация людей, образ жизни нынешнего и будущего поколения в соответствии с потребностями прогресса.

Социальная безопасность – прочный гражданский мир, построенный на справедливом распределении общественного богатства.

Цель СБ: обеспечение прочного гражданского мира.

Критерий: благополучие среднего слоя населения ( численность не менее 75%).

Объект СБ: социальная сфера общества ( социальные права, справедливость, свобода, демократия, инфраструктура социального обеспечения: система здравоохранения, образования, соц. культ. быта и фонды с их материальным фондом).

Субъект СБ: система государственной и общественной социальной защиты ( Наличие государственных институтов, организаций, центров, движений, партий, ставящих перед собой задачу социальной защиты населения).

Социальные опасности (угрозы) – действия одних слоев, групп, личностей (преднамеренные или бессознательно), направленных на уничтожение других, лишение здоровья, прав и свобод, замедление развития и консервация отсталости, разрушение личности, семьи, общества, народа, государства.

В чем проявляется:

1. несправедливое распределение собственности, доходов, власти;

2. уничтожение государственных социальных институтов.

3. проникновение иностранного капитала в социальную сферу и овладение ее инфраструктурой.

Экологическая безопасность

ЭБ – это проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды.

Цель ЭБ: обеспечение устойчивого на длительном отрезке времени равновесия между природой, техносферой и населением.

Критерии ЭБ: видовое разнообразие биосферы не ухудшается, не ухудшается состояние здоровья населения.

Объект ЭБ: природные и антропогенные экосистемы, которые находятся в системном взаимодействии друг с другом.

Субъекты ЭБ: законодательная, исполнительная, судебная власть, прокуратура, общественные организации.

Угрозы ЭБ: Природные глобальные изменения и катастрофы, неконтролируемый рост техносферного воздействия экосистемы.

Для обеспечения экологической безопасности большое значение имеет создание единой системы производственного экономического мониторинга ( ЕСПЭМ) ТЭК ( территориальный экономический комплекс).

Создание этой системы обеспечивает совместимость компаний и отдельных предприятий. Экологическая безопасность вышла сейчас ( в последнее время) на передний план в связи с ухудшением мировой экологической ситуации.

ЭБ включает совокупность мер политического, экономического, юридического, научно-технического характера. Эти меры осуществляются в национальных, региональных и международных рамках.

В России впервые создана комплексная карта «Состояние окружающей среды РФ», где сведены воедино информация из различных служб: о загрязнении воздуха и воды, эрозии почвы, гибели лесов, истощении рыбных запасов в реках и морях и дана комплексная оценка современного состояния окружающей человека природной среды. Оценка экологической ситуации, проводимая по трем группам показателей:

1. Ухудшение санитарно-гигиенической обстановки, ведущее к заболеванию населения ( загрязнению атмосферы, воды, почвы).

2. Истощение или утрата естественных ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности.

3. Нарушение или гибель охраняемых природных систем отдельных биологических видов, снижающие качественный уровень окружающей природной среды.

Карта – это информационная основа для принятия решений по обеспечению устойчивого экологического сбалансированного и безопасного развития страны с учетом проиродно-ресурсного потенциала территорий и интересов населения, для разработки федеральной экологической политики, для определения приоритетных экологических проблем, их прогноза и риска, и рассчитана на широкий круг пользователей (государственные учреждения, предпринимателей, финансовые, юридические организации).

 

Информационная безопасность

ИБ – состояние защищенности информационной среды общества. Это способность государства, общества, личности обеспечить необходимыми информационными ресурсами свое устойчивое функционирование в любых условиях жизнедеятельности.

Цель ИБ: защита информации прав субъектов информационной деятельности при формировании информационных технологий путем проведения правовых. Организационных и технических мероприятий.

Критерий ИБ: гарантированная защищенность информации от утечки, искажения, утраты или иных форм обесценивания.

Объекты ИБ: информация, затрагивающая государственные, служебные, коммерческие, интеллектуальные и личностные интересы.

Субъекты ИБ: органы государственной власти, СМИ, граждане и общественные объединения, предприятия и организации независимо от формы собственности.

Угрозы ИБ (что создает угрозы):

1. информационные войны;

2. деятельность разведовательных и специальных служб иностранных государств;

3. деятельность иностранных негосударственных структур и организаций, совместимая с безопасность и интересами государства;

4. преступные действия иностранных и международных криминальных групп и отдельных лиц.

Одним из элементов конкуренции на рынке товаров и услуг выступает информационная борьба, которая включает:

1. добывание необходимой информации;

2. переработка полученной информации;

3. защита информационных каналов от доступа;

4. дезинформация конкурентов;

5. уничтожение, искажение, хищение информации у конкурентов и т. д.

 

Лекция 2.

Вредные вещества.

Классификация вредных веществ.

Пути поступления в организм человека, распределение, прекращение действия вредных веществ, чувствительности к ним.

Вредные химические вещества окружающей среды можно разделить на 2 типа:

- естественные (природные)

- антропогенные (попадающие в окружающую среду в связи с деятельностью человека).

Для организма человека разнообразие химических веществ имеет неравноценное значение. Одни из них безразличны для организма, другие оказывают на организм вредное действие, третьи обладают выраженной биологической активностью – являясь либо строительным материалом живого вещества, либо строительным материалом живых веществ, либо обязательной частью ферментов, витаминов – это биологически активные элементы (биогенные элементы). Все биогенные элементы в зависимости от их процентного содержания в организме человека делятся на 2 группы:

- макроэлементы: О, С, Н, N, Cl, S, P, Ca, Na, Mg, содержание которых в организме достигает 10 % и более.

- микроэлементы I, Cu, Co, Zr, Pt, Mo, My, содержание которых в организме достигает 10 %- 10%

- следовые обнаруживаемые в организме человека в количестве не превышающие 10%

Качественное и количественное содержание химических элементов определяется природой организма. Организм представляет собой единую целостную систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой, но физиологические возможности организма ограниченны. Расстройство равновесия может наступать при воздействии чрезвычайного по величине или необычного по характеру фактора внешней среды. Эти расстройства могут быть в результате неравномерного распределения химических элементов в биосфере: атмосфере, гидросфере, литосфере. Избыток или недостаток определенных химических элементов наблюдается в местной фауне и флоре – это биогеохимические провинции, а специфические заболевания населения геохимическими заболеваниями (эндемический зоб – нехватка в Н2О и воздухе I). Химический состав грунтовых и подземных вод отражает химический состав почвы. В биогеохимической провинции, обедненной фтором, при содержании в Н2О источников водоснабжения 0,4 мг/л и менее имеет место заболевание – кариес зубов. Есть и другие биогеохимические провинции, бедные медью, Ca, Mn, Co, обогащенные свинцом, ураном, молибденом, марганцем, медью.

Существуют антропогенные химические факторы среды обитания, т.е. зависящие от деятельности человека. Они могут проявляться как в результате целенаправленной деятельности человека, так и в результате роста народонаселения, концентрации его в крупных городах, химизации всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и быта.

С развитием химической промышленности возрастает уровень загрязнения внешней среды:

- атмосферы – выброс выхлопных газов, продуктов сжигания топлива, промышленные выбросы

- воздуха рабочей зоны – при недостаточной герметизации, механизации и автоматизации производственных процессов

- воздуха жилых помещений (полимеры, лаки, краски, мастики)

-питьевой воды – в результате сброса сточных вод

- продуктов питания – при нерациональном использовании пестицидов, в результате использования новых видов упаковок и тары, при неправильном применении новых видов синтетических кормов

- одежды – при приготовлении ее из синтетических волокон

- игрушек, бытовых принадлежностей – при изготовлении с использованием синтетических материалов и красок. Все это опасно для здоровья и иногда для жизни человека.

В этих условиях проблема охраны природы и защита населения от опасного воздействия вредных химических факторов становится все актуальней.

Поступление разнообразных химических веществ в окружающую среду и организм человека количественно должно быть ограниченно пределом, при котором вредные вещества становятся индифферентными как для организма, так и для биосферы в целом.

Те химические вещества, которые проникая в организм даже в небольших количествах вызывают в нем нарушения нормальной жизнедеятельности, называются вредными веществами.

По степени потенциальной опасности воздействия на организм человека вредные вещества делятся на 4 класса в соответствии с ГОСТом.:

1- чрезвычайно опасные

2- высоко опасные

3- умеренно опасные

4- мало опасные

Критериями при определении опасности служат ПДК, смертельная доза, средняя смертельная концентрация.

 

Лекция

Основные понятия здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ). составляющие

Здоровый образ жизни

Здоровье играет важную роль в жизни человека. Для поддержания здоровья необходим здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни(ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle (то же что и ЗОЖ), так и Health promotion (укрепление здоровья).

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено.

Представители философско-социологического направления

(П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук,

В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную

социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни. Здоровый образ жизни позволяет быть до старости здоровым психически, нравственно и физически.

Несколько советов для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни и прожить долгую жизнь:

- Определите, что Ваш жизненный принцип здоровый образ жизни, и точно его придерживайтесь;

- Беспокойтесь о здоровье начиная с молодости, есть много болезней, которые проявляются с годами, хотя их корни в детстве;

- При больших проблемах со здоровьем начинайте периодически проходить диспансеризацию;

- В жизни соблюдайте принцип средней линии;

- Не полнейте, чтобы не осложнить работу организма, ускоряя процесс старения;

- Будьте всегда доброжелательны, разумны, раздражительность и суматоха вредят сердечно - сосудистой и нервной системам;

- Не держите обиды, учитесь прощать;

- Помните что семья и близкие друзья уникальная ценность и главное в Вашей жизни;

- Выберите способ зарабатывать деньги на жизнь, который Вам интересен и вызывает и материальное и моральное удовлетворение;

- Занимайтесь физическим трудом или фитнесом, стараясь проводить максимально много времени под открытым небом;

- Организуйте активный отдых, отсутствие движений облегчает возникновение некоторых болезней;

- Спите 7,5 часов в день (5 стандартных 1, 5-часовых циклов сновидения), отдых восстанавливает жизненную силу и часто лечит лучше любых лекарств;

- Не курите, особенно не пытайтесь спрятаться от жизненных препятствий в мир алкогольного или наркотического опьянения;

- Найдите время для хобби, оно помогает расслабиться и делает жизнь более разнообразной;

- Не поддавайтесь скуке и не разрешайте себе падать духом.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

• воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

• окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

• отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.

• питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

• движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с

• учётом возрастных и физиологических особенностей;

• гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

• закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию д/\я оптимальных действий в новых обстоятельствах;

• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни:

- активный умственный труд;

- приятная работа;

- рациональное питание;

- питание в соответствии с возрастом;

- собственная точка зрения;

- любовь и нежность;

- сон при температуре 17-18 градусов;

- постоянные физические нагрузки;

- периодическое употребление сладостей;

- эмоциональная разрядка.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — cпособность взаимодействовать с другими людьм.

Личная гигиена, режим дня

Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий режим функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению производительности труда. Постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования, сна приводит к снижению работоспособности, разбитости, сонливости днем, бессонницы ночью и другим неприятным явлениям. Установлено, что для подавляющего большинства учащихся имеются два пика максимальной работоспособности: между 10-12 и 16-18 часами. Именно в это время можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил.

При составлении режима дня стоит соблюдать основные его положения: -выполнение различных видов деятельности в строго определённое время, -правильное чередование работы и отдыха,-регулярное питание.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется жела­ние заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе. Особое внимание уделите полноценному сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Одно из наиболее распространенных расстройств сна - бессонница. Она обычно возникает в результате нервного переутомления, длительной напряженной умственной работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Ошибочно надеяться, что применение снотворных средств излечит от бессонницы. Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего, стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не пить много на ночь. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки перед сном. Спокойная обстановка (выключен свет, радио, телевизор), привычный порядок подготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной отдых. Спать обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Одеяло должно быть легким, но достаточно теплым. Не закрывайте лицо одеялом или подушкой и не укрывайтесь слишком тепло. Ночное белье должно быть свободным, удобным, подушка не слишком высокой. Эти несложные советы помогут быстро засыпать, и сон будет глубоким и полноценным.

Каким должно быть питание

Непременное слагаемое здоровья - рациональное питание. Оно обеспечивает человека энергией и веществами, из которых строится организм, и которые регулируют обменные процессы.

Чтобы знать, как правильно питаться, нужно ответить на вопросы: - когда есть?

-Какой должна быть пища? -Как его готовить?

-Как есть?

Рекомендуется принимать пищу не менее четырех раз в день. Для ее переваривания требуется часа три, вот и нужно есть примерно через 3,5-4 часа. Некоторые девочки, не желая поправляться, стараются есть пореже. И что же получается? Обычно они съедают за два приема больше, чем может усвоить организм, и тогда часть неусвоенной пищи превращается в жир. Человек не только не худеет, а еще больше толстеет. Если питаться всегда в одно и то же время, весь организм своевременно подготавливается к приему пищи: выделяются желудочный и кишечный пищеварительные соки. В результате пища хорошо усваивается. Но если пришло время обеда, а человек не поел, пищеварительные соки будут выделяться впустую, а это вредно.

Значит, первое правило: стараться есть всегда в одно и то же время. Вы, конечно, слышали о том, что в состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода. И все они очень нужны организму. Белки, содержащиеся в животных продуктах- мясе, рыбе -называются животными. В них особенно нуждается растущий организм. Из животных белков «строятся» мышцы, кожа, мозг, внутренние органы. Очень хорошо усваиваются детьми животные белки, содержащиеся в молоке и молочных продуктах. Вот почему в рационе обязательно должно быть молоко. Растительные белки содержатся в горохе, фасоли, в хлебе. Организму нужно восполнять затраты энергии. А этому помогают углеводы и жиры. Углеводы содержатся в крупе и хлебе, картофеле и других овощах, сахаре. Весной и в конце зимы в организме наблюдается недостаток витаминов. Вам, конечно известны коробочки и баночки с витаминами. Некоторые накупят сладких таблеток, содержащих витамины, и съедят чуть ли не всю пачку сразу. Потом вдруг ни с того ни сего начинается тошнота, головная боль. Это организм дает знать о повышенном содержании витаминов. Поэтому препараты витаминов можно принимать только по рекомендации врача или, по крайней мере, с разрешения взрослых. В состав тела человека входят самые различные вещества: железо, кальций, магний, калий и т. д. Но больше всего в организме человека воды. В головном мозгу, например, содержится 80% воды, в мышцах 76%, в костях 25%. Вот почему человеку так нужны минеральные соли и вода. Мы пьем воду, когда хотим пить, она же поступает в организм с соками, супом, компотом, молоком, а также с другими пищевыми продуктами. В одних содержится очень много воды, например в огурцах и арбузе. Есть вода и в котлетах, и в хлебе, и даже в сухарях. Без воды не будут происходить никакие жизненные процессы. Без пищи человек может прожить недели, без воды -считанные дни. Минеральные соли содержатся в самых обычных пищевых продуктах: В капусте, яблоках, молоке, рыбе.

Значит, второе правило питания: нужно есть разнообразную пищу. И при этом стараться употреблять наиболее полезные продукты: молоко, мясо и различные овощи: морковь, свеклу, репу, брюкву, капусту, помидоры, салат, огурцы. Молока старайся выпивать не менее 0,5 литра в день. А вот макаронами, печеньем, конфетами и вообще мучным да сладким увлекаться не стоит. В день не более 6-7 ложек сахара. Весною надо есть более богатую витаминами пищу: квашеную капусту, варенье, салаты из ранней зелени. Полезно выпивать в день хотя бы стакан сока. Чтобы сохранить в продуктах витамины, нужно правильно готовить пищу. Негативное влияние на организм оказывает избыточное или недостаточное питание. При чрезмерном питании в значительной мере увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, а, в конечном счете, к различным заболеваниям сердечно - сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании человек резко худеет, ухудшается его самочувствие, падает работоспособность, снижается иммунитет. Вот почему так важно соблюдать правила рационального, сбалансированного и полноценного питания.

Закаливание организма

Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких, как температура, влажность, солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды. Легче переносит мороз и жару тот человек, который с малых лет закаливал свой организм, приучал его к колебаниям температуры. Следовательно, закаливание - это комплекс приемов, которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды. Закаливание - мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. В 2-4 раза снижают их число закаливающие процедуры, а в отдельных случаях помогают вовсе избавиться от простуд. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия. Надо помнить, что через 2-3 месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться. Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха. Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течение! минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 минуту. В холодное время года прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде. Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении. Более сильный закаливающий фактор-вода. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным массажем, улучшающем кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой. Начинают закаливание водой при температуре ее не ниже 33-35 градусов и дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на один градус. Если со стороны организма не возникает никаких изменений, температуру воды можно довести до температуры водопроводной (10-12 градусов). Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах. При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания. Вначале продолжительность купания оставляет 4-5 минут, постепенно ее увеличивают до 15-20 минут. Во время слишком долгого купания или купания в очень холодной воде усиленный обмен веществ не может восполнить потерю тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек наносит вред своему здоровью. Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение. Оно вызывает расширение сосудов, усиливает деятельность кроветворных органов, способствует образованию в организме витамина D. Это особенно важно для предупреждения у детей рахита. Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5 минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 минут, но не более. При этом надо помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию организма, солнечному удару, ожогам. Таковы основные слагаемые здоровья.

Ограничение контактов

Ограничение контакта сводится к изоляции больных и инфицированных лиц. Это реально в условиях дома, семьи, где проводятся в основном режимно -ограничительные мероприятия. В ряде случаев необходимо наблюдение за контактными лицами (обсервация) и даже введение карантина. В отношении части больных может оказаться необходимой госпитализация.

Каждый человек должен помнить, что при появлении первых признаков инфекционного заболевания необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью. Утаивание инфекционного заболевания наносит вред, иногда непоправимый, не только заболевшему, но и окружающим. Вспышка инфекционного заболевания может вывести из строя родственников и целый коллектив на работе.

Изолированный инфекционный больной перестает быть источником инфекции в коллективе.

Выявление бактерионосителей среди окружающих проводится специальной службой. Уклонение от медицинского обследования должнорассматриваться как грубое нарушение мероприятий по борьбе с заразными заболеваниями.

Иммунизация

Что касается личной профилактики, то самым надежным способом предупреждения инфекционной болезни является своевременная иммунизация. Необходимо повысить специфическую сопротивляемость организма к тем или иным возбудителям, т. е. воздействовать на иммунитет. Воздействие на иммунитет - иммунизация, которая может быть активной и пассивной.

Иммунитет к инфекционным заболеваниям вырабатывается в период естественного выздоровления инфекционного больного или при искусственном введении здоровому человеку вакцины. Цель активной иммунизации состоит в том, чтобы вызвать специфический иммунный ответ на определенный инфекционный агент- введенную вакцину.

Вакцины производятся из убитых или ослабленных микроорганизмов, вызывающих легкие формы заболевания. При снижении иммунитета вакцину можно вводить повторно. Последующее воздействие того же агента приводит к быстрому повышению резистентности с образованием необходимых иммунных клеток.

При некоторых заболеваниях создание вакцин пока не осуществлено (сальмонеллез, заразный насморк, СПИД и др.).

Пассивная иммунизация - это введение готовых антител (белков-иммуноглобулинов, образующихся в ответ на введение микроорганизмов или их части-антигена), полученных от человека или животного после активной иммунизации. Иммунитет после пассивной иммунизации непродолжительный.

Химиопрофилактика инфекций

С целью предупреждения некоторых заболеваний проводится профилактическое применение антибиотиков или химиопрепаратов.

Примером может служить профилактика реинфекции при ангине, когда больным после курса пенициллина вводят бициллин-5, что предупреждает осложнение ревматизмом. Употребление мефлохина целесообразно при выезде в климатические зоны, где распространена малярия. Эффективной химиопрофилактикой гриппа является применение ремантадина. Антибиотики неэффективны при профилактическом использовании с целью предупреждения бактериальных осложнений при гриппе, других острых респираторных заболеваниях, вирусных болезнях с высыпаниями на коже (корь, краснуха, ветряная оспа и др.).

Молодежь и наркотики

Любознательность является одной из замечательных черт характера человека. Она, как правило, проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитее познавательных наклонностей.

Молодые люди, чаще подростки, пробуют употреблять наркотики в первую очередь с познавательной целью, чтобы испытать их действие на себе.

Подавляющее число подростков знакомятся с наркотиками (алкоголь, курение, каннабис – марихуана, киф, гашишь) в компании своих сверстников или старших по возрасту и опыту людей, имеющих уже так называемую лекарственную зависимость.

Подросток пробует какой-то препарат или курит травку, находясь под воздействием одурманивающего действия и психологии «стадного чувства», постепенно втягивается в этот процесс. И после 3-4 раза он ощущает тягу к препарату и независимо от своей воли ищет возможность вновь и вновь ощутить это неестественное состояние души и тела.

В настоящее время в России проблема наркомании и токсикомании является одной из актуальных. По данным центральной прессы и компетентных органов, считается, что больных, зависимых от наркотических веществ, у нас около 20-24%, т.е. в каждой четвертой семье знают на себе действие наркотиков. По образному выражению специалистов – «… Россия посажена на иглу… и происходит мучительная ломка».

А как же выглядит эта проблема в других странах?

По данным ВОЗ, в Канаде около 20% учащихся средних школ знакомы с действием каннабиса. Показатель употребления этих препаратов среди учащихся средних школ США достигает 40% процентов, а среди студентов – до 30-50%, и этот показатель из года в год имеет тенденцию роста.

В Индии, согласно сообщениям, около 5% всех студентов одного из университетов постоянно употребляют каннабис, а 50% студентов и 8% студенток имели возможность ощутить его действие на себе.

За последние 20 лет препараты опия и других наркотических веществ, включая героин, употребляют молодые люди Великобритании, Франции, Ирана, Швеции и других стран.

Основной в настоящее время особенностью считается то, что употребляют наркотические средства дети и подростки, принадлежащие к привилегированным группам, а не только выходцы из семей с низким социально – экономическим положением, групп риска, как их иногда именуют, куда относят неполные семьи, семьи алкоголиков, наркоманов, имеющих генетические отклонения и дефекты в воспитании.

 

Возраст и наркотики

В различных географических регионах мира существуют возрастные градации, когда молодые люди начинают принимать наркотики.

Наибольшее число случаев употреблении наркотических веществ приходится на юношеский возраст.

Приобщение к наркотикам в нашей стране, что характерно и для других европейских стран, начинается в подростковом возрасте. Все начинается с табака, алкоголя, летучих растворителей (токсикомания) и каннабиса.

Затем идет следующий этап – амфетамин, кокаин, барбитураты и другие синтетические препараты. Все зависит от социального статуса, материальных возможностей и окружения.

Личные мотивы, о которых мы говорили выше, также связаны с возрастными особенностями.

Любопытство, потребность быть «своим» в группе сверстников, «независимость в поступках», а так же попытки испытать удовольствие и возбуждение – особенно характерны для молодых людей.

С момента появления лекарственной зависимости (вспомните выражение – «посадить на иглу») эти же мотивы оказывают влияние на личность, но здесь уже симптоматика болезни «бьет ключом и требует подкормки». Как следствие – экономические затруднения, наркотическая «ломка» и желание любым путем выйти из этого замкнутого круга, хотя бы на минуту. Преступные помыслы, бесконтрольность своего действия, заторможенность и агрессивность – вот основные черты личности молодого человека, которые «приобретаются» за короткий срок, связанный с употреблением наркотиков.

Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством. Здесь выступают другие мотивы – стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия или «принадлежности к клану, социальной группе».

И токсикомана

В жизни и педагогической деятельности неоднократно придется сталкиваться с родителями, которые напрочь отрицают приобщение своих чад к употреблению наркотиков - … «что Вы. Алла Сергеевна, мой Алик иногда покуривает, но … упаси боже, даже страшно подумать, нет и нет. Мы следим, почти ежедневно обнюхиваем, внушаем! Вот в семье N … да, там собираются подростки, и какие-то смурные ходят! А наш Алик – нет!»

Примерно такие же монологи можно услышать в школе, поликлинике и даже милиции.

Действительно, даже врачи общей практики не могут распознать иногда проявление наркотической интоксикации и абстиненции (потребности «похмелья»), дифференцировать соматические заболевания соматические поражения, вызванные потреблением наркотических средств.

Даже эксперты, проводящие медицинские освидетельствования при алкогольном опьянении в больницах, травмпунктах, медвытрезвителях лиц, попавших туда,- при выраженной клинической картине опьянения, но без алкогольного запаха в выдыхаемом воздухе – не могут констатировать наркотическое опьянение. А возможно, эти признаки («одурманивающий» безучастный взгляд, пошатывание, невнятное бормотание, отсутствие сухожильных рефлексов) характерны для токсикомана?

Как распознать педагогам, родителям, видящим свое чадо в подобном состоянии?

В любом случае подозрения должно быть подтверждено и доказано, что в организме имеется наличие конкретного вещества!







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.180.108 (0.042 с.)