Кафедра «Экономика строительного производства» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Экономика строительного производства»



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________________________________

Кафедра «Экономика строительного производства»

 

 

М.В. Кокин, Н.С. Лобанова, О.А. Оленина

 

РАЗРАБОТКА ЛОКАЛЬНЫХ СМЕТ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ 2001 г.

Методические указания к курсовому и дипломному проектированию

 

Москва - 2006

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________________________________

Кафедра «Экономика строительного производства»

 

М.В. Кокин, Н.С. Лобанова, О.А. Оленина

 

 

Разработка локальных смет с использованием сметно-нормативной базы 2001 г.

 

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний

 

 

Для специальностей: «Экономика и управление на предприятии (строительство)», «Экономика и управление на предприятии (транспорт)», «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство», «Строительство гражданских сооружений».

 

Москва – 2006

УДК:69.003.12

К 55

М.В. Кокин, Н.С. Лобанова, О.А. Оленина, Разработка локальных смет с использованием сметно-нормативной базы 2001г. Пособие и методические указания.-М.:МИИТ.2006. – 57 с.

В пособии приведена последовательность разработки сметной документации (локальной сметы) в соответствии с требованиями Госстроя Российской Федерации и ряд нормативной документации 2001-2005гг.

В методических указаниях разобран пример разработки локальной сметы на сооружение верхнего строения железнодорожного пути.

Методические указания могут быть использованы студентами в процессе выполнения курсовых работ, дипломных проектов, в качестве пособия к практическим занятиям.

© Московской государственный

университет путей сообщения

(МИИТ), 2006.

 

 

Введение

Техническое перевооружение производственной базы в строительстве, широкое внедрение системы подрядных торгов, изменение структуры строительно-монтажных организаций, полное изменение структуры источников инвестиций, рыночные отношения вступили в противоречие со сметно-нормативной базой ценообразования, заложенной в 1984 и 1991 годах. В связи с этим, к 2001г. была разработана сметно-нормативная база с учетом новых экономических условий деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации.

Сметно-нормативная база 2001г. обеспечивает участников инвестиционно-строительного процесса достоверным определением стоимости строительства в условиях рыночных отношений.

Новая сметно-нормативная база постепенно входит в практику сметного дела, но обеспеченность методической документацией и нормативными материалами пока недостаточна. Данное пособие и методические указания по вопросам сметного дела позволяет студентам восполнить этот недостаток и оказать помощь в курсовой и дипломной работе.

 

 

Общие положения

Основу сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве составляют Государственные элементные сметные нормы(ГЭСН-2001). Используя ГЭСН-2001, сборники сметных цен на перевозки грузов для строительства, нормативы по оплате труда рабочих-строителей, нормативы затрат на эксплуатацию машин разработаны и продолжают разрабатываться единичные расценки по видам строительных работ: федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР) и отраслевые (ОЕР). На рис. 1 приведена классификация сборников единичных расценок.

 
 

 


 

Рис.1. Классификация сборников единичных расценок

 

Основой сметной документации являются Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001).Сборники ГЭСН содержат техническую часть и таблицы сметных норм с указанием состава и потребностей в ресурсах, необходимых для выполнения единицы вида, наименования строительных работ.

ГЭСН используются для разработки единичных расценок (сборников единичных расценок ЕР), укрупненных сметных нормативов, применяемых при строительстве новых, реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий, а также для определения сметной стоимости строительства ресурсным методом.

Смета – документ, определяющий размер средств, необходимых для постройки и реконструкции объекта; расчет, определяющий стоимость объекта; это цена строительной продукции.

Показатель сметной стоимости является основой для организации всей экономической работы при проектировании и строительстве объектов, сооружений, а отсюда и требования к смете – это обеспечение экономии средств (не допуская необоснованных излишеств) и полный учет всех действительных затрат на сооружение объекта.

Исходными данными для составления сметы является два показателя: объем работ и стоимость единицы работ (единичная расценка).

При разработке сметной документации применяют следующие методы определения стоимости:

Базисно-индексный – это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне предшествующего периода (это самый распространенный метод).

Базисно-компенсационный - (применяется редко и широкого распространения не получил) – это суммирование стоимости, исчисленной в базовом уровне цен, и определяемых расчетами дополнительных затрат, связанных с ростом цен, тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы.

Ресурсный – это калькулирование в текущих ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проекта на строительство сооружения. Калькулирование проводится на основе выраженных в натуральных измерителях потребностей в материалах, изделиях, конструкциях, (предусмотренных нормами ГЭСН), данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расходе энергоносителей, затратах труда строителей. Отмечается, что ресурсный метод определения сметной стоимости сооружения пока является весьма трудоемким.

Ресурсно-индексный - это сочетание ресурсного метода с системой индексов цен на ресурсы, используемых в строительстве.

Для определения сметной стоимости сооружений разрабатывается сметная документация в определенной последовательности, состоящая, из локальных сметных расчетов, локальных смет, объектных сметных расчетов, объектных смет, сводных сметных расчетов и сводки затрат.

Локальные сметы – первичные сметные документы, которые составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям.

Локальные сметные расчеты составляются также на отдельные виды работ по зданиям и сооружениям в тех случаях, когда объемы работ окончательно не определены и подлежат уточнению.

Объектные сметы объединяют в своем составе данные из локальных смет (суммирование итогов по локальным сметам), на основе которых определяется стоимость объекта и формируются договорные цены на строительную продукцию.

В тех случаях, когда стоимость объекта определяется по одной локальной смете, объектная смета не составляется, а в итог локальной сметы включаются средства на покрытие лимитированных затрат в том же порядке, что и в объектных сметах. Лимитированные затраты учитывают удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных не титульных зданий и сооружений, затрат на подготовку к сдаче объекта в эксплуатацию и др. затраты. Тогда сметная стоимость сооружения определяется локальной сметой, которая включает следующие затраты:

 

(1)

 

где: ПЗ – прямые затраты;

НР – накладные расходы;

СП – сметная прибыль;

Л - лимитируемые затраты;

ОМ – стоимость оборудования и его монтажа, если они функционально связаны с деятельностью объекта строительства.

В составе прямых затрат по их итогу могут начисляться отдельными строками разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.

Объектные сметные расчеты объединяют данные из локальных сметных расчетов по стоимости объекта (сооружения) и подлежат дальнейшему уточнению.

Сводный сметный расчет объединяет объектные сметы и все виды затрат, связанных с отводом земельных участков, проектно-изыскательскими работами и многими другими затратами. Сводный сметный расчет составляется по форме, установленной СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» и состоит из 13 глав.

Сводный сметный расчет является основным документом, определяющим стоимость сметную стоимость строительства- это величина капитальных вложений.

Сводка затрат определяет суммарную стоимость объектов производственного и жилищно-гражданского назначения.

На сегодня, в основном, сметная цена объекта строительства определяется по федеральным единичным расценкам. Федеральные единичные расценки универсальны. Применение территориальных (ТЕР) и отраслевых (ОЕР) единичных расценок весьма ограничено.

Пример единичной расценки из ФЕР (сборник 28)

Локальная смета

Локальные сметы являются первичными сметными документами по определению сметной цены отдельных видов строительно-монтажных работ сооружения на основе объемов, определяющихся при разработке рабочей документации, проекта. В железнодорожном строительстве локальные сметы разрабатываются на сооружение земляного полотна, верхнего строения пути, мостов, путепроводов и др. Кроме того, локальные сметы разрабатываются на приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, монтаж оборудования. Для получения полной стоимости объекта в целом, данные локальных смет суммируются и являются основой разработки объектной сметы. В большинстве локальные сметы разрабатываются на основе единичных расценок (ФЕР-ов, ТЕР-ов) по видам работ, применяя базисно-индексный метод.

Локальные сметы группируют три вида затрат: прямые затраты (ПЗ), накладные расходы (НР) и сметную прибыль (СП), т.е.:

(4)

Прямые затраты включают в себя:

1) сметную стоимость материальных ресурсов строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов (М), франко, руб.;

2) заработную плату основных рабочих (3), руб.;

3) расходы по эксплуатации строительных машин (Э), в состав которых включена заработная плата рабочих, обслуживающих машины (машинистов), руб., т.е.

 

(5)

В табл. 2 приведена схема локальной сметы. Графы 2,3,5,6 (5 и 6 числитель и знаменатель), 11 (числитель) заполняются данными из ФЕР или ТЕР. Обращает внимание графа 11, в которой указаны: числитель (затраты труда рабочих, не занятых обслуживанием машин) – данные числителя приводятся в ФЕР (ТЕР), а значений знаменателя нет (затрат труда машинистов). Затраты труда машинистов определяются расчетом. Этот расчет приводится ниже (формула 7).

На практике знаменатель не рассчитывается по позициям единичных расценок а определяют его в конце сметы сразу и заносят в знаменатель графы 12 локальной сметы. Суммируя значения числителя и знаменателя в графе 12 получают нормативы сметных затрат труда рабочих-строителей и машинистов в чел-ч на сооружение объекта.

При разработке сметной документации по регионам страны, используя ФЕР-2001, на стоимость материалов, заработную плату рабочих-строителей и затратам по эксплуатации машин, вводятся базисные поправочные коэффициенты (индексы) к ФЕР-2001 по регионам Российской Федерации (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой РФ), 2004г.). Порядок введения коэффициентов приводится в примере настоящего пособия.

 


Таблица 2  
Сметная стоимость: тыс.руб.  
Hормативная трудоемкость: тыс.чел.ч.  
Сметная заработная плата: тыс.руб.  
№ п/п Шифр и номер позиции норматива   Наименование работ и затрат, единица измерения Кол-во Стоим. ед., руб. Общая стоимость, руб. Затр. труда рабочих, не зан. обсл. машин, чел-ч  
всего экс. маш. вВсего   оплата труда осн. рабочих экс. маш. в т.ч. опл. труда мех. Облуж.маш.  
оплата труда осн. раб. в т.ч. опл. ттуда мех. на ед. всего  
                         
Завершение сметы
  Прямые затраты в базисных ценах + + + + + + +
  Индекс на заработную плату рабочих строителей (К-…) +          
  Индекс на эксплуатацию машин (К=…) в том числе заработная плата машинистов +          
  Индекс на материалы (К=…) +          
  Итого прямые затраты в текущем уровне цен + + + +   + +
  Накладные расходы, % + +       +
  Итого с накладными расходами +          
  Сметная прибыль, % +          
  Всего по смете + + + +   +
                           

Примечание: знак «+» заменяет цифровые данные


Разработка локальных смет

Курсовая работа предусматривает определение сметной стоимости строительства участка железной дороги широкой колеи.

Основной составляющей частью курсовой работы является разработка локальных смет на сооружение верхнего строения пути и земляного полотна.

В задании приводятся исходные данные и перечни осмечиваемых видов работ.

Верхнего строения пути.

Перечень исходных данных с пояснениями:

1. Район строительства (по заданию); необходим для определения коэффициента индексации пересчета сметных цен 2000г. в цены текущих лет;

2. Длина строящегося нового участка железной дороги (принимается по заданию);

3. Характеристика верхнего строения пути (принимается по заданию):

· тип рельсов Р_____ длиной 25 м;

· скрепления нераздельные;

· эпюра шпал (деревянные)________шт/км (по заданию);

· число противоугонов на 1 км пути –736 шт.;

· число стрелочных переводов М1/9 – 30 комплектов на весь участок;

· балласт ______________ (принимается по заданию), объемный вес гравийно-песчаного и щебеночного балласта составляет 1,6 и 1,7 т/м3 соответственно.

Сборка рельсошпальной решетки и блоков стрелочных переводов осуществляется на звеносборочной базе, располагаемой от строящегося участка по действующим путям общего пользования на расстоянии ___ км., (принимается по заданию), (в локальной смете позиции 1,2,3,4).

Транспортные расходы на перевозку звеньев верхнего строения пути (путевой решетки), длинномерных рельсовых плетей и блоков переводов стрелочных по действующей сети железных дорог приводятся в ценах 2000г. по Сборнику сметных цен на перевозки грузов для строительства. Часть 1 (СНиП IV-1.82) с учетом коэффициента индексации (ОАО Российские железные дороги ЦУКС М-20/273 от 21.02.05) включая погрузо-разгрузочные работы (приложение 2).

Сметные цены на погрузо-разгрузочные работы при автомобильных и железнодорожных перевозках приведены в приложении 3.

Транспортные расходы на перевозку балласта, рельсошпальной решетки, стрелочных переводов по строящемуся участку приняты по тарифам временной эксплуатации железных дорог по прейскуранту № 10-01-18 с учетом индексации в ценах 2000г. (приложение 4).

Длина транспортировки считается как половина длины строящегося участка. Масса брутто 1 км. верхнего строения пути и стрелочных переводов приведена в приложениях 5 и 6.

Сметная цена транспортировки по строящемуся участку 1 км звеньев ж.д. пути определяется как произведение массы 1 км звеньев пути, половины длины строящегося участка и цены 1 ткм.

Таким образом, определяется сметная цена транспортировки стрелочных переводов и балласта.

Сметные цены на перевозку балластных материалов и грунта дренирующего по действующей сети железных дорог ОАО «РЖД» приведены в приложении 7 в сметных ценах 2000г.

Оптовая цена 1м3 балластных материалов приведена в приложении 8 в ценах франко-вагон-станция отправления, а стоимость выгрузки в приложении 3.

В результате сметная цена 1 м3 балласта определена в следующей последовательности:

1. Рассчитывается стоимость транспортировки балласта от станции отправления до вновь строящегося участка железной дороги общего пользования (приложение 7);

2. Рассчитывается стоимость транспортировки балласта по строящемуся участку по тарифам ОВЭ (приложение 4) 1 ткм.;

3. Определяется стоимость выгрузки балласта (приложение 3) 1т.

Все три вида расчетов складываются и умножаются на массу (вес) 1 т. балласта (объемный вес 1м3 балласта гравийно-песчаного 1600 кг/м3, щебеночного – 1700 кг/м3).

Сметная цена 1м3 балласта определяется как сумма транспортных расходов и оптовой цены 1м3 балласта (приложение 8). Полученная сметная стоимость 1 м3 войдет в единичную расценку локальной сметы (позиции сметы 7 и 8). Приведенный расчет определения сметной стоимости материала носит название «калькуляция». Калькуляции номеруются и прилагаются в конце локальной сметы.

При определении стоимости транспортировки стрелочных переводов следует учитывать стоимость следующих операций:

· транспортировку стрелочного перевода от станции отправления до строящегося участка по путям общего пользования;

· транспортировку стрелочного перевода по строящемуся участку (тариф ОВЭ);

· выгрузку стрелочного перевода.

Сметная цена перевода стрелочного, масса (вес) приводится в приложении 6.

Структура локальной сметы приведена в примере, табл.3.

В конце сметы по итогам прямых затрат водится индексация пересчета цен от 2000г. (базисного) в региональные цены на материалы, заработную плату рабочих-строителей и затратам на эксплуатацию машин.

Накладные расходы

Накладные расходы (НР) - это сума средств, предназначенных для возмещения затрат строительно-монтажных организаций, связанных с созданием условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.

Накладные расходы отличаются от прямых затрат только по своей роли в процессе производства и состоят из одинаковых первичных экономических элементов – затрат живого и овеществленного труда. Сумма накладных расходов и прямых затрат представляет собой себестоимость строительных работ. НР по видам затрат разделяются на 4 группы:

·административно-хозяйственные расходы;

·расходы по обслуживанию работников строительства;

·расходы по организации работ на строительной площадке;

·прочие расходы.

Величина накладных расходов исчисляется в процентах от средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (ФОТ) в составе сметных прямых затрат по видам строительных и монтажных работ (приложение 9).

Разрешается НР исчислять и по основным видам строительства (приложение 10).

 

Калькуляция №1

Калькуляция №2

Калькуляция №3

И монтажных работ

№п/п Виды строительных и монтажных работ Нормативы НР (в % от ФОТ) Область применения (Номера сборников ГЭСН, ГЭСНм, ГЭСНп) (ФЕР, ФЕРм, ФЕРп)  
       
1.1   1.2 1.3   1.4 Земляные работы, выполняемые: механизированным способом   ручным способом     с применением средств гидромеханизации   по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным)                   ГЭСН-2001-01   табл. 01-01-001...138; 01-02-001...011;   табл. 01-02-055...064; табл. 01-01-144...155;   табл. 01-02-017...049; 01-02-065...135;
  Горновскрышные работы   ГЭСН-2001-02
  Буровзрывные работы   ГЭСН-2001-03
4.1 4.2 4.3   Свайные работы Опускные колодцы Закрепление грунтов   ГЭСН-2001-05, раздел 01 раздел 02 раздел 03
    5.1   5.2 Бетонные и железобетонные монолитные конструкции в строительстве: промышленном   жилищно-гражданском     ГЭСН-2001-06     раздел 01 (подразделы 1…14) раздел 01 (подразделы 16,17,18)
    6.1     6.2 Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве: промышленном   жилищно-гражданском       ГЭСН-2001-07     разделы 01…04,06,07 и табл. 07-08-002, 003; раздел 05 и табл. 07-08-001, 07-08-006;
  Конструкции из кирпича и блоков     ГЭСН-2001-08
       
  Строительные металлические конструкции   ГЭСН-2001-09
  Деревянные конструкции   ГЭСН-2001-10
  Полы   ГЭСН-2001-11
  Кровли   ГЭСН-2001-12
  Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии   ГЭСН-2001-13
  Отделочные работы   ГЭСН-2001-15
  Сантехнические работы – внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)   ГЭСН-2001-16 ГЭСН-2001-17 ГЭСН-2001-18 ГЭСН-2001-19 ГЭСН-2001-20
  Временные сборно-разборные здания и сооружения   ГЭСН-2001-21
  Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы   ГЭСН-2001-22 ГЭСН-2001-23 ГЭСН-2001-24
  Теплоизоляционные работы   ГЭСН-2001-26
  Автомобильные дороги   ГЭСН-2001-27 (кроме раздела 10)
  Железные дороги   ГЭСН-2001-28
20.1 20.2 Тоннели и метрополитены - закрытый способ работ - открытый способ работ   ГЭСН-2001-29
  Мосты и трубы   ГЭСН-2001-30
  Трамвайные пути   ГЭСН-2001-32
  Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах   ГЭСНм-2001-20 (отдел 01) ГЭСНм-2001-10 (отдел 07)
                   

Приложени10

Оглавление

    Стр.
1. Введение  
2. Общие положения  
3. Федеральные и территориальные единичные расценки на строительные работы (ФЕР-2001, ТЕР-2001)  
4. Определение сметной стоимости материалов, изделий и конструкций  
5. Локальная смета  
6. Методические указания к курсовой работе  
7. Разработка локальных смет  
8. Накладные расходы  
9. Порядок расчета нормативной трудоемкости  
10. Порядок расчета сметной заработной платы  
11. Порядок введения региональных индексов  
12. Калькуляция: «Определение стоимости транспортировки звеньев пути к месту укладки в ценах 2000г.»  
13. Калькуляция: «Определение сметной стоимости 1 м3 песчано-гравийного балласта в ценах 2000г.»  
14. Локальная смета на сооружение земляного полотна  
15. Калькуляция: «Определение сметной стоимости перевозки грунта из карьера к месту отсыпки земляного полотна в ценах 2000г.»  
16. Приложения  
     
     

 

Список литературы

1. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, (МДС 81-35.2004) /Госстрой России/, 2004.

2. Письмо № СК-426/02 от 08.02.2006г. Об индексах изменения сметной стоимости на 1 квартал 2006г.

3. Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, (МДС 81-33.2004), /Госстрой России/ Москва, 2004.

4. Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве, (МДС 81-25.2001), /Госстрой России/ Москва, 2001-15с.

5. Федеральные единичные расценки на строительные работы ФЕР-2001-01 Земляные работы /Госстрой/ Москва, 2000.

6. Федеральные единичные расценки на строительные работы ФЕР-2001-28 Железные дороги /Госстрой/ Москва, 2003.

7. Отраслевые единичные расценки на строительные работы ОЕР 81-02-28-2001 Железные дороги /МПС России/ Москва, 2003г.

8. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы ГЭСН 81-02-28-2001 Железные дороги /Госстрой России/ Москва, 2003г.

9. Отраслевые элементные сметные нормы на строительные работы ОЭСН 2001-28 Железные дороги /МПС России/ Москва, 2003г.

10. Отраслевой сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции для строительств объектов железнодорожного транспорта ОССЦ-2001.

11. Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве ФССЦ-2001.

12. Отраслевой сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства ОССП-2001 -1.

13. Отраслевой сборник сметных цен на перевозку грузов для строительства ОССП-2002 -1.

14. Учебник «Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве» Волков Б.А., Болотин А.В., Кокин М.В., Муджири Т.М. и др. М.Желдориздат, 2000, 634с.

15. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001г. (Практическое пособие). Под ред. П.В. Горячкина. - Москва. Санкт-Петербург, 2003г.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

____________________________________________________

Кафедра «Экономика строительного производства»

 

 

М.В. Кокин, Н.С. Лобанова, О.А. Оленина

 

РАЗРАБОТКА ЛОКАЛЬНЫХ СМЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.073 с.)