Сдаём егэ по русскому языку с опорой на литературу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сдаём егэ по русскому языку с опорой на литературу



I. Философско-нравственные проблемы

 

Проблема поиска смысла жизни

 

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней "с казённой надобностью", задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо "жизнь трогает везде, достаёт" («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное "я". Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию "золотой молодёжи", участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?" - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное "я".

 

Проблема свободы выбора (выбора пути)

 

Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: "Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя, и коня потеряешь". Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо - значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды - это налево, а прямо - это путь восхождения "через тернии к звёздам". И каждый из нас выбирает свой путь...

 

Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

 

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев - Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто - великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину - лик святой Цецилии - не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: "Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране". Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой - в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой - исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: "Помни, Илья: народ породил тебя - народу и послужить должен!" Таков был свободный выбор "несвободного" талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

 

II. Человек и государство

 

Проблема художника и власти

 

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ века. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солженицын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил "заботу" государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

 

Творчество - единственный способ бессмертия творца. "Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи" - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

 

Проблема эмиграции

 

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

 

Эмигрант третьей волны С.Довлатов, уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, "старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой", - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

 

Проблема интеллигенции

 

По мнению академика Д.С. Лихачёва, "основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория". Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего "чемодан" с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

 

Например, на ЕГЭ Вам достался текст Д. Гранина на тему чести. Воспользовавшись нашей услугой "Готовые аргументы к сочинению на ЕГЭ", Вы получаете следующие два аргумента**:

1) Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта "невольником чести". Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя.Однако Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

2) Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев - персонаж повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль.
Швабрин - полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: "береги платье снову, а честь смолоду". Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.

 

В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт, т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирую­щая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное выска­зывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить: он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отноше­нию к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько те­матических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

 

  1. Проблемы

2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать

  1. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочине­ния)
  2. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

 

Возможно, кого-то смутит очевид­ное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на­ пример, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.

 

Рубрика №1. «Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»

Проблемы

  1. Нравственные качества настоящего человека
  2. Судьба человека
  3. 3.Гуманное отношение к человеку
  4. Милосердие и сострадание

 

Утверждающие тезисы

  1. Несите миру свет и добро!
  2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.
  3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.
  4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.

Цитаты

1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).

3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).

4. Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).

 

Аргументы

Проблемы

  1. Человек и родина
  2. Связь человека со своим народом

Утверждающие тезисы

  1. Люби, цени и защищай свою отчизну.
  2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.
  3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее

Цитаты

  1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сер­дца (К. Паустовский).
  2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).
  3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).

Аргументы

 

Проблемы

  1. Смысл человеческой жизни
  2. Верность своему призванию
  3. Поиск жизненного пути
  4. Истинные и ложные ценности
  5. Счастье
  6. Свобода

Утверждающие тезисы

  1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализа­ция.
  2. Любовь делает человека счастливым.
  1. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
  2. Служить делу жизни - вот главная цель человека.
  3. Человека нельзя лишать свободы.
  4. Нельзя насильно сделать человека счастливым.

Цитаты

  1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полко­водец).

 

  1. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик).

 

  1. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибать­ся, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная под­лость (Л. Толстой, писатель).

 

  1. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель).

 

  1. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт).

 

  1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель).

 

  1. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель).

 

  1. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору­ ЭМ, английский писатель).

 

  1. Не существует больших талантов без большой воли (О. Баль­зак, французский писатель).

 

  1. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).
  2. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокой­ства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель).

Аргументы

Ложные ценности

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

 

2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менедже­ра, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал.

 

3) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков.

 

4) Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

 

5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз­ била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остано­вил, чтобы посмотреть на струящуюся из носа кровь, запом­нить ее цвет, характер движения. Художник в это время рабо­тал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление безду­шия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь ста­новится материалом для его творений.

6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, тем­пература понизилась до минус шести. А между тем по сцена­рию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим от­дыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требу­ет от человека жертв, полной самоотдачи.

 

7) М. Горький, работая над одним из своих романов, опи­сывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрик­нул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у писа­теля рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писа­тель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце

 

8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бо­вари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за­ путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».

 

9) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

 

10) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бру­но в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от­рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.

 

11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что маль­чик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слышал внутри себя ка­кой-то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений.

 

12) Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало под­линным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоян­но поглощен своими мыслями о том, как лечить людей.

 

13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпе­ливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22­ минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».

 

14) Научный поиск требует самоотверженного служения.

Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в ог­недышащее жерло вулкана.

Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи.

 

15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фара­дей решил устроиться слугой в дом Дэви.

Рубрика №4. «Человек - ось мира»

Проблемы

  1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира
  2. Роль личности в истории
  3. Нравственный выбор человека
  4. Конфликт человека и общества
  5. Человек и природа

Утверждающие тезисы

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторож­ный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не­ предсказуемыми последствиями.

4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

Цитаты

1. Есть один несомненный признак, разделяющий По­ступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).

 

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).

 

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мысли­тель)

 

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

 

5. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христи­анский мыслитель).

 

6. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).

 

7. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

IV. Аргументы

Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно

владеть людьми как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

 

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.

 

3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

 

4) Во время Великой Отечественной войны Г. Ф. Флеров, используя короткий отпуск, зашел в научную библиотеку. Он обратил внимание на то, что в зарубежных журналах нет пуб­ликаций о радиоактивности. Значит, эти работы засекречены. Он тут же написал тревожное письмо в правительство. Сразу после этого всех ученых-ядерщиков вызвали с фронта и нача­лись активные работы, связанные с созданием атомной бом­бы, что в будущем помогло остановить возможную агрессию против нашей страны.

 

5) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изоб­разил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.

 

7) «Свято место пусто не бывает!» - эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает

мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его привер­женности своим принципам. Имя английского просветителя Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл библиотеки, читальни, воскресную школу, ясли, сократил ра­бочий день с 14 до 10 часов. За несколько лет жители городка буквально переродились: они овладели грамотой, исчезло пьян­ство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовеко­вая мечта людей об идеальном обществе. У Оуэна появилось много продолжателей. Но, лишенные его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя.

Человек и природа

1) Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрез­ мерно много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Ведь в Рим стекались богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств.

Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это - при более или менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы те­перь говорим, экологический кризис.

 

2) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им - конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего произ­водства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара­ Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свиде­тельством тому является загрязнение Мирового океана? Чело­век лишает самого себя в ближайшем будущем последних не­ обходимых ресурсов питания.

 

3) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки

обожествляли животных, счи­тали, что именно они оберегают людей от злых духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относи­лись к кошкам, за убийство этого священного животного по­лагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверен­ная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Мно­гим такое почтение к животным покажется нелепым суевери­ем, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кров­ного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

 

4) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Из­вестный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, уви­дел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.

 

5) В русских народных сказках часто прославляется беско­рыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.

 

6) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Ученые все больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности человека, кото­рый зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребитель­ское отношение человека ждет жестокая расплата.

 

7) Вмешательство человека в сложную жизнь природы мо­жет привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и ско­ро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, осво­ились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

 

8) Глобальное потепление, о котором все настойчивее гово­рят в последнее время, чревато катастрофическими последстви­ями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природ­ных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум­ ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

 

9) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит при­ роду.

 

10) Один за другим исчезают на земле целые виды живот­ных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря.

В обращении с природой человек похож на дикаря, кото­рый, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день.

 

11) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но сво­евременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды oxвaтывает всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно рас­пространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным по­ следствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров.

 

12) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покры­тый пышной зеленью, превратился в мертвую пустыню с тор­чащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракто­ры соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удоб­рением. Людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отра­жает судьбу Земли, окруженный безбрежным океаном космо­са? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище?

 

13) Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди - ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бак­ланы, конечно, птицы «вредные», И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Унич­тожили... А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье «вредных» птиц - хищников в Скандинавии и «вред­ных» бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни жи­вотных, превышающие уровень обычной заболеваемости), погубившие огромное количество и птицы, и рыбы.

После этого с немалым опозданием, было установ­лено, что «вредители» питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые инфек­ционные заболевания...

Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осто­рожно нужно подходить к решению природных проблем.

 

14) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающе­гося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступле­ния». По тем же причинам Швейцер выступал в защиту жи­вотных. В своем эссе, написанном в 1935 г. он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причи­нам, в силу которых мы добры к людям».

Рубрика №5. Возвысить человека

Проблемы

  1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества
  2. Воздействие искусства на духовное становление человека
  3. Воспитательная функция искусства

Утверждающие тезисы

  1. Подлинное искусство облагораживает человека.
  2. Искусство учит человека любить жизнь.
  3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.
  4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

 

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

 

3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

 

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

 

5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

 

6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).

 

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

 

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель).

 

9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник).

 

10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).

 

11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

 

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

 

13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский писатель).

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

 

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.121 с.)