Индивидуальная (контрольная) работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная (контрольная) работа



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

Экзамен по отечественной истории в ТГТУ проводится в устной (со­беседование по экзаменационным билетам) и письменной (реферат на ис­торическую тему) форме.

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ходе устного ответа студент должен:

1) продемонстрировать умение рассматривать события и явления конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учетом исто­рической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вари­антность общественного развития;

2) изложить основной фактический материал по вопросу; раскрыть
ведущие причинно-следственные связи; самостоятельно сделать обобщения и выводы из сказанного;

3) использовать и уметь объяснить необходимые понятия и термины;

4) освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые
нормы устной речи.

В ходе ответа экзаменатор имеет право задавать студенту дополни­тельные вопросы по теме билета.

Результаты устного экзамена оцениваются по пятибальной системе.

ПИСЬМЕННАЯ

Тема 1.

ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Понятие истории. История как объективный процесс социальных из­менений и как субъективные представления о нем. Понятие исторического сознания и его основные функции. Уровни исторического сознания. Фак­торы его формирования. История как наука. Понятие и классификация исторического источника. Формационный и цивилизационный подходы к объяснению и пониманию исторического процесса. История России -неотъемлемая часть всемирной истории.


блема взаимоотношений Москвы и Твери. Золотая Орда: мифы и реаль­ность. Татаро-монгольское нашествие и его влияние на экономическое, социально-политическое и культурное развитие русского общества. Про­блема татаро-монгольского ига в современной отечественной и зарубеж­ной историографии. Европейская экспансия в Западную и Северо-Запад­ную Русь.

Тема 4.

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Классические черты западноевропейского феодализма. Экономичес­кая, социально-политическая и духовно-культурная сферы общественных отношений. Особенности формирования российского самодержавия. Внут­ренние и внешние причины возвышения Москвы. Проблема доминирова­ния политического фактора в развитии русской государственности. Осо­бенности социальной базы русской монархии. Становление сословной си­стемы организации русского общества. Взаимоотношения церкви, государ­ства и общества. Предпосылки возникновения и особенности крепостного права в России.


 


Тема 2.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИИ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ

Природно-климатические, геокультурные и геополитические особен­ности становления русской цивилизации, их влияние на дальнейшее исто­рическое развитие нашей страны. Основные этапы становления Древне­русского государства. Этнокультурная и социально-политическая самобыт­ность древнерусской государственности. Принятие восточного христиан­ства (православия) и его влияние на социально-политическое и культурное развитие древнерусского общества. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

Тема 3.

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. РУСЬ И ОРДА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ.

Причины и последствия распада Киевского государства. Особенно­сти феодальной раздробленности в русских землях в сравнении с запад­ноевропейским феодализмом. Русские княжества в XII-XJV веках. Про-


Тема 5.

Тема 6.

Тема 8.

Тема 9.

«ПЕРЕСТРОЙКА» В СССР:

ОТ ПОПЫТОК «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» СИСТЕМЫ

К СМЕНЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (1985-1997).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА

1. История как наука. Функции исторического знания.
Литература:

1) Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций (лю­
бое издание). Вводная лекция.

2) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.

3) История России: Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). М., 1998. С.12-16.

4) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.8-16.

2. Формационный подход к объяснению исторического процесса.
Литература:

1) История России: Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). М.,1998. С.20-24.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. М., 1994. С.26-34.

3) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.33-38.

3. Цивилизационный подход к объяснению исторического процесса. Понятие «цивилизация». Факторы формирования цивилизационного подхода.


Литература:

1) История России в свете цивилизационного подхода Тверь. 1998.
С.22-26.

2) История России: Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). М., 1998. С.24-27.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.26-34.

4) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С. 38-47.

 

4. Особенности становления древнерусской цивилизации: природно-кли­
матический и геополитический факторы.

Литература:

1) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1.
(Под ред. Горинова М.М., Ляшенко Л.М.) М, 1994. С.9-14.

2) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.51-62.

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.53-58.

4) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.65-66, 74-78.

5. Религиозный фактор в становлении российской государственности.
Литература:

1) История России. От Древней Руси к имперской России. Ч. 1. М., 1994.

2) Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX вв. М., 1995.
Глава 2. С.32-60.

3) Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М, 1997. С.277-288.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.59-63.

5) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.65-74.

6. Характерные черты классического феодализма. Особенности социаль­
но-экономических и политических отношений в Древней Руси.
Литература:

1) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.64-65.

2) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1.
С.19-25, 73-76.

3) Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX начало XX вв.

4) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.51-62.

7. Особенности общественного развития в период феодальной раздроб­
ленности на Руси.

Литература.

1) История России. Россия в мировой цивилизации. С.66-72.

2) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1.
С.25-29, 77-78.

3) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.59-62. Семенникова Л.И. Указ. соч. С.93-103.


8.

 

 

9.

10.

 

 

11.

 

12.
Монголо-татарское иго: организация, влияние на общественную жизнь

России, основные последствия.

Литература:

1) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1
М., 1994. С.30-32.

2) История Отечества. Краткий очерк. Вып.1. М.. 1992. С.5-7.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 122-133.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.71-77.

5) Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.. 1994.

Основные причины и специфика образования централизованного го­сударства на Руси.

Литература:

1) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.129-139.

2) История России. От Древней Руси к императорской России. Ч 1.
М, 1994. С.32-40.

3) История Отечества. Краткий очерк. Вып. 1. М., 1992. С.7-9.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.73-77.

Особенности самодержавной власти в России. Период правления Ива­на Грозного. Литература:

1) Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1994.

2) История России. От Древней Руси к имперской России. Ч. 1. М, 1994.
С.40-44.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.139-155.

4) Ионов И.Н. Указ. соч. СЛ03 135, 137-146.

Особенности российской модернизации начала XVIII века. Литература:

1) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998 С.
63-64, 69-75.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.173-187.

3) История России. От Древней Руси к имперской России. Ч. 1. С. 102-
114.

4) Ионов И.Н. Указ. соч. С.173-204.

5) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуш­
на А.А.). С.117-124.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: противоречивость эпохи. Литература:

1) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-наА.А.). С.124-130.


 




2) История России. От Древней Руси к имперской России. 4.1. С.127-138.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Тема 3. Лекция 1, 2).

13. Россия в эпоху «великих реформ» (60-70 гг. XIX века).
Литература:

1) История Отечества. Краткий очерк. Вып.2. М., 1992. С.10-16.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Тема 3. Лекция 3).

3) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.75-80.

4) История России. Расцвет и закат Российской империи. 4.2. С. 3-12,
41-56.

5) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.150-158.

14. Особенности капиталистических отношений в России.
Литература:

1) Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1998. С.298-
314.

2) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.69-81.

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.154-158, 199-206.

15. Причины нарастания революционной ситуации в России начала
XX века.

Литература:

1) История Отечества. Краткий очерк. Вып. 1. М., 1992. С.20-54.

2) Наше Отечество. Опыт политической истории. М., 1991. Т.1. С.260-
298.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.284-359.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.)С.187-206, 224-239.

16. Особенности политической модернизации России начала XX века: рас­
клад политических сил.

Литература:

1) Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.1. С.298-342.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Тема 4).

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). С.190-195, 202-206.

17. Проблемы войны и мира в XX веке: российское измерение.
Литература:

1) История Отечества. Краткий очерк. Вып.1. С. 40-41. Вып.2. С.П-19.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.577-589.


 

3) История России. (В 2-х тт.). М., 1997. С.263-304.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). С.207-212, 219-223, 267-274.

18. Особенности становления социалистической модели в России. Фор­
мирование тоталитарной политической системы.

Литература:

1) Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2. С.325-379.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.484-489, 522-530, 535-547, 568-575.

3) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.81-83, 91-104.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). С.233-237, 239-244, 252-265.

19. Причины и предпосылки модернизации России конца XX века. Рас­
пад СССР.

Литература:

1) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Заключительная лекция).

1) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.81-91, 104-114.

2) История России. (В 2-х тт.). М, 1997. С.416-469.

3) Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Исто­
рия России. М, 1997. С.481-504.

20. Специфика модернизационных процессов современной России (2000-
2004 гг.).

Литература:

1) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Заключительная лекция).

2) История России. (В 2-х тт.) /Под ред, Горинова М.М., Горского А.А.,
Данилова А.А.. М, 1998. С.416-452.

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.327-338.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ

1. История - это наука:

а) о человеке;

б) о природе и обществе, его развитии;

в) наука о прошлом, о всей минувшей социальной действительности,
события и свершения прошлой общественной жизни людей.

2. Историческое сознание это:

а) субъективное представление людей об объективном историческом
процессе и месте человека в нем;

б) субъективное представление людей о субъективном историческом
процессе;

в) объективное представление людей о субъективном историческом
процессе, анализ и трактовка событий прошлого.

3. Функции исторического знания, удовлетворяющие потребность людей в
понимании реальных перспектив общественного развития, называется:

а) смысловая;

б) трансляционная;


в) социализаторская;

г) прогностическая.

4. Назовите основные типы цивилизаций в древности:

а) азиатский, европейский;

б) западный (прогрессивный), восточный (циклический), непрогрессив­
ный;

в) прогрессивный, непрогрессивный

5. Согласно теории К. Маркса в основе развития общественно-эконо­
мической формации лежит:

а) технологический уровень;

б) отношения собственности;

в) изменения общественного сознания;

г) развитие культуры.

6. Изолированность и самостоятельность цивилизаций подчеркивал в
своей теории:

а) Данилевский Н.;

б) Тойнби А.,

в) Шпенглер О.

7. Выберите верные суждения:

а) цивилизационный подход позволяет глубоко изучить историю конк­
ретных обществ и народов во всем их многообразии;

б) цивилизационный подход ставит в цент исследования человеческий
фактор.

8. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к обществен­
ному развитию отмечают историки:

а) не придает значения роли духовного фактора в истории;

б) позволяет представить историю человечества в качестве единого
процесса;

в) создает представление об историческом процессе как о линейном
восхождении от одной формации к другой;

г) является первой объяснительной моделью социальных изменений об­
щества.

9. Минувшая социальная реальность, события и свершения прошлой жиз­
ни представляют собой ______________________________.

10. Функция исторического знания, удовлетворяющая потребность лю­
дей в самосознании и принадлежности этнокультурной общности на­
зывается.

11. В каком веке образовалось Древнерусское государство:

а) в IX;

б) в XI;

в) в XV.


12. Назовите важнейший торговый путь, проходивший через земли вос­
точных славян:

а) восточный;

б) путь из варяг в греки;

в) византийский путь.

13. Изначально устойчивость общинных институтов на Руси сформиро­
вал прежде всего:

а) геокультурный фактор;

б) природно-климатический фактор;

в) историко-случайностный фактор.

14. Откуда пришло христианство на Русь:

а) из Италии;

б) из Франции;

в) из Византии.

15. Когда было принято христианство на Руси:

а) в XV веке;

б) в 988 г.;

в) в 980 г.

16 Незащищенность границ естественными преградами на Руси при­вело к:

а) общинному развитию;

б) информационной изоляции;

в) доминированию силовых ресурсов власти.

17. Выберите правильное суждение:

а) христианизация Руси привела к формированию демократической по­
литической традиции;

б) христианизация Руси привела к созданию письменности;

в) христианизация Руси привела к расширению экономического обмена.

18. Выберите правильное суждение

а) природно-климатический фактор на Руси привел к формированию
экстенсивного типа экономического развития;

б) природно-климатический фактор сформировал принцип индивидуа­
лизма как основу социальной организации общества;

в) религиозный фактор сформировал на Руси представлении о боже­
ственном происхождении власти.

19. Увеличение объемов производство за счет вовлечения новых эконо­
мических ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые)
называется___________________ типом развития.

20. Верховный коллективный орган восточных славян, решавший важ­
нейшие жизненные вопросы называется:

а) сход;


 




б) община;

в) вече.

21. Какова была форма политического устройства Киевской Руси:

а) раннефеодальная монархия;

б) демократия (ранняя форма);

в) абсолютная монархия.

22. Каковы хронологические рамки существования государства Киевская
Русь:

а) IX - начало XII вв.;

б) V-Хвв.;

в) X - начало XIII вв.

23. Феодальные отношения в Киевской Руси можно обозначить как:

а) правовой феодализм;

б) республиканский феодализм;

в) государственный феодализм.

24. Для экономики феодализма характерен:

а) аграрный характер;

б) рыночный характер;

в) товарно-денежный характер.

25. Какое время считают началом периода феодальной раздробленности
на Руси:

а) X век;

б) XII век;

в) XV век.

26. Какой тип хозяйства, ориентированного на внутреннее потребление,
был характерен для периода феодальной раздробленности:

а) товарно-денежный;

б) натуральный;

в) товарный.

27. Выбери правильное утверждение:

а) феодальные республики установились на Руси в Новгороде и Влади­
мире;

б) феодальные республики установились в Киеве и Новгороде;

в) феодальные республики установились в Новгороде и Пскове;

г) феодальные республики установились в Киеве и Пскове.

28. Выбери правильное утверждение: Какую политику использовали мон­
голо-татарские ханы при установлении господства над русскими кня­
жествами:

а) политику стравливания русских князей между собой;

б) контролировали с помощью военных отрядов;

в) использовали дипломатические миссии.


 

29. Одним из последствий монголо-татарского ига стало изменение сис­
темы власти, которое стало носить ____^__________ характер.

30. Основной причиной феодальной раздробленности на Руси являлся
принцип наследования.

31. Какое русское княжество стало «собирательницей» русских земель в
одно централизованное государство:

а) Тверское;

б) Московское;

в) Владимирское.

32. Как назывался высший совещательный орган при великом князе,
а в последствие при царе:

а) Боярская Дума;

б) вече;

в) сенат.

33. Господствующей формой феодального землевладения на Руси в XIII—
XV вв. являлась:

а) поместье;

б) усадьба;

в) вотчина;

г) надел.

34. Первый в истории России Земский Собор был созван по инициативе:

а) Сергия Радонежского;

б) Ивана IV;

в) митрополита Макария.

35. Какой свод законов юридически оформил установление крепостного
права в России:

а) «Соборное уложение»;

б) Судебник Ивана IV;

в) «Русская правда».

36. Как называется высшая форма зависимости крестьянина от феодала:

а) личная зависимость;

б) экономическая зависимость;

в) крепостное право.

37. Выбери правильные суждения: Возвышению Москвы, как центра объе­
динения русских земель в XV веке способствовало:

а) благоприятное географическое положение;

б) поддержка духовенства;

в) развитие капиталистических отношений.

38. Выбери правильное суждение:

а) Земский собор был самостоятельным законодательны» органом вла­сти в России;


 




б) в Земский собор входило «Боярская Дума»;

в) Земский собор избирался всенародным голосованием.

39. Ведущую роль в становлении русской государственности сыграл

_____ _________ _______ фактор.

40. Система мер, направленная на борьбу с крамолой, опирающаяся на
террор и насилие при Иване IV, называлась________________.

41. Как называют форму правления, сложившуюся в русском государстве
после реформ Ивана IV:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) парламентская монархия.

42. Как называется предприятие, основанное на ручной технике и разде­
лении труда:

а) ремесленная мастерская;

б) мануфактура;

в) фабрика.

43. На фоне какий военных событий осуществлялись реформы Петра I
в России:

а) Ливонская война;

б) Ледовое побоище;

в) Северная война;

г) Карибский кризис.

44. Как называется форма правления, сложившаяся в ходе петровских пре­
образований:

а) монархия;

б) абсолютизм;

в) сословно-представительная монархия.

45. Политика протекционизма, которую вел Петр I, это:

а) поддержка собственного купечества и промышленности;

б) поддержка иностранного предпринимательства;

в) поддержка боярства.

46. Как назывался ежегодный денежный налог с населения России, уста­
новленный Петром I:

а) подворное обложение;

б) тягло;

в) подушная подать.

47. Петр I заменил приказы на:

а) коллегии;

б) министерства;

в) Верховный тайный совет.


48. Одной из частей бюрократической машины в 1721 году, подчинив­
шей церковную власть светской становится___ _________,

49. Какое сословие имело монопольное право владения землей и крестья­
нами в ХУШ веке.

50. Форма правления, сложившаяся при Екатерине II называется:

а) конституционная монархия;

б) просвещенный абсолютизм;

в) республика.

51. Какая из царственных особ пыталась реализовать идеи Вольтера, Дид­
ро на российской почве:

а) Екатерина I;

б) Анна Иоановна;

в) Екатерина II;

г) Елизавета Петровна.

52. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева (1773-1775 гг.) происходила в период правления:

а) Петра I;

б) Екатерины II;

в) Елизаветы Петровны.

53. Какой из перечисленных органов был учрежден Екатериной II:

а) Сенат;

б) «Уложенная комиссия»;

в) Монастырский приказ;

г) Земский собор.

54. Какие территории были присоединены в период правления Екатери­
ны II:

а) Астраханское ханство;

б) Лифляндия;

в) Крым;

г) Аляска.

55. Какая отрасль являлась ведущей в экономике России XIX века:

а) сельское хозяйство;

б) промышленность;

в) торговля.

56. В какие годы в России начался промышленный переворот:

а) в 1830-40гг.;

б) в 1860-е гг.;

в) в 1800-20 гг.

57. Как называется вид экономических отношений, который приходит с
развитием капитализма:

а) натуральный;


б) товарно-денежный;

в) денежный.

58. Кто был назначен главнокомандующим русской армией 8 августа
1812 года:

а) Александр I;

б) М.И. Кутузов;

в) А. В, Суворов.

59. К какому сословию принадлежало большинство членов первых рево­
люционных организаций в России:

а) к буржуазному;

б) к дворянскому;

в) к крестьянскому.

60. Какое место в мире занимала Россия к концу XIX века по общему
объему производства сельскохозяйственной продукции:

а) первое;

б) второе;

в) третье.

61. Какой социальный процесс доминировал в среде русского крестьян­
ства во второй половине XIX века:

а) социальное расслоение;

б) рост социальной однородности;

в) никакой.

62. Выбери правильное утверждение:

а) основной причиной модернизации России середины XIX века являлись
сформировавшиеся развитые капиталистические отношения;

б) промышленный переворот в России, начавшийся в 1830-40 гг. привел к
необходимости формирования фабричной организации труда;

в) предпосылкой модернизации России середины XIX века являюсь по­
ражение России в Крымской войне.

63. Выбери правильное суждение:

а) крестьянская реформа в Росси 1861 года привела к формированию
частной собственности на землю в крестьянской среде;

б) после отмены крепостного права основой организации сельскохозяй­
ственного производства являлась община;

в) нарастанию революционной ситуации в России в конце XIX века спо­
собствовал демографический фактор.

64. Ведущее место в серии буржуазных реформ в России 1860-70 гг. за­
нимала ________.

65. Процесс превращения промышленности в основную отрасль эконо­
мики называется ______.


66. Какая форма правления сохранялась в Российской империи к началу
XX века: : =

а) абсолютная монархия;

б) сословно-представительная монархия;

в) республика.

67. Кто был главным идеологом прогрессивной экономической полити­
ки России в 1893-1903 гг.:

а) Столыпин П.А.;

б) Плеханов Г.В.;

в) Витте СЮ.

68. Как развивалась экономика России в начале XX века:

а) экстенсивно;

б) интенсивно.

69. Сколько Государственных дум было созвано до 1917 года:

а) две;

б) три;

в) четыре.

70. ^Что предусматривала аграрная программа кадетов в 1917 году:

а) сохранение частной собственности на землю;

б) отмену частной собственности на землю.

71. Что являлось основным направлением внешней политики Временно­
го правительства:

а) выполнение союзнических обязательств и продолжение войны с Гер­
манией;

б) разрыв международных договоренностей царского правительства и
выход из первой мировой войны.

72. Выбери правильное суждение:

а) одной из причин нарастание революционной ситуации в России начала
XX века являлось проникновение идеологии марксизма в рабочую среду;

б) крестьянский вопрос был разрешен в ходе первой русской революции;

в) причиной Первой мировой войны являлось неравномерное развитие
капиталистических отношений в мировом сообществе.

73. Выбери правильное утверждение:

а) Государственная дума была введена в России Манифестом Николая
11 от 17 октября 1906 года;

б) в Государственной думе всех созывов присутствовали только поли­
тические фракции монархического и либерального направления;

в) суть столыпинской реформы в аграрной сфере заключалась в наделе­
нии крестьян землей в частную собственность.

74. Политический деятель, возглавлявший Кабинет министров России с
1906 по 1911 гг.__________


75. Император России, подписавший отречение от престола 3 марта
1917 года был.

76. Какой первый Декрет был принят на Втором Всероссийском съезде
Советов:

а) Декрет о мире;

б) Декрет о земле;

в) Декрет о хлебе.

77. Строительство социализма в период ведения гражданской войны в Со­
ветской России 1918-1921 гг. называлось:

а) нэп;

б) военный коммунизм;

в) сталинская индустриализация.

78. Новая экономическая политика была направлена на:

а) расширение роли товарно-денежных отношений;

б) сужение роли товарно-денежных отношений.

19. В каком году были проведены самые массовые репрессии против чле­нов компартии и командного состава вооруженных сил СССР:

а) в 1937году;

б) в 1935 году;

в) в 1940 году.

80. Какую политическую систему закрепляла Конституция СССР 1936 года:

а) однопартийную;

б) двупартийиую;

в) многопартийную.

81. Какая тенденция являлась ведущей в экономике СССР в 40-е годы:

а) развитие рыночных механизмов;

б) усиление государственных рычагов управления хозяйством;

в) приватизационные процессы.

82. Начало второй мировой войны:

а) 1 сентября 1939 года;

б) 22 июня 1941 года;

в) 1 сентября 1940 года.

83. Выберите правильное суждение:

а) политическая система СССР в период правления И. В. Сталина мож­
но отнести к тоталитарному типу;

б) сталинская индустриализация была направлена на развитие социаль­
ной сферы общественной жизни Советского Союза;

в) одним из основных ресурсов власти в период правления Сталина И. В.
являлся идеологический.

84. Процесс превращения индивидуальных крестьянских хозяйств в об­
щинные в период правления Сталина И.В. называется.


 

85. Перечислите важнейшие битвы Великой Отечественной войны 1941-
1945 гг..

86. Как назывался главный доклад XX съезда КПСС, сделанный Хруще­
вым Н.С.:

а) «О культе личности и его последствиях»;

б) «О всеобщей декларации прав человека»;

в) «О новом экономическом курсе».

87. Какой крупный международный кризис произошел в 1962 году:

а) Балканский кризис;

б) Ближневосточный кризис;

в) Карибский кризис.

88. Тип политической системы в период нахождения у власти Н.С. Хру­
щева можно охарактеризовать как:

а) монархический;

б) демократический;

в) тоталитарный.

89. Кто обладал военно-стратегическим преимуществом к началу 1970-х
годов в мире:

а) Советский Союз;

б) США;

в) установилось военно-стратегическое равенство двух систем.

90. Выбери правильное суждение:

а) конец 1970-х начала 1980-х гг. в экономической сфере Советского
Союза можно рассматривать как период стагнации;

б) в политической сфере в период правления Л.И. Брежнева проявлялись
тенденции политического плюрализма;

в) экономика СССР носила командно-административный характер,

91. Кто был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года:

а) Ельцин Б.В.;

б) Горбачев М. С.;

в) Андропов Ю.В.

92. Что предполагала экономическая концепция перестройки:

а) создание рыночных отношений в рамках социалистической экономи
ки;

б) создание капиталистического сектора экономики наряду с социали­
стическим;

в) приватизация промышленности.

93. СССР прекратил свое существование:

а) в 1989 году;

б) в 1991 году;

в) в 1985 году.


94. Первым президентом Российской Федерации стал:

а) Б.Н. Ельцин;

б) М.С. Горбачев;

в) В. В. Путин.

95. Причины модернизационных процессов в России начала 90-х гг.
XX века лежали в:

а) политической сфере;

б) экономической сфере;

в) социальной сфере.

96. Как называется процесс превращения государственной собственнос­
ти в частную:

а) приватизация;

б) агропромышленная интеграция;

в) экспроприация.

97. Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила в стране:

а) президентскую республику;

б) парламентскую республику;

в) конституционную монархию.

98. Выбери правильное суждение:

а) позитивным итогом приватизационных процессов в России стала
разрушение государственной экономической монополии, создание мно­
гоукладной экономики;

б) негативным итогом приватизационных процессов является гиперт­
рофированная ориентация на торгово-финансовый сектор экономи­
ки;

в) позитивным итогом приватизационных процессов в России является
инвестиционный кризис.

99. Политический режим в Российской Федерации можно охарактеризо­
вать как_________.

100. В основе политической жизни современной России лежит принцип:

а) однопартийности;

б) политического плюрализма;

в) географического детерминизма.

КЛЮЧИ

1 В 21 А 41 А 61 А 81 Б
2 А 22А 42 Б 62 Б В 82 А
3 Г 23 В 43 В 63 Б В 83 А В
4 Б 24 А 44 Б 64 Крестьянская 84 Коллективизация
5 Б 25 Б 45 А 65 Индустриальная 85 Битва за Москву, Сталининградская битва, Курская битва
6 В 26 Б 46 В 66 А 86 А
7А Б 27 В 47 А 67 В 87 В
8 Достоинства Б Г Недостатки А В 28 А Б 48 Синод 68 А 88 В
9 Исторический процесс 29 Восточный 49 Дворяне 69 В 89 В
10 Смысло – образующая 30 Родовой 50 Б 70 А 90 А В
11 А 31 Б 51 В 71 А 91 Б
12 Б 32 А 52 Б 72 А В 92 А
13 Б 33 В 53 Б 73 А В 93 Б
14 В 34 Б 54 В 74 Столыпин П.А. 94 А
15 Б 35 А 55 А 75 Николай ІІ 95 Б
16 В 36 А 56 А 76 А 96 А
17 Б В 37 А Б 57 Б 77 Б 97 А
18 А В 38 Б 58 Б 78 А 98 А Б
19 Экстенсивный 39 Политический 59 Б 79 А 99 Демократический
20В 40 Опричнина 60 А 80 А 100 Б

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

Экзамен по отечественной истории в ТГТУ проводится в устной (со­беседование по экзаменационным билетам) и письменной (реферат на ис­торическую тему) форме.

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ходе устного ответа студент должен:

1) продемонстрировать умение рассматривать события и явления конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учетом исто­рической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вари­антность общественного развития;

2) изложить основной фактический материал по вопросу; раскрыть
ведущие причинно-следственные связи; самостоятельно сделать обобщения и выводы из сказанного;

3) использовать и уметь объяснить необходимые понятия и термины;

4) освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые
нормы устной речи.

В ходе ответа экзаменатор имеет право задавать студенту дополни­тельные вопросы по теме билета.

Результаты устного экзамена оцениваются по пятибальной системе.

ПИСЬМЕННАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА

Студент заочной формы обучения должен обязательно представить письменную контрольную работу (реферат) на кафедру истории и полито­логии за месяц до начала сессии, предварительно зарегистрировав в дека­нате ЗО.

Реферат является неотъемлемой составной частью экзамена по курсу отечественной истории.

Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержа­ние книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно ис­пользовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоя­тельность мышления, умение анализировать явления действительности. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников (перечень индивидуальных тем прилагается). В отличие от конспекта реферат требу­ет несравненно большей творческой активности в обобщении изученной литературы.

Рекомендуемый объем реферата - 15-20 страниц машинописного текста.

Академическая структура исследования такова:

1. Титульный лист (образец прилагается).

2. Содержание работы:

Введение

Глава1. (Название главы)

1.1. (Название параграфа)

1.2. (Название параграфа)

Глава 2. (Название главы)

2.1. (Название параграфа)

2.2. (Название параграфа)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение (схемы, карты, рисунки)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.366 с.)