Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальная (контрольная) работа

Поиск

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

Экзамен по отечественной истории в ТГТУ проводится в устной (со­беседование по экзаменационным билетам) и письменной (реферат на ис­торическую тему) форме.

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ходе устного ответа студент должен:

1) продемонстрировать умение рассматривать события и явления конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учетом исто­рической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вари­антность общественного развития;

2) изложить основной фактический материал по вопросу; раскрыть
ведущие причинно-следственные связи; самостоятельно сделать обобщения и выводы из сказанного;

3) использовать и уметь объяснить необходимые понятия и термины;

4) освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые
нормы устной речи.

В ходе ответа экзаменатор имеет право задавать студенту дополни­тельные вопросы по теме билета.

Результаты устного экзамена оцениваются по пятибальной системе.

ПИСЬМЕННАЯ

Тема 1.

ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Понятие истории. История как объективный процесс социальных из­менений и как субъективные представления о нем. Понятие исторического сознания и его основные функции. Уровни исторического сознания. Фак­торы его формирования. История как наука. Понятие и классификация исторического источника. Формационный и цивилизационный подходы к объяснению и пониманию исторического процесса. История России -неотъемлемая часть всемирной истории.


блема взаимоотношений Москвы и Твери. Золотая Орда: мифы и реаль­ность. Татаро-монгольское нашествие и его влияние на экономическое, социально-политическое и культурное развитие русского общества. Про­блема татаро-монгольского ига в современной отечественной и зарубеж­ной историографии. Европейская экспансия в Западную и Северо-Запад­ную Русь.

Тема 4.

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Классические черты западноевропейского феодализма. Экономичес­кая, социально-политическая и духовно-культурная сферы общественных отношений. Особенности формирования российского самодержавия. Внут­ренние и внешние причины возвышения Москвы. Проблема доминирова­ния политического фактора в развитии русской государственности. Осо­бенности социальной базы русской монархии. Становление сословной си­стемы организации русского общества. Взаимоотношения церкви, государ­ства и общества. Предпосылки возникновения и особенности крепостного права в России.


 


Тема 2.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИИ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ

Природно-климатические, геокультурные и геополитические особен­ности становления русской цивилизации, их влияние на дальнейшее исто­рическое развитие нашей страны. Основные этапы становления Древне­русского государства. Этнокультурная и социально-политическая самобыт­ность древнерусской государственности. Принятие восточного христиан­ства (православия) и его влияние на социально-политическое и культурное развитие древнерусского общества. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

Тема 3.

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. РУСЬ И ОРДА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ.

Причины и последствия распада Киевского государства. Особенно­сти феодальной раздробленности в русских землях в сравнении с запад­ноевропейским феодализмом. Русские княжества в XII-XJV веках. Про-


Тема 5.

Тема 6.

Тема 8.

Тема 9.

«ПЕРЕСТРОЙКА» В СССР:

ОТ ПОПЫТОК «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» СИСТЕМЫ

К СМЕНЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (1985-1997).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И ЛИТЕРАТУРА

1. История как наука. Функции исторического знания.
Литература:

1) Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций (лю­
бое издание). Вводная лекция.

2) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.

3) История России: Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). М., 1998. С.12-16.

4) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.8-16.

2. Формационный подход к объяснению исторического процесса.
Литература:

1) История России: Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). М.,1998. С.20-24.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. М., 1994. С.26-34.

3) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.33-38.

3. Цивилизационный подход к объяснению исторического процесса. Понятие «цивилизация». Факторы формирования цивилизационного подхода.


Литература:

1) История России в свете цивилизационного подхода Тверь. 1998.
С.22-26.

2) История России: Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). М., 1998. С.24-27.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.26-34.

4) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С. 38-47.

 

4. Особенности становления древнерусской цивилизации: природно-кли­
матический и геополитический факторы.

Литература:

1) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1.
(Под ред. Горинова М.М., Ляшенко Л.М.) М, 1994. С.9-14.

2) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.51-62.

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.53-58.

4) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.65-66, 74-78.

5. Религиозный фактор в становлении российской государственности.
Литература:

1) История России. От Древней Руси к имперской России. Ч. 1. М., 1994.

2) Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX - начало XX вв. М., 1995.
Глава 2. С.32-60.

3) Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М, 1997. С.277-288.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.59-63.

5) Иванов В.Г., Долгова Т.В. Отечественная история. Тверь, 2007. С.65-74.

6. Характерные черты классического феодализма. Особенности социаль­
но-экономических и политических отношений в Древней Руси.
Литература:

1) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.64-65.

2) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1.
С.19-25, 73-76.

3) Ионов И.Н. Российская цивилизация. IX начало XX вв.

4) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.51-62.

7. Особенности общественного развития в период феодальной раздроб­
ленности на Руси.

Литература.

1) История России. Россия в мировой цивилизации. С.66-72.

2) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1.
С.25-29, 77-78.

3) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.59-62. Семенникова Л.И. Указ. соч. С.93-103.


8.

 

 

9.

10.

 

 

11.

 

12.
Монголо-татарское иго: организация, влияние на общественную жизнь

России, основные последствия.

Литература:

1) История России. От Древней Руси к императорской России. 4.1
М., 1994. С.30-32.

2) История Отечества. Краткий очерк. Вып.1. М.. 1992. С.5-7.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 122-133.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.71-77.

5) Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М.. 1994.

Основные причины и специфика образования централизованного го­сударства на Руси.

Литература:

1) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.129-139.

2) История России. От Древней Руси к императорской России. Ч 1.
М, 1994. С.32-40.

3) История Отечества. Краткий очерк. Вып. 1. М., 1992. С.7-9.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.73-77.

Особенности самодержавной власти в России. Период правления Ива­на Грозного. Литература:

1) Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1994.

2) История России. От Древней Руси к имперской России. Ч. 1. М, 1994.
С.40-44.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.139-155.

4) Ионов И.Н. Указ. соч. СЛ03 135, 137-146.

Особенности российской модернизации начала XVIII века. Литература:

1) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998 С.
63-64, 69-75.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.173-187.

3) История России. От Древней Руси к имперской России. Ч. 1. С. 102-
114.

4) Ионов И.Н. Указ. соч. С.173-204.

5) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуш­
на А.А.). С.117-124.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: противоречивость эпохи. Литература:

1) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-наА.А.). С.124-130.


 




2) История России. От Древней Руси к имперской России. 4.1. С.127-138.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Тема 3. Лекция 1, 2).

13. Россия в эпоху «великих реформ» (60-70 гг. XIX века).
Литература:

1) История Отечества. Краткий очерк. Вып.2. М., 1992. С.10-16.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Тема 3. Лекция 3).

3) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.75-80.

4) История России. Расцвет и закат Российской империи. 4.2. С. 3-12,
41-56.

5) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.150-158.

14. Особенности капиталистических отношений в России.
Литература:

1) Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1998. С.298-
314.

2) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.69-81.

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.154-158, 199-206.

15. Причины нарастания революционной ситуации в России начала
XX века.

Литература:

1) История Отечества. Краткий очерк. Вып. 1. М., 1992. С.20-54.

2) Наше Отечество. Опыт политической истории. М., 1991. Т.1. С.260-
298.

3) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.284-359.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.)С.187-206, 224-239.

16. Особенности политической модернизации России начала XX века: рас­
клад политических сил.

Литература:

1) Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.1. С.298-342.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Тема 4).

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). С.190-195, 202-206.

17. Проблемы войны и мира в XX веке: российское измерение.
Литература:

1) История Отечества. Краткий очерк. Вып.1. С. 40-41. Вып.2. С.П-19.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.577-589.


 

3) История России. (В 2-х тт.). М., 1997. С.263-304.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). С.207-212, 219-223, 267-274.

18. Особенности становления социалистической модели в России. Фор­
мирование тоталитарной политической системы.

Литература:

1) Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2. С.325-379.

2) Семенникова Л.И. Указ. соч. С.484-489, 522-530, 535-547, 568-575.

3) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.81-83, 91-104.

4) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
на А.А.). С.233-237, 239-244, 252-265.

19. Причины и предпосылки модернизации России конца XX века. Рас­
пад СССР.

Литература:

1) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Заключительная лекция).

1) История России в свете цивилизационного подхода. Тверь. 1998.
С.81-91, 104-114.

2) История России. (В 2-х тт.). М, 1997. С.416-469.

3) Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Исто­
рия России. М, 1997. С.481-504.

20. Специфика модернизационных процессов современной России (2000-
2004 гг.).

Литература:

1) Семенникова Л.И. Указ. соч. (Заключительная лекция).

2) История России. (В 2-х тт.) /Под ред, Горинова М.М., Горского А.А.,
Данилова А.А.. М, 1998. С.416-452.

3) История России. Россия в мировой цивилизации. (Под ред. Радуги-
наА.А.). С.327-338.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ

1. История - это наука:

а) о человеке;

б) о природе и обществе, его развитии;

в) наука о прошлом, о всей минувшей социальной действительности,
события и свершения прошлой общественной жизни людей.

2. Историческое сознание это:

а) субъективное представление людей об объективном историческом
процессе и месте человека в нем;

б) субъективное представление людей о субъективном историческом
процессе;

в) объективное представление людей о субъективном историческом
процессе, анализ и трактовка событий прошлого.

3. Функции исторического знания, удовлетворяющие потребность людей в
понимании реальных перспектив общественного развития, называется:

а) смысловая;

б) трансляционная;


в) социализаторская;

г) прогностическая.

4. Назовите основные типы цивилизаций в древности:

а) азиатский, европейский;

б) западный (прогрессивный), восточный (циклический), непрогрессив­
ный;

в) прогрессивный, непрогрессивный

5. Согласно теории К. Маркса в основе развития общественно-эконо­
мической формации лежит:

а) технологический уровень;

б) отношения собственности;

в) изменения общественного сознания;

г) развитие культуры.

6. Изолированность и самостоятельность цивилизаций подчеркивал в
своей теории:

а) Данилевский Н.;

б) Тойнби А.,

в) Шпенглер О.

7. Выберите верные суждения:

а) цивилизационный подход позволяет глубоко изучить историю конк­
ретных обществ и народов во всем их многообразии;

б) цивилизационный подход ставит в цент исследования человеческий
фактор.

8. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к обществен­
ному развитию отмечают историки:

а) не придает значения роли духовного фактора в истории;

б) позволяет представить историю человечества в качестве единого
процесса;

в) создает представление об историческом процессе как о линейном
восхождении от одной формации к другой;

г) является первой объяснительной моделью социальных изменений об­
щества.

9. Минувшая социальная реальность, события и свершения прошлой жиз­
ни представляют собой ______________________________.

10. Функция исторического знания, удовлетворяющая потребность лю­
дей в самосознании и принадлежности этнокультурной общности на­
зывается.

11. В каком веке образовалось Древнерусское государство:

а) в IX;

б) в XI;

в) в XV.


12. Назовите важнейший торговый путь, проходивший через земли вос­
точных славян:

а) восточный;

б) путь из варяг в греки;

в) византийский путь.

13. Изначально устойчивость общинных институтов на Руси сформиро­
вал прежде всего:

а) геокультурный фактор;

б) природно-климатический фактор;

в) историко-случайностный фактор.

14. Откуда пришло христианство на Русь:

а) из Италии;

б) из Франции;

в) из Византии.

15. Когда было принято христианство на Руси:

а) в XV веке;

б) в 988 г.;

в) в 980 г.

16 Незащищенность границ естественными преградами на Руси при­вело к:

а) общинному развитию;

б) информационной изоляции;

в) доминированию силовых ресурсов власти.

17. Выберите правильное суждение:

а) христианизация Руси привела к формированию демократической по­
литической традиции;

б) христианизация Руси привела к созданию письменности;

в) христианизация Руси привела к расширению экономического обмена.

18. Выберите правильное суждение

а) природно-климатический фактор на Руси привел к формированию
экстенсивного типа экономического развития;

б) природно-климатический фактор сформировал принцип индивидуа­
лизма как основу социальной организации общества;

в) религиозный фактор сформировал на Руси представлении о боже­
ственном происхождении власти.

19. Увеличение объемов производство за счет вовлечения новых эконо­
мических ресурсов (материальные, природные, трудовые, финансовые)
называется___________________ типом развития.

20. Верховный коллективный орган восточных славян, решавший важ­
нейшие жизненные вопросы называется:

а) сход;


 




б) община;

в) вече.

21. Какова была форма политического устройства Киевской Руси:

а) раннефеодальная монархия;

б) демократия (ранняя форма);

в) абсолютная монархия.

22. Каковы хронологические рамки существования государства Киевская
Русь:

а) IX - начало XII вв.;

б) V-Хвв.;

в) X - начало XIII вв.

23. Феодальные отношения в Киевской Руси можно обозначить как:

а) правовой феодализм;

б) республиканский феодализм;

в) государственный феодализм.

24. Для экономики феодализма характерен:

а) аграрный характер;

б) рыночный характер;

в) товарно-денежный характер.

25. Какое время считают началом периода феодальной раздробленности
на Руси:

а) X век;

б) XII век;

в) XV век.

26. Какой тип хозяйства, ориентированного на внутреннее потребление,
был характерен для периода феодальной раздробленности:

а) товарно-денежный;

б) натуральный;

в) товарный.

27. Выбери правильное утверждение:

а) феодальные республики установились на Руси в Новгороде и Влади­
мире;

б) феодальные республики установились в Киеве и Новгороде;

в) феодальные республики установились в Новгороде и Пскове;

г) феодальные республики установились в Киеве и Пскове.

28. Выбери правильное утверждение: Какую политику использовали мон­
голо-татарские ханы при установлении господства над русскими кня­
жествами:

а) политику стравливания русских князей между собой;

б) контролировали с помощью военных отрядов;

в) использовали дипломатические миссии.


 

29. Одним из последствий монголо-татарского ига стало изменение сис­
темы власти, которое стало носить ____^__________ характер.

30. Основной причиной феодальной раздробленности на Руси являлся
принцип наследования.

31. Какое русское княжество стало «собирательницей» русских земель в
одно централизованное государство:

а) Тверское;

б) Московское;

в) Владимирское.

32. Как назывался высший совещательный орган при великом князе,
а в последствие при царе:

а) Боярская Дума;

б) вече;

в) сенат.

33. Господствующей формой феодального землевладения на Руси в XIII—
XV вв. являлась:

а) поместье;

б) усадьба;

в) вотчина;

г) надел.

34. Первый в истории России Земский Собор был созван по инициативе:

а) Сергия Радонежского;

б) Ивана IV;

в) митрополита Макария.

35. Какой свод законов юридически оформил установление крепостного
права в России:

а) «Соборное уложение»;

б) Судебник Ивана IV;

в) «Русская правда».

36. Как называется высшая форма зависимости крестьянина от феодала:

а) личная зависимость;

б) экономическая зависимость;

в) крепостное право.

37. Выбери правильные суждения: Возвышению Москвы, как центра объе­
динения русских земель в XV веке способствовало:

а) благоприятное географическое положение;

б) поддержка духовенства;

в) развитие капиталистических отношений.

38. Выбери правильное суждение:

а) Земский собор был самостоятельным законодательны» органом вла­сти в России;


 




б) в Земский собор входило «Боярская Дума»;

в) Земский собор избирался всенародным голосованием.

39. Ведущую роль в становлении русской государственности сыграл

_____ _________ _______ фактор.

40. Система мер, направленная на борьбу с крамолой, опирающаяся на
террор и насилие при Иване IV, называлась________________.

41. Как называют форму правления, сложившуюся в русском государстве
после реформ Ивана IV:

а) сословно-представительная монархия;

б) абсолютная монархия;

в) парламентская монархия.

42. Как называется предприятие, основанное на ручной технике и разде­
лении труда:

а) ремесленная мастерская;

б) мануфактура;

в) фабрика.

43. На фоне какий военных событий осуществлялись реформы Петра I
в России:

а) Ливонская война;

б) Ледовое побоище;

в) Северная война;

г) Карибский кризис.

44. Как называется форма правления, сложившаяся в ходе петровских пре­
образований:

а) монархия;

б) абсолютизм;

в) сословно-представительная монархия.

45. Политика протекционизма, которую вел Петр I, это:

а) поддержка собственного купечества и промышленности;

б) поддержка иностранного предпринимательства;

в) поддержка боярства.

46. Как назывался ежегодный денежный налог с населения России, уста­
новленный Петром I:

а) подворное обложение;

б) тягло;

в) подушная подать.

47. Петр I заменил приказы на:

а) коллегии;

б) министерства;

в) Верховный тайный совет.


48. Одной из частей бюрократической машины в 1721 году, подчинив­
шей церковную власть светской становится___ _________,

49. Какое сословие имело монопольное право владения землей и крестья­
нами в ХУШ веке.

50. Форма правления, сложившаяся при Екатерине II называется:

а) конституционная монархия;

б) просвещенный абсолютизм;

в) республика.

51. Какая из царственных особ пыталась реализовать идеи Вольтера, Дид­
ро на российской почве:

а) Екатерина I;

б) Анна Иоановна;

в) Екатерина II;

г) Елизавета Петровна.

52. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева (1773-1775 гг.) происходила в период правления:

а) Петра I;

б) Екатерины II;

в) Елизаветы Петровны.

53. Какой из перечисленных органов был учрежден Екатериной II:

а) Сенат;

б) «Уложенная комиссия»;

в) Монастырский приказ;

г) Земский собор.

54. Какие территории были присоединены в период правления Екатери­
ны II:

а) Астраханское ханство;

б) Лифляндия;

в) Крым;

г) Аляска.

55. Какая отрасль являлась ведущей в экономике России XIX века:

а) сельское хозяйство;

б) промышленность;

в) торговля.

56. В какие годы в России начался промышленный переворот:

а) в 1830-40гг.;

б) в 1860-е гг.;

в) в 1800-20 гг.

57. Как называется вид экономических отношений, который приходит с
развитием капитализма:

а) натуральный;


б) товарно-денежный;

в) денежный.

58. Кто был назначен главнокомандующим русской армией 8 августа
1812 года:

а) Александр I;

б) М.И. Кутузов;

в) А. В, Суворов.

59. К какому сословию принадлежало большинство членов первых рево­
люционных организаций в России:

а) к буржуазному;

б) к дворянскому;

в) к крестьянскому.

60. Какое место в мире занимала Россия к концу XIX века по общему
объему производства сельскохозяйственной продукции:

а) первое;

б) второе;

в) третье.

61. Какой социальный процесс доминировал в среде русского крестьян­
ства во второй половине XIX века:

а) социальное расслоение;

б) рост социальной однородности;

в) никакой.

62. Выбери правильное утверждение:

а) основной причиной модернизации России середины XIX века являлись
сформировавшиеся развитые капиталистические отношения;

б) промышленный переворот в России, начавшийся в 1830-40 гг. привел к
необходимости формирования фабричной организации труда;

в) предпосылкой модернизации России середины XIX века являюсь по­
ражение России в Крымской войне.

63. Выбери правильное суждение:

а) крестьянская реформа в Росси 1861 года привела к формированию
частной собственности на землю в крестьянской среде;

б) после отмены крепостного права основой организации сельскохозяй­
ственного производства являлась община;

в) нарастанию революционной ситуации в России в конце XIX века спо­
собствовал демографический фактор.

64. Ведущее место в серии буржуазных реформ в России 1860-70 гг. за­
нимала ________.

65. Процесс превращения промышленности в основную отрасль эконо­
мики называется ______.


66. Какая форма правления сохранялась в Российской империи к началу
XX века: : =

а) абсолютная монархия;

б) сословно-представительная монархия;

в) республика.

67. Кто был главным идеологом прогрессивной экономической полити­
ки России в 1893-1903 гг.:

а) Столыпин П.А.;

б) Плеханов Г.В.;

в) Витте СЮ.

68. Как развивалась экономика России в начале XX века:

а) экстенсивно;

б) интенсивно.

69. Сколько Государственных дум было созвано до 1917 года:

а) две;

б) три;

в) четыре.

70. ^Что предусматривала аграрная программа кадетов в 1917 году:

а) сохранение частной собственности на землю;

б) отмену частной собственности на землю.

71. Что являлось основным направлением внешней политики Временно­
го правительства:

а) выполнение союзнических обязательств и продолжение войны с Гер­
манией;

б) разрыв международных договоренностей царского правительства и
выход из первой мировой войны.

72. Выбери правильное суждение:

а) одной из причин нарастание революционной ситуации в России начала
XX века являлось проникновение идеологии марксизма в рабочую среду;

б) крестьянский вопрос был разрешен в ходе первой русской революции;

в) причиной Первой мировой войны являлось неравномерное развитие
капиталистических отношений в мировом сообществе.

73. Выбери правильное утверждение:

а) Государственная дума была введена в России Манифестом Николая
11 от 17 октября 1906 года;

б) в Государственной думе всех созывов присутствовали только поли­
тические фракции монархического и либерального направления;

в) суть столыпинской реформы в аграрной сфере заключалась в наделе­
нии крестьян землей в частную собственность.

74. Политический деятель, возглавлявший Кабинет министров России с
1906 по 1911 гг.__________


75. Император России, подписавший отречение от престола 3 марта
1917 года был.

76. Какой первый Декрет был принят на Втором Всероссийском съезде
Советов:

а) Декрет о мире;

б) Декрет о земле;

в) Декрет о хлебе.

77. Строительство социализма в период ведения гражданской войны в Со­
ветской России 1918-1921 гг. называлось:

а) нэп;

б) военный коммунизм;

в) сталинская индустриализация.

78. Новая экономическая политика была направлена на:

а) расширение роли товарно-денежных отношений;

б) сужение роли товарно-денежных отношений.

19. В каком году были проведены самые массовые репрессии против чле­нов компартии и командного состава вооруженных сил СССР:

а) в 1937году;

б) в 1935 году;

в) в 1940 году.

80. Какую политическую систему закрепляла Конституция СССР 1936 года:

а) однопартийную;

б) двупартийиую;

в) многопартийную.

81. Какая тенденция являлась ведущей в экономике СССР в 40-е годы:

а) развитие рыночных механизмов;

б) усиление государственных рычагов управления хозяйством;

в) приватизационные процессы.

82. Начало второй мировой войны:

а) 1 сентября 1939 года;

б) 22 июня 1941 года;

в) 1 сентября 1940 года.

83. Выберите правильное суждение:

а) политическая система СССР в период правления И. В. Сталина мож­
но отнести к тоталитарному типу;

б) сталинская индустриализация была направлена на развитие социаль­
ной сферы общественной жизни Советского Союза;

в) одним из основных ресурсов власти в период правления Сталина И. В.
являлся идеологический.

84. Процесс превращения индивидуальных крестьянских хозяйств в об­
щинные в период правления Сталина И.В. называется.


 

85. Перечислите важнейшие битвы Великой Отечественной войны 1941-
1945 гг..

86. Как назывался главный доклад XX съезда КПСС, сделанный Хруще­
вым Н.С.:

а) «О культе личности и его последствиях»;

б) «О всеобщей декларации прав человека»;

в) «О новом экономическом курсе».

87. Какой крупный международный кризис произошел в 1962 году:

а) Балканский кризис;

б) Ближневосточный кризис;

в) Карибский кризис.

88. Тип политической системы в период нахождения у власти Н.С. Хру­
щева можно охарактеризовать как:

а) монархический;

б) демократический;

в) тоталитарный.

89. Кто обладал военно-стратегическим преимуществом к началу 1970-х
годов в мире:

а) Советский Союз;

б) США;

в) установилось военно-стратегическое равенство двух систем.

90. Выбери правильное суждение:

а) конец 1970-х начала 1980-х гг. в экономической сфере Советского
Союза можно рассматривать как период стагнации;

б) в политической сфере в период правления Л.И. Брежнева проявлялись
тенденции политического плюрализма;

в) экономика СССР носила командно-административный характер,

91. Кто был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года:

а) Ельцин Б.В.;

б) Горбачев М. С.;

в) Андропов Ю.В.

92. Что предполагала экономическая концепция перестройки:

а) создание рыночных отношений в рамках социалистической экономи
ки;

б) создание капиталистического сектора экономики наряду с социали­
стическим;

в) приватизация промышленности.

93. СССР прекратил свое существование:

а) в 1989 году;

б) в 1991 году;

в) в 1985 году.


94. Первым президентом Российской Федерации стал:

а) Б.Н. Ельцин;

б) М.С. Горбачев;

в) В. В. Путин.

95. Причины модернизационных процессов в России начала 90-х гг.
XX века лежали в:

а) политической сфере;

б) экономической сфере;

в) социальной сфере.

96. Как называется процесс превращения государственной собственнос­
ти в частную:

а) приватизация;

б) агропромышленная интеграция;

в) экспроприация.

97. Конституция Российской Федерации 1993 года утвердила в стране:

а) президентскую республику;

б) парламентскую республику;

в) конституционную монархию.

98. Выбери правильное суждение:

а) позитивным итогом приватизационных процессов в России стала
разрушение государственной экономической монополии, создание мно­
гоукладной экономики;

б) негативным итогом приватизационных процессов является гиперт­
рофированная ориентация на торгово-финансовый сектор экономи­
ки;

в) позитивным итогом приватизационных процессов в России является
инвестиционный кризис.

99. Политический режим в Российской Федерации можно охарактеризо­
вать как_________.

100. В основе политической жизни современной России лежит принцип:

а) однопартийности;

б) политического плюрализма;

в) географического детерминизма.

КЛЮЧИ

1 В 21 А 41 А 61 А 81 Б
2 А 22А 42 Б 62 Б В 82 А
3 Г 23 В 43 В 63 Б В 83 А В
4 Б 24 А 44 Б 64 Крестьянская 84 Коллективизация
5 Б 25 Б 45 А 65 Индустриальная 85 Битва за Москву, Сталининградская битва, Курская битва
6 В 26 Б 46 В 66 А 86 А
7А Б 27 В 47 А 67 В 87 В
8 Достоинства Б Г Недостатки А В 28 А Б 48 Синод 68 А 88 В
9 Исторический процесс 29 Восточный 49 Дворяне 69 В 89 В
10 Смысло – образующая 30 Родовой 50 Б 70 А 90 А В
11 А 31 Б 51 В 71 А 91 Б
12 Б 32 А 52 Б 72 А В 92 А
13 Б 33 В 53 Б 73 А В 93 Б
14 В 34 Б 54 В 74 Столыпин П.А. 94 А
15 Б 35 А 55 А 75 Николай ІІ 95 Б
16 В 36 А 56 А 76 А 96 А
17 Б В 37 А Б 57 Б 77 Б 97 А
18 А В 38 Б 58 Б 78 А 98 А Б
19 Экстенсивный 39 Политический 59 Б 79 А 99 Демократический
20В 40 Опричнина 60 А 80 А 100 Б

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКЗАМЕНА

Экзамен по отечественной истории в ТГТУ проводится в устной (со­беседование по экзаменационным билетам) и письменной (реферат на ис­торическую тему) форме.

УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН

ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В ходе устного ответа студент должен:

1) продемонстрировать умение рассматривать события и явления конкретно-исторически, в широком историческом контексте, с учетом исто­рической перспективы и ретроспективы; видеть противоречивость и вари­антность общественного развития;

2) изложить основной фактический материал по вопросу; раскрыть
ведущие причинно-следственные связи; самостоятельно сделать обобщения и выводы из сказанного;

3) использовать и уметь объяснить необходимые понятия и термины;

4) освещать материал логично, последовательно, соблюдая принятые
нормы устной речи.

В ходе ответа экзаменатор имеет право задавать студенту дополни­тельные вопросы по теме билета.

Результаты устного экзамена оцениваются по пятибальной системе.

ПИСЬМЕННАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ (КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА

Студент заочной формы обучения должен обязательно представить письменную контрольную работу (реферат) на кафедру истории и полито­логии за месяц до начала сессии, предварительно зарегистрировав в дека­нате ЗО.

Реферат является неотъемлемой составной частью экзамена по курсу отечественной истории.

Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержа­ние книги, статьи, научной работы, создает возможность комплексно ис­пользовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоя­тельность мышления, умение анализировать явления действительности. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников (перечень индивидуальных тем прилагается). В отличие от конспекта реферат требу­ет несравненно большей творческой активности в обобщении изученной литературы.

Рекомендуемый объем реферата - 15-20 страниц машинописного текста.

Академическая структура исследования такова:

1. Титульный лист (образец прилагается).

2. Содержание работы:

Введение

Глава1. (Название главы)

1.1. (Название параграфа)

1.2. (Название параграфа)

Глава 2. (Название главы)

2.1. (Название параграфа)

2.2. (Название параграфа)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение (схемы, карты, рисунки)

Название работы, глав и параграфов не должны совпадать, название работы не должно быть громоздким. Тему реферата предпочтительно вы­бирать из предложенных тем в данном учебно-методическом пособие (свою тему следует заранее согласовать с преподавателем каф



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.012 с.)