ТОП 10:

Социальная ценность международного права и системы. Резолюции ООН.



Источники МП.

Источники МП – установл-е гос-вами в процессе правотв-ва формы воплощения согласованных реш-й, формы существ-я межд.-пр.норм. МП не имеет таких констит.норм или спец.актов, в кот-х дается перечень норм.актов в привязке к компет-и принимающих их органов гос-ва. Ист-ки МП подразд-ся на 2 катег-и: 1. Основные: а) межд дог-р (соглаш-е с-тов МП в письм.форме вне зав-ти от конкр.наименов-я и вне зав-ти в одном или неск-х связ-х другс другом док-тов это согл-е выражено); б)межд.обычаи (это норма, кот.созд-ся, появл-ся и подтв-ся в рез-те длител-й повторяющ-ся межд. практики. 2.Вспомог-е: а)резол-и межд.орг-ций (бывают 2 видов: внутриорганиз. рез-и – явл.юр.обяз-ми и в сов-ти образ-т внутр.право межд.орг-и; резол-и рекоменд-е); б) межд.суд.прецедент; в) общие пр-пы права (дискус-ые проблемы в теории права); г) доктрина (играет роль установл-я наличия или отсутст-я нормы или межд.дог-ра, или межд.обычая, или нормы, представл-й собой общий пр-п права).

 

Субъекты МП.

С-т права- обладатель П и О в рамках опред-х ПО. С-т МП — это носитель межд.П и О, возник-х в соотв-и с общими нормами МП либо предписаниями межд.-пр.актов. Это также лицо, поведение кот-го прямо регулир-ся межд.правом и кот-е вступает или м.вступать в межд. публичные правоотнош-я. Круг с-тов МП подразд-ся на 2 категории: 1. Первонач-е (основные): гос-ва,обладающиегос.сувер-том и приобрет-ие в силу своего образ-я межд.правос-ть, не обуслов-у ч.-л. внеш.волей и имеющую всеобъемл-й хар-р. 2.Производные: а) межд. межправит. орг-ции – эта орг-ция, кот.учреждена на основе межд.дог-ра (неправит-е орг-ции с-тами МП не явл.); б) народы, борющ-ся за свою незав-ть. Спецификой правос-ти народа явл.то,что народ и.П на полит.самоопред-е. Сущ-т особые с-ты МП: а)государствопод-е образ-я с огранич-й правосуб-тью; б)Иерусалим; в)физ.лицо. Сама по себе норма МП создает П и О лишь для его с-тов, т.е.прежде всего для гос-в. Офиц.органы гос-ва, его юр.и физ.лица непоср-но нормам МП не подчин-ся. С-ты МП в пр-пе не м.ссылаться на свое зак-во для оправд-я несоблюд-я ими межд.обяз-в. Принятые гос-ми межд.обяз-ва д.ими доброс-но соблюд-ся. 9. Периодизация истории МП.Историч-е периоды: 1-ый: историч.период, преодаленный МП – доверс.период до 1919г. В этот период сущ-ла доверс.историч.система МП. Наиб-ее характ-е иснт-ты этой системы: 1. Инст-т Дебелляции (позволял побед-лю увел-ть свою терр-рию за счет терр-рии побежд-го гос-ва). 2. Инст-ты эффект-й оккуп-и примен-ся к случаям географ. открытий. когда сильное гос-во открывало терр-рии,кот. были вовсе не заселены или заселены населением, стоящим на более низкой ступени разв-я. 3.Инст-т контрибуции (позволял побед-лю взыскать с побежд-го сумму своих воен-х издержек). 2-ой пер-д: 1919 – 1945гг. – Верс.историч. период (Верс.система МП). Впервые в истории чел-ва была реализована попытка создать универс-ю орг-цию сотр-ва гос-в – Лиги Наций. Так же впервые б.ограничено П гос-в использ-ть воор.силу как ср-во реш-я межд.споров. Сформ-сь основы инс-та уг.отв-ти за межд.прест-я. Примен-е силы в кач-ве способа реш-я межд.споров полностью под контролем. 3-й период: с 1945г. – система соврем. МП. В 1945 б.принят и вступил в силу Устав ООН. Совр.сис-ма основана на пр-пе неприм-я силы либо угроз ею. Но воор.сила м.примен-ся,если речь идет об индив.или коллект-й обороне.

Система МП.

МП- это система юр.норм, регулир-х межгос.отношения в целях обеспеч-я мира и сотруд-ва. Система МП делится на от­расли - крупные блоки межд.-пр.институтов и норм, регламенти­р-х обособл-ые межд. отнош-я, отли­чающиеся качеств-м своеобразием. Каждая отрасль помимо того, что руко­водств-ся общими пр-пами МПП, имеет и свои “собств-е” пр-пы. Ех, в космич-м праве действует пр-п запрещения нац-го присвоения космич-го пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безоп-ти; М гуманит-е право; дипломат-е и консульское право; М морское право и т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образов-й - подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные от­нош-я в специф-ой ситуации, либо отнош-я 2-х или неск-их отраслей МП. Межд.-пр.институт - группа межд.норм, регла­ментир-х однородные отнош-я. Ех: институт гр-ва в гуманит.праве, институт признания или правопреемства и т.д. МП состоит из 2-х компонентов: 1) Межд.публ.право – это подсистема норм, кот.предназначена для регулир-я отнош-й гос-в и произв-х от их воли с-тов. 2) Межд.частное прав – это подсистема норм межд. публ.права и права внутригос-го, кот.регул-т внутригос.отнош-я гр.-пр.хар-ра с участием иностр.ФЛ и ЮЛ.

 

Особые с-ты МП.

С-т права- обладатель П и О в рамках опред-х ПО. С-т МП — это носитель межд.П и О, возник-х в соотв-и с общими нормами МП либо предписаниями межд.-пр.актов. Это также лицо, поведение кот-го прямо регулир-ся межд.правом и кот-е вступает или м.вступать в межд. публ. ПО. К особым с-там МП относ-ся: а)государствоподобные образ-я с огранич-й правосуб-тью. Это особые истор-и сложившиеся пол.-религ-е единицы, кот.на основе межд.акта или межд.признания имеют относит-но самостоят.статус (княж-во Монако, образов-е с насел-м < 30000 т.ч.). К ним относят так назыв. «вольные города». Вольный город созд-ся на основе межд.дог-ра или реш-я межд.орг-ции и предст-т собой своеобр-е гос-во с огранич-й правосп-тью. Он имеет свою к-цию или акт аналог-го хар-ра, высшие гос.органы, гр-во. Его воор-е силы носят чисто оборонит-й хар-р либо явл.не воор-ми силами в традиц-м понимании, а скорее силами по охране границ и поддерж-ю правоп-ка. Созд-ли вольного города обычно предусматр-т способы контроля за соблюд-м его статуса, напр-р назн-т с этой целью своих представит-й или представ-ля. На межд.арене вольные города представ-т либо заинтерес-е гос-ва, либо межд.орг-ция.; б)Иерусалим (на статус особого с-та претенд-ли некот-е с-ты РФ – татарстан, башкаркастан).

13. Особ-ти межд.правосуб-ти гос-в. Нейтр-е и федерат.гос-ва. Правосуб-ть – подчиняемость непосредств-му действию норм МП, кач-во быть с-том МП. Осн-й и самой главной особ-тью правосуб-ти гос-в явл.сувер-т. Сув-т-это незав-ть в провед-и внутр.и внешн. пол-ки и полновластие на нац.терр-ии. Сущ-т пр-п сувер-го рав-ва гос-в. в соот-и с этим пр-пом все гос-ва равны. Каждое гос-во и.П.участ-ть либо не участ-ть в межд.дог-ре, или в деят-ти межд.орг-ций, в конкр.межд.ПО. Сущ-т 2 фактора, кот.наиболее значимы в плане влияния на фактич-й объем межд.правосуб-ти: 1. Фактор поли-ко-террит.орг-ции гос-ва.2.Фактор отнош-я гос-ва к нейтралитету. 1 –Разл-т гос-ва простые (унитарные), сложные (фед-ции). Проблема опред-я объема межд.пр-ти м.возн-ть в случаях Фед-ции. Проблема состоит в том, что в Фед-и межд.пр-ть м.б. перераспр-на м/у фед-ми и ее с-тами. Пр-ма опред-я надлеж-го с-та реш-ся на основе анализа конст.зак-ва гос-в. 2- сущ-т 3 гр.нейтр.гос-в:а)пост-й нейтр-т-это такое госво, нейтр-т кот. либо гарантир-н межд.дог-ми,либо продеклар-н конст-но. Б)традиц-й нейтр-т – такой,кот. и не закреплен в межд.дог-ре и не закреплен конст-но, но когда соотв-е гос-во факт-и осущ-т соотв-. пол-ку. В)эвентуальный – предп-т, что соотв-е гос-во занимает нейтр-ю позицию по отнош-ю к данному воор.конф-ту.

 

Производные с-ты МП.

С-т МП — это носитель межд.П и О, возник-х в соотв-и с общими нормами МП либо предпис-ми межд.-пр.актов. Это также лицо, поведение кот-го прямо регулир-ся МП и кот-е вступает или м.вступать в межд. публ. ПО. Произв-е с-ты МП: а) народы, борющиеся за свою незав-ть. Народ – это сов-ть лиц одной и той же нац-ти, прожив-х на терр-и своей историч. родины. Специфика статуса народа состоит в том, что он (народ) обладает П на пол. опред-е (сецессию), т.е. свободен без давл-я выбирать для себя форму пол.существ-я. МП оперирует понятием нац.меньш-во – сов-ть лиц одной и той же нац-ти, но прожив-х за пред-ми своей истор. родины. Общепризн-й формой реализ-и права народа на самоопред-е явл.рефер-м. б) межд. межправит.орг-ции – орг-ции, учрежд-е в соотв-и с межд.до-ром (уставом). В нём оговар-ся та часть полном-й, кот.делег-т и резерви-т гос-во. Неправит.орга-ции – это те, кот.учреждены по соглаш-м част.лиц (зелёные, межд.ассоциация МП и т.д.); в) особые с-ты МП – это гос-но – подобные образ-я с огранич. правосуб-тью (княж-во Монако, образов-е с насел-м < 30000 т.ч.); г)физ.лица – это лица, облад-ие П и О только в 3-х катег-х ПО: - межд.уг. отв-ть. В наст.вр.дейст-т 3 межд.трибунала – Гаагский, Руанды и Сьерра Лионе. Был учреждён пост-й между.уг.суд, работ-й на пост-й основе с надгос.юрисд-й.;– поступл-е на межд. службу (пост-ую или врем-ю), - обращ-е лица за межд. защитой (Женевский комитет по правам чел-а и Евр.суд по правам чел-а).

 

Правопреемство государств.

Правопреемством гос-в принято называть переход, с учетом осн-х п-пов МП и норм о правопреемстве, определенных прав и обязательств от одного государства – с-кта МП – к другому. Правоп-во имеет место при обстоятельствах: а) при смене гос-ного политического строя в рез-те гос-ного переворота (например, правопр-во Сов-го гос-тва); б) при появлении в рез-те нац-но-освобод-го движ-я новых независимых гос-тв (скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании нескольких гос-в на территории их предшественника; г) при объединении двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при переходе части одного государства к др. Правопр-во касается неск-х аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопр-во в отнош-и гос.собств-ти; правопр-во в отнош-и гос архивов; правопреемство в отнош-и гос долгов.

19. Понятие «международное конституционное право».МП как особая сис-ма права предст-т собой довольно сложное юр.образ-е, состоящее из разл-х эл-тов. К-цию совр.МП образ-т осн-е пр-пы МП. Осн-е пр-пы — это основополаг-е межд.-пр.нормы, носящие универс-й хар-р и облад-ие высшей юр.силой. Они прониз-т всю межд.-пр.систему; все остальные межд.-пр.нормы, а также по­вед-е с-тов МП д.соотв-ть полож-м осн-х пр-пов. МП, как и внутр.право любого гос-ва, подразд-ся на отрасли. Отрасли МП регу­лируют крупные «блоки» МО опред.вида и представляют собой сов-ть межд.-пр.инс-тов и норм, регламентир-х более или менее обособл-е отнош-я, отлич-ся качеств-м своеобразием. Например, отрасль «право межд.безоп-ти» регу­лирует отнош-я по обеспеч-ю межд.мира и безоп-ти, «право межд.орг-ций» — порядок создания и деят-ти межд.орг-ций, их отнош-я с др.с-тами МП и т.д. В кач-ве «несущей кон­струкции» каждой отрасли выступают осн.пр-пы МП, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые пр-пы (например, пр-п запрещ-я нац.присвое­ния косм.простр-ва в космич.праве).

 

Принцип неприменения силы

Каждое гос-во в своих МО обязано воздерж-ся от угрозы силой или ее примен-я как против террит.неприк-ти или пол.незав-ти любого гос-ва, так и к.-л.др.образом, не совмест-м с целями ООН. Такая угроза силой или ее примен-е явл.наруш-м МП и никогда не д. примен-ся в кач-ве ср-тв урег-я межд.вопр-в. В соот-и с целями и пр-пами ООН гос-ва обязаны воздерж-ся: 1.от пропаганды агресс-х войн. 2. от угрозы силой или ее приме-я с целью наруш-я сущ-щих межд.границ др.гос-ва или в кач-ве ср-ва разреш-я межд.споров, в том числе террит. споров и вопросов, касающихся гос.границ. 3. от угрозы силой или ее прим-я с целью наруш-я межд. демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установл-х или соотв-щих межд. соглаш-ю, стороной кот-го явл.данное гос-во, или кот-е это гос-во обязано соблюдать на к.-л. ином основании. 4. от актов репрессалий, связ-х с примен-м силы. 5. от к.-л. насильств-х действий, лишающих народы права на самоопред-е, свободу и незав-ть. 6. от орг-ции или поощр-я орг-ции иррегулярных сил или воор-х банд, в том числе наемников, для вторжения на тер-рию др.гос-ва. 7. от орг-ции, подстрек-ва, оказ-я помощи или участия в актах гражд.войны или террор.актах в др.гос-ве. МП известны 2 основ-я правом-го прим-я силы в МО, предусм-х Уставом ООН:1)По реш-ю Сов.Бе-ти ООН, для поддерж-я или восстановл-я межд. мира и без-ти; 2)В порядке реализ-и права гос-ва на индив-ю или коллект-ю самооб-ну, если гос-во подверглось вооруж-му напад-ю, с немедл-м оповещ-м об этом Сов.Без-ти ООН.

 

Главные органы ООН.

В кач-ве главных орг.ООН в ее Уставе названы Ген.Ассамб, Сов.-без-ти, Эк.и соц.совет (ЭКОСОС), Межд. суд, Суд по опеке, Секретариат. Главн. органы ООН характер-ся особым пр. статусом, их полном-я и взаимоотнош-я зафиксированы в Уставе ООН. Центр. место занимают ГА и СБ. По реш-ю ГА, СБ, Эк.и соц. Совета образ-ся вспом.органы. Главн. органы коорд-т их деят-ть, заслуш-т доклады, выносят свои рекоменд-и. Органы ООН состоят из гос-в – членов данной Орг-ции. ГА состоит из всех членов ООН. СБ, Эк.и соц.совет состоят из установл-го числа членов. ЭКОСОС создан для того, чтобы под руковод-м ГА осущ-ть межд. сотр-во в эк.и соц.областях. Он состоит из 54 гос-в- членов ООН. Члены избир-ся ГА сроком на 3 года, ежегодно переизб-ся 1/3 состава.Полном-я: координ-я деят-ти специализ.учрежд-й ООН путем провед-я консульт-й с ними и предостав-и рекомен-й; состав-ть доклады по межд.,эк.,соц вопросам, а так же в обл.культуры, здравоох-я, уваж-я прав чел-а. Совет по опеке. Осущ-т ф-ции ООН по отнош-ю к тер-ям, кот.охват-сь межд.сис-й опеки. Он сыграл роль в наблюд-и за тем, как гос-ва, под опекой кот.наход-сь такие тер-рии, содейств-ли пол., эк., соц.разв-ю в направл-и к самоуправ-ю и неза-ти. Задача Секр-та – обеспеч-е норм-го функцион-я всего мех-ма орг-ции. Сост-т из Ген.секр-я и персонала. Комп-я Межд.суда – разреш-е споров м/у гос-ми, взявшими на себя обяз-во вып-ть его реш-я по конкр. Делам, и разработку консультат-х заключ-й по юр.вопр.

 

Генеральная Ассамблея ООН

ГА состоит из всех Членов Орг-ции. ГА уполномоч-ся: 1.обсуждать любые вопр-ы или дела в пределах Устава или относ-ся к полн-м и ф-циям любого из органов, делать рекоменд-и Чл-м ООН или Сов.Без-ти или и Чл-м Орг-и и Сов.Без-ти по любым таким вопр-м или делам. 2. Рассматр-ть общие пр-пы сотр-ва в деле поддерж-я межд.мира и без-ти, в том числе пр-пы, определ-ие разоруж-е и регулир-е вооруж-й, и делать в отнош-и этих пр-пов рекоменд-и Чл-м Орг-ции или Сов.Без-ти. 3. обсуждать любые вопр-ы, относ-ся к поддерж-ю межд.мира и без-ти, поставл-е перед нею любым Чл-м Орг-ции или Сов. Без-ти или гос-вом, кот.не явл.Чл-м Орг-ции, делать в отнош-и любых таких вопр-в рекоменд-и. 4. Учр-ть такие вспомог.органы, кот.она сочтет необход-ми для осущ-я своих ф-ций. ГА м.обращать вним-е Сов.Без-ти на сит-ции, кот.м. бы угрожать межд. миру и без-ти. Когда Сов.Без-ти выпол-т возлож-е на него Уставом ф-ции по отнош-ю к к.-л. спору или сит-ции, ГА не м.делать к.-л.рекомен-и, касающ-ся дан-го спора или сит-ции, если Сов.Без-ти не запросит об этом. ГА получает и рассматр-т ежег-е и спец. доклады Сов.Без-ти, кот. д.вкл-ть отчет о мерах по поддерж-ю межд. мира и без-ти, кот.Сов.Без-ти решил предпр-ть. ГА получ-т и рассматр-т доклады др.орг-в Орг-ции. ГА рассм-т и утверждает бюджет Орг-ции. ГА собир-ся на очеред-е ежег-е сессии и на такие спец.сессии, кот-х м.потреб-ть обст-ва. Спец.сессии созыв-ся Ген.Секр-м по требов-ю Сов.Без-ти или больш-ва Чл-в Орг-ции. ГА устан-т свои собств. правила проц-ры. Она избирает своего Предс-ля на каждую сессию.

 

Совет Безопасности ООН

Состав: 15 членов ООН (из них 5 – пост-е) На СБ ООН возложена гла.ответ-сть за поддерж-е мира и без-ти. Ф-ции и полн-я: поддерж-ть мир и без-ть; расслед-ть любые споры кот.м.вызвать межд.трения; делать рекомен-и по урегулир-ю споров; выраб-ть планы для созд-я системы регулир-я вооруж-я, определя-ть наличе угрозы миру; призывает гос-ва применять экон.санкции и др.меры к агрессорам; предприн-ть воен.действия против агрессора; делать рекомен-и о приеме новых членов в ООН; предст-ть ежег-е отчеты ГА. СБ организ-ся т.о., чтобы он мог функц-ть непрер-но. Для этого каждый член СБ д.б.всегда представлен в месте пребыв-я ООН.СБ собир-ся на периодич-е засед-я, на кот-х каждый из его членов м., по своему жел-ю, б.предст-н или членом прав-ва, или к.-л. др.особо назнач-м представ-лем. Засед-я СБ м.происх-ть не только в месте пребыв-я Орг-ции, но и во всяком др.месте, кот. способ-т его работе. Каждый член СБ имеет 1 голос. Реш-я СБ по вопр-м проц-ры счит-ся прин-ми, когда за них поданы голоса 9 членов СБ. Реш-я СБ по всем др.вопр-м счит-ся прин-ми, когда за них поданы голоса 9 чл-в СБ, вкл-я совпад-ие голоса всех пост-х чл-в Совета, причем сторона, участв-я в споре, д.воздерж-ся от голос-ия при прин-и реш-я

 

32. Международный суд ООН.Состав: коллегия 15 судей (независ-х), избир-е на 9 лет ГА и СБ по предлож-ю Пост-ой Палаты Третейского суда. Чл-ы суда полз-ся диплом.привил-ми и иммун-ми. Местоп ребыв-е Суда – Гаага. Суд изб-т Предс-ля и Вице-председ-ля на 3 года с правом их переизбр-я. Выборы произв-ся тайным голос-м на основе пр-па абсол-го больш-ва, в таком же порядке изб-ся секр-рь и его зам. Юрисд-я суда обазат-на по вопр-м: - толков-е дог-ра; - любого вопроса МП; - наличия факта, кот-й предст-собой наруш-е МП; хар-р и размер возмещ-я за наруш-е межд.обяз-в. Обычно Суд осущ-т свою деят-ть на пленарных засед-х, но по просьбе ст-н он м.образ-ть подраздел-я огранич-го состава, кот.назыв-ся камерами. Реш-е, постановл-е одной из камер, счит-ся вынес-м самим Судом. Офиц.яз-ми Суда явл. франц-й и англ-й. Судопр-во состоит из 2 частей: письм-го и уст-го (м.б.публ-м и закр-м). Письм.суд-во состоит из представл-я Суду и ст-нам меморандумов, контрмеморандумов и, если потреб-ся, объектов на них, а равно всех подтвержда-х их бумаг и док-тов. Устное судопр-во состоит в заслуш-и Судом свид-й, экспертов, представ-й, повер-х адв-тов. Реш-е Суда обяз-но лишь для участв-х в деле ст-н и лишь по дан-му делу. Оно явл.оконч-м и обжалов-ю не подл-т. Если к.-л.ст-на не вып-т обяз-в, возлож-х на него Судом, то СБ по просьбе др.ст-ны м., если признает это необх-м, решить вопрос о прин-и мер для привед-я реш-я в исполн-е.

 

Прекращение действия МД

Вопрос о времени, условиях и порядке прекращ-я действия МД реш-ся по общему правилу самими договаривающ-ся ст-ми и фиксир-ся в дог-ре. Основ-я прекращ-я действия МД: 1)По истеч-и срока действия срочного дог-ра. 2)В связи с исполн-ми ст-нам обяз-в по дог-ру. 3)Отмена (по соглаш-ю всех договарив-ся сторон). 4)Замена (в связи с заключ-м нового дог-ра по тем же вопр-м и м/у теми же ст-ми). a) из послед-го дог-ра вытекает или иным образом установлено намер-е уч-ков, чтобы данный вопрос регулир-ся этим дог-ром; или b) полож-я послед-го дог-ра настолько несовм-мы с полож-ми предыд-го дог-ра, что оба дог-ра невозможно применять одновр-но. 5)Денонсация – отказ гос-ва от дог-ра с предварит-м предупрежд-м др.уч-ков, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусм-ны дог-ром. Уч-ки уведомляет не менее чем за 12 мес.о своем намер-и денонсировать дог-р или выйти из него 6)Аннулир-е – отказ гос-ва от дог-ра, когда есть к тому достат-ые, строго опред.нормами Венской конв-ции о праве межд.дог-ров основ-я, а именно: существ-е нарушение МД др.уч-ками; невозм-ть исполн-я дог-ра из-за утраты или уничтож-я его объекта; коренное измен-е обст-в.

 

Функции депозитария.

Гос-во или межд.орг-ция, взявшие на себя обяз-во хранить текст межд.д-ра, док-ты о его ратиф-ции и т. д. Венская К-ция о П.межд.д-ров(Ч.8) 1.Если д-ром не предусм.иное или если дог-щиеся гос-ва не условились об ином, ф-ции деп-рия состоят в:а) в хран-и подл-го текста д-ра и переданных деп-рию полн-чий;b) в подг-ке зав-ных копий с подл-го текста и подг-ке любых текстов д-ра на др.языках, к-рые м.б.предусм.д-ром, а также в препров-нии их учас-кам и гос-вам, и.П.стать учас-ми д-ра;c)в получ-и подписей под д-ром и получ-и и хран-и док-в, увед-й и сооб-й, отн-хся к нему;d)в изуч-и вопроса о том, нах-тся ли подписи, док-ты, увед-ния или сооб-я, относ-ся к д-ру, в полном порядке и надл-щей форме;е) в информ-и учас-ков и гос-в, и.П. стать учас-ми д-ра, о док-тах, увед-х и сооб-х, относ-ся к дог-ру;f) в информ-и гос-в, и.П.стать учас-ми дог-ра, о том, когда число подписей, ратиф-х грамот или док-в о принятии, утверж-и или присоед-и, необх-е для вступ-я д-ра в силу, б.получено или депонировано;g) в рег-ции д-ра в Секретариате ООН2.В случае возн-ния любого разн-сия м/у к-л гос-м и депоз-м относ-но выполнения ф-ций последнего, депоз-рий доводит этот вопрос до свед-я подпис-х д-р гос-в и дог-хся гос-в.

 

Пр.режим Антарктики.

Антарк-ка - тер-рия земного шара, распол-ная вокруг южного полюса и состоит из ненас-го материка Ант-ды, прилег-х к нему островов, части южного моря (Инд., Атлант., Тихий.,) Пр.пол-ние базируется на пол-х дог-ра об Ант-ке 1959, принятого по рез-там Вашингтонской конф-ции (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Н.Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский союз, Франция ит.д.).Д-р уст.пр.статус Ант-ки как терр.простр-ва, октрытое для бесприпят-го использ-я любым гос-вом и явл. ничьей терр-й. Пр-ципы деят-ти в этом районе: использ-е Ант-ки только в мирных целях (запрет создания воен.баз, проведение воен.маневров, испытаний оружия); свобода научных исследований и межд.сотруд-ва в этой сфере; обеспечение экол.безоп-сти в этом районе (запрет ядерных взрывов, сброса радиоактив.оружия). Др.ист-ки: Конв-ция 1950 «О живых ресурсах Ант-ки»; Конв-ция 1988 по регул-нию освоения мин.ресурсов Ант-ки; Прот-л об охране окр.среды к Д-ру об Ант-ке подписаный в Мадриде 1991 (Объявление Ант-ки природным заповедником, предн.для мира и науки). а) произв-ся обмен инф-цией относ-но планов научных работ в Ант-ке с тем, чтобы обеспечить макс.экономию средств и эфф-сть работ;b) произв-ся обмен научным персоналом в Ант-ке м/у экспед-ми и станциями;с) произв-тся обмен данными и рез-тами научных наблюдений в Ант-ке и обеспечивается свободный доступ к ним.При выполнении наст.ст.всячески поощряется уст.отн-ний делового сотруд-ва с теми специализ-ми учрежд-ми ООН и др.межд.орг-циями, для к-х Ант-ка предст.интерес в научном или техническом отн-нии.Пол-ния наст-го Д-ра применяются к району южнее 60 параллели южной широты, вкл.все шельфовые ледники.Каждая из Д-вающихся Сторон по вступлении для нее в силу наст-го Д-ра инф-т др. Д-вающиеся Стороны и в дальнейшем уведомляет их заблаговременно:а) о всех экспедициях в Ант-ку или в пределах Ант-ки, совершаемых ее судами или гр-ми, и всех эксп-х в Ант-ку, орган-х на ее терр-и или направл-хся с ее терр-и;b) о всех станциях в Ант-ке, занимаемых ее гр-ми; с) о любом военн. персонале или оснащении, предназн-м для направления ею в Ант-ку.

 

Правила экстрадиции

Пер-ча прест-ка гос-вом, на терр-рии к-рого он находится, др. гос-ву по треб-ю последнего для привл-я прест-ка к уг.ответств.или приведение в исполнение вступ-го в закон.силу приг-ра. Сущ-т след.правила экстр-ции:1. Э. осущ-ся на осн-нии межд.д-ра. В исключ.случаях она возм-на на основе межд.вежливости.2. Собств-е гр-не не выдаются.3. Сущ-т правило: либо выдай, либо накажи.4. Выдача возм-на только в связи с совер-м серьёзного прест-ния (лишение С. на срок >1 года).5. Выдача в связи с прест-ем, имеющим полит.окраску, невозможна.6. Мех-зм эк-ции рег-тся закон-вом запраш-го гос-ва .В больш-ве гос-в выдаче не подлежат собст-ные г-не (напр., согласно п. 1 ст. 61 КРФ 1993 г., запрещена выдача росс.г-н иностр. гос-у). В.п. не допус-ся также в те гос-ва, где выд-му лицу м.угрожать смертная казнь или прим-ние пыток. В РФ согл п. 2 ст. 63 КРФ не допус-ся выдача др.гос-ву лиц, пресл-х за полит.убеждения, а также за действия, не признаваемые в РФ прест-м. РФ и .с иностр.гос-вами ряд д-ров о пр. помощи по гражд., семейным и угол.делам, в к-х, в частности, опр.условия и порядок выдачи угол.прест-ков.

 

97. «Право Женевы» в МП вооруженных конфликтов.

Все ст-ны Военн.конф-та межд. х-ра о.в своих действиях собл-ть соотв.нормы МП, в частности з-ны и обычаи войны. П.Женевы – это та часть п. вооруж. конфл-в, к-рая сформ-лась в период действия норм совр. МП. Оно возникло одновр-но с принятием У ООН. Сердцевину ПЖ сост-т женевские конв-ции «О защите жертв войны» 1949 г. Их четыре::№1: «Об улучшении участи раненых и больных в действ-х армиях».№2: «Об улуч-и участи лиц, потер-х кораблек-е и состава воор.сил на море».№3: « Об обращении с военнопл-ми».№4: « О защите граж-го населения».Доп.прот-л 1 («О вооруж.конфл-х межд. х-ра») и 2 («О вооруж.конфл-х немежд.х-ра», иначе говоря «О внутренн.вооруж. конфл-х».Его значение в том, что действие МП расспрос-тся и на внутрен.вооруж.конфл-ты) 1977 г. к Жен-м конв-ям о защите жертв войны 1949 г. юр.оформил межд.п-Sость наций, ведущих борьбу за свое гос.становление и незав-сть.Отлич-я черта П.Ж. – это гуман-я направл-ть.

 

Комбатанты и некомбатанты.

Учас-ков вооруж.конфл-в м.условно разделить на 2 группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согл.Доп.прот-лу I к Женевским конв-циям 1949 г. лица, входящие в состав вооруж.сил стороны, находящейся в конф-те, и принимающие непосредс-ное участие в боевых действиях, явл.комбатантами. Только за комбатантами признается п.применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физ-го уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе треб-ть обращения с ними как с военнопл-ми.К несраж-мся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруж.сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не прин-щий непосред-го участия в этих действиях. Это интендантский и мед.персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несража-еся не м.б. непосред-м объектом вооруж.нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они о. использовать исключ.в целях самообороны и защиты вверенного им им-ва.
Т.о., деление вооруж.сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосред-м участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруж.силы к-й они правомерно включены.Поскольку партизанская война квалиф-тся современным МП как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностр.оккупации, за партизанами согл.Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они и.во главе лицо, ответст-е за своих подчиненных, и.отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий з-ны и обычаи войны. В свете совре.МП статусом комбатанта обладают и бойцы национ.-освободит-х движений.Важнейшими источ-ми п.вооруж.конф-в явл.Жен-кие конв-ции о защите жертв войны 1949 г.:• Конв-ция об улучшении участи раненых и больных в действ-х армиях;• Конв-ция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекр-ние, из состава вооруж.сил на море;• Конв-ция об обращении с военнопл-ми;• Конв-ция о защите гражд.насел-я во время войны.Запрещено размещать военнопл-х в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего гос-ва. В отн-нии военн-х м.б.применены лишь меры дисциплин-го воздействия.

 

Пр.режим интернирования

Пр.режим интернирования – это принуд-ное выдворение иностр.г-н в особые места поселения воюющей или нейтральной стороной в связи с вооруж.конфл-м. V Гаагская конв-ция о П.иО. нейтральных держав и лиц в сухопутной войне 1907 г. предусм.П.иО. нейтрального гос-ва, принявшего на свою терр-рию войска, бежавших военнопл-х, больных или раненых воинов, принадл-х к воюющим армиям, разместить их в местах, по возм-сти далеких от театра военных действий. Подвергшиеся И. войска и лица д.разоружаться и помещаться по усмотрению принявшей нейтральной стороны в лагеря, крепости и др. приспособленные к тому места. И. подлежат также военные корабли воюющих стран и их экипажи, оказавш-ся в портах нейтр-х гос-в и отказавш-ся их покинуть. Расходы по содержанию интерн-х возмещаются в связи с мирным урегул-м вооруж.конф-та. В связи с нач-м вооруж.конф-та воюющие стороны по обычаю подвергают И. оказавшихся по той или иной причине на их терр-рии г-н неприят-го гос-ва и нек-х др. иностр.г-н, если того требуют интересы данной воюющей стороны (исключая лиц, пользующихся межд.защитой, в т.ч. диплом.р-ков). Термин "И" применяется к режиму военнопл-х, опре. ч. II разд. III III Жен-й конв-ции об обращении с военнопл-ми 1949 г. (ст. 21, 22). И. предусма.также ч. II IV Жен-й кон-ции о защите гражда.насел-я во время войны 1949 г. - в отн-нии иностр.г-н, оказавшихся к моменту военных действий на оккупир-й воюющим гос-м терр-рии противника. Интерн-ным д.предос-ться средства сущ-ния и необходимая мед.помощь.

 

Пр.режим оккупации

Пр.режим оккупации – этовременное занятие вооруж.силами воюющей стороны в межд.конф-те терр-рии неприятеля в период ведения военных действий. Согл. Полож-м IV Гаагской конв-ции о з-нах и обычаях сухопутной войны 1907 г., IV Жен-кой конв-ции о защите гражд.насел-я во время войны 1949 г., а также Доп.прот-ла I 1977 г. к Жен-им конв-м о защите жертв войны 1949 г., уст-мая в период О.в. власть явл.по своей сути фактической и админ-й властью, и.П.иО. восст-вить и обеспечить, насколько возможно, общ.жизнь и порядок на занятой терр-рии, уважая при этом сущ-щие в стране з-ны, если для этого нет неодолимых препятствий. Окуп-ные власти не вправе принуждать насел-е к совершению вражд-х действий против своего гос-ва и д.уважать честь, семейные и им-ные П. г-н, их религиозные убеждения. Воспрещаются посяг-во на жизнь и личную неприкосн-сть г-н, взятие залож-в, лишение насел-я средств выживания и т.п. Пол-я IV Жен-кой конв-ции 1949 г. и Доп.прот-ла I 1977 г. д.применяться ко всему насел-ю окуп-ной терр-и без к-л дискр-ции по признакам расы, национ-сти, религ-х или полит-х убеждений. О.в. не озн.аннексии и, согл.МП современному, не служит для нее правооснов-м. Грубейшие нарушения норм МП, соверш-ные армиями фашистской Германии и милитаристской Японии на окупп-ных ими терр-х, были квалиф-ны как прест-ния межд.и повлекли за собой уг.наказ-е виновных по приговорам межд.военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, а также нац.судов стран, ставших жертвами прест-й агрессоров. Относящиеся к О.в. основные полож-я, касающ-я обращения с насел-м окуп-ных терр-рий, Доп. прот-ла II 1977 г. к Женевским конв-циям 1949 г. распростр-тся на вооруж.конфл-ты немежд-го х-ра.

 

Социальная ценность международного права и системы. Резолюции ООН.

МП – это особая пр.система, кот-я регулирует, в основном, межгос-ые отнош-я. С т.зр. соц.цен-ти межд. Право – это нормативным образом обобщённый опыт в развитии челов-ва. В МП существует уникальный способ нормообразования: согласование воль. Суть его: межд. Норма по общему правилу становится общегосуд-ой только для тех с-тов, кот-е добровольно признали её юр.обязат-ть. В 1947г. Ген.Ассамбл. ООН приняла спец.резолюцию «Преподавание межд. права». Этой резолюцией Ген.Ассамбл. предложила всем гос. – м – членам орг-ции начать преподавание межд. Права во всех высших уч-х завед-х независимо от их профиля. В 1989 г. Была принята резолюция «10-ти летие межд. Права». Этой резолюцией последующие 10 летбыли объявлены периодом, в течение которого должна быть решена двуединая задача: 1. Начать преподавание М.П. в средних школах и 2. Осуществить межд. – пр.подготовку всех гос. Служ-х, включая военносл-х и полиц-х.

 

2. Понятие МП.МП- это система юр.норм, регулир-х межгос.отнош-я в целях обеспеч-я мира и сотруд-ва. Межгос.отнош-я – отнош-я с участие гос-тв, межгос.орг-ций и гос.образов-й (нации, борющиеся за создание собств-го гос-тва, вольные города).Структура: внутр.орг-ция системы, располож-е и соедин-е ее эл-тов, хар-р их взаимосвязи. Нормы МП: юр-ки обязат-е к исполн-ю правила повед-я гос-в и др.с-тов МП, устанавлив-е самими с-тами. Нормы: договор-е и обыч-е (неписанные правила); универс-е (для больш-ва субъектов МП) и локальные (для с-тов одного региона, огранич-го курга с-тов); имеративные (призн-ся всеми с-тами и обязат-на для всех, отклон-е от нее недопустимо) диспозитивные (предоставл-т с-тов возмож-ть опред-ть свое повед-е); материальые (устанавл-т П и О по конкр-м ПО) и процес-е (устанавл-т порядок реализ-и матер.норм); регулят-е (устанавл-т конкр-е П и О) и охранит-е (гарант-т раелизацию регулят-х норм); обязывающие, разещающие, управомоч-щие. МП – это система договор-х и нек-рых вспомог-х норм,кот.регул-т отнош-я гос-в и произв-х от них с-тов, кот-е созд-ся путем согласов-я воль и действий, кот. обеспеч-ся идеальными межд.-пр.санкциями.

 

3. Конституция России о месте МП в пр.системе РФ. Совр. МП опред-т содерж-е центр. полож-й КП - норм о правах чел-ка. КП устанавл-т, что права чел-а опред-ся в соотв-и с межд.пр.нормами. К-ция РФ определила: Общепризн-е пр-пы и нормы МП, а также межд.дог-ры РФ составляют часть её пр.системы. В случае, если межд.дог-ром предусмотрено иное правило, чем в з-не, то примен-ся правило межд.дог-ра». С т.зр. уник-ти пр.системы – это общепланетарная и единств-я на нашей планете пр.система. Следов-но, не МП в целом, а только общепризн-е мировым сообщ-вом пр-пы взаимоотнош-й гос-в, равно как и ратифицирова-е рос-м парлам-м межд.дог-ры, явл.частью рос-й пр.системы. Слож-ть примен-я данной нормы заключ-ся в том, что К-ция не дает обязат-го перечня фундамент-х норм, кот.рассматр-ся Россией как руковод-е начала для отечеств.пр.системы. В случае коллизии м/у нормами нац-го зак-ва и МП примен-ся нормы МП. Признавая обязат-ь для Р-и заключ-х ею межд.дог-в, ФЗ РФ"О межд.дог-ах РФ" от 15.07.95 предусм-но, что, если межд.дог-р содержит правила, требующие измен-я отд-х полож-й К-и РФ, реш-е о подпис-и такого дог-ра возможно только после внес-я поправок в К-цию РФ или пересмотра ее полож-й в установл-м порядке.

 

4. Соотнош-е межд-го и внутригос-го права по кругу с-тов.С-ты права – это обладатели П и О в рамках конкр-й пр.системы. Крух с-тов МП подразд-ся на 2 кат-и: 1. Первонач-е (осн-е): гос-ва,облад-е гос.сувер-том и приобрет-ие в силу своего образ-я межд.правос-ть, не обуслов-у ч.-л. внеш.волей и имеющую всеобъемл-й хар-р. 2.Производные: а) межд. межправит. орг-ции – эта орг-ция, кот.учреждена на основе межд.дог-ра (неправит-е орг-ции с-тами МП не явл.); б) народы, борющ-ся за свою незав-ть. Спецификой правос-ти народа явл.то,что народ и.П на полит.самоопред-е. Народ (в межд.-пр.смысле)- совок-ть лиц одной и той же нац-ти, прожив-х на терр-рии своей истор.родины. Понятие «народ» проясн-ся з понятие «нац.меньш-во». Нац.меньш-во – сов-ть лиц одной и той же нац-ти, прожив-х за пределами своей истор.родины. Сама по себе норма МП создает П и О лишь для его с-тов, т.е.прежде всего для гос-в. Офиц.органы гос-ва, его юр.и физ.лица непоср-но нормам МП не подчин-ся. Чтобы обесп-ть фактич-ю реализ-ю межд-х обяз-в на внутригос-м уровне, осуществл-ся меры по трансформ-и межд.-пр.норм в нац-е з-ны и правила. С-ты МП в пр-пе не м. ссылаться на свое зак-во для оправд-я несоблюд-я ими межд.обяз-в. Прин-е гос-ми межд.обяз-ва д. ими доброс-но соблюд-ся.

 

5. Соотношение международного и внутригос-го права по кругу источников.Источник права – это внешняя форма выраж-я права. Ист-ми рос.права явл-ся: 1. З-ны и иные НПА. 2. Пр.обычай. 3. Суд.прецедент. Ист-ки МП подразд-ся на 2-ве катег-и: 1. Осн-е ист-ки – межд. дог-ры и межд. обычаи и 2. Вспомог-е ист-ки: а) резол-и межд.орг-ций; б) межд.суд.прецедент ; в) доктрины видных юристов; г) общие пр-пы права. Эти ист-ки использ-ся для уяснения факта существ-я либо содерж-я норм, имеющих статус межд.дог-ра, либо межд.обычая. МП и комп-ция органов гос-ва. Знач-но влияние МП на комп-цию органов внеш.снош-й. МП опред-т, какие органы м.давать окончат-е согласие на обязат-ть межд дог-ров без спец-х полном-й. МП влияет и на осущ зак-ной власти. Последняя не м.издавать з-ны, противор-е МП. Зак-ль ограничен межд обязат-ми гос-ва. Более того он обязан издавать з-ны, необход-е для осуществл-я норм МП. Конст.суды и МП. Усил-е влияния МП на нац-ое, включая констит-е, вызывает к жизни новые формы контроля за соотв-ем межд обяз-в к-ции страны. Осн.задача конст.судов - следить за конституц-тью зак-ных актов. Контроль за констит-тью межд дог-ров - это новая для них ф-ция. Суды к этому вопросу подходят осторожно. Резол-и межд органов, орг-ций и нац право. Рассматр-ые акты порождают лишь морально-пол-е обяз-ва, что вовсе не исключ-т их влияния на нац право. При выясн-и содерж-я норм МП, в том числе и инкорпорир-х в нац право, прих-ся прибегать к помощи резолюций конф-й и орг-ций..

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.021 с.)