Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная ценность международного права и системы. Резолюции ООН.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Источники МП. Источники МП – установл-е гос-вами в процессе правотв-ва формы воплощения согласованных реш-й, формы существ-я межд.-пр.норм. МП не имеет таких констит.норм или спец.актов, в кот-х дается перечень норм.актов в привязке к компет-и принимающих их органов гос-ва. Ист-ки МП подразд-ся на 2 катег-и: 1. Основные: а) межд дог-р (соглаш-е с-тов МП в письм.форме вне зав-ти от конкр.наименов-я и вне зав-ти в одном или неск-х связ-х другс другом док-тов это согл-е выражено); б)межд.обычаи (это норма, кот.созд-ся, появл-ся и подтв-ся в рез-те длител-й повторяющ-ся межд. практики. 2.Вспомог-е: а)резол-и межд.орг-ций (бывают 2 видов: внутриорганиз. рез-и – явл.юр.обяз-ми и в сов-ти образ-т внутр.право межд.орг-и; резол-и рекоменд-е); б) межд.суд.прецедент; в) общие пр-пы права (дискус-ые проблемы в теории права); г) доктрина (играет роль установл-я наличия или отсутст-я нормы или межд.дог-ра, или межд.обычая, или нормы, представл-й собой общий пр-п права).
Субъекты МП. С-т права- обладатель П и О в рамках опред-х ПО. С-т МП — это носитель межд.П и О, возник-х в соотв-и с общими нормами МП либо предписаниями межд.-пр.актов. Это также лицо, поведение кот-го прямо регулир-ся межд.правом и кот-е вступает или м.вступать в межд. публичные правоотнош-я. Круг с-тов МП подразд-ся на 2 категории: 1. Первонач-е (основные): гос-ва,обладающиегос.сувер-том и приобрет-ие в силу своего образ-я межд.правос-ть, не обуслов-у ч.-л. внеш.волей и имеющую всеобъемл-й хар-р. 2.Производные: а) межд. межправит. орг-ции – эта орг-ция, кот.учреждена на основе межд.дог-ра (неправит-е орг-ции с-тами МП не явл.); б) народы, борющ-ся за свою незав-ть. Спецификой правос-ти народа явл.то,что народ и.П на полит.самоопред-е. Сущ-т особые с-ты МП: а)государствопод-е образ-я с огранич-й правосуб-тью; б)Иерусалим; в)физ.лицо. Сама по себе норма МП создает П и О лишь для его с-тов, т.е.прежде всего для гос-в. Офиц.органы гос-ва, его юр.и физ.лица непоср-но нормам МП не подчин-ся. С-ты МП в пр-пе не м.ссылаться на свое зак-во для оправд-я несоблюд-я ими межд.обяз-в. Принятые гос-ми межд.обяз-ва д.ими доброс-но соблюд-ся. 9. Периодизация истории МП. Историч-е периоды: 1-ый: историч.период, преодаленный МП – доверс.период до 1919г. В этот период сущ-ла доверс.историч.система МП. Наиб-ее характ-е иснт-ты этой системы: 1. Инст-т Дебелляции (позволял побед-лю увел-ть свою терр-рию за счет терр-рии побежд-го гос-ва). 2. Инст-ты эффект-й оккуп-и примен-ся к случаям географ. открытий. когда сильное гос-во открывало терр-рии,кот. были вовсе не заселены или заселены населением, стоящим на более низкой ступени разв-я. 3.Инст-т контрибуции (позволял побед-лю взыскать с побежд-го сумму своих воен-х издержек). 2-ой пер-д: 1919 – 1945гг. – Верс.историч. период (Верс.система МП). Впервые в истории чел-ва была реализована попытка создать универс-ю орг-цию сотр-ва гос-в – Лиги Наций. Так же впервые б.ограничено П гос-в использ-ть воор.силу как ср-во реш-я межд.споров. Сформ-сь основы инс-та уг.отв-ти за межд.прест-я. Примен-е силы в кач-ве способа реш-я межд.споров полностью под контролем. 3-й период: с 1945г. – система соврем. МП. В 1945 б.принят и вступил в силу Устав ООН. Совр.сис-ма основана на пр-пе неприм-я силы либо угроз ею. Но воор.сила м.примен-ся,если речь идет об индив.или коллект-й обороне.Система МП. МП- это система юр.норм, регулир-х межгос.отношения в целях обеспеч-я мира и сотруд-ва. Система МП делится на отрасли - крупные блоки межд.-пр.институтов и норм, регламентир-х обособл-ые межд. отнош-я, отличающиеся качеств-м своеобразием. Каждая отрасль помимо того, что руководств-ся общими пр-пами МПП, имеет и свои “собств-е” пр-пы. Ех, в космич-м праве действует пр-п запрещения нац-го присвоения космич-го пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безоп-ти; М гуманит-е право; дипломат-е и консульское право; М морское право и т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образов-й - подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные отнош-я в специф-ой ситуации, либо отнош-я 2-х или неск-их отраслей МП. Межд.-пр.институт - группа межд.норм, регламентир-х однородные отнош-я. Ех: институт гр-ва в гуманит.праве, институт признания или правопреемства и т.д. МП состоит из 2-х компонентов: 1) Межд.публ.право – это подсистема норм, кот.предназначена для регулир-я отнош-й гос-в и произв-х от их воли с-тов. 2) Межд.частное прав – это подсистема норм межд. публ.права и права внутригос-го, кот.регул-т внутригос.отнош-я гр.-пр.хар-ра с участием иностр.ФЛ и ЮЛ.
Особые с-ты МП. С-т права- обладатель П и О в рамках опред-х ПО. С-т МП — это носитель межд.П и О, возник-х в соотв-и с общими нормами МП либо предписаниями межд.-пр.актов. Это также лицо, поведение кот-го прямо регулир-ся межд.правом и кот-е вступает или м.вступать в межд. публ. ПО. К особым с-там МП относ-ся: а)государствоподобные образ-я с огранич-й правосуб-тью. Это особые истор-и сложившиеся пол.-религ-е единицы, кот.на основе межд.акта или межд.признания имеют относит-но самостоят.статус (княж-во Монако, образов-е с насел-м < 30000 т.ч.). К ним относят так назыв. «вольные города». Вольный город созд-ся на основе межд.дог-ра или реш-я межд.орг-ции и предст-т собой своеобр-е гос-во с огранич-й правосп-тью. Он имеет свою к-цию или акт аналог-го хар-ра, высшие гос.органы, гр-во. Его воор-е силы носят чисто оборонит-й хар-р либо явл.не воор-ми силами в традиц-м понимании, а скорее силами по охране границ и поддерж-ю правоп-ка. Созд-ли вольного города обычно предусматр-т способы контроля за соблюд-м его статуса, напр-р назн-т с этой целью своих представит-й или представ-ля. На межд.арене вольные города представ-т либо заинтерес-е гос-ва, либо межд.орг-ция.; б)Иерусалим (на статус особого с-та претенд-ли некот-е с-ты РФ – татарстан, башкаркастан). 13. Особ-ти межд.правосуб-ти гос-в. Нейтр-е и федерат.гос-ва. Правосуб-ть – подчиняемость непосредств-му действию норм МП, кач-во быть с-том МП. Осн-й и самой главной особ-тью правосуб-ти гос-в явл.сувер-т. Сув-т-это незав-ть в провед-и внутр.и внешн. пол-ки и полновластие на нац.терр-ии. Сущ-т пр-п сувер-го рав-ва гос-в. в соот-и с этим пр-пом все гос-ва равны. Каждое гос-во и.П.участ-ть либо не участ-ть в межд.дог-ре, или в деят-ти межд.орг-ций, в конкр.межд.ПО. Сущ-т 2 фактора, кот.наиболее значимы в плане влияния на фактич-й объем межд.правосуб-ти: 1. Фактор поли-ко-террит.орг-ции гос-ва.2.Фактор отнош-я гос-ва к нейтралитету. 1 –Разл-т гос-ва простые (унитарные), сложные (фед-ции). Проблема опред-я объема межд.пр-ти м.возн-ть в случаях Фед-ции. Проблема состоит в том, что в Фед-и межд.пр-ть м.б. перераспр-на м/у фед-ми и ее с-тами. Пр-ма опред-я надлеж-го с-та реш-ся на основе анализа конст.зак-ва гос-в. 2- сущ-т 3 гр.нейтр.гос-в:а)пост-й нейтр-т-это такое госво, нейтр-т кот. либо гарантир-н межд.дог-ми,либо продеклар-н конст-но. Б)традиц-й нейтр-т – такой,кот. и не закреплен в межд.дог-ре и не закреплен конст-но, но когда соотв-е гос-во факт-и осущ-т соотв-. пол-ку. В)эвентуальный – предп-т, что соотв-е гос-во занимает нейтр-ю позицию по отнош-ю к данному воор.конф-ту.
Производные с-ты МП. С-т МП — это носитель межд.П и О, возник-х в соотв-и с общими нормами МП либо предпис-ми межд.-пр.актов. Это также лицо, поведение кот-го прямо регулир-ся МП и кот-е вступает или м.вступать в межд. публ. ПО. Произв-е с-ты МП: а) народы, борющиеся за свою незав-ть. Народ – это сов-ть лиц одной и той же нац-ти, прожив-х на терр-и своей историч. родины. Специфика статуса народа состоит в том, что он (народ) обладает П на пол. опред-е (сецессию), т.е. свободен без давл-я выбирать для себя форму пол.существ-я. МП оперирует понятием нац.меньш-во – сов-ть лиц одной и той же нац-ти, но прожив-х за пред-ми своей истор. родины. Общепризн-й формой реализ-и права народа на самоопред-е явл.рефер-м. б) межд. межправит.орг-ции – орг-ции, учрежд-е в соотв-и с межд.до-ром (уставом). В нём оговар-ся та часть полном-й, кот.делег-т и резерви-т гос-во. Неправит.орга-ции – это те, кот.учреждены по соглаш-м част.лиц (зелёные, межд.ассоциация МП и т.д.); в) особые с-ты МП – это гос-но – подобные образ-я с огранич. правосуб-тью (княж-во Монако, образов-е с насел-м < 30000 т.ч.); г)физ.лица – это лица, облад-ие П и О только в 3-х катег-х ПО: - межд.уг. отв-ть. В наст.вр.дейст-т 3 межд.трибунала – Гаагский, Руанды и Сьерра Лионе. Был учреждён пост-й между.уг.суд, работ-й на пост-й основе с надгос.юрисд-й.;– поступл-е на межд. службу (пост-ую или врем-ю), - обращ-е лица за межд. защитой (Женевский комитет по правам чел-а и Евр.суд по правам чел-а).
Правопреемство государств. Правопреемством гос-в принято называть переход, с учетом осн-х п-пов МП и норм о правопреемстве, определенных прав и обязательств от одного государства – с-кта МП – к другому. Правоп-во имеет место при обстоятельствах: а) при смене гос-ного политического строя в рез-те гос-ного переворота (например, правопр-во Сов-го гос-тва); б) при появлении в рез-те нац-но-освобод-го движ-я новых независимых гос-тв (скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании нескольких гос-в на территории их предшественника; г) при объединении двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при переходе части одного государства к др. Правопр-во касается неск-х аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопр-во в отнош-и гос.собств-ти; правопр-во в отнош-и гос архивов; правопреемство в отнош-и гос долгов. 19. Понятие «международное конституционное право». МП как особая сис-ма права предст-т собой довольно сложное юр.образ-е, состоящее из разл-х эл-тов. К-цию совр.МП образ-т осн-е пр-пы МП. Осн-е пр-пы — это основополаг-е межд.-пр.нормы, носящие универс-й хар-р и облад-ие высшей юр.силой. Они прониз-т всю межд.-пр.систему; все остальные межд.-пр.нормы, а также повед-е с-тов МП д.соотв-ть полож-м осн-х пр-пов. МП, как и внутр.право любого гос-ва, подразд-ся на отрасли. Отрасли МП регулируют крупные «блоки» МО опред.вида и представляют собой сов-ть межд.-пр.инс-тов и норм, регламентир-х более или менее обособл-е отнош-я, отлич-ся качеств-м своеобразием. Например, отрасль «право межд.безоп-ти» регулирует отнош-я по обеспеч-ю межд.мира и безоп-ти, «право межд.орг-ций» — порядок создания и деят-ти межд.орг-ций, их отнош-я с др.с-тами МП и т.д. В кач-ве «несущей конструкции» каждой отрасли выступают осн.пр-пы МП, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые пр-пы (например, пр-п запрещ-я нац.присвоения косм.простр-ва в космич.праве).
Принцип неприменения силы Каждое гос-во в своих МО обязано воздерж-ся от угрозы силой или ее примен-я как против террит.неприк-ти или пол.незав-ти любого гос-ва, так и к.-л.др.образом, не совмест-м с целями ООН. Такая угроза силой или ее примен-е явл.наруш-м МП и никогда не д. примен-ся в кач-ве ср-тв урег-я межд.вопр-в. В соот-и с целями и пр-пами ООН гос-ва обязаны воздерж-ся: 1.от пропаганды агресс-х войн. 2. от угрозы силой или ее приме-я с целью наруш-я сущ-щих межд.границ др.гос-ва или в кач-ве ср-ва разреш-я межд.споров, в том числе террит. споров и вопросов, касающихся гос.границ. 3. от угрозы силой или ее прим-я с целью наруш-я межд. демаркационных линий, таких, как линии перемирия, установл-х или соотв-щих межд. соглаш-ю, стороной кот-го явл.данное гос-во, или кот-е это гос-во обязано соблюдать на к.-л. ином основании. 4. от актов репрессалий, связ-х с примен-м силы. 5. от к.-л. насильств-х действий, лишающих народы права на самоопред-е, свободу и незав-ть. 6. от орг-ции или поощр-я орг-ции иррегулярных сил или воор-х банд, в том числе наемников, для вторжения на тер-рию др.гос-ва. 7. от орг-ции, подстрек-ва, оказ-я помощи или участия в актах гражд.войны или террор.актах в др.гос-ве. МП известны 2 основ-я правом-го прим-я силы в МО, предусм-х Уставом ООН:1)По реш-ю Сов.Бе-ти ООН, для поддерж-я или восстановл-я межд. мира и без-ти; 2)В порядке реализ-и права гос-ва на индив-ю или коллект-ю самооб-ну, если гос-во подверглось вооруж-му напад-ю, с немедл-м оповещ-м об этом Сов.Без-ти ООН.
Главные органы ООН. В кач-ве главных орг.ООН в ее Уставе названы Ген.Ассамб, Сов.-без-ти, Эк.и соц.совет (ЭКОСОС), Межд. суд, Суд по опеке, Секретариат. Главн. органы ООН характер-ся особым пр. статусом, их полном-я и взаимоотнош-я зафиксированы в Уставе ООН. Центр. место занимают ГА и СБ. По реш-ю ГА, СБ, Эк.и соц. Совета образ-ся вспом.органы. Главн. органы коорд-т их деят-ть, заслуш-т доклады, выносят свои рекоменд-и. Органы ООН состоят из гос-в – членов данной Орг-ции. ГА состоит из всех членов ООН. СБ, Эк.и соц.совет состоят из установл-го числа членов. ЭКОСОС создан для того, чтобы под руковод-м ГА осущ-ть межд. сотр-во в эк.и соц.областях. Он состоит из 54 гос-в- членов ООН. Члены избир-ся ГА сроком на 3 года, ежегодно переизб-ся 1/3 состава.Полном-я: координ-я деят-ти специализ.учрежд-й ООН путем провед-я консульт-й с ними и предостав-и рекомен-й; состав-ть доклады по межд.,эк.,соц вопросам, а так же в обл.культуры, здравоох-я, уваж-я прав чел-а. Совет по опеке. Осущ-т ф-ции ООН по отнош-ю к тер-ям, кот.охват-сь межд.сис-й опеки. Он сыграл роль в наблюд-и за тем, как гос-ва, под опекой кот.наход-сь такие тер-рии, содейств-ли пол., эк., соц.разв-ю в направл-и к самоуправ-ю и неза-ти. Задача Секр-та – обеспеч-е норм-го функцион-я всего мех-ма орг-ции. Сост-т из Ген.секр-я и персонала. Комп-я Межд.суда – разреш-е споров м/у гос-ми, взявшими на себя обяз-во вып-ть его реш-я по конкр. Делам, и разработку консультат-х заключ-й по юр.вопр.
Генеральная Ассамблея ООН ГА состоит из всех Членов Орг-ции. ГА уполномоч-ся: 1.обсуждать любые вопр-ы или дела в пределах Устава или относ-ся к полн-м и ф-циям любого из органов, делать рекоменд-и Чл-м ООН или Сов.Без-ти или и Чл-м Орг-и и Сов.Без-ти по любым таким вопр-м или делам. 2. Рассматр-ть общие пр-пы сотр-ва в деле поддерж-я межд.мира и без-ти, в том числе пр-пы, определ-ие разоруж-е и регулир-е вооруж-й, и делать в отнош-и этих пр-пов рекоменд-и Чл-м Орг-ции или Сов.Без-ти. 3. обсуждать любые вопр-ы, относ-ся к поддерж-ю межд.мира и без-ти, поставл-е перед нею любым Чл-м Орг-ции или Сов. Без-ти или гос-вом, кот.не явл.Чл-м Орг-ции, делать в отнош-и любых таких вопр-в рекоменд-и. 4. Учр-ть такие вспомог.органы, кот.она сочтет необход-ми для осущ-я своих ф-ций. ГА м.обращать вним-е Сов.Без-ти на сит-ции, кот.м. бы угрожать межд. миру и без-ти. Когда Сов.Без-ти выпол-т возлож-е на него Уставом ф-ции по отнош-ю к к.-л. спору или сит-ции, ГА не м.делать к.-л.рекомен-и, касающ-ся дан-го спора или сит-ции, если Сов.Без-ти не запросит об этом. ГА получает и рассматр-т ежег-е и спец. доклады Сов.Без-ти, кот. д.вкл-ть отчет о мерах по поддерж-ю межд. мира и без-ти, кот.Сов.Без-ти решил предпр-ть. ГА получ-т и рассматр-т доклады др.орг-в Орг-ции. ГА рассм-т и утверждает бюджет Орг-ции. ГА собир-ся на очеред-е ежег-е сессии и на такие спец.сессии, кот-х м.потреб-ть обст-ва. Спец.сессии созыв-ся Ген.Секр-м по требов-ю Сов.Без-ти или больш-ва Чл-в Орг-ции. ГА устан-т свои собств. правила проц-ры. Она избирает своего Предс-ля на каждую сессию.
Совет Безопасности ООН Состав: 15 членов ООН (из них 5 – пост-е) На СБ ООН возложена гла.ответ-сть за поддерж-е мира и без-ти. Ф-ции и полн-я: поддерж-ть мир и без-ть; расслед-ть любые споры кот.м.вызвать межд.трения; делать рекомен-и по урегулир-ю споров; выраб-ть планы для созд-я системы регулир-я вооруж-я, определя-ть наличе угрозы миру; призывает гос-ва применять экон.санкции и др.меры к агрессорам; предприн-ть воен.действия против агрессора; делать рекомен-и о приеме новых членов в ООН; предст-ть ежег-е отчеты ГА. СБ организ-ся т.о., чтобы он мог функц-ть непрер-но. Для этого каждый член СБ д.б.всегда представлен в месте пребыв-я ООН.СБ собир-ся на периодич-е засед-я, на кот-х каждый из его членов м., по своему жел-ю, б.предст-н или членом прав-ва, или к.-л. др.особо назнач-м представ-лем. Засед-я СБ м.происх-ть не только в месте пребыв-я Орг-ции, но и во всяком др.месте, кот. способ-т его работе. Каждый член СБ имеет 1 голос. Реш-я СБ по вопр-м проц-ры счит-ся прин-ми, когда за них поданы голоса 9 членов СБ. Реш-я СБ по всем др.вопр-м счит-ся прин-ми, когда за них поданы голоса 9 чл-в СБ, вкл-я совпад-ие голоса всех пост-х чл-в Совета, причем сторона, участв-я в споре, д.воздерж-ся от голос-ия при прин-и реш-я
32. Международный суд ООН. Состав: коллегия 15 судей (независ-х), избир-е на 9 лет ГА и СБ по предлож-ю Пост-ой Палаты Третейского суда. Чл-ы суда полз-ся диплом.привил-ми и иммун-ми. Местоп ребыв-е Суда – Гаага. Суд изб-т Предс-ля и Вице-председ-ля на 3 года с правом их переизбр-я. Выборы произв-ся тайным голос-м на основе пр-па абсол-го больш-ва, в таком же порядке изб-ся секр-рь и его зам. Юрисд-я суда обазат-на по вопр-м: - толков-е дог-ра; - любого вопроса МП; - наличия факта, кот-й предст-собой наруш-е МП; хар-р и размер возмещ-я за наруш-е межд.обяз-в. Обычно Суд осущ-т свою деят-ть на пленарных засед-х, но по просьбе ст-н он м.образ-ть подраздел-я огранич-го состава, кот.назыв-ся камерами. Реш-е, постановл-е одной из камер, счит-ся вынес-м самим Судом. Офиц.яз-ми Суда явл. франц-й и англ-й. Судопр-во состоит из 2 частей: письм-го и уст-го (м.б.публ-м и закр-м). Письм.суд-во состоит из представл-я Суду и ст-нам меморандумов, контрмеморандумов и, если потреб-ся, объектов на них, а равно всех подтвержда-х их бумаг и док-тов. Устное судопр-во состоит в заслуш-и Судом свид-й, экспертов, представ-й, повер-х адв-тов. Реш-е Суда обяз-но лишь для участв-х в деле ст-н и лишь по дан-му делу. Оно явл.оконч-м и обжалов-ю не подл-т. Если к.-л.ст-на не вып-т обяз-в, возлож-х на него Судом, то СБ по просьбе др.ст-ны м., если признает это необх-м, решить вопрос о прин-и мер для привед-я реш-я в исполн-е.
Прекращение действия МД Вопрос о времени, условиях и порядке прекращ-я действия МД реш-ся по общему правилу самими договаривающ-ся ст-ми и фиксир-ся в дог-ре. Основ-я прекращ-я действия МД: 1)По истеч-и срока действия срочного дог-ра. 2)В связи с исполн-ми ст-нам обяз-в по дог-ру. 3)Отмена (по соглаш-ю всех договарив-ся сторон). 4)Замена (в связи с заключ-м нового дог-ра по тем же вопр-м и м/у теми же ст-ми). a) из послед-го дог-ра вытекает или иным образом установлено намер-е уч-ков, чтобы данный вопрос регулир-ся этим дог-ром; или b) полож-я послед-го дог-ра настолько несовм-мы с полож-ми предыд-го дог-ра, что оба дог-ра невозможно применять одновр-но. 5)Денонсация – отказ гос-ва от дог-ра с предварит-м предупрежд-м др.уч-ков, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусм-ны дог-ром. Уч-ки уведомляет не менее чем за 12 мес.о своем намер-и денонсировать дог-р или выйти из него 6)Аннулир-е – отказ гос-ва от дог-ра, когда есть к тому достат-ые, строго опред.нормами Венской конв-ции о праве межд.дог-ров основ-я, а именно: существ-е нарушение МД др.уч-ками; невозм-ть исполн-я дог-ра из-за утраты или уничтож-я его объекта; коренное измен-е обст-в.
Функции депозитария. Гос-во или межд.орг-ция, взявшие на себя обяз-во хранить текст межд.д-ра, док-ты о его ратиф-ции и т. д. Венская К-ция о П.межд.д-ров(Ч.8) 1.Если д-ром не предусм.иное или если дог-щиеся гос-ва не условились об ином, ф-ции деп-рия состоят в:а) в хран-и подл-го текста д-ра и переданных деп-рию полн-чий;b) в подг-ке зав-ных копий с подл-го текста и подг-ке любых текстов д-ра на др.языках, к-рые м.б.предусм.д-ром, а также в препров-нии их учас-кам и гос-вам, и.П.стать учас-ми д-ра;c)в получ-и подписей под д-ром и получ-и и хран-и док-в, увед-й и сооб-й, отн-хся к нему;d)в изуч-и вопроса о том, нах-тся ли подписи, док-ты, увед-ния или сооб-я, относ-ся к д-ру, в полном порядке и надл-щей форме;е) в информ-и учас-ков и гос-в, и.П. стать учас-ми д-ра, о док-тах, увед-х и сооб-х, относ-ся к дог-ру;f) в информ-и гос-в, и.П.стать учас-ми дог-ра, о том, когда число подписей, ратиф-х грамот или док-в о принятии, утверж-и или присоед-и, необх-е для вступ-я д-ра в силу, б.получено или депонировано;g) в рег-ции д-ра в Секретариате ООН2.В случае возн-ния любого разн-сия м/у к-л гос-м и депоз-м относ-но выполнения ф-ций последнего, депоз-рий доводит этот вопрос до свед-я подпис-х д-р гос-в и дог-хся гос-в.
Пр.режим Антарктики. Антарк-ка - тер-рия земного шара, распол-ная вокруг южного полюса и состоит из ненас-го материка Ант-ды, прилег-х к нему островов, части южного моря (Инд., Атлант., Тихий.,) Пр.пол-ние базируется на пол-х дог-ра об Ант-ке 1959, принятого по рез-там Вашингтонской конф-ции (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Н.Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский союз, Франция ит.д.).Д-р уст.пр.статус Ант-ки как терр.простр-ва, октрытое для бесприпят-го использ-я любым гос-вом и явл. ничьей терр-й. Пр-ципы деят-ти в этом районе: использ-е Ант-ки только в мирных целях (запрет создания воен.баз, проведение воен.маневров, испытаний оружия); свобода научных исследований и межд.сотруд-ва в этой сфере; обеспечение экол.безоп-сти в этом районе (запрет ядерных взрывов, сброса радиоактив.оружия). Др.ист-ки: Конв-ция 1950 «О живых ресурсах Ант-ки»; Конв-ция 1988 по регул-нию освоения мин.ресурсов Ант-ки; Прот-л об охране окр.среды к Д-ру об Ант-ке подписаный в Мадриде 1991 (Объявление Ант-ки природным заповедником, предн.для мира и науки). а) произв-ся обмен инф-цией относ-но планов научных работ в Ант-ке с тем, чтобы обеспечить макс.экономию средств и эфф-сть работ;b) произв-ся обмен научным персоналом в Ант-ке м/у экспед-ми и станциями;с) произв-тся обмен данными и рез-тами научных наблюдений в Ант-ке и обеспечивается свободный доступ к ним.При выполнении наст.ст.всячески поощряется уст.отн-ний делового сотруд-ва с теми специализ-ми учрежд-ми ООН и др.межд.орг-циями, для к-х Ант-ка предст.интерес в научном или техническом отн-нии.Пол-ния наст-го Д-ра применяются к району южнее 60 параллели южной широты, вкл.все шельфовые ледники.Каждая из Д-вающихся Сторон по вступлении для нее в силу наст-го Д-ра инф-т др. Д-вающиеся Стороны и в дальнейшем уведомляет их заблаговременно:а) о всех экспедициях в Ант-ку или в пределах Ант-ки, совершаемых ее судами или гр-ми, и всех эксп-х в Ант-ку, орган-х на ее терр-и или направл-хся с ее терр-и;b) о всех станциях в Ант-ке, занимаемых ее гр-ми; с) о любом военн. персонале или оснащении, предназн-м для направления ею в Ант-ку.
Правила экстрадиции Пер-ча прест-ка гос-вом, на терр-рии к-рого он находится, др. гос-ву по треб-ю последнего для привл-я прест-ка к уг.ответств.или приведение в исполнение вступ-го в закон.силу приг-ра. Сущ-т след.правила экстр-ции:1. Э. осущ-ся на осн-нии межд.д-ра. В исключ.случаях она возм-на на основе межд.вежливости.2. Собств-е гр-не не выдаются.3. Сущ-т правило: либо выдай, либо накажи.4. Выдача возм-на только в связи с совер-м серьёзного прест-ния (лишение С. на срок >1 года).5. Выдача в связи с прест-ем, имеющим полит.окраску, невозможна.6. Мех-зм эк-ции рег-тся закон-вом запраш-го гос-ва.В больш-ве гос-в выдаче не подлежат собст-ные г-не (напр., согласно п. 1 ст. 61 КРФ 1993 г., запрещена выдача росс.г-н иностр. гос-у). В.п. не допус-ся также в те гос-ва, где выд-му лицу м.угрожать смертная казнь или прим-ние пыток. В РФ согл п. 2 ст. 63 КРФ не допус-ся выдача др.гос-ву лиц, пресл-х за полит.убеждения, а также за действия, не признаваемые в РФ прест-м. РФ и.с иностр.гос-вами ряд д-ров о пр. помощи по гражд., семейным и угол.делам, в к-х, в частности, опр.условия и порядок выдачи угол.прест-ков.
97. «Право Женевы» в МП вооруженных конфликтов. Все ст-ны Военн.конф-та межд. х-ра о.в своих действиях собл-ть соотв.нормы МП, в частности з-ны и обычаи войны. П.Женевы – это та часть п. вооруж. конфл-в, к-рая сформ-лась в период действия норм совр. МП. Оно возникло одновр-но с принятием У ООН. Сердцевину ПЖ сост-т женевские конв-ции «О защите жертв войны» 1949 г. Их четыре:: №1: «Об улучшении участи раненых и больных в действ-х армиях». №2: «Об улуч-и участи лиц, потер-х кораблек-е и состава воор.сил на море». №3: «Об обращении с военнопл-ми». №4: «О защите граж-го населения».Доп.прот-л 1 («О вооруж.конфл-х межд. х-ра») и 2 («О вооруж.конфл-х немежд.х-ра», иначе говоря «О внутренн.вооруж. конфл-х».Его значение в том, что действие МП расспрос-тся и на внутрен.вооруж.конфл-ты) 1977 г. к Жен-м конв-ям о защите жертв войны 1949 г. юр.оформил межд.п-Sость наций, ведущих борьбу за свое гос.становление и незав-сть.Отлич-я черта П.Ж. – это гуман-я направл-ть.
Комбатанты и некомбатанты. Учас-ков вооруж.конфл-в м.условно разделить на 2 группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согл.Доп.прот-лу I к Женевским конв-циям 1949 г. лица, входящие в состав вооруж.сил стороны, находящейся в конф-те, и принимающие непосредс-ное участие в боевых действиях, явл.комбатантами. Только за комбатантами признается п.применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физ-го уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе треб-ть обращения с ними как с военнопл-ми.К несраж-мся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруж.сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не прин-щий непосред-го участия в этих действиях. Это интендантский и мед.персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несража-еся не м.б. непосред-м объектом вооруж.нападения противника. В то же время оружие, имеющееся у них, они о. использовать исключ.в целях самообороны и защиты вверенного им им-ва.
Пр.режим интернирования Пр.режим интернирования – это принуд-ное выдворение иностр.г-н в особые места поселения воюющей или нейтральной стороной в связи с вооруж.конфл-м. V Гаагская конв-ция о П.иО. нейтральных держав и лиц в сухопутной войне 1907 г. предусм.П.иО. нейтрального гос-ва, принявшего на свою терр-рию войска, бежавших военнопл-х, больных или раненых воинов, принадл-х к воюющим армиям, разместить их в местах, по возм-сти далеких от театра военных действий. Подвергшиеся И. войска и лица д.разоружаться и помещаться по усмотрению принявшей нейтральной стороны в лагеря, крепости и др. приспособленные к тому места. И. подлежат также военные корабли воюющих стран и их экипажи, оказавш-ся в портах нейтр-х гос-в и отказавш-ся их покинуть. Расходы по содержанию интерн-х возмещаются в связи с мирным урегул-м вооруж.конф-та. В связи с нач-м вооруж.конф-та воюющие стороны по обычаю подвергают И. оказавшихся по той или иной причине на их терр-рии г-н неприят-го гос-ва и нек-х др. иностр.г-н, если того требуют интересы данной воюющей стороны (исключая лиц, пользующихся межд.защитой, в т.ч. диплом.р-ков). Термин "И" применяется к режиму военнопл-х, опре. ч. II разд. III III Жен-й конв-ции об обращении с военнопл-ми 1949 г. (ст. 21, 22). И. предусма.также ч. II IV Жен-й кон-ции о защите гражда.насел-я во время войны 1949 г. - в отн-нии иностр.г-н, оказавшихся к моменту военных действий на оккупир-й воюющим гос-м терр-рии противника. Интерн-ным д.предос-ться средства сущ-ния и необходимая мед.помощь.
Пр.режим оккупации Пр.режим оккупации – это временное занятие вооруж.силами воюющей стороны в межд.конф-те терр-рии неприятеля в период ведения военных действий. Согл. Полож-м IV Гаагской конв-ции о з-нах и обычаях сухопутной войны 1907 г., IV Жен-кой конв-ции о защите гражд.насел-я во время войны 1949 г., а также Доп.прот-ла I 1977 г. к Жен-им конв-м о защите жертв войны 1949 г., уст-мая в период О.в. власть явл.по своей сути фактической и админ-й властью, и.П.иО. восст-вить и обеспечить, насколько возможно, общ.жизнь и порядок на занятой терр-рии, уважая при этом сущ-щие в стране з-ны, если для этого нет неодолимых препятствий. Окуп-ные власти не вправе принуждать насел-е к совершению вражд-х действий против своего гос-ва и д.уважать честь, семейные и им-ные П. г-н, их религиозные убеждения. Воспрещаются посяг-во на жизнь и личную неприкосн-сть г-н, взятие залож-в, лишение насел-я средств выживания и т.п. Пол-я IV Жен-кой конв-ции 1949 г. и Доп.прот-ла I 1977 г. д.применяться ко всему насел-ю окуп-ной терр-и без к-л дискр-ции по признакам расы, национ-сти, религ-х или полит-х убеждений. О.в. не озн.аннексии и, согл.МП современному, не служит для нее правооснов-м. Грубейшие нарушения норм МП, соверш-ные армиями фашистской Германии и милитаристской Японии на окупп-ных ими терр-х, были квалиф-ны как прест-ния межд.и повлекли за собой уг.наказ-е виновных по приговорам межд.военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, а также нац.судов стран, ставших жертвами прест-й агрессоров. Относящиеся к О.в. основные полож-я, касающ-я обращения с насел-м окуп-ных терр-рий, Доп. прот-ла II 1977 г. к Женевским конв-циям 1949 г. распростр-тся на вооруж.конфл-ты немежд-го х-ра.
Социальная ценность международного права и системы. Резолюции ООН. МП – это особая пр.система, кот-я регулирует, в основном, межгос-ые отнош-я. С т.зр. соц.цен-ти межд. Право – это нормативным образом обобщённый опыт в развитии челов-ва. В МП существует уникальный способ нормообразования: согласование воль. Суть его: межд. Норма по общему правилу становится общегосуд-ой только для тех с-тов, кот-е добровольно признали её юр.обязат-ть. В 1947г. Ген.Ассамбл. ООН приняла спец.резолюцию «Преподавание межд. права». Этой резолюцией Ген.Ассамбл. предложила всем гос. – м – членам орг-ции начать преподавание межд. Права во всех высших уч-х завед-х независимо от их профиля. В 1989 г. Была принята резолюция «10-ти летие межд. Права». Этой резолюцией последующие 10 летбыли объявлены периодом, в течение которого должна быть решена двуединая задача: 1. Начать преподавание М.П. в средних школах и 2. Осуществить межд. – пр.подготовку всех гос. Служ-х, включая военносл-х и полиц-х.
2. Понятие МП. МП- это система юр.норм, регулир-х межгос.отнош-я в целях обеспеч-я мира и сотруд-ва. Межгос.отнош-я – отнош-я с участие гос-тв, межгос.орг-ций и гос.образов-й (нации, борющиеся за создание собств-го гос-тва, вольные города).Структура: внутр.орг-ция системы, располож-е и соедин-е ее эл-тов, хар-р их взаимосвязи. Нормы МП: юр-ки обязат-е к исполн-ю правила повед-я гос-в и др.с-тов МП, устанавлив-е самими с-тами. Нормы: договор-е и обыч-е (неписанные правила); универс-е (для больш-ва субъектов МП) и локальные (для с-тов одного региона, огранич-го курга с-тов); имеративные (призн-ся всеми с-тами и обязат-на для всех, отклон-е от нее недопустимо) диспозитивные (предоставл-т с-тов возмож-ть опред-ть свое повед-е); материальые (устанавл-т П и О по конкр-м ПО) и процес-е (устанавл-т порядок реализ-и матер.норм); регулят-е (устанавл-т конкр-е П и О) и охранит-е (гарант-т раелизацию регулят-х норм); обязывающие, разещающие, управомоч-щие. МП – это система договор-х и нек-рых вспомог-х норм,кот.регул-т отнош-я гос-в и произв-х от них с-тов, кот-е созд-ся путем согласов-я воль и действий, кот. обеспеч-ся идеальными межд.-пр.санкциями.
3. Конституция России о месте МП в пр.системе РФ. Совр. МП опред-т содерж-е центр. полож-й КП - норм о правах чел-ка. КП устанавл-т, что права чел-а опред-ся в соотв-и с межд.пр.нормами. К-ция РФ определила: Общепризн-е пр-пы и нормы МП, а также межд.дог-ры РФ составляют часть её пр.системы. В случае, если межд.дог-ром предусмотрено иное правило, чем в з-не, то примен-ся правило межд.дог-ра». С т.зр. уник-ти пр.системы – это общепланетарная и единств-я на нашей планете пр.система. Следов-но, не МП в целом, а только общепризн-е мировым сообщ-вом пр-пы взаимоотнош-й гос-в, равно как и ратифицирова-е рос-м парлам-м межд.дог-ры, явл.частью рос-й пр.системы. Слож-ть примен-я данной нормы заключ-ся в том, что К-ция не дает обязат-го перечня фундамент-х норм, кот.рассматр-ся Россией как руковод-е начала для отечеств.пр.системы. В случае коллизии м/у нормами нац-го зак-ва и МП примен-ся нормы МП. Признавая обязат-ь для Р-и заключ-х ею межд.дог-в, ФЗ РФ"О межд.дог-ах РФ" от 15.07.95 предусм-но, что, если межд.дог-р содержит правила, требующие измен-я отд-х полож-й К-и РФ, реш-е о подпис-и такого дог-ра возможно только после внес-я поправок в К-цию РФ или пересмотра ее полож-й в установл-м порядке. 4. Соотнош-е межд-го и внутригос-го права по кругу с-тов. С-ты права – это обладатели П и О в рамках конкр-й пр.системы. Крух с-тов МП подразд-ся на 2 кат-и: 1. Первонач-е (осн-е): гос-ва,облад-е гос.сувер-том и приобрет-ие в силу своего образ-я межд.правос-ть, не обуслов-у ч.-л. внеш.волей и имеющую всеобъемл-й хар-р. 2.Производные: а) межд. межправит. орг-ции – эта орг-ция, кот.учреждена на основе межд.дог-ра (неправит-е орг-ции с-тами МП не явл.); б) народы, борющ-ся за свою незав-ть. Спецификой правос-ти народа явл.то,что народ и.П на полит.самоопред-е. Народ (в межд.-пр.смысле)- совок-ть лиц одной и той же нац-ти, прожив-х на терр-рии своей истор.родины. Понятие «народ» проясн-ся з понятие «нац.меньш-во». Нац.меньш-во – сов-ть лиц одной и той же нац-ти, прожив-х за пределами своей истор.родины. Сама по себе норма МП создает П и О лишь для его с-тов, т.е.прежде всего для гос-в. Офиц.органы гос-ва, его юр.и физ.лица непоср-но нормам МП не подчин-ся. Чтобы обесп-ть фактич-ю реализ-ю межд-х обяз-в на внутригос-м уровне, осуществл-ся меры по трансформ-и межд.-пр.норм в нац-е з-ны и правила. С-ты МП в пр-пе не м. ссылаться на свое зак-во для оправд-я несоблюд-я ими межд.обяз-в. Прин-е гос-ми межд.обяз-ва д. ими доброс-но соблюд-ся.
5. Соотношение международного и внутригос-го права по кругу источников. Источник права – это внешняя форма выраж-я права. Ист-ми рос.права явл-ся: 1. З-ны и иные НПА. 2. Пр.обычай. 3. Суд.прецедент. Ист-ки МП подразд-ся на 2-ве катег-и: 1. Осн-е ист-ки – межд. дог-ры и межд. обычаи и 2. Вспомог-е ист-ки: а) резол-и межд.орг-ций; б) межд.суд.прецедент; в) доктрины видных юристов; г) общие пр-пы права. Эти ист-ки использ-ся для уяснения факта существ-я либо содерж-я норм, имеющих статус межд.дог-ра, либо межд.обычая. МП и комп-ция органов гос-ва. Знач-но влияние МП на комп-цию органов внеш.снош-й. МП опред-т, какие органы м.давать окончат-е согласие на обязат-ть межд дог-ров без спец-х полном-й. МП влияет и на осущ зак-ной власти. Последняя не м.издавать з-ны, противор-е МП. Зак-ль ограничен межд обязат-ми гос-ва. Более того он обязан издавать з-ны, необход-е для осуществл-я норм МП. Конст.суды и МП. Усил-е влияния МП на нац-ое, включая констит-е, вызывает к жизни новые формы контроля за соотв-ем межд обяз-в к-ции страны. Осн.задача конст.судов - следить за конституц-тью зак-ных актов. Контроль за констит-тью межд дог-ров - это новая для них ф-ция. Суды к этому вопросу подходят осторожно. Резол-и межд органов, орг-ций и нац право. Рассматр-ые акты порождают лишь морально-пол-е обяз-ва, что вовсе не исключ-т их влияния на нац право. При выясн-и содерж-я норм МП, в том числе и инкорпорир-х в нац право, прих-ся прибегать к помощи резолюций конф-й и орг-ций..
6. Соотношение межд-го и внутригос-го права способу создания норм, способу и хар-ру принуждения. Межд.способ нормообразования получил название «согласование воль», т.е. добровольность принятия норм. Хар-р и способ осуществления принуждения. Принуждение в системе МП носит, в основном, идеальный ха-р и осуществ-ся децентрализовано. Идеальный хар-р – это значит, что в ответ на правонарушение, как правило, недопустимо применять силовые санкци<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.013 с.) |