ТОП 10:

Эклектика – середина и 2-я половина 19-го века.



Эклектика (от гр.- эклектикос) – выбираю, произвольный и умный выбор, соединение разных стилей.

Особенности.

  1. Принцип свободного выбора. Во 2-й половине 19-го века частное предпринимательство наращивало свои позиции, и застройка города активизировалась: заказчики нанимали архитекторов и строили, как хотели,вкус заказчика и архитектора определяли стиль здания.
  2. Строительство доходных домов. Основная масса доходных домов (только в 1897г. было построено 500 доходных каменных домов) возводилась в традиционной манере: в эклектике. Население СПб в 1890г. превысило 1 млн. Главная проблема всех больших городов – кризис жилья. Это привело к повышению этажности домов, проблеме гигиены (нечистот) дворов, уплотнительной квартальной застройке: появляются дома с арками, чтобы двор соединял дом с улицей (дом градоначальника на улице Пестеля, арх. Сюзор). На Пушкинской ул. дома: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 13, 14 надо рассмотреть, они построены по проектам Сюзора – автора дома компании "Зингер" (Дом книги).

С 40-х годов появились балконы с решетками, эркеры, они увеличили жилую площадь, Эркер (от нем. – фонарь) – полукруглый или многогранный выступ в стене, освещенный окнами и проходящий через несколько этажей.

  1. Форма здания должна соответствовать назначению здания.
  2. Цвет эклектических зданий: светло-шоколадные оттенки.
  3. Романтизм. Надо, чтобы искусство пробуждало чувства (вспомните дракончиков, жар птицу на доме Маршака: угол Литейного и Пестеля).
  4. Историзм: принцип художественного равноправия всех исторических стилей. Интерес к национальной культуре: использование стилей, которые были в истории: неоготика, русские, китайские (шинуазери), египетские, турецкие мотивы: сфинксы на набережной перед Академией Художеств – арх. Тон. Павильонный зал в Малом Эрмитаже, дом Мурузи – мавританский стиль, помпейский стиль – как в Древнем Риме, неогрек: Новый Эрмитаж.

- Русские и русско-византйские мотивы использовались при строительстве православных храмов. Церкви в этом стиле были уничтожены в советский период в 30-х годах 20-го века. Основоположник этого направления – Тон К.А (1794-1881г.г.) (в Москве – храм Христа Спасителя).

× Воскресенский Новодевичий монастырь ( Ефимов и Сычев, Московский пр.,100),

× Крестовоздвиженская церковь (Диммерт, Лиговский пр., 128).

× Церковь подворья Киево-Печерской лавры (наб. Лейтенанта Шмидта, 27, арх. братья Косяковы).

× Храм Спаса-на-крови (Воскресенья Христова).

× Дом Тупикова- Маршака, угол Литейного и Пестеля.

- Для католических церквей – готика (церковь в Парголово).

- Для иноверческих церквей: романский стиль (фасад) - церкви на Невском: Св.Петра (Брюллов), Шведская церковь ( арх. Андерсон. 1863г.) на Малой Конюшенной.

- Для общественных зданий: античность: неогрек - Новый Эрмитаж и неоренессанс:

× здание Городской думы на Думской ул. (1840). Думская башня (1804г., арх. Феррари) оказалась нетронутой.

× Московский (Николаевский:1843-1851) вокзал, арх. Тон К.А. Это был второй в России вокзал, первый – Царскосельский, тоже Тон.

× 2 здания Министерства государственных имуществ (поэтажная ордерная система), арх. Ефимов Н.Е. (1799-1851) на Исаакиевской площади.

× Мариинский театр (арх. Кавос).

× Музей прикладного искусства (Художественно-промышленная Академия им.Штиглица, бывш.им. Мухиной) в Соляном переулке, Архив Госсовета (ныне военно-морской архив) – угол Миллионной и Зимней канавки - арх. Месмахер.

- Для дворцов и особняков – ренессанс и барокко. Примеры:

× Штакеншнейдер:

- Мариинский дворец (построен в 1839-1844).

- Дворец Белосельских – Белозерских (1846).

- Ново – Михайловский дворец (1857-1861) - Дворцовая набережная, 18.

- Николаевский дворец на пл. Труда.

× Дворец Кушелева- Безбородко на набережной Кутузова, 24/1.

× Шуваловский дворец (Дом дружбы на Фонтанке).

× Два дома братьев Кушелевых-Безбородко (ул. Фурманова- Гагаринская, д.1,3), угловое здание облицовано мрамором.

× Дворец Алексея Александровича на Мойке, 122. - Месмахер.

× Особняк Штиглица на Английской наб. 66-68 – Кракау А.И., сер.19-го в. ("под ренессанс").

7. Рациональная архитектура: в промышленном строительстве элементы конструктивизма (будет в архитектуре в 20-е г.г. 20-го века):

- в основе должны быть техническая и функциональная целесообразность, форма должна соответствовать назначению здания; надежность.

- попытка освободиться от подражаний;

- металл и стекло в архитектуре (1889г.- Эйфелева башня утвердила металл как архитектурный материал).

Образцы:

× в конце 19-го века на Невском проспекте было 40 банков, при их сооружении применялись новые технологии.

× Парадные залы в Зимнем после пожара: Николаевский (1837г., вмещает до 5 тыс. человек, больше 1тыс. кв.м), Георгиевский, Фельдмаршальский, Гербовый: новые потолочные перекрытия, без опор.

× Общество поощрения художников (Б.Морская, 38) Китнер, он же построил самое крупное металло-стеклянное сооружение – пальмовую оранжерею в Ботаническом саду (высота 23 м).

× Месмахер – выставочный зал Музея прикладного искусства, размеры купола 42 на 19 метров, это непревзойденные размеры в России 19-го века.

× Малые металлические формы – характерная деталь облика СПб: решетки балконов, зонтики, козырьки- навесы над подъездами, ограды, декоративные башенки.

  1. Кирпичныйстиль: арсенал на Кронверке Петропавловской крепости (Музей артиллерии), арсенал (ул. Комсомола,1,2,3), казармы на Конногвардейском бульваре. Этот стиль давал возможность избавиться от недолговечной штукатурки (вечно отсыревала и отваливалась из-за климата). Шретер и Китнер пропагандировали этот стиль, строились доходные дома (можно увидеть готические, мавританские мотивы).

Модерн от фр. – современный.

На рубеже 19-20 –го веков, в общей сложности был всего 20 лет, но стремление к новому, современному не исчезло.

Предпосылки.

- Появились новые строительные материалы: железобетон, металл, стекло, керамическая плитка, фарфор в оформлении фасадов.

- Появились новые технические возможности (станки).

- Изготовление сложных металлических конструкций (мосты), появляется новое слово "заклепка".







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.007 с.)