Соц-эк разв бел в услов кризиса перв пол19. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соц-эк разв бел в услов кризиса перв пол19.



Положение с.х в это время характ сущ феодально-крепостнической сист. Эта сист была основана на фольварочно-барщином хоз и полной лич завис крестьян от помещиков. Абсолт большинство помещичьих хозяйств велось на основе барщины. Сельскохоз труд в основном продолжал остоваться ручным. Основу эк состовляло пашенное земледелие. Стала быстро развиватся отрасль винокурение(переработка кртофеля на спирт). Важным источником доходов помещиков явл льноводство. Таким образом, обозначились хоз спициализация, связвн с переработкой сельскохоз сырья. Госуд земли сдавались в аренду помещикам-арендаторам, которые стремились за время аренды получить как можно больше прибыли и бесконечно увел повинности крестьян. Эк состояние таких хозяйств постепенно ухудшалось. Реформа Киселева проведена только среди госуд крестьян, предусматривала:-прекращ сдачи госуд земель в аренду.-ликвидацию фольварков и постепенный перевод госуд крестьян с барщины на чинш.-провидение подробного описания(люстрации)всех госуд имений и строгое опред размеров повинностей госуд крестьян в зависимости от их хоз положения. Р привела к определенному увелич госуд крестьян и уменьш их повинностей. Но крепостное право все еще сущ. В 20-е гг19в нач перход от мануфактурного к фабричному производству. Переход от ручного к машинному труду. Использование квалифицированной вольнонаемной рабочей силы на городских промыш предприятиях. Нач форм нов соц слоев-буржуазии и рабочих. Важную роль в товарно-ден отн играли ярморки.в организации торговли значительно возрасла роль купцов, которые скупали и вывозили с-х и промыш продукцию.

Культура Б в первой пл19в.

В каждом губернском городе созд гимназия, в уездном городе - уездное училище, в деревнях - церковно -приходские школы. Все учебные заведения бел губерний стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. 1 мая 1832 г. был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия. Обучение во всех типах школ переводится на рус яз. Б стала объектом исследований росс ученых. Уже в 1773 г. Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с Исленьевым и Лепехиным. Выделились бел археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали Нарбут, братья Тышкевичи, Киркор, Шпилевский. публикации фольклористов, этнографов способствовали пробуждению нац сознания белорусов. Ян Чечот издал 6 фольклорных сборников «Деревенские песни», Ян Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Б в фантастических рассказах» и т.д. Выдающимися памятниками литер первой пол XlX в явл анонимные поэмы «Энеiда навыварат» и «Тарас на Парнасе». возникновение первой труппы бел нац театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и госуд назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм(дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей,собор Петра и Павла в Гомеле, собор Иосифа в Могилеве). Т.о, в условиях полонизации и русификации бел народ сумел сохр этнический облик, формировать и развивать нац культуру, которая проявилась в становлении бел яз, нов бел литер и искусства.

 

19. бурж реформы 1860-1870-х:особенности их проведения в Беларуси

Земская реформа (1864) –в губерниях и уездах созд система органов местного самоуправления –губернские и уездные земские съезды. Депутаты земств избирались на основе имущественного ценза и сословных различий. Земские учреждения заним вопросами местного хоз-ва, торговли, промышл, нар. образования. В Б. реформа началась только в 1911 г, т.к. царское правительство опасалось, что местное дворянство использует земства для организации оппозиц.движения. Городская реформа (1870) – в городах созд всесословные органы обществ. самоуправления –городские думы. Выборы депутатов также осущ на основе имущественного ценза. В компетенцию городского самоуправления вход в основном хоз вопросы: развитие торговли и промыш, благоустройство городов, нар. образование, охрана здоровья. В Б. была проведена в 1876 г. и стала шагом вперед в сравнении с предыдущей организацией городского управления. Судебная реформа (1864) –суд становился открытым, публичным и независимым от правительства. Созд институт адвокатуры и присяжных заседателей, вводилась должность нотариуса. Мелкие дела рассматривались в мировых (уездных) судах, более значительные–в суд палатах и окружных судах. В Б. реформа началась только в 1872 г., когда были введены мировые суды. Однако здесь судьи не выбирались, а назначались министерством юстиции. Окружные суды, прокуратура и институт присяжных заседателей были введены только в 1882 г. Военная реформа (началась 1862 г.) –Россия была разделена на 15 военных округов, был разработан новый устав строевой службы. Созд военные гимназии – кадетские корпусы, училища и академии. В армии отменялась сословно-феодальная структура. На военную службу подлежали все мужчины, достигшие 20 лет. Это позволило сократить армию в мирное время и резко увеличить её в период военных действий за счет запасников. Цензурная реформа (1865. Реформа образования (1860-е гг.) – университеты получили автономию, а руководство ими поручалось совету профессоров. На платной основе открывались гимназии двух типов: классические и реальные. Широкое распространение в Б получили церковно-приходские школы.

 

20. Восстание 1863-1864. Бел земли в условиях ускорения буржуазной модернизации(начXXв)

Несправедливость аграрной реформы вызвало широкий крестьянский недовольных. Крестьянство отказывалась подписывать вставные грамоты, поднималась на открытую борьбу с помещиками. Полит. положение в Р резко осложнилась. В этих условиях в П, Литве и Б начал разворачиваться нац-освободительное движение, направленное против крепостничества, самодержавия, за права чел и гражданина. 2 течения:В 1861-1862 гг. это были «белые» и «красные». «Белые» принадлежали к аристократии, а «красные» -до демократических кругов общ. Но цель у них была общая - возродить независимость Родины. «Белые» рассчитывали этого путем переговоров с царем, с помощью Франции, других стран Запада, а «красные» опирались на восстание населения, на свои силы. При этом «белые» под Отечеством понимали РП в границах 1772 года, а «красные», особенно из состава революционного крыла, признавали право белорусов, литовцев, укаринцав на самоопределение. Рэвалюц.-демократическое крыло «красных» в Б возглавлял Калиновский, который готовил восстание, издавал «Мужицкая правда». Восстание началось зимой 1863 Для руководства восстанием были созданы руководящие органы: Центральный нац. комитет (ЦНК) в Варшаве и Литовский провинциальный комитет (ЛПК) в Вильнюсе. Летом 1863 «белые» поняли, что Франция и Запад не будут помогать восстанию и они нач уходить от борьбы. В июня 1863 г. ЛПК снова возглавил Калиновский. но время было уже бесполезно потерянo. Отряды восставших на 75% состояли из шляхты и только на 18% из крестьян. Боевые действия закон в конце августа 1863 г, когда ТНК приказал Калиновскому прекратить восстание и перенести борьбу на весну 1864. Зимой 1864 Калиновский был арестован. Из тюрьмы он передал письмо -завет бел народу. В «Послании из-под виселицы» Калиновский призвал белорусов к борьбе за нашу нац. идею. Выводы: восстание было направлено против самадяржауъя, нац. прыгнету, саслоунай няроунасци, рэшткау крепостного права и, хотя оно закончилось невезение, оно прымусила Царски правительство пойти на более выгодные условия произведенные крестьянской реформы в Б и Литве. Часть безземельных крестьян получила в собственность. Шляхта лишен занимать госуд должности. Адмойныя: участники были рэпрэсираваны, Их имущество канфискавана. За поддержку восстания студэнтами закрыли Горе-Горацки институт, скарацили количество ср учебных заведений.

 

21. .Особенности развития капитализма на территории Беларуси (1860-1890)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.006 с.)