Что составляет предмет и задачи психологии как науки? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что составляет предмет и задачи психологии как науки?



Что составляет предмет и задачи психологии как науки?

Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку способность отражать воздействия предметов, и явлений окружающей действительности, это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Предмет психологии. Психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение, Бессознательное - это форма отражения действительности, при которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности. Деятельность человека представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. Поведение - это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия

Какие методы используются в психологии?

Наблюдение - наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. В невключенном наблюдении этого не требуется.

Эксперимент - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным - исследование осуществляется в естественных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты; констатирующим - изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим - в процессе его развиваются определенные качества испытуемых.

Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге, или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно, или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя. Беседа отличается от обычного общения наличием плана, цели, избирательности и проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц.

Тестирование - метод, при котором испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов, и психокоррекционное (обычно предполагает применение методик поведенческой и когнитивистикой коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Что такое ощущение?

Ощущение - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Органы чувств представляют собой те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Ощущения характеризуются:

качеством - отличием одного вида ощущений от другого;

интенсивностью - силой воздействия на органы чувств человека;

длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается;

чувственным тоном - чувством приятного или неприятного, которое присуще данному ощущению (например, ощущение боли или вкуса приятной пищи).

Каковы свойства ощущений?

1. Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в результате продолжительного воздействия раздражителя, и как понижение или повышение чувствительности под влиянием воздействия раздражителя.

2. Контраст, Это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

3. Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора.

Верхний порог ощущения -та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Человек слышит, например, 20 000 колебаний в 1 сек. Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около 15 000 колебаний в 1 сек. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.

4. Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Чувствительность анализатора может быть повышена с помощью фармакологических средств, а также при деятельности других анализаторов (например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности). Она может развиваться и с помощью упражнений (например, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у специалистов по дегустации - обонятельные и вкусовые ощущения).

5. Последовательные образы. Выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

Что такое восприятие?

Восприятие - это психический познавательный процесс отражения в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - составная часть восприятия.

Каковы свойства восприятия?

Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия представляет собой способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных предметов и явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепция - это зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них. Апперцепция придает восприятию активный характер. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Константность восприятия - это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если некоторые из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Что такое внимание?

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности - ее динамики. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий.

 

Каковы свойства внимания

Свойства внимания. Внимание характеризуется многими свойствами: концентрацией, избирательностью, распределением, объемом, интенсивностью, устойчивостью, отвлекаемостью.

Концентрация внимания представляет собой способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи. Избирательность внимания - это его сосредоточение на наиболее важных предметах. Распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент. Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой. Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта. Отвлекаемостъ внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

14. Каковы виды внимания?

Преднамеренное (произвольное) внимание - это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены: задача и сознательная программа действий, цель деятельности, активность личности, опосредованный характер ее интересов. Его основная функция - активное регулирование психических процессов. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, его динамичность. Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становятся стимулом внимания. Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающаяся при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и т.п.), также всегда вызывает особое внимание.

Помимо преднамеренного и непреднамеренного внимания, выделяют еще послепроизвольное внимание. Послепроизвольным оно называется потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Послепроизвольное внимание совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий для его поддержания). Основная функция - наиболее интенсивная и плодотворная деятельность, высокая производительность.

Что такое память.

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти у него формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом.

Различают следующие процессы памяти:

  • запоминание - представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;
  • сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;
  • воспроизведение - активизация закрепленного ранее содержания психики;
  • узнавание - представляет собой сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Различают также следующие виды памяти:

  • наглядно-образную - представляет собой память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и другие образы;
  • словесно-логическую - память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации;
  • двигательную - память на движения;
  • эмоциональную - память на переживания.

Каковы особенности памяти?

Память любого человека имеет свои особенности:

  • объем - представляет собой важнейшую интегральную характеристику памяти в целом и ее отдельных процессов, отражает количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации;
  • быстроту - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования;
  • точность - характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание;

· готовность - представляет собой важнейшую характеристику памяти, свидетельствующую о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию

· длительность - свидетельствует о способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию (в связи с этим различают кратковременную, долговременную и оперативную память: кратковременная память представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия; долговременная память - это память в интересах длительного сохранения информации после многократного повторения; оперативная память - это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи).

 

Что такое мышление?

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

18.Что составляет содержание мышления?

Содержание мышления проявляется через операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизацию.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять составные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении как состоящем из закономерно связанных частей.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть "в глубь" предмета, выявить его сущность.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.

Содержание мышления проявляется через его формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений.

Содержание мышления проявляется в функционировании его видов: наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийно-логического.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Наглядно-образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Понятийно-логическое мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Что такое язык и речь?

Язык - это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств.

Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

Речь имеет свои свойства:

  • содержательность - определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности;
  • понятность - достигается синтаксически правильным построением предложений, использованием в соответствующих местах пауз и выделением слов с помощью логического ударения;
  • выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью речи (яркая, энергичная или, наоборот, вялая, бледная);
  • воздействие - заключается во влиянии речи на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

  • выражения - с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения;
  • воздействия - заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию;
  • обозначения - благодаря речи человек дает предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия;
  • сообщения - обмен мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Существуют определенные виды речи:

  • устная - общение между людьми посредством произнесения слов вслух;
  • монологическая - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;
  • диалогическая - разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников;

Что такое эмоции и чувства?

Чувства - это психический процесс переживания человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Эмоции представляют собой непосредственную форму выражения чувств.

Как психические процессы чувства и эмоции имеют свои особенности:

  • носят субъективный характер (всегда выражают личное положительное или отрицательное отношение человека к объективной действительности; вместе с тем они выражают и внутренние состояния данного человека);
  • вызывают удовольствие или неудовольствие (то или иное событие может обрадовать или огорчить, переживаться как приятное или неприятное);
  • отражают характер взаимодействия организма со средой (зависят и от свойств объективных воздействий, и от особенностей раздражителей);
  • очень многообразны (например, огорчение, радость, страх или печаль могут переживаться одним и тем же человеком в бесконечном разнообразии оттенков и степеней интенсивности в зависимости от вызвавших их причин, условий деятельности, предшествующих событий, значимости явления для данной личности, ее индивидуальных особенностей и т.п.);
  • вызывают успокоение или возбуждение (могут активизировать или затруднять деятельность и поведение людей).

Что такое способности?

Способность - это психическое свойство личности, отражающее такие ее особенности, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Способности бывают специальные и общие. Специальные (профессиональные) способности определяют возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Общие способности - это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Такими общими способностями, например, являются находчивость, сообразительность и т.п.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренностъ.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностъю. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности. У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей - задатки. Задаткими называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Что такое малые группы?

Малые группы - это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого.

Малая группа, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, которое имеет свои особенности, функционирующие в виде:

  • групповых взаимоотношений (синоним: межличностные отношения) - субъективных связей, возникающих в результате взаимодействия людей и сопровождаемых различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих (они обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы);

· групповых устремлений - к ним относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы (формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей);

· групповых настроений - представляют собой сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших ими в определенный период, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов (они усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом);

  • групповых норм - представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.

31. Какие психологические процессы возникают в малой группе?

В малой группе обычно имеют место следующие процессы: образования и развития, сплочения, руководства и лидерства, принятия решений, группового давления, конфликты.

1. Образование и развитие талой группы. Образование и развитие малой группы обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляется знакомство ее членов, осмысливаются перспективы их сближения. Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы. На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения, и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством "мы", всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты.

2. Сплочение малой группы. Представляет собой процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. В свою очередь, сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.

3. Руководство и лидерство. Руководство представляет собой процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Лидерство - это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе.

4. Принятие решений. В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.

5. Давление в малой группе. В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на основе выработки определенного отношения к социальной действительности. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Можно выделить следующие функции такого давления: 1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого; 3) разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение ими своего отношения к социальному окружению. Конформизм, нонконформизм, коллективизм.

6. Конфликт. Представляет собой трудноразрешимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между ее членами или нарушения равновесия между существующими в ней структурами. Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к ним приводят следующие причины:

  • наличие противоречий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
  • присутствие противоборства между различными людьми (руководителя и неформальными лидерами, неформальными микрогруппами, разностатусными членами группы);
  • разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;
  • появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

Конфликт играет как конструктивную (дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности членов группы, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной деятельности) роль в малой группе.

Каковы средства общения.?

Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная. Письменная речь - это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а вполне самостоятельным видом со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать процесс общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами; помогать истолкованию словесного текста; выражать эмоции. Они делятся на:

1) визуальные средства общения, к которым относятся:

  • кинесика - движение рук, ног, головы, туловища;
  • направление взгляда и визуальный контакт;
  • выражение глаз и лица;
  • поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

· кожные реакции (покраснение, появление пота);

· дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

  • вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.);

2) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:

  • паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
  • экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, "шмыганье" носом и т.п.);

3) тактильно-кинестетические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:

  • физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);
  • такесику (пожатие руки, хлопанье по плечу);

4) олъфакторные:

  • приятные и неприятные запахи окружающей среды;
  • естественный и искусственный запахи человека и др.

Что составляет предмет и задачи психологии как науки?

Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку способность отражать воздействия предметов, и явлений окружающей действительности, это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Предмет психологии. Психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение, Бессознательное - это форма отражения действительности, при которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности. Деятельность человека представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.065 с.)