ТОП 10:

Бунтаж(ш)ное время Алексея Михайловича



Надо думать, она была достаточно нелегкой и полной треволнений. После смерти в 1676 году царя Алексея Михайловича политическая обстановка в России долгое время оставалась нестабильной. Его преемник, Федор Алексеевич, развернувший бурную реформаторскую деятельность, умер в апреле 1682 года, за четыре года до рождения Василия Татищева.
Началась полоса стрелецких бунтов, так что жизнь и благополучие московских дворян, охранявших царские дворцы, находились под угрозой. В результате волнений, вспыхнувших в мае того же года, на престол был возведен не только 16-летний Иван Алексеевич, законный, но больной наследник престола, но и его 10-летний сводный брат Петр. Регентшей (правительницей) стрельцы провозгласили их старшую сестру Софью. Она, впрочем, постаралась поскорее избавиться от небезопасной «опеки» со стороны главы Стрелецкого приказа Ивана Хованского: в августе 1682 года вся царская семья покинула Москву, обосновавшись в звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре. Туда для их защиты подошли дворянские отряды, что вынудило стрельцов пойти на попятную. Хованский сдался властям и был казнен, рядовые стрельцы пришли к Софье Алексеевне с повинной.
Ее семилетнее правление пришлось на время довольно мощного экономического и социального подъема. Продолжилось начатое еще при царе Федоре широкое каменное строительство. Правительство Софьи возглавлял ее фаворит Василий Васильевич Голицын — весьма образованный, знавший несколько иностранных языков человек, всерьез задумывавшийся об отмене крепостного права в России. Однако постепенно подрастал Петр Алексеевич, и в его поддержку готовы были выступить все недовольные правлением царевны Софьи. В августе-сентябре 1689 года свершились события, во многом схожие с тем, что произошло семью годами ранее, — с тем существенным отличием, что теперь в Троицкий монастырь отъехал царь Петр, а Софья вынуждена была идти к нему на поклон.
Власть перешла к Нарышкиным, и их довольно бестолковое правление продолжалось до середины 1690-х годов, пока возмужавший Петр Алексеевич не занялся, наконец, государственной деятельностью. Его страдавший цингой старший брат Иван в политические дела не вмешивался, что Петра вполне устраивало.

Русская культура 17 века.

XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т. е. освобождения от господства церкви.

В литературе XVII столетие – время отмирания многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество – проникновение в литературу заведомого вымысла. Классическая древнерусская литература предыдущих столетий его не знала. В ней действовали исторические личности – митрополиты, князья, бояре, и, следовательно, любой сознательныйвымысел был невозможен, ибо в историческом повествовании он означал бы ложь. Теперь же сфера литературного творчества расширяется, во многом за счет фольклора. Появляются произведения, герой которых – мелкий служилый дворянин или купец. Относительно этих безвестных персонажей вымысел считался допустимым.

Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения.

В развитии архитектуры XVII в. можно выделить три этапа. В начале века общий характер архитектуры еще мало отличался от зодчества конца XVI в. Характерной чертой второго этапа, охватывающего середину столетия, является подчеркнутая декоративность, нарядность и многоцветность архитектурного убранства. Третий этап начинается в 90-х гг. XVII в. В русской архитектуре происходят существенные изменения. Появляется новый стиль – «нарышкинское барокко», получивший свое название потому, что главными заказчиками построек, выполненных в этом стиле, были родственники второй жены царя, матери Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Характерной чертой этого стиля было использование в декоре элементов, напоминающих формы западноевропейского стиля барокко. Однако барочным в прямом смысле слова зодчество 90-х гг. XVII в. назвать нельзя – влияние европейской архитектуры ограничивалось внешним оформлением зданий, не затрагивая самой конструкции.

В живописи XVII в. можно выделить несколько направлений. Продолжает существовать иконописная традиция, ориентированная на повторение живописной манеры великих мастеров прошлого Андрея Рублева и Дионисия – так называемая «годуновская» школа». В то же время возникает новое художественное явление – т. н. «строгановская» школа, получившая свое название по имени купцов Строгановых, владевших огромными денежными и земельными богатствами и выступавших в качестве меценатов-заказчиков. Отличительная особенность икон строгановской школы – это их непревзойденное изящество и утонченная изысканность рисунка. Иконы строгановского письма, обычно небольшие по размерам, были рассчитаны на знатоков и ценителей.

Значительным явлением в изобразительном искусстве XVII в., знаменовавшем зарю нового времени, было возникновение портрета – парсуны. Парсуна еще очень похожа на икону, изображение еще во многом условно, но сквозь иконную схему в них уже проглядывают индивидуальные черты. Известны парсуны, изображавшие царей Ивана Грозного, Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.186.19 (0.003 с.)