Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая политика и ее видыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает: n - разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач; n - создание адекватного финансового механизма; n - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов. Выделяют три основных вида финансовой политики: n - классическая; n - регулирующая; n - планово - директивная. Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов. Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30 - 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд. В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым: n - экономический рост и занятость; n - денежное обращение; n - валютный курс; n - социальные факторы; n - структурная перестройка хозяйства. Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы. Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития. Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий: n - вначале при помощи налога с оборота; n - затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли). При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов. Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется. Основа современной финансовой политики РФ: n - признание свободы предпринимательства; n - введение разнообразных форм хозяйствования; n - приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике; n - отказ государства от директивного управления; n - переход отношений предприятий и государства на налоговую основу. Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ. Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только основных правил. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы. Органы управления финансами Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит: n - рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении; n - рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах; n - установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ И ЕГО ОРГАНЫ НА МЕСТАХ Министерство финансов организует и обеспечивает: n - разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики; n - составление проекта и исполнение федерального бюджета; n - разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг; n - осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов; n - осуществляет контроль за бюджетными учреждениями; n - разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране; n - финансирует сферы деятельности. Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих задач: n - бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета); n -отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т.д.; n - департамент иностранных кредитов и внешнего долга; n - департамент налоговых реформ; n - департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; n - Главное управление федерального казначейства (отвечает за кассовое исполнение бюджета). Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции. Предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений, оперативно - розыскная деятельность и контроль за выполнением налогового законодательства, а также обеспечением безопасности деятельности налоговых инспекций, защитой их сотрудников, пресечением коррупции в налоговых органах занимается Федеральная служба налоговой полиции РФ. За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ. Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного управления. Управление финансами отраслей народного хозяйства производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств. Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий. Методы управления финансами Управление финансами осуществляется экономическими и административными методами. К экономическим относятся: n фискальная политика; n финансовое планирование; n координация финансовых ресурсов; n финансовое регулирование. Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план предприятия. Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования. Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов. К другим методам следует отнести: n - систему амортизационных отчислений; n - систему финансовых санкций. Исключительно важное значение в условиях рынка имеет финансовый менеджмент. Его задачами является: n планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия; n принятие обоснованных решений по инвестированию средств; n координация финансовой деятельности всех подразделений; n проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах общественного производства, является многоуровневым и всесторонним, сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов. 1. Классификация видов финансового контроля 1.1. По времени проведения: n предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров); n текущий; n последующий. 1.2. По субъектам контроля: n президентский; n органов представительной власти и местного самоуправления; n органов исполнительной власти; n финансово - кредитных органов; n ведомственный; n внутрихозяйственный; n аудиторский. 1.3. По сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой. 1.4. По форме проведения: n обязательный (внешний); n инициативный (внутренний). 1.5. По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.129 (0.008 с.) |