Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные психические процессы.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные психические процессы. познавательные процессы -это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. 1)Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений 1)ощущен.среды:-зрительные/слуховые/вкусовые/обонятельные 2) ощущен.организма:- болевое,температурн., кинестезическое Св-ва ощущен. порог ощущ., адаптация, контрастность, ощущен.последовательного образования,сенсибилизация – повышение чувств.одного органа над др. Развитие процесса. Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения. 2)Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации. особенности восприятия: Предметность,Целостность,Константность св-ва: осмысленность,активность,измерительность,структурность, апперцепция – восприят.предметов и явл. В зависим.от прошлого опыта, иллюзия 3)Мышление – это псих.процес познавательной деят.человека хар-ся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды мышления: Теоретическое - понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. - образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы 2)Практическое: - Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной. - Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами Развитие процесса. Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым. 4)Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения. Виды: непроизвольное (пассивное) произвольное (активное) Характеристики внимания: - Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте. - Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других. - Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. - Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. - Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Развитие процесса. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. 5) ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Виды: 1 ) по форме:-образная-двигательная-словостно-логич.-эмоцион. 2) По врем.хранения-кратковремен.-долговремен-оперативная 3) произвольн., непроизвольн. Св-ва: -запоминание-сохранение-воспроизводство-забывание Развитие процесса. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память. 6) Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. виды: активное - возникает по собственному желанию, усилием воли. Пассивное= возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания. Продуктивное- действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется) Репродуктивное - воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии) Развитие процесса. Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. 7)Представление - это субъективный образ раневоспринимаемого объекта, предмета, человека, реального мира. (Малая степень ясности и отчетливости.) Классификация: 1) по функционированию ведущего органа чувств: зрительные двигательные и др. 2)по содержанию:технические,топографические,музыкальные и др. 3) по степени обобщения: -единичное,общее Структура личности. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Структура личности 1. Способности –темперамент – характер – мотивация – эмоции - волевые качества Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека. Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами действительности. Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по Мясищеву): · Отношение л-ти к себе · Отношение личности к другим · Отношение личности к окружающему миру
Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). -Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. -Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать. -Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но/непродолжительны. Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения. Мотивация. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще Потребности .- форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности. Задатки. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Стадии процесса творчества подготовка,созревание, озарение,проверка. природные задатки присущи каждому чел. главный враг тв- 1)страх.боязнь неудачи сковыв воображение 2) черезчур высокая самокритичность. 3) лень и пассивность. предпосылки тв - наблюдательность,внимание,умение..стремление к поиску. способы обработки инф: дискурсивный -левое полушарие -обработка по частям правое полушарие-целиком. методы изучения- метод наблюдения и эксперимента.рассматривают влияние среды, наследственность.,анализ условий воспитания. По Павлову люди делятся на мыслительный и худож типы. Фантазия-способность представить окончат рез-т. мотивы бывают внешние и внутрен(наиболее важные) мотивы -стремление к самовыражению,решить личную проблему (писат,худ) в творчестве личность появляется как нечто целостное,неделимое,свободное и неповторимое.
Образование как социокультурный феномен. 1.Образование – органичная часть жизнедеятельности личности и выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящей в общественной, социальной, экономической и культурной жизни. Социокультурная система в РБ определяется: 1) мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире и РБ 2) обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношения их с природой, друг с другом. Тенденции социокультуры: 1) смена типов культурно-исторического наследования, т.е. передача и получение подрастающим поколением социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторить образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, в личностных принципах. Именно это и приходится учитывать. 2) Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, который включает обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие достижения реальности, и это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе 3) Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимодействие знаний об объекте не только со средствами познания, но и ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности 4) Развитие информационных технологий и мир информационной сети. Их внедрение и развитие становятся решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование. Уже с самого малого возраста нужно думать об компьютерном образовании ребенка. 5) Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей, знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется: • В необходимости дальнейшего социально-культурного развития белоруской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования • В необходимости обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологии и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционного процесса с Россией и ЕС. • В необходимости формирования умений жить в условиях открытого динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, т.е. в условии высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и своих близких, за будущее нации и государства.
Сферы обществ жизни В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития. 1)экон(производство и собственность, распред благ, денежное обращение) 2) полит (деят гос-ва и его органов,законами) 3)социальную (охватывает отношения связанные с делением общества на группы, классы, слои и категории по разным признакам) 4) дух.(деятельность в сфере религии,науки, творчества,наука, искусство, мораль и т.п. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Четкого разграничения на сферы в жизни нет, все сплетено и неотделимо, плавно перетекает из одной сферы в другую.
Типология обществ Основные психические процессы. познавательные процессы -это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. 1)Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений 1)ощущен.среды:-зрительные/слуховые/вкусовые/обонятельные 2) ощущен.организма:- болевое,температурн., кинестезическое Св-ва ощущен. порог ощущ., адаптация, контрастность, ощущен.последовательного образования,сенсибилизация – повышение чувств.одного органа над др. Развитие процесса. Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения. 2)Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации. особенности восприятия: Предметность,Целостность,Константность св-ва: осмысленность,активность,измерительность,структурность, апперцепция – восприят.предметов и явл. В зависим.от прошлого опыта, иллюзия 3)Мышление – это псих.процес познавательной деят.человека хар-ся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды мышления: Теоретическое - понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. - образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы 2)Практическое: - Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной. - Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами Развитие процесса. Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым. 4)Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения. Виды: непроизвольное (пассивное) произвольное (активное) Характеристики внимания: - Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте. - Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других. - Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. - Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. - Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Развитие процесса. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. 5) ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Виды: 1 ) по форме:-образная-двигательная-словостно-логич.-эмоцион. 2) По врем.хранения-кратковремен.-долговремен-оперативная 3) произвольн., непроизвольн. Св-ва: -запоминание-сохранение-воспроизводство-забывание Развитие процесса. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память. 6) Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. виды: активное - возникает по собственному желанию, усилием воли. Пассивное= возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания. Продуктивное- действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется) Репродуктивное - воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии) Развитие процесса. Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. 7)Представление - это субъективный образ раневоспринимаемого объекта, предмета, человека, реального мира. (Малая степень ясности и отчетливости.) Классификация: 1) по функционированию ведущего органа чувств: зрительные двигательные и др. 2)по содержанию:технические,топографические,музыкальные и др. 3) по степени обобщения: -единичное,общее Структура личности. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Структура личности 1. Способности –темперамент – характер – мотивация – эмоции - волевые качества Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека. Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами действительности. Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по Мясищеву): · Отношение л-ти к себе · Отношение личности к другим · Отношение личности к окружающему миру
Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). -Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. -Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать. -Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но/непродолжительны. Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения. Мотивация. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще Потребности .- форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности. Задатки. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.012 с.) |