![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные психические процессы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные психические процессы. познавательные процессы -это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. 1)Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений 1)ощущен.среды:-зрительные/слуховые/вкусовые/обонятельные 2) ощущен.организма:- болевое,температурн., кинестезическое Св-ва ощущен. порог ощущ., адаптация, контрастность, ощущен.последовательного образования,сенсибилизация – повышение чувств.одного органа над др. Развитие процесса. Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения. 2)Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации. особенности восприятия: Предметность,Целостность,Константность св-ва: осмысленность,активность,измерительность,структурность, апперцепция – восприят.предметов и явл. В зависим.от прошлого опыта, иллюзия 3)Мышление – это псих.процес познавательной деят.человека хар-ся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды мышления: Теоретическое - понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. - образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы 2)Практическое: - Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной. - Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами Развитие процесса. Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.
4)Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения. Виды: непроизвольное (пассивное) произвольное (активное) Характеристики внимания: - Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте. - Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других. - Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. - Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. - Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Развитие процесса. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. 5) ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Виды: 1 ) по форме:-образная-двигательная-словостно-логич.-эмоцион. 2) По врем.хранения-кратковремен.-долговремен-оперативная 3) произвольн., непроизвольн. Св-ва: -запоминание-сохранение-воспроизводство-забывание Развитие процесса. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память. 6) Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.
виды: активное - возникает по собственному желанию, усилием воли. Пассивное= возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания. Продуктивное- действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется) Репродуктивное - воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии) Развитие процесса. Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. 7)Представление - это субъективный образ раневоспринимаемого объекта, предмета, человека, реального мира. (Малая степень ясности и отчетливости.) Классификация: 1) по функционированию ведущего органа чувств: зрительные двигательные и др. 2)по содержанию:технические,топографические,музыкальные и др. 3) по степени обобщения: -единичное,общее Структура личности. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Структура личности 1. Способности –темперамент – характер – мотивация – эмоции - волевые качества Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека. Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами действительности. Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по Мясищеву): · Отношение л-ти к себе · Отношение личности к другим · Отношение личности к окружающему миру
Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). -Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. -Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать. -Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но/непродолжительны.
Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения. Мотивация. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще Потребности .- форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности. Задатки. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности. Стадии процесса творчества подготовка,созревание, озарение,проверка. природные задатки присущи каждому чел. главный враг тв- 1)страх.боязнь неудачи сковыв воображение 2) черезчур высокая самокритичность. 3) лень и пассивность. предпосылки тв - наблюдательность,внимание,умение..стремление к поиску. способы обработки инф: дискурсивный -левое полушарие -обработка по частям правое полушарие-целиком. методы изучения- метод наблюдения и эксперимента.рассматривают влияние среды, наследственность.,анализ условий воспитания. По Павлову люди делятся на мыслительный и худож типы. Фантазия-способность представить окончат рез-т. мотивы бывают внешние и внутрен(наиболее важные) мотивы -стремление к самовыражению,решить личную проблему (писат,худ)
в творчестве личность появляется как нечто целостное,неделимое,свободное и неповторимое.
Образование как социокультурный феномен. 1.Образование – органичная часть жизнедеятельности личности и выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящей в общественной, социальной, экономической и культурной жизни. Социокультурная система в РБ определяется: 1) мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире и РБ 2) обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношения их с природой, друг с другом. Тенденции социокультуры: 1) смена типов культурно-исторического наследования, т.е. передача и получение подрастающим поколением социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторить образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, в личностных принципах. Именно это и приходится учитывать. 2) Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, который включает обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие достижения реальности, и это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе 3) Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимодействие знаний об объекте не только со средствами познания, но и ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности 4) Развитие информационных технологий и мир информационной сети. Их внедрение и развитие становятся решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование. Уже с самого малого возраста нужно думать об компьютерном образовании ребенка. 5) Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей, знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется: • В необходимости дальнейшего социально-культурного развития белоруской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования • В необходимости обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологии и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционного процесса с Россией и ЕС. • В необходимости формирования умений жить в условиях открытого динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, т.е. в условии высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и своих близких, за будущее нации и государства.
Сферы обществ жизни В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития. 1)экон(производство и собственность, распред благ, денежное обращение) 2) полит (деят гос-ва и его органов,законами) 3)социальную (охватывает отношения связанные с делением общества на группы, классы, слои и категории по разным признакам) 4) дух.(деятельность в сфере религии,науки, творчества,наука, искусство, мораль и т.п. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Четкого разграничения на сферы в жизни нет, все сплетено и неотделимо, плавно перетекает из одной сферы в другую.
Типология обществ Основные психические процессы. познавательные процессы -это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему. 1)Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений 1)ощущен.среды:-зрительные/слуховые/вкусовые/обонятельные 2) ощущен.организма:- болевое,температурн., кинестезическое Св-ва ощущен. порог ощущ., адаптация, контрастность, ощущен.последовательного образования,сенсибилизация – повышение чувств.одного органа над др. Развитие процесса. Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения. 2)Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации. особенности восприятия: Предметность,Целостность,Константность св-ва: осмысленность,активность,измерительность,структурность, апперцепция – восприят.предметов и явл. В зависим.от прошлого опыта, иллюзия 3)Мышление – это псих.процес познавательной деят.человека хар-ся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды мышления: Теоретическое - понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. - образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы 2)Практическое: - Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной. - Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами Развитие процесса. Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым. 4)Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения. Виды: непроизвольное (пассивное) произвольное (активное) Характеристики внимания: - Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте. - Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других. - Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. - Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. - Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Развитие процесса. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. 5) ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Виды: 1 ) по форме:-образная-двигательная-словостно-логич.-эмоцион. 2) По врем.хранения-кратковремен.-долговремен-оперативная 3) произвольн., непроизвольн. Св-ва: -запоминание-сохранение-воспроизводство-забывание Развитие процесса. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память. 6) Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. виды: активное - возникает по собственному желанию, усилием воли. Пассивное= возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания. Продуктивное- действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется) Репродуктивное - воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии) Развитие процесса. Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь. 7)Представление - это субъективный образ раневоспринимаемого объекта, предмета, человека, реального мира. (Малая степень ясности и отчетливости.) Классификация: 1) по функционированию ведущего органа чувств: зрительные двигательные и др. 2)по содержанию:технические,топографические,музыкальные и др. 3) по степени обобщения: -единичное,общее Структура личности. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Структура личности 1. Способности –темперамент – характер – мотивация – эмоции - волевые качества Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека. Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами действительности. Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по Мясищеву): · Отношение л-ти к себе · Отношение личности к другим · Отношение личности к окружающему миру
Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). -Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. -Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать. -Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но/непродолжительны. Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения. Мотивация. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще Потребности .- форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности. Задатки. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психологическими качествами, лежащими в основании развитой личности, являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения, потребности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.132.253 (0.013 с.) |