Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психические процессы.

Поиск

Основные психические процессы.

познавательные процессы -это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

1)Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений

1)ощущен.среды:-зрительные/слуховые/вкусовые/обонятельные

2) ощущен.организма:- болевое,температурн., кинестезическое

Св-ва ощущен. порог ощущ., адаптация, контрастность, ощущен.последовательного образования,сенсибилизация – повышение чувств.одного органа над др.

Развитие процесса.

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

2)Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации. особенности восприятия: Предметность,Целостность,Константность

св-ва: осмысленность,активность,измерительность,структурность, апперцепция – восприят.предметов и явл. В зависим.от прошлого опыта, иллюзия

3)Мышление – это псих.процес познавательной деят.человека хар-ся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды мышления:

Теоретическое

- понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

- образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы

2)Практическое:

- Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной.

- Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами

Развитие процесса.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

4)Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения.

Виды: непроизвольное (пассивное) произвольное (активное)

Характеристики внимания:

- Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

- Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

- Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

- Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

- Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Развитие процесса.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

5) ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Виды:

1 ) по форме:-образная-двигательная-словостно-логич.-эмоцион.

2) По врем.хранения-кратковремен.-долговремен-оперативная

3) произвольн., непроизвольн.

Св-ва: -запоминание-сохранение-воспроизводство-забывание

Развитие процесса.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.

И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

6) Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

виды: активное - возникает по собственному желанию, усилием воли. Пассивное= возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания. Продуктивное- действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется) Репродуктивное - воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии)

Развитие процесса.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

7)Представление - это субъективный образ раневоспринимаемого объекта, предмета, человека, реального мира. (Малая степень ясности и отчетливости.)

Классификация:

1) по функционированию ведущего органа чувств: зрительные двигательные и др.

2)по содержанию:технические,топографические,музыкальные и др.

3) по степени обобщения: -единичное,общее

Структура личности.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Структура личности

1. Способности –темперамент – характер – мотивация – эмоции - волевые качества

Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека.

Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами действительности.

Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по Мясищеву):

· Отношение л-ти к себе

· Отношение личности к другим

· Отношение личности к окружающему миру

 

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделя­ют 4 типа темперамента: хо­лерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь).

-Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

-Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать.

-Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но/непродолжительны.
- Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Мотивация. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще

Потребности .- форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Задатки.

Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны.

Главная цель развития личности - возможно более полная реа­лизация человеком самого себя, своих способностей и возможнос­тей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психологическими качествами, лежа­щими в основании развитой личности, являются активность, стрем­ление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общест­ва, превращение их в глубоко личные для данного человека ценнос­ти, убеждения, потребности.

Стадии процесса творчества

подготовка,созревание, озарение,проверка.

природные задатки присущи каждому чел.

главный враг тв- 1)страх.боязнь неудачи сковыв воображение

2) черезчур высокая самокритичность.

3) лень и пассивность.

предпосылки тв - наблюдательность,внимание,умение..стремление к поиску.

способы обработки инф: дискурсивный -левое полушарие -обработка по частям

правое полушарие-целиком. методы изучения- метод наблюдения и эксперимента.рассматривают влияние среды, наследственность.,анализ условий воспитания.

По Павлову люди делятся на мыслительный и худож типы.

Фантазия-способность представить окончат рез-т.

мотивы бывают внешние и внутрен(наиболее важные)

мотивы -стремление к самовыражению,решить личную проблему (писат,худ)

в творчестве личность появляется как нечто целостное,неделимое,свободное и неповторимое.

 

 

Образование как социокультурный феномен.

1.Образование – органичная часть жизнедеятельности личности и выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется. Понятие социокультурной ситуации используется для характеристики окружающей действительности, происходящей в общественной, социальной, экономической и культурной жизни. Социокультурная система в РБ определяется:

1) мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире и РБ

2) обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношения их с природой, друг с другом.

Тенденции социокультуры:

1) смена типов культурно-исторического наследования, т.е. передача и получение подрастающим поколением социального опыта. Если раньше детям предстояло во многом повторить образ жизни своих родителей, то в современных урбанизированных странах наблюдается значительно больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен и в образах жизни, и в мировоззрении, в личностных принципах. Именно это и приходится учитывать.

2) Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, который включает обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие достижения реальности, и это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе

3) Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм. Ранее содержание познания в большей мере определялось объектом и в меньшей мере средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимодействие знаний об объекте не только со средствами познания, но и ценностно-целевыми установками субъекта, как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности

4) Развитие информационных технологий и мир информационной сети. Их внедрение и развитие становятся решающим условием модернизации не только производства, но и других сфер общественной жизни, включая образование. Уже с самого малого возраста нужно думать об компьютерном образовании ребенка.

5) Национально-культурная регионализация на фоне процессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей, знаний. В современном белорусском обществе эта тенденция проявляется: • В необходимости дальнейшего социально-культурного развития белоруской нации, более активного утверждения национальных ценностей, в том числе через систему образования • В необходимости обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологии и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционного процесса с Россией и ЕС. • В необходимости формирования умений жить в условиях открытого динамичного общества с рыночными отношениями в экономике и демократией, т.е. в условии высокой степени неопределенности, автономного существования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и своих близких, за будущее нации и государства.

 

Сферы обществ жизни

В настоящее время наиболее распространенной и научно обоснованной является точка зрения, согласно которой общество рассматривася как сложноорганизованная система, обладающая наивысшим уровнем самодостаточности, находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия и подчиняющаяся объективным законам функционирования и развития.
Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений.

1)экон(производство и собственность, распред благ, денежное обращение)

2) полит (деят гос-ва и его органов,законами)

3)социальную (охватывает отношения связанные с делением общества на группы, классы, слои и категории по разным признакам)

4) дух.(деятельность в сфере религии,науки, творчества,наука, искусство, мораль и т.п.

Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Четкого разграничения на сферы в жизни нет, все сплетено и неотделимо, плавно перетекает из одной сферы в другую.

 

 

Типология обществ

Основные психические процессы.

познавательные процессы -это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

1)Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений

1)ощущен.среды:-зрительные/слуховые/вкусовые/обонятельные

2) ощущен.организма:- болевое,температурн., кинестезическое

Св-ва ощущен. порог ощущ., адаптация, контрастность, ощущен.последовательного образования,сенсибилизация – повышение чувств.одного органа над др.

Развитие процесса.

Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.

2)Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации. особенности восприятия: Предметность,Целостность,Константность

св-ва: осмысленность,активность,измерительность,структурность, апперцепция – восприят.предметов и явл. В зависим.от прошлого опыта, иллюзия

3)Мышление – это псих.процес познавательной деят.человека хар-ся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Виды мышления:

Теоретическое

- понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

- образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы

2)Практическое:

- Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной.

- Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами

Развитие процесса.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

4)Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения.

Виды: непроизвольное (пассивное) произвольное (активное)

Характеристики внимания:

- Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте.

- Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других.

- Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

- Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

- Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Развитие процесса.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

5) ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Виды:

1 ) по форме:-образная-двигательная-словостно-логич.-эмоцион.

2) По врем.хранения-кратковремен.-долговремен-оперативная

3) произвольн., непроизвольн.

Св-ва: -запоминание-сохранение-воспроизводство-забывание

Развитие процесса.

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.

И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

6) Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

виды: активное - возникает по собственному желанию, усилием воли. Пассивное= возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания. Продуктивное- действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется) Репродуктивное - воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии)

Развитие процесса.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

7)Представление - это субъективный образ раневоспринимаемого объекта, предмета, человека, реального мира. (Малая степень ясности и отчетливости.)

Классификация:

1) по функционированию ведущего органа чувств: зрительные двигательные и др.

2)по содержанию:технические,топографические,музыкальные и др.

3) по степени обобщения: -единичное,общее

Структура личности.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Структура личности

1. Способности –темперамент – характер – мотивация – эмоции - волевые качества

Свойства личности – устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения типичный для данного человека.

Отношения личности – собирательные связи с различными сторонами действительности.

Отношения личности – целостная система избирательных сознательных связей личности с различными сторонами этой личности и окружающим миром (по Мясищеву):

· Отношение л-ти к себе

· Отношение личности к другим

· Отношение личности к окружающему миру

 

Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделя­ют 4 типа темперамента: хо­лерик (желчь), сангвиник (кровь), флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь).

-Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

-Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещании. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать.

-Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но/непродолжительны.
- Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Мотивация. Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще

Потребности .- форма проявления интенциональной природы психики в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Задатки.

Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны.

Главная цель развития личности - возможно более полная реа­лизация человеком самого себя, своих способностей и возможнос­тей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Основными психологическими качествами, лежа­щими в основании развитой личности, являются активность, стрем­ление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общест­ва, превращение их в глубоко личные для данного человека ценнос­ти, убеждения, потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.227.108 (0.009 с.)