Три основных закона диалектики: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три основных закона диалектики:



1 - единства борьбы и противоположностей;

2 - взаимного перехода количественных изменений в качественные;

3 - закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики. Во-первых, он характеризует источник и внутреннее содержание всякого движения и развития в природе, обществе и сознании. Во-вторых, этот закон обладает особой формой всеобщности, т.к. его действие пронизывает собой не только все явления материального и духовного мира, но и другие законы диалектики. Основными категориями данного закона являются тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество отражает относительную устойчивость, неизменяемость объекта. Различие фиксирует момент изменчивости явлений. Предельным случаем существенного различия является противоположность.

Противоположности – это внутренние взаимосвязанные, присущие самим предметам и явлениям стороны и тенденции, которые предполагают друг друга и, в то же время, исключают друг друга, т.к. резко различаются между собой по своим свойствам, направлениям действия и выполняемым функциям. Противоречие есть форма взаимодействия противоположностей. Специфику противоречия определяет своеобразие процесса их возникновения, степень их организации, особенности их разрешения. Внутреннее противоречие – это взаимодействие противоположных сторон внутри данной системы. Внешнее противоречие – это взаимодействие между различными системами.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Основными категориями данного закона являются: качество, свойство, количество, мера и скачок. Качество есть «тождественная с бытием непосредственная определённость», т.е. то, что отличает данную вещь от всех других, без чего ее не существует. Качество - это определённость вещей, которая обусловливает их целостность, устойчивость и специфический характер. Качество проявляется через свойства. Свойства, в свою очередь, проявляются через взаимодействия объектов и представляют собой способ проявления определённой стороны объекта по отношению к другим объектам. Количество – «снятое» качество. Количество отражает внешнее, формальное отношение предметов, их частей, свойств и связей, выражает число, величину, объём, степень проявления того или иного свойства.

Гесиод: «Меру во всём соблюдай и дела свои вовремя делай». Фалес: «Мера – это наилучшее». Демокрит: «Если перейдёшь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Августин: «Мера – это количественная граница данного качества». Мера – это интервал, в границах которого количественные изменения не приводят к изменениям качественным. Скачок – это переход от одного качества к другому.

Существует классификация «скачков»:

- по времени протекания: медленные и мгновенные.

- по механизму осуществления: путём «взрыва» (качество меняется целиком) и постепенно.

- по глубине качественных преобразований: единичные (в границах основного качества) и общие (связаны с преобразованием самой основы вещей).

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении происходит развитие (по спирали). Гегель понимал отрицание как «снятие», как момент связи старого и нового, т.е. отрицание, как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предмета. Можно выделить два момента отрицания:

- уничтожение старого, отжившего, не отвечающего изменившимся условиям;

- сохранение нового положительного, соответствующее новым условиям.

Нужно отличать диалектическое понимание отрицания как момента связи старого и нового от метафизического понимания отрицания как полного уничтожения старого. Сущность закона отрицания отрицания выражает триада Гегеля:

1) тезис, или исходное утверждение;

2) отрицание тезиса (антитезис);

3) синтез (отрицание предыдущей ступени, т.е. отрицание отрицания).

Прогресс есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие, при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс называется регрессом. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному его состоянию.

Категории диалектики (причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, содержание и форма)

Категории – предельно широкие понятия.

Причина – это явление, вызывающее к жизни другое явление. Следствие – результат действия причины. Детерминизм – учение о всеобщей причинной обусловленности явлений. Индетерминизм – учение, отрицающие всеобщую причинную обусловленность явлений. Необходимо отличать причину от повода.

Повод – это явление, которое предшествует явлению, но не вызывает его. Механистический детерминизм отрицал причинность в микромире, т.к. там не проявляется детерминизм, характерный для макромира: зная импульс и координаты тела в данный момент времени всегда можно определить импульс и координаты тела в любой другой момент времени. Но в микромире действуют другие закономерности, которые описывает уравнение Шрёдингера. Причина и следствие не могут меняться местами, тем не менее следствие может быть причиной другого явления.

Необходимость и случайность – это философские категории, отражающие два вида связей материального мира: необходимость вытекает из внутренней сущности явлений и обозначает их закон, порядок и структуру. Необходимость есть то, что должно произойти в данных условиях. Напротив, случайность – это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность есть то, что может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе. Тем не мнение случайность есть форма проявления и дополнения необходимости. Жесткий детерминизм Демокрита проявлялся в том, что он утверждал, что раз все явления имеют причину, то они совершаются с необходимостью. Такое понимание данных категорий привело к сведению необходимости к случайности («Черепаха»). Согласно фатализму, все явления происходят по воле фатума, судьбы, рока, т.е. неизбежно. Волюнтаризм является другой крайностью. Волюнтаризм отрицает объективную необходимость и опирается на субъективную волю людей.

Сущность – это нечто сокровенное, глубинное, прибывающее в вещах, их внутренних связях и являющееся основанием всех форм их внешнего проявления. Сущность – совокупность фундаментальных законов и свойств предметов, определяющих тенденцию их развития. Она выражает внутреннюю, устойчивую сторону явлений. Явление – это конкретное свойство объектов, в которых обнаруживается сущность. Сущность – это общее, а явление – единичное. Сущность является, и явление существенно.

Содержание – это категория диалектики, обозначающая совокупность элементов, свойств и процессов, которые составляет данный объект. Форма – способ организации содержания.

 

Синергетика

Создателем синергетического направления и изобретателем термина "синергетика" является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен (р. 1927 г.). Сам термин «синергетика» происходит от греческого «синергена» - содействие, сотрудничество, «вместедействие».

Синергетика по определению ее создателя, немецкого физика Г.Хакена занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем самой различной природы, таких как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейтроны, механические элементы, фотоны, органы животных и даже люди... Это наука о самоорганизации сложных систем, о превращении хаоса в порядок.

Г. Хакен говорил, что называние предложенного им научного направления «синергетикой» случайно и непринципиально. Начинание Г. Хакена оказалось плодотворным именно благодаря естественно понимаемой ассоциации синергетики с самоорганизацией.

Самоорганизация, по Г.Хакену, это «спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса». Переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному происходит за счет совместного и синхронного действия многих подсистем (или элементов), образующих систему.

Как синергетика, так и теория самоорганизации исследуют процессы самоорганизации и самодезорганизации в открытых неравновесных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и другой природы. Сегодня наука считает все известные системы от самых малых (элементарные частицы), до самых больших (Вселенная) – открытыми, обменивающимися энергией, (или) веществом и (либо) информацией с окружающей средой и находящимися, как правило, в состоянии, далеком от термодинамического равновесия. А развитие таких систем, как стало известно, протекает путем образования нарастающей упорядоченности. На такой основе возникло представление о самоорганизации вещественных систем.

Идея самоорганизации систем порождена увеличением числа исследований в различных областях естествознания, посвященных кооперативным эффектам в открытых неравновесных системах. Первоначально в 60-х годах ХХ столетия такие исследования проводились независимо в разных дисциплинах, позже (в 70-х годах) они стали предметом сравнения, и в них обнаружилось много общего.

Выяснилось, что все разномасштабные самоорганизующиеся системы, независимо от того, каким разделом науки они изучаются, будь то физика, химия, биология или социальные науки, имеют единый алгоритм перехода от менее сложных и менее упорядоченных к более сложным и более упорядоченным состояниям. Тем самым открывается возможность единого теоретического описания подобных процессов во времени и пространстве. Разработка теории самоорганизации началась в середине ХХ столетия и продолжается в настоящий момент, причем по нескольким, сходящимся направлениям.

 

В36 3. Понятие природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 7277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.008 с.)