Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности переходной экономики России.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Переходная экономика — промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.
От автаркии (закрытой экономики) к открытой экономике: Исторические и политические особенности развития России в XX в., ее огромный людской и природный потенциал определяли в течение нескольких десятилетий в экономической политике нашей страны устойчивую тенденцию к автаркии. Попытка создания закрытой экономики во многом обусловила научно-техническое отставание нашей страны в гражданских отраслях промышленности, игнорирование мировой тенденции к ресурсосбережению. В то же время задачи модернизации экономики и других областей общественной жизни вызвали противоположную тенденцию — к открытости экономики. Открытие российской экономики в период системного кризиса 90-х гг. выявило неконкурентоспособность большинства отраслей промышленности и сельского хозяйства, что усугубило спад производства в народном хозяйстве страны. Тем не менее процесс перехода к рынку требовал реального включения экономики России в мировое хозяйство. Движение к открытой экономике предполагало, что в стратегическом плане ее формирование должно способствовать повышению эффективности национального производства и конкурентоспособности национальной экономики. Действительно, уровень экономического развития страны во многом определяется степенью открытости ее экономики. В подавляющем большинстве случаев, чем выше уровень экономического развития страны, тем активнее и разнообразнее формы ее внешнеэкономических связей, тем более открыта ее экономика. Следовательно, участие страны в международных экономических отношениях может отражать уровень ее экономического развития. Курс на открытую экономику поэтому отвечает стратегическим национальным интересам нашей страны, дает возможность России за счет участия в международном разделении труда добиться роста экономической эффективности национального производства, достичь его оптимальных масштабов и рациональной структуры. Вместе с тем формирование открытости экономических отношений — это сложный и длительный процесс. Переход от закрытой экономики, характерной для доперестроечной России, потребовал: отказа от централизованного планирования и централизованного регулирования экономического развития; разгосударствления экономики и приватизации государственной собственности; либерализации экономики и внешнеэкономической деятельности (последнее означает курс на открытую экономику); увеличения объемов национального производства и обеспечение экономического роста. По сути дела, здесь перечислены общие мероприятия, реализация которых необходима для трансформации плановой экономики в смешанную экономику современного типа. В этой связи можно однозначно утверждать, что в условиях перехода от централизованного планирования к рыночной экономике неизбежна ликвидация государственной монополии внешней торговли (при которой все внешнеторговые операции проводились монопольными государственными объединениями по плану, утвержденному правительством), ликвидация государственной валютной монополии (при которой все валютные доходы и расходы страны проходили через государственный бюджет и планировались государством в рамках общеэкономического плана). В результате либеральных экономических преобразований большинство предприятии были приватизированы, обрели возможность самостоятельно принимать решения, и отдельные хозяйствующие субъекты получили право прямого выхода на внешний рынок и установления непосредственных хозяйственных связей с зарубежными бизнес-партнерами. Путь к открытой экономике, как показывает экономическое развитие ведущих стран мира, должен быть постепенным, при этом активную роль должно играть государство. Проблемным здесь остается вопрос о границах участия государства во внешнеэкономической деятельности. Резкое сокращение государственного участия, чего в принципе требует открытая экономика, в условиях экономической трансформации может не дать положительных результатов — внешняя конкуренция из созидательного фактора может превратиться в фактор разрушительный. Основными задачами государства становятся повышение национальной конкурентоспособности, достижение предельно допустимой степени открытости, соответствующей данному этапу развития национального хозяйства, его экономической и политической специфике. В этом случае построение модели открытой экономики будет благом для страны, создаст благоприятный климат для широкомасштабного инвестирования капитала в национальную экономику, обеспечит тем самым увеличение числа рабочих мест, рост ВВП, повышение жизненного уровня населения. А это, в свою очередь, создаст дополнительные предпосылки для расширения внешнеэкономических связей, углубления внешнеэкономических отношений, т.е. для увеличения степени открытости национальной экономики. Либерализация экономики и либерализация внешнеэкономической деятельности предполагают, что у государства сохраняются регулирующие и контролирующие функции, как у любого государства в рыночной экономике. Во внешнеэкономических связях это относится к таможенным пошлинам, системе валютного контроля, регулированию деятельности зарубежных коммерческих и иных структур на территории России, к ряду прочих аспектов внешнеэкономической деятельности. Таким образом, открытая экономика не означает, что страны должны полностью ликвидировать различные торговые барьеры (импортные тарифы и пошлины, налоги на экспортируемую продукцию, импортные квоты, лицензирование импорта и т. п.), снять все ограничения на ввоз и вывоз факторов производства, свести к минимуму вмешательство в функционирование валютных рынков. В рамках общих норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т. е. полностью закрытой). Такая политика предполагает участие данной страны в различных международных организациях, и прежде всего в ВТО (Всемирной торговой организации). К сведению. ВТО — международная экономическая организация, осуществляющая регулирование международной торговли на многосторонней основе. В настоящее время в ВТО входит более 150 стран. Основными целями Всемирной торговой организации являются: • обеспечение равного, не дискреционного режима торговли для всех стран-участниц; • снижение таможенных тарифов и пошлин, устранение импортных квот путем проведения многосторонних переговоров; • содействие развитию тенденций либерализации внешней торговли; • снятие барьеров в торговле услугами; • устранение ограничений на иностранные инвестиции (ограничений международного движения капитала); • внедрение на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку и т. н. Последние годы Россия вела активные переговоры по вступлению в ВТО. Необходимость этого вступления обусловлена задачами интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, создания более благоприятных условий доступа на мировые рынки, привлечения зарубежных инвестиций и технологий в Россию. Переговорный процесс по вступлению России в ВТО начался еще в 1995 г., а само вступление состоялось 18 ноября 2006 г. Членство в ВТО обеспечит России адаптацию к правилам рыночной экономики, участие на равных в мировой торговле. Итак, исчерпав внутренний ресурс своей «закрытой экономики», российская экономика оказалась в русле законов мирового рынка, что предопределило формирование экономической системы открытого типа. Рост большинства показателей, характеризующих участие страны в международной торговле, отражает растущую активность России на мировом рынке. Об этом свидетельствует и увеличение доли страны в мировой торговле и в мировом ВВП. Однако однозначные выводы, не проанализировав структуру экспортных и импортных потоков, делать нельзя Структуре внешней торговли России уже уделялось внимание в разд. 18.2.3 и был сделан вывод о сырьевой направленности экспорта России. С точки зрения места и роли России в МРТ, это явное свидетельство низкого научно-технического и производственного уровня российской экономики. Подобное заключение можно сделать и на основе анализа структуры российского импорта. Наиболее импортируемыми видами продукции являются машины, оборудование, транспортные средства, что означает низкий уровень развития данных отраслей национальной экономики и существенную их зависимость от внешнего рынка, Что касается показателей международного движения капитала, то Россия экспортирует и импортирует капитал. По данным Госкомстата России, по состоянию на конец 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 142,9 млрд долл., что на 27,8 % больше по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. В накопленном иностранном капитале доля прямых инвестиций составила на конец 2006 г. 47,5 %, тогда как в 2005 г. этот показатель составлял 44,5 %. Что касается портфельных инвестиций, то их доля в суммарном накопленном капитале также увеличилась — с 1,7 % в 2005 г. до 3,4 % в 2006 г. В экономику России в 2006 г. поступило иностранных инвестиций на 2,7 % больше, чем в 2005 г. В 2006 г. за рубеж направлено иностранных инвестиций на 67,0 % больше, чем в 2005 г. Как видно, объемы экспорта инвестиций фактически адекватны притоку иностранных инвестиций на ее территорию. Неоднозначна ситуация и с внешним долгом России. Внешний долг имеет тенденцию к увеличению. Одновременно соотношение внешнего долга с ВВП страны, наоборот, понижалось. По нашим подсчетам, оно сократилось с 44 % в 2002 г. до 35 % в 2003 г. и до 29 % в 2005 г. Приведенные данные не позволяют дать однозначную оценку уровня экономического развития нашей страны, но, с другой стороны, свидетельствуют о возрастающем участии страны во всех формах международных экономических отношений, о повышении степени открытости ее экономики. Российскую экономику, вместе с тем, нельзя назвать полностью открытой. И хотя приспособление России к реалиям конкуренции в рамках мировой экономической системы идет очень и очень противоречиво, российская экономика постепенно втягивается в интеграционные процессы, происходящие в мире.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.007 с.) |