Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и рационального природопользования. Экономический механизм природопользования.

Поиск

Экономический механизм природопользования – система взаимосвязанных методов, инструментов и условий, необходимых для достижения экономич. и экологич. целей использ-я и воспр-ва природных ресурсов.

Экономич. механизм ООС и природопольз-я включает след. элементы: -разработку гос. прогнозов и программ соц-эконом. разв-я РБ в части рацион. использ-я природных рес-в и ООС; -финансирование программ и мероприятий по рац. использ-ю прир. рес-в и ООС; -создание фондов охраны природы; -установление платежей за природопользование; -проведение эконом. оценки природных объектов; -проведение экономич. оценки воздействия хоз. и иной деят-ти на ОС; устан-е мер эконом. стимулирования в обл. ООС; -возмещение в установленном порядке вреда, причиненного ОС; -экологич. страхование. Важной составной частью экон. механизма упр-я в сфере природоп-я и ООС явл-я экономич.стимулирование.

Экономич.стимулирование или экономич. методы создают матер. заинтересованность субъектов хоз-ния в рез-тах природоохранной и ресурсосберегающей дея-ти и в экономике переходного периода становятся приоритетными. Экономич. стимулирование рационального природопольз-я и ООС осущ-ся мерами позитивной и негативной мотивации (мерами заинтересованности и ответств-ти).

Главным эл-м эконом-го мех-ма прирпольз-я на этапе перехода к рын. модели хоз-я явл-ся ценовое регулир-е. Все инструменты ценового (налогового) регулирования, используемые в хоз. практике РБ, делят на 3 группы: - поощрительные (льготное налогообложение и кредит-е,субсидир-е природоохр. проектов, дотации на приобретение экол. оборудования и т.д.) - принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) - компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов).

В РБ экон. стимулирование ООС и рац. природопольз-я осуществл-ся: 1)путем предоставления юрид. и физ. лицам налоговых и иных льгот; 2)путем ускоренной модернизации оборудования и др.объектов, предназнач.для охраны и оздоровления ОС.

 


39. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

Объектом природоохр. планирования и прогнозирования явл. природные комплексы и эколог. системы.

Планирование мероприятий по ООС осуществляется на основе прогнозных показателей, гос. программ соц.-эконом. развития страны, гос. и отраслевых программ по ООС и рацион. использованию прир. ресурсов, республиканских, областных и иных комплексных схем ООС и требований природоохр. законодательства.

Планирование осуществл. на основе отраслевого и территориального признаков.

Территориальное планирование ООС осущ. местными Советами депутатов, иполнит. и распорядит. орагнами в пределах соотв. админ.-территор. единиц по согласованию с республ. органом гос. управления.

Отраслевое планирование осущ. соотв. республик. органами гос. управления и объединениями, подчинёнными Совмину РБ, по согласованию с респ. органом гос. управления.

На локальном уровне планирование представлено программой природоохр. мероприятий на предприятии. Это комплекс документов перспектив. планирования, ориентированных на достижение конечной цели в решении эколог. проблем.

В документах:

- раскрывается суть мероприятий по ООС и рац. использованию прир. ресурсов (ПОМ),

- определяется последовательность и сроки реализации мероприятий,

- указываются объёмы выбросов вредных веществ до и после.

Экол. планирование явл. обязательной составляющей прогнозов соц.-эконом. развития гос-ва, области, района, отрасли.

Эколог. часть прогноза должна включать в себя систему основных показателей: —инвестиции, предусматриваемые на ПОМ, —объём сбросов загр. веществ, —ввод в действие установок для улавливания и обеззараживания вредных веществ из отходных газов — ввод в действие сооружений для очистки сточных вод.

В РБ разрабатываются и принимаются Плановые документы сроком на 1, 5,10 и 15 лет.

В " Национальной стратегии устойчивого соц.-эконом. развития " (НСУР), на 15-летний период изложены основные стратегич. цели, задачи, базовые принципы, приоритеты эколог. политики. НСУР - основа для разработки "Основных направлений соц.-эконом. развития" на 10 лет.

Национальный план действий по рацион. использованию прир. ресурсов и ООС (НПДООС) разрабатывается на 5 лет. На основе НПДООС разраб. и территориальные прогнозы ООС области, города и т.д.

" Программа соц.-эконом. развития РБ " разраб. на 5 лет и содержит такие разделы, как "Природно-ресурсный потенциал" и "Рациональное природопользование ОС".

В прогнозах, разрабатываемых на год, есть раздел "ООС и использование прир. ресурсов".

На их основе разрабатываются планы (схемы) охраны отдельных прир. комплексов и экосистем.


40. Формирование системы платного природопользования (*далее СПП) в Беларуси и оценка её эффективности

СПП - совокупность эконом. инструментов, позволяющих в денежной форме возместить социально-экономическую ценность ограниченных прир. благ и стимулировать их рациональное использование с целью удовлетворения ресурсно-сырьевых и ресурсно-экологических потребностей.

В РБ СПП стала формироваться в 1990-е гг. в связи с переходом к рыночной эк-ке и усилением экон. методов управления.

СПП в РБ включает:

1) налоги (экологический, земельный, за добычу/изъятие)

2) неналоговые платежи (плата за лесопользование и др.)

Налоговый кодекс РБ (особенная часть) является основным нормативным документом.

В соотв. с Налог. кодексом к республиканским налогам относятся: экол. налог, налог за добычу/изъятие ресурсов, земельный налог.

—экол. налог.

Плательщики: организации и ИП. Плательщиками за захоронение отходов признаются собственники отходов пр-ва. Плательщиками НЕ признаются бюджетные организации.

Объект налогообложения: выбросы загр. веществ в атомсф. воздух, сбросы сточных вод, хранение/захоронение отходов пр-ва, ввоз на территорию РБ озоноразрушающих веществ.

Сумма экол. налога = налоговая база * налог. ставку.

Ставка налога - плата за выбросы 1 т загр. веществ. Ставки дифференцируются в зависимости от класса опасности (их всего 4).

НЕ признаются объектами налогообложения выбросы от мобильных источников.

Ставки за сброс загр. веществ зависят от водоприёмника.

Ставки налога за размещение отходов дифференц. в завис-ти от вида размещения и класса опасности.

— налог за добычу/изъятие прир. ресурсов

Плательщики: организации и ИП. Плательщиками НЕ признаются бюджетные организации.

Объект налогообложения: добыча песка, вод, солей, нефти, мела, янтаря, золота и др.

Ставки налога зависят от вида прир. ресурса.

За превышение устан. лимитов добычи налог взимается в 10-кратном размере (кроме виногр. улитки, зелёной лягушки, гадюки).

Механизм уплаты налогов предусматривает ряд эконом. стимулов к снижению загрязнений окр. среды.

К ставкам эколог. налога примен. след. коэффициенты:

- плательщикам, внедрившим сертификат соответствия, в теч. 3 лет - 0,9.

- сумма эк. налога за выбросы загр. веще-в в атмосф. воздух уменьшается на сумму освоенных капиталовложений, строительства или реконструкцию газоочистных установок, создание амортизир. систем контроля за выбросами.

ССП в РБ находится в стадии становления. Эффективная система платежей должна стимулировать рациональное природопользование, обеспечивая финансирование природоохранной сферы. Пока же платежи выполняют фискальную функцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.210 (0.007 с.)