Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема соотношения веры и разума в средневековой философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникло феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризуется становлением христианской догматики в условиях формирования европейских государств в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и государственной власти ф. была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта ф. получила название «схоластики» (опиралась на форм. логику Аристотеля). Еще в 5 в. (христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529 г. При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла литература апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика — соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет — Тертулиан (из Карфагена, 2в.) — сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав философских систем апологеты, однако, наметили круг вопросов, которые стали основными для христианской ф.: о боге, о творении мира, о природе человека и его целях. Наиболее влиятельный из отцов церкви — Августин (354−430, род. в Тагесте — африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрерывную лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек, который соединяет природу материального тела и обладает разумной душой и свободой воли. Душа нематериальная, бессмерна. Субъективно человек действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. Схоластика: главное направление в разв ф. средневековья. Она преподаётся в школах и университетах. 3 периода: ранняя схоластика (9-12в) период зрелости (13в) упадок (14-15в) Центр. вопрос — об отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах и необходимо правильно истолковать их. Так как б. тексты отличались иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса. Реализм. Общие роды (универсалии) сущ. реально, независимо от чел. (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) «до вещей» в бож. разуме, «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» — в чел. разуме как р-т абстракции. — умеренный реализм (сущ и крайний реал. — общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр — сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи. Номинализм. Универсалии не сущ. реально. Они суть только имена (Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. Представитель — Уильям Оккам. Задача знания — постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего, ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему Оккам вводит понятие интенции, то есть о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия — это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные представители схоластики: Альберт Больштедский. Проводил исследования в науках о природе, защищал философию от богословия. В вопросе об универсалиях — умереный реалист. Отношение между верой и разумом — некоторые догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога. Фома Аквинский (1225—1274). Основная цель — отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, канонизировал хр. понимание соотношения идеального и материального как соотношения изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека есть формообразующий принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом. Дунс Скот и Раймунд Луллий. Ф. А. был разрешен один из самых острых вопросов хр. схоластики. Схоластика должна была истолковывать свое отношение к материи, так как Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе божественную (идеал.) и человеческую (матер.) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалификация материи Ф. А. с помощью целой системы утонченных расуждений в качестве «слабейшего вида бытия» была воспринята церковью как выход из тупика. Важное значение имело также учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Доказательство существования бога: Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к необходимости существования бога — верховной причины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.006 с.) |