Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы.



Финансы – это совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства.

Источник финансовых ресурсов – сумма прибыли в сфере производства, т.е. прибав. продукт.

Функции финансов:

· распределительная,

· регулирующая,

· контрольная.

Распределительная функция позволяет:

1.Создать целевые финансы денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления.

2.Осуществить внутрихозяйственное, внутри- и межотраслевое, межтерриториальное перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами.

Регулируемая функция позволяет упростить экономическую деятельность в обществе в соответствии с правовыми нормами.

Контрольная функциявыполняется в ходе движения финансовых ресурсов, когда их показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности как данного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы» является понятие «финансовая система». Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение, использование централизованных и децентрализованных денежных средств.

Финансовые отношения можно разделить на две крупные сферы:

1. Централизованные финансы (гос и о/гос. финансы).

2. Децентрализованные финансы (финансы субъектов хозяйствования).

Государственный бюджет – доходы и расходы государства. Внебюджетные финансы – резерв, к которому прибегает правительство в случае финансовых трудностей. Они имеют строго целевое назначение.

Внебюджетные финансы – это фонд пенсионного обеспечения, занятости, медицинского страхования.

Государственный кредит – денежные отношения, в которых государство выступает как заемщик, средств.

Основные формы государственного кредита:

· продажа на фондовом рынке облигаций и казначейских обязательств,

· денежная или кредитная эмиссия.

Государственное страхование-создание резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.

 

 

Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов.

Госбюджет-главный финансовый план государства, в котором отражаются его доходы и расходы на конкретный период (на год).

Функции госбюджета:

1. Перераспределение НД (от 20% до 60% НД перераспределяется в разных странах через г\б).

2. Стабилизация национальной экономики.

3. Осуществление государственной социальной политики.

Функции налогов:

1. фискальная (аккумуляция средств в госбюджет),

2. регулирующая,

3. стимулирующая.

С понятием “налоги” связано понятие “налоговая система”.

Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

Налоги:

1. В зависимости от объекта обложения:

· прямые (устанавливаются на доход и имущество):подоходный налог, налог на прибыль, на социальное страхование.

· косвенные (налоги на товары и услуги, включаемые в их цену): НСО, НДС, акцизы на наследство, на Ц\Б.

2. В зависимости от органов взимания:

· государственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины),

· местные (поимущественные налоги, акцизы).

3. По направлению:

· общие (в госбюджете) – обезличены

· специальные (целевые) – на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС).

 

Налоговая система РБ

Налоговая система Республики Беларусь включает общереспубликанские и местные налоги и сборы. В налоговой структуре основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, оборотные налоги, налог с продаж и т. п.).

Во внешней торговле при взимании косвенных налогов (НДС и акцизов) Республика Беларусь со всеми странами дальнего зарубежья применяет принцип страны назначения товара и соответственно нулевую ставку НДС к экспорту в эти страны белорусских товаров и услуг. Этот же принцип в настоящее время применяется и в торговле со всеми государствами - участниками Содружества Независимых Государств, за исключением Российской Федерации.

Реализация намеченных подходов осуществляется в 2009 г. по следующим конкретны направлениям:
• снижение ставок по следующим платежам в бюджет: сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – с 2 до 1 %; налога на приобретение автомобильных транспортных средств – с 5 до 3 %; местного налога на услуги – с 10 до 5 %;
• установление единой ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле на отечественные и импортируемые товары в размере 5 %;
• исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение этого налога только на здания и сооружения.

Существенные преобразования предусмотрены по налогообложению доходов граждан. Так, с 1 января 2009 г. осуществлен переход от сложно-прогрессивной шкалы ставок подоходного налога к единой (линейной) ставке на уровне 12 %. Одновременно для выравнивания условий налогообложения всех групп населения с разными доходами стандартный налоговый вычет увеличен до 250 тыс. рублей.
Продолжается совершенствование механизма взимания и уплаты основных применяемых налогов и сборов (НДС, налоги на прибыль и доходы, экологический налог).

Новым импульсом для развития малого и среднего бизнеса стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119», который усовершенствовал по всем основным направлениям упрощенную систему налогообложения.

Были снижены ставки налога при упрощенной системе налогообложения; значительно расширены критерии по валовой выручке, дающие право на ее применение; расширены сферы действия пониженных ставок за счет распространения их на всю территорию сельской местности; установлены ежеквартальные сроки подачи налоговых деклараций и уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему без уплаты НДС; усовершенствована методика определения средней численности организаций; конкретизированы иные элементы упрощенной системы налогообложения.
В целом снижение налоговой нагрузки на экономику в текущем году планируется на уровне 1,3 % к ВВП. В распоряжении субъектов хозяйствования останется дополнительно более 2 трлн. рублей. В 2010 г. предусматривается снижение налоговой нагрузки еще на 1,1 % к ВВП.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.007 с.)