Содержательные концепции мотивации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательные концепции мотивации.



Основные теории мотивации принято разделять на две группы - содержательные и процессуальные. Содержательные делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. Процессные раскрывают то, при каких условиях и каким образом это становится возможным. Иными словами, они объясняют действие механизма мотивации.

Содержательный подход к проблеме мотивации является исторически первым.

1. Первую научную теорию мотивации в рамках содержательного подхода обосновал Ф. Тейлор, выступивший с ее классическим вариантом.

В основе - система норм расходования времени на каждый вид работ, полученных опытным путем из наблюдений за действиями наиболее сильных и сноровистых работников.

При достижении более высокой производительности, чем та, которая требовалась, работники оплачивались по повышенному тарифу и получали премии. Это и давало им возможность более полно удовлетворять свои потребности. Невыполнение = оплата по пониженным расценкам.

2. В 1942 г. известный американский социолог А. Маслоу создал концепцию иерархии потребностей. Он выделил пять групп потребностей, постоянно присущих людям, и расположил их в виде иерархической пирамидальной структуры.

Чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают мотивировать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения. Лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности более высокого уровня.

- физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе и пр). Их удовлетворение обеспечивает человеку элементарное выживание и требует минимальной заработной платы и сносных условий труда.

- потребности в безопасности и уверенности в будущем. Их удовлетворение возможно с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень.

- социальные потребности в поддержке окружающих, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.

- потребности в признании окружающих. Они удовлетворяются путем завоевания авторитета, известности, высокого статуса. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, вручение наград и пр.

- потребности в самореализации (в самопризнании, обретении уверенности), самоутверждении, относительно независимо от внешнего признания (эту ступень по мнению Маслоу достигает лишь 1% людей).Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения, стоящих перед ним задач.

В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест: игнорирование индивидуальных особенностей людей и влияния ситуационных факторов; предположение о возможности перехода от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу вверх.

3. доктор философии Гарвардского университета Д. Мак-Клелланд, выдвинувший теорию приобретенных потребностей. В ней по-своему представлены высшие уровни пирамиды Маслоу, но уже без иерархичности. Автор выделяет три их вида: 1) в Успехе (стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде),2) во власти (стремление оказывать влияние на поведение людей) и 3) в причастности (реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки).

4. концепция К. Альдерфера. выделяет:

- потребности существования, примерно соответствующие двум нижним ступеням пирамиды Маслоу;

- потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени;

- потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу.

Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в иерархии, однако, в отличие от него, считает возможным переход от одного уровня к другому в любых направлениях.

5. двухфакторная модель магистра здравоохранения Ф. Герцберга, вторая половине 1950-х гг.

На поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Потребности Герцберг разбил на две группы: мотивирующие (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и пр) и "гигиенические", связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т.п.). Последние в известной мере адекватны первичным потребностям Маслоу.

В качестве инструмента для оценки степени удовлетворения потребностей он предложил две шкалы. На одной она отражалась в диапазоне: "удовлетворенность - полное отсутствие удовлетворенности", а на другой - "неудовлетворенность - полное отсутствие неудовлетворенности".

вывод Герцберга о том, что с помощью заработной платы как таковой мотивировать людей нельзя. Герцберг считал, что активность исполнителей будет высока, если:

работа имеет смысл, общественную значимость, не убивает интереса к себе, позволяет достигать успеха; требования к работнику не занижаются; результаты труда не обезличиваются и своевременно вознаграждаются; каждый вправе получать необходимую информацию, принимать самостоятельные решения, осуществлять самоконтроль.

Последователи содержательного подхода не смогли объяснить мотивационного механизма, и в первую очередь - его поведенческих аспектов, а также влияния внешней среды. Этот недостаток был преодолен сторонниками процессного подхода к мотивации.

 

Власть и руководство.

Власть и руководство. Власть - потенциальная или реальная возможность влиять на окружение. Характеризуется: 1) ассиметричностью (превосходства 1 субъекта над другим). 2) изменение существующего баланса (постоянно е стремление). 3) целенаправленность (рациональная дея-ть). 4) опора на ресурсы. 5) возможность неподчинения власти. 6)зависимость необходимого объёма от решения задач. Классификация власти: 1) по направленности (позитивная-поощрение; негативная- манипуляция; созедающая). 2) по организации (индивидуальная, коллективная, коллегиальная). 3) Форматность/ Неформат. 4) Системность/ Несист. Основы власти: принуждение, собственность на ресурсы(материальные блага, вознаграждение), экспертная власть(знания, умения и навыки), добровольное подчинение лидеру(лидер по традици, по харизме, по степени убеждённости).Любая власть реализуется в процессе руководства. Руководство- деятельность по управлению совместным трудом людей, их поведение для достижения общей цели. Включает: постановку задач, координацию, мотивацию)(не только бабло, но и личный пример!), контроль.

ДОПОЛНЕНИЕ- (Гуманистич. подход к рук-ву обеспечивает:формирование системы ценостей, обеспечение инфой, создание творческой атмосферы, поощрение инциативы, отказ от превосходства, стремление подавать пример.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.005 с.)