Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательные концепции мотивации.
Основные теории мотивации принято разделять на две группы - содержательные и процессуальные. Содержательные делают упор на то, какие потребности побуждают людей проявлять активность в труде. Процессные раскрывают то, при каких условиях и каким образом это становится возможным. Иными словами, они объясняют действие механизма мотивации. Содержательный подход к проблеме мотивации является исторически первым. 1. Первую научную теорию мотивации в рамках содержательного подхода обосновал Ф. Тейлор, выступивший с ее классическим вариантом. В основе - система норм расходования времени на каждый вид работ, полученных опытным путем из наблюдений за действиями наиболее сильных и сноровистых работников. При достижении более высокой производительности, чем та, которая требовалась, работники оплачивались по повышенному тарифу и получали премии. Это и давало им возможность более полно удовлетворять свои потребности. Невыполнение = оплата по пониженным расценкам. 2. В 1942 г. известный американский социолог А. Маслоу создал концепцию иерархии потребностей. Он выделил пять групп потребностей, постоянно присущих людям, и расположил их в виде иерархической пирамидальной структуры. Чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают мотивировать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения. Лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности более высокого уровня. - физиологические потребности (в пище, жилье, отдыхе и пр). Их удовлетворение обеспечивает человеку элементарное выживание и требует минимальной заработной платы и сносных условий труда. - потребности в безопасности и уверенности в будущем. Их удовлетворение возможно с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень. - социальные потребности в поддержке окружающих, принадлежности к той или иной общности. Для их удовлетворения необходимо участие в групповой работе, внимание со стороны руководителя, уважение товарищей.
- потребности в признании окружающих. Они удовлетворяются путем завоевания авторитета, известности, высокого статуса. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, вручение наград и пр. - потребности в самореализации (в самопризнании, обретении уверенности), самоутверждении, относительно независимо от внешнего признания (эту ступень по мнению Маслоу достигает лишь 1% людей).Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения, стоящих перед ним задач. В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест: игнорирование индивидуальных особенностей людей и влияния ситуационных факторов; предположение о возможности перехода от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу вверх. 3. доктор философии Гарвардского университета Д. Мак-Клелланд, выдвинувший теорию приобретенных потребностей. В ней по-своему представлены высшие уровни пирамиды Маслоу, но уже без иерархичности. Автор выделяет три их вида: 1) в Успехе (стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде),2) во власти (стремление оказывать влияние на поведение людей) и 3) в причастности (реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки). 4. концепция К. Альдерфера. выделяет: - потребности существования, примерно соответствующие двум нижним ступеням пирамиды Маслоу; - потребности связи, нацеленные на поддержание контактов, признание, самоутверждение, обретение поддержки, групповой безопасности, охватывающие третью, а также частично вторую и четвертую ее ступени; - потребности роста, выражающиеся в стремлении человека к признанию и самоутверждению, в основном эквивалентные двум верхним ступеням пирамиды Маслоу. Как и Маслоу, Альдерфер рассматривает потребности в иерархии, однако, в отличие от него, считает возможным переход от одного уровня к другому в любых направлениях. 5. двухфакторная модель магистра здравоохранения Ф. Герцберга, вторая половине 1950-х гг.
На поведение людей влияет не только удовлетворенность, но и неудовлетворенность тех или иных потребностей. Потребности Герцберг разбил на две группы: мотивирующие (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и пр) и "гигиенические", связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т.п.). Последние в известной мере адекватны первичным потребностям Маслоу. В качестве инструмента для оценки степени удовлетворения потребностей он предложил две шкалы. На одной она отражалась в диапазоне: "удовлетворенность - полное отсутствие удовлетворенности", а на другой - "неудовлетворенность - полное отсутствие неудовлетворенности". вывод Герцберга о том, что с помощью заработной платы как таковой мотивировать людей нельзя. Герцберг считал, что активность исполнителей будет высока, если: работа имеет смысл, общественную значимость, не убивает интереса к себе, позволяет достигать успеха; требования к работнику не занижаются; результаты труда не обезличиваются и своевременно вознаграждаются; каждый вправе получать необходимую информацию, принимать самостоятельные решения, осуществлять самоконтроль. Последователи содержательного подхода не смогли объяснить мотивационного механизма, и в первую очередь - его поведенческих аспектов, а также влияния внешней среды. Этот недостаток был преодолен сторонниками процессного подхода к мотивации.
Власть и руководство. Власть и руководство. Власть - потенциальная или реальная возможность влиять на окружение. Характеризуется: 1) ассиметричностью (превосходства 1 субъекта над другим). 2) изменение существующего баланса (постоянно е стремление). 3) целенаправленность (рациональная дея-ть). 4) опора на ресурсы. 5) возможность неподчинения власти. 6)зависимость необходимого объёма от решения задач. Классификация власти: 1) по направленности (позитивная-поощрение; негативная- манипуляция; созедающая). 2) по организации (индивидуальная, коллективная, коллегиальная). 3) Форматность/ Неформат. 4) Системность/ Несист. Основы власти: принуждение, собственность на ресурсы(материальные блага, вознаграждение), экспертная власть(знания, умения и навыки), добровольное подчинение лидеру(лидер по традици, по харизме, по степени убеждённости).Любая власть реализуется в процессе руководства. Руководство- деятельность по управлению совместным трудом людей, их поведение для достижения общей цели. Включает: постановку задач, координацию, мотивацию)(не только бабло, но и личный пример!), контроль. ДОПОЛНЕНИЕ- (Гуманистич. подход к рук-ву обеспечивает:формирование системы ценостей, обеспечение инфой, создание творческой атмосферы, поощрение инциативы, отказ от превосходства, стремление подавать пример.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.005 с.) |