Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Де 9. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений

Поиск

ДЕ 9. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений

 

 

Концепции и факторы социальных изменений (41)

 

 

1. Концепции циклических изменений общественного процесса, из перечисленных ученых, не придерживался

  А. Тойнби
  Н. Я Данилевский
  О. Шпленглер
  К. Маркс

 

2. Согласно марксовой концепции социальных изменений, конечной причиной социального развития является… (1 ответ)

  Технический прогресс
  Противоречие между производительными силами и производственными отношениями
  Социальный конфликт
  Борьба классов

 

 

3. Верны ли следующие суждения:

А) Процесс передачи культурных ценностей, умений верований и т. п. от родителей к детям – это вертикальная трансмиссия

Б) Процесс освоения социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками – это вертикальная трансмиссия

  Верно только А
  Оба суждения верны
  Верно только Б
  Оба суждения не верны

 

 

4. Эволюционные теории социальных изменений рассматривают _____________ как фундаментальный принцип социального развития, обеспечивающий рост размеров и сложности общества

  Дифференциацию
  Диверсификацию
  Спецификацию
  Рационализацию

 

5. Направленный процесс, вызванный эндогенными факторами, в котором постоянно возрастает степень изменений – это…

  Регресс
  Стагнация
  Развитие
  Цикл

 

Концепция социального прогресса. Критерии общественного прогресса (42)

 

6. Общественный процесс перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, называется …

  Прогресс
  Регресс
  Реформа
  Революция

 

 

7. Субъективистическую концепцию о всестороннем развитии личности как мерила прогресса разработал…

  Л. И. Петрожицкий
  Р. В. Де Роберти
  М. М. Ковалевский
  Н. К. Михайловский

 

8. Основная характеристика прогресса заключается в…

  Развитие морали
  Глобальном процессе восхождения человеческого общества
  Изменение социального положения различных слоев населения
  Появление чего-либо нового

 

9. Загрязнение атмосферного воздуха как следствие развития транспортной инфраструктуры и промышленности иллюстрирует признак общественного прогресса …

  Противоречивость
  Направленность
  Закономерность
  Необратимость

 

 

10. Застой в развитии потенциального может спровоцировать

  Эволюцию
  Стабилизацию
  Нестабильность
  Стагнацию

 

11. Концепция, обосновывающая тезис, что общественное развитие обусловлено воздействием ряда «правоправных» экономических, политических, духовных и прочих социальных явлений, называется…

  Теорией факторов
  Теорией однолинейной эволюции
  Теорией исторического материализма
  Теорией мультилинейной эволюции

 

12. Направленный процесс, вызванный эндогенными факторами, в котором постоянно вырастает степень изменений – это…

  Регресс
  Стагнация
  Развитие
  Цикл

 

 

13. Учение, в соответствии с которым технология рассматривается как автономная и определяющая социальный прогресс величина, называется технологическим…

  Детерминизмом
  Структурализмом
  Обскурантизмом
  Индетермизмом

 

 

14. Застой в развитии потенциально может спровоцировать…

  Эволюцию
  Стабилизацию
  Нестабильность
  Стагнацию

 

 

15. ________ критически относился к идее общественного прогресса

  М. Вебер
  Д. Белл
  Г. Маркузе
  К. Маркс

 

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ

Культура – это творение человека и использование символов, поделок. Культура может пониматься как «жизненный путь» всего общества, и это будет включать нормы обычаев, одежды, языка, ритуалов, поведения и систему убеждений. Социологи подчеркивают, что поведение человека – это, прежде всего, результат не столько природы (биологических детерминантов), сколько воспитания. Человеческое поведение фактически не может существовать вне влияния культуры. То, что первоначально кажется естественной особенностью нашей жизни, – сексуальность, старение, смерть, – сделала значимым культура и ее преобразующее влияние. Даже потребление продовольствия, при очевидной естественности, пронизано культурными значением и обычаями.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе и регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-либо общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих элементов всех культур: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, гадание, разделение труда и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково: они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.

Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т. п.

 

Квазикультура, захватывая из культуры многие ее достижения и реалии, помещает их в цивилизацию и придает этим реалиям совершенно иной смысл. Так, квазикультура тоже создает пространство для творчества. И в этом пространстве человек может производить новые идеи. Однако, как говорил Ролан Быков: "новые идеи в бескультурных головах страшноваты", потому что производство новых идей в квазикультуре не озабочено выбором целей и, главное, средств, с помощью которых эти идеи будут воплощены в жизнь. Потому что в квазикультуре, как мы уже говорили, нет доброты, а есть зависть и "доброе насилие". Тот же Бармалей у Ролана Быкова радостно и однозначно заявлял: "Если я займусь добрыми делами, вы все сдохните от зависти, потому что у меня все станут счастливыми, а кто не станет, того я в бараний рог согну, в порошок сотру, у меня враз все будут плясать и петь". Квазикультура не отягчает себя "другим" как целью. Поэтому-то она легко производит идеи, которые на поверку на практике всегда оказываются антиидеями. Квазикультура на практике оказывается антикультурой.

 

ДЕ 9. Социальные изменения, культура как фактор социальных изменений

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.008 с.)