Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9.Личность и общество. Глобальные проблемы современности.

Поиск

 

Формирование и развитие представлений о природе и сущности человека в истории философской мысли. Отношения общения, их роль в историческом развитии человека как освоение социокультурного опыта. Человек, общество, культура. Культура в жизнедеятельности человека. Человек как субъект всех форм предметно-практической и духовной деятельности.

Проблема соотношения и взаимосвязи природных и социальных сторон в человеке. Характеристика социал-дарвинистских и социологизаторских концепций человека. Биологические и общественные основания жизни человека*. Человек и экология. Функционирование больших технических систем производственных комплексов и экологические проблемы человечества. Основные общие причины экологического кризиса.

Философское понимание личности как совокупности всех социальных качеств человека. Понятие «индивид», «индивидуальность», «личность».

Становление, структура и социальные функции личности. Процессуальные и результативные стороны личности. Личность как продукт общественных отношений и результат социальной деятельности*.

Личность и социальная идентификация. Формирование и развитие личности, особенности её социализации. Условия, средства, приёмы и способы её позитивной самореализации. Адаптация личности к условиям окружающей социальной среды, свобода и необходимость.

Деятельность и социальные взаимодействия. Понятие и структура социального действия. Объективные и субъективные детерминанты социальной деятельности. Деятельность и свобода личности. Свобода и ответственность. Ответственность личности, её основные права и обязанности. Понятие социального поведения и смысла жизни. Социальные нормы поведения, идеалы, интересы и целостные ориентации личности.

Характеристика современной информационной и техногенной цивилизации. Основные ценности техногенной цивилизации. Социально-экологические последствия перехода общества к техногенной цивилизации. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Понятие и сущность глобальных проблем.

Причины возникновения глобальных экологических проблем и возможные варианты их решения. Типы глобальных экологических проблем. Проблемы атмосферы, биосферы и литосферы. Атмосфера и её воздействие на человека и общество. Глобальное потепление. Озоновые дыры и кислотные дожди. Загрязнение окружающей среды производственной деятельностью человека. Необходимость поиска нетрадиционных путей решения экологических проблем и выживания человечества.

Социальные глобальные проблемы и пути их решения. Проблема различия мировоззренческих установок восточной и западной цивилизации. Борьба с болезнями и обеспечение людей необходимыми средствами жизни. Гармонизация социокультурных отношений. Преодоление катастрофы ядерной войны через любовно-творчес­кое отношение к миру. Мирное сосуществование всех стран, наций и народностей с различными политическими и экономическими системами*.

Демографические проблемы современного мира. Проблема перенаселения и воспроизводства населения. Эволюция возрастной структуры и миграция населения. Факторы социальной миграции. Роль научного понимания взаимосвязи общества и природы в анализе демографической ситуации.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: постановка и решение онтологических и гносеологических проблем античными философами, логика развития и особенности средневекового мышления, философские взгляды Ф. Бэкона,

Р. Декарта, Д. Беркли, Д. Юма, философия экзистенциализма и её социальные и теоретико-познавательные основания, философские идеи Ф.М. Достоевского и Льва Толстого, общая характеристика теорий происхождения сознания и мышления, генезис коллективного взаимодействия как важнейший фактор формирования и развития сознания, практика как основа, цель познания и критерий истины, деятельность и поведение, общество как совокупность общественных отношений, научно-технический прогресс и эволюция материально-производственной жизни общества, роль науки, техники и технологии в формационном развитии общества, биологические и общественные основания жизни человека, личность как продукт общественных отношений и результат социальной деятельности, мирное сосуществование всех стран, наций и народностей с различными политическими и экономическими системами.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач. Работу можно выполнять по литературным источникам и материалам, публикуемым в интернете, а также используя личные наблюдения. Также самостоятельная работа включает подготовку и анализ материалов по темам пропущенных занятий.

 

№ п/п Вид учебно-методического обеспечения Кол-во
  Рабочая тетрадь  
  Темы контрольных работ  
  Тестовые задания  
  Вопросы для самоконтроля знаний  
  Темы для самостоятельного изучения  
  Темы докладов, сообщений  
7 Практические задания, в том числе: 9
7.1 Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики диспута, дебатов  
7.2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий  

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Тематическим планом учебной дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, которые служат как целям текущего контроля подготовки студентов, так и углубления знаний предмета, закрепления изученного материала, развития умений, навыков, подготовки сообщений, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты высказанных взглядов и положений. Помощь в этом должны оказать также контрольные вопросы для самостоятельной проверки студентов.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем. Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен. Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов). Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в СЗФМГЭИ.

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе текущей аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для текущей аттестации по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика».

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе промежуточной аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для промежуточной аттестации по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика».

ФОСы по дисциплине «Философия» хранятся на кафедре в соответствующей папке

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену:

 

1. Мировоззрение, его структура и типы.

2. Философия как тип мировоззрения.

3. Предмет и структура философского знания.

4. Основные функции философии и их характеристика.

5. Философия Древней Индии: основные школы и течения.

6. Древнекитайская философия.

7. Особенности и основные школы античной философии.

8. Атомизм античных философов.

9. Философия Платона.

10. Философия Аристотеля.

11. Особенности и этапы развития философии средневековья.

12. Философия Августина.

13. Философия Фомы Аквинского.

14. Особенности и основные школы философии Возрождения и Нового времени.

15. Эмпиризм философии Нового времени (Ф. Бэкон).

16. Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт).

17. Философские идеалы Просвещения.

18. Теория познания И.Канта: основные понятия и принципы.

19. Философия Г.Гегеля: соотношение системы и метода.

20. Философия Л.Фейербаха.

21. Философия марксизма и ее исторические судьбы.

22. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

23. Иррациональное течение в западной философии 19-20 веков. Экзистенциализм.

24. Религиозная философия 19-20 веков.Неотомизм.

25. Особенности развития русской философии и ее периодизация.

26. Русская философская мысль 11-17 веков. Нестяжатели и иосифляне.

27. Философия русского Просвещения (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев).

28. Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов.

29. Русская религиозно-идеалистическая философия (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский).

30. Философия русского марксизма (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин).

31. Философское учение о бытии.

32. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

33. Материя как предельное основание бытия.

34. Сознание, его происхождение и сущность.

35. Идея развития в философии.

36. Диалектика и метафизика как философские концепции развития.

37. Основные принципы диалектики.

38. Законы диалектики и их характеристика.

39. Система категорий диалектики.

40. Учение о познании (гносеология).

41. Диалектика чувственного и рационального в познании.

42. Проблема истины в философии.

43. Практика как критерий истины.

44. Особенности научного познания, его методы и формы.

45. Соотношение знания и веры. Научное и вненаучное знание.

46. Методология научного познания.

47. Общество и его структура.

48. Детерминизм в развитии общества.

49. Источники и движущие силы общественного развития.

50. Материально-производственная сфера общественной жизни.

51. Политико-правовая сфера общества.

52. Социальная сфера общественной жизни.

53. Духовная жизнь общества.

54. Формационный подход к обществу.

55. Цивилизационная концепции общественного развития.

56. Культурологический подход к развитию общества.

57. Человек как объект философского осмысления. Смысл человеческого бытия.

58. Личность и общество.

59. Свобода и ответственность личности.

60. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А). Основная литература:

1. Липский Б.И. Философия: учебник для бакалавров. - М.:Юрайт, 2015.-508с.- гриф

2. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Лавриненко.- М.: Юрайт, 2014.-575с.- гриф

Б). Дополнительная литература:

 

1. Канке В.А. Философия для бакалавров. Универсальный курс: учебник.- М.: Логос, 2013.- 240с.

2. Кузнецов В.Г. Философия: учебник для бакалавров.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 519с. – гриф

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2012.- 828с.- гриф

4. Канке В.А. Философия для экономистов: учебник для бакалавров.- 2-е изд., стер.- М.: Омега-Л, 2014.- 256с.

5. Балашов Л.Е. Философия: учебник.- 4е изд., испр. и доп.- М.: Дашков и К, 2010.-612с.

6. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2013.- 672с.- гриф 7. Губин В.Д. Философия: учебник.- М.: Проспект, 2010.- 336с. 8. Марков Б.В. Философия: учебник для бакалавров и специалистов.- СПб: Питер, 2011.- 432с.- гриф

9. Гриненко Г.В. История философии: учебник для бакалавров.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2015.- 706с.- гриф 10. История русской философии: учебник для бакалавров / под ред. М.А. Маслина.- 3-е изд., перераб.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 640с.- гриф 11. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Лавриненко.- М.: Юрайт, 2014.-575с.- гриф

12. Данильян О.Г. Философия: учебник для бакалавров.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 432с.- гриф

13. Руденко А.М. Философия: учеб. пос. для бакалавров.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 304с.- гриф 14. Хрестоматия по философии: учеб. пос. / отв. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев.- 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на- Дону: Феникс, 2002.- 576с. 15. Новоселов О.Н. Хрестоматия по философии.- Киров: МГЭИ кировский филиал, 2002.- 898с. 16. Дибижев В.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия».- М.: МГЭТ, 2011.- 40с.

17. Борисова Е.М. Философия: Учебное пособие. - М.: ЕАОИ,2011. - 414с./ ЭБС www.ibooks.ru («Айбукс»)

18. Петров В.П. Философия: курс лекций. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 551с./ ЭБС www.ibooks.ru («Айбукс»)

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Институт дистанционного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) – http://www.ido.edu.ru/history/

2. Президентская библиотека – http:// www.prlib.ru

3. Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование» – http://humanities.edu.ru/

4. Сайт «Электронная библиотека по истории» – http://history.ru/

5. Сайт «Русский гуманитарный интернет-универси­тет» – http://www.i-u.ru/

6. Слово. Православный образовательный портал – http://www.portal-slovo.ru

7. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – www. history.ru

8. Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика – http://ihtik.lib.ru

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.007 с.)