Бюджетный дефицит и профицит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджетный дефицит и профицит.



Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность финансовой системы государства.

· Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

· Коррупция в государственном секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

 

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

· средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

· бюджетные кредиты;

· кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

· иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

· поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· курсовая разница по средствам бюджета;

· прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

· средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

· кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

· прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

· сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

· предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

· увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Бюджетное устройство РФ, межбюджетные отношения.

Гос. бюджет – это один из важнейших элементов фин системы страны. Является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функции фед, региональных, местных органов и является рычагом воздействия на соц – экономическое развитие страны.

Принципы бюджетной системы РФ:

· единство бюджетной системы РФ

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ

· самостоятельность бюджетов

· полнота отражения доходов и расходов бюджета

· сбалансированность бюджета

· эффективность и экономность использования бюджетных средств

· совокупное покрытие расходов бюджета

· гласность

· достоверность бюджета

· адресность и целевой характер бюджетных средств

Бюджетная система – это совокупность бюджета государства, административно-территориальных образований государства, учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении и основаны на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве.

Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджетная система состоит:

1 уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов.

2 уровень: бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3 уровень: местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из:

· Одного федерального бюджета;

· 21 республиканского бюджета;

· 55 краевых бюджетов;

· Городских бюджетов Санкт-Петербурга и Москвы;

· 10 окружных бюджетов автономных округов;

· Бюджет Еврейской автономной области;

· Около 30 тысяч местных бюджетов.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

· разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

 

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

 

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

· выравнивание бюджетной обеспеченности,

· стимулирование роста налогового потенциала,

· финансовое управление территориальным развитием,

· снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.006 с.)