Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земская (1864 г.) и Городская (1870 г.) реформы

Поиск

Проведение крестьянской реформы вызвало изменения и в системе местного управления.

Законодательной базой реформ стали: «Положение о губернских и земских учреждениях» 1864 г. и «Городовое положение» 1870 г.

В компетенцию новых органов местного управления входило руководство всеми хозяйственными делами на подведомственной территории. Распорядительными органами земств, которые создавались на уровне губерний и уездов, являлись земские собрания, а исполнительными - земские управы. Данные органы являлись выборными, избирались сроком на 3 года.

Выборы представителей (гласных) уездных земских собраний проходили по трем избирательным куриям:

1) уездных землевладельцев (для участия требовался высокий имущественный ценз, входили, в основном, дворяне);

2) городских обществ (участник должен был иметь купеческое свидетельство или предприятие, имелся имущественный ценз);

3) сельской курии (имущественного ценза не было, выборы проходили по сложной системе: крестьяне на волостном сходе избирали выборщиков на собрание, на котором избирались земские гласные). Уездные земские собрания выбирали гласных губернского уровня. Председатель уездной управы утверждался на должность губернатором, а председатель губернской управы министром внутренних дел.

Земства имели ограниченные полномочия, зависели от правительственных органов. Недостатком реформы было отсутствие высшего координирующего органа и низшего звена системы - волостного земства. Однако реформа носила буржуазный характер, внесла значительный вклад в развитие местного хозяйства и социальной инфраструктуры.

Городовое положение сформировало органы городского самоуправления: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу.

Выборы в городскую думу проходили на основе имущественного ценза, избирать могли плательщики городских налогов и сборов, рабочие, мелкие служащие не имели избирательного права. Городские избиратели делились на три группы, каждая избирала треть представителей в городскую думу. Думу и управу возглавлял городской голова, которого утверждал в должности губернатор или министр внутренних дел.

Дума и управа избирались на 4 года, каждые 2 года половина управы переизбиралась. Городской голова имел право приостанавливать решение управы. Разногласия между думой и управой решал губернатор. Городские органы управления зависели от государственной власти, но помогали развитию городов.

Земская реформа. В 1864г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы назывались собраниями, а исполнительные - управами. Члены управы назначались земским собранием соответствующего уровня.

Уездные земские собрания избирались землевладельцами(помещиками),городскими жителями,некоторое количество мест в них имели даже представители крестьян общинников. Губернские земские собрания формировались уездными земскими собраниями данной губернии. В компетенцию органов земского самоуправления входило решение местных хозяйственных проблем. Члены земских собраний выбирались на 3 года, их частичная ротация происходила ежегодно.

Городская реформа. В 1870 г. было издано “Городовое положение”,вводившее всесословное местное управление в городах. Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову и членов городской управы. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельских местностях. Приостановить решение городской думы мог министр внутренних дел России или губернатор данной области.

36. Судебная реформа 1864 г. Система судебных учреждений и процессуальное право согласно судебным уставам

Подготовка к этой реформе началась еще в 50-е гг.XIX в. В ее основу были положены принципы независимости суда от администрации, равенства сторон перед судом, гласности и состязательности процесса, права обвиняемого на защиту. Всего было подготовлено и принято в 1864 г. четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Они составили 16-ый том Свода законов Российской империи.

Первой судебной инстанции стал мировой судья, чьему рассмотрению подлежали уголовные дела о нетяжких преступлениях (максимальное наказание за совершение которых не превышало 1.5 лет) и несложные гражданские дела (с ценой иска не более 500 руб., позже - не более 1500 руб., кроме дел о недвижимости). Мировой судья принимал решение единолично. Решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный (столичный) съезд мировых судей. Мировые судьи работали бесплатно. В систему общих судов входили окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат. Окружные суды рассматривали уголовные и гражданские дела, не отнесенные к подсудности мировых судей, при этом уголовные рассматривались с участием присяжных заседателей. Судебные палаты были аппеляционными инстанциями для окружных судов, могли выступать в качестве первой судебной инстанции по наиболее серьезным уголовным делам (о религиозных и политических преступлениях).

Сенат - высшая кассационная судебная инстанция, рассматривающая жалобы на приговоры, вынесенные общими судами с участием присяжных заседателей. Он также выполнял функции суда первой инстанции при привлечении к уголовной ответственности высших государственных чиновников.

По приказу царя мог создаваться специальный Верховный уголовный суд для рассмотрения уголовных дел особой государственной важности. В 1867г. прошла также военно-судебная реформа: была несколько либерализована система военных судов. Адвокатура была создана в ходе судебной реформы 1864 г. Среди адвокатов выделялись присяжные и частные поверенные. Присяжные выступали в качестве защитников в уголовном процессе, частные могли работать только при определенном суде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.009 с.)