Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модуль 1. Доиндустриальная экономика↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.Цель дисциплины Целью дисциплины История экономики является приобретение студентами представления о многовариантности исторического опыта хозяйственного развития; изучение основных типов экономических систем, в рамках которых организуется хозяйственная деятельность человека; механизм их функционирования, взаимодействия и взаимовлияния. Учебные задачи дисциплины: · усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее многообразии; · приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития разных стран; · формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы хозяйственной деятельности человечества; · выработка экономического мышления, придание ему реализма, историзма и масштабности Методы преподавания дисциплины: · лекции (обзорные и проблемные) · семинары; · письменные и устные домашние задания; · обсуждение подготовленных студентами рефератов; · консультации преподавателя; · самостоятельная работа студентов над освоением тематики изучаемой дисциплины для подготовки к семинарским занятиям и выполнения домашних заданий. 1.2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования) Данная учебная дисциплина относится к блоку дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр», что означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления. В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Экономическая теория», «История России», «История зарубежных стран». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании исторических событий в экономике стран, специфика управления и оценка их роли. Требования к уровню освоения содержания курса Студенты в процессе освоения дисциплины «История экономики», должны уметь использовать полученные знания в решении практических заданий систематизации экономических событий, проведении сравнительного анализа экономического развития разных стран, в выработке реалистичного экономического мышления. В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; ОК-2 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; ОК-3 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире; ОК-4 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; ОК-13 – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; ПК-1 – способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; ПК-4 – способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; ПК-8 – способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; ПК-9 – способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет; ПК-13 – способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий. В результате освоения компетенций студент должен:
1. Знать: 1.1. основные философские понятия, категории закономерности развития общества и мышления, инструменты экономической истории, (ОК-2); 1.2. закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики (ОК-3); 1.3. основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, основные модели экономических модернизаций (ОК- 4); 1.4. основы анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК- 1);
2. Уметь: 2.1. применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов (ОК-1); 2.2. объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне) (ОК-3); 2.3. при анализе конкретных ситуаций выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий (ОК-4); 2.4. представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного обзора, с применением информационных технологий (ОК – 6). 2.5. осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и оценивать полученные результаты (ОК-13); 2.6. решать поставленные задачи на эмпирической основе (ПК – 4); 2.7. интерпретировать статистические данные для выявления тенденций трансформации современных экономических моделей (ПК – 8); 2.8. оценивать эффективность полученных и предлагаемых вариантов сценариев развития экономических процессов, управленческих рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
3. Владеть: 3.1. культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК – 1); 3.2. методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально – экономические проблемы общества (ОК-2); 3.3. навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике (ОК-4); 3.4. современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ОК – 13, ПК – 4); 3.5. навыками сбора и анализа данных отечественных и зарубежных источников информации для оценки экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и выявления тенденций их изменения (ПК – 1, ПК – 8, ПК – 9); 3.6. навыками оценки происходящих социально – экономических процессов и вариантов их развития для прогнозирования рисков и возможных социально-экономических последствий трансформаций (ПК – 13). Формы контроля 1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия): · контрольные работы; · письменные домашние задания; · написание эссе; · подготовка докладов, рефератов, выступлений и их обсуждение; · промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины. 2.Итоговый контроль: · экзамен: · в устной / письменной формах. Объем курса и форма аттестации:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Содержание модулей дисциплины
Обеспечение содержания дисциплины
Литература Из общего списка литературы №№: 1, 2, 5, 6, 8, 12, 13, 42 Вопросы для самопроверки 1.Объясните многовариантность определения предмета истории экономики. 2.Назовите принципиальные отличия цивилизационного, институционального и формационного подходов к периодизации истории экономики. 3.Дайте краткую характеристику основным этапам становления и развития историко-экономической науки. 4.Какие предпосылки обусловливают необходимость изучения истории экономики? 5.Покажите ограниченность формационного подхода к периодизации истории экономики. 6.Конкретными примерами обоснуйте, что история экономики выполняет определенную практическую функцию. Литература Из общего списка литературы №№: 1, 5, 6, 12, 13, 22, 42 Вопросы для самопроверки 1.Каковы причины появления первых государств на Востоке? 2.Что такое ирригационное земледелие? 3.Какие виды собственности характерны для государств Древнего Востока? 4.Назовите основные отличительные черты восточной модели хозяйственного развития? 5.Какие основные варианты экономических моделей характерны для Древней Греции? 6.Что такое эргастерия? 7.Каковы причины Великой колонизации, предпринятой греками? 8.Что такое вилла и латифундия? 9.Каковы особенности развития ремесла и торговли в Древнем Риме? 10.Кто такие аргентарии? 11. Каковы причины кризиса античной модели хозяйственного развития? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Подготовить эссе на темы: «Суперимперии Древнего Востока - первая попытка глобализации экономики», «Античный опыт имперской глобализации экономики». 2.Составить схемы торговых связей между государствами Древнего Востока и средиземноморского региона. 3.Провести сравнительный анализ реформ по установлению нового политического и экономического порядка в Афинском полисе и Древнем Риме (периоды республики, империи). Тема 3. Варианты развития феодальной экономики Литература Из общего списка литературы №№: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 22, 42 Вопросы для самопроверки 1.Дайте характеристику экономических и социально-политических основ формирования феодального хозяйства, его типов. 2.Что такое аллод, бенефиций, феод и в чем разница между ними? 3.Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в период развитого феодализма в Западной Европе, в России, в восточных государствах? 4.Что такое иммунитетные права феодала и какую роль они сыграли в истории феодализма? 5.Охарактеризуйте предпосылки, проявления, последствия аграрной революции в XI - XIII веках в Западной Европе. 8.Каковы причины расцвета городской экономики в Западной Европе в средние века? 9.Назовите ведущие корпорации, составлявшие основу городской экономики. 12.Какие функции выполнял средневековый цех? 13.В чем проявлялся консерватизм цеховой организации? 14.Что такое гильдия? 15.Назовите основные торговые пути средневековой Европы. 16.Каковы причины, сдерживавшие развитие финансовой системы в период феодализма? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Подготовить эссе на темы: «Становление и развитие рыночной инфраструктуры в Западной Европе в период феодализма» (можно отдельно по странам); 2.Провести сравнительный анализ периодизации истории феодальных отношений на Западе, в России, в восточных государствах. 2.Сделать схемы направлений Крестовых походов и морской торговли западноевропейских стран в период развитого феодализма. 3.Составить таблицу, отражающую базовые отличия западноевропейской, российской, восточной моделей феодализма.
Литература Из общего списка литературы №№: 1, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 22, 29, 36, 42 Вопросы для самопроверки 1. В чем смысл Возрождения и гуманизма? 2. Почему Возрождение начинается в Италии? 3. Какую роль сыграла Реформация в экономической жизни Европы? 4. Назовите причины и экономические последствия Великих географических открытий. 5. Какую роль в экономическом развитии Европы сыграла «революция цен»? 6. Где, когда появились первые мануфактуры, какие виды мануфактур были наиболее эффективны? 7. Какие изменения происходили в аграрной экономике Западной Европы в XVII -XVIII веках? 8. Каковы причины создания акционерных торговых компаний? 9. Чем диктовалась необходимость создания банков? 10. В чем заключались принципиальные отличия политики меркантилизма от «экономического либерализма»? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Провести сравнительный анализ периодизации процессов ПНК на Западе, в России, в восточных государствах. 2.Составить таблицу по заданным (на лекции) параметрам, характеризующую различия вариантов ПНК в Западной Европе, России, Японии 3. Подготовить эссе на тему: «Развитие рыночной инфраструктуры в период ПНК» (по отдельным странам). 4. Подготовить доклад на тему: «Роль государства и предпринимательства в период ПНК» (по отдельным странам). Варианты развития промышленного капитализма Литература Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 34, 36, 40, 42, 44, 46. Вопросы для самопроверки 1.Каковы были предпосылки промышленного переворота в Англии? 2.Назовите основные этапы «классической», английской схемы промышленного переворота. 3.Охарактеризуйте важнейшие последствия промышленного переворота в Англии. 4.Почему предпосылки промышленного переворота (промышленной революции) во Франции созрели позже, чем в Англии? 5.Назовите основные отличия промышленного переворота во Франции и Англии. 6.Дайте характеристику важнейших последствий промышленного переворота во Франции. 7.Раскройте специфику предпосылок промышленной революции в Германии. 8.Назовите этапы и охарактеризуйте особенности промышленного переворота в Германии. 9.Объясните роль реформ 60-70-х годов XIX в. в экономическом развитии России. 10.В чем состояли принципиальные отличия промышленного переворота в России? 11.Дайте характеристику важнейших буржуазных реформ, осуществленных в Японии в 60-70-е гг. XIX в. 12.Определите особенности промышленного переворота в Японии и его основные этапы. 13.Что такое патернализм? 14.В чем заключались особенности формирования предпосылок промышленного переворота в США? 15.Назовите основные этапы и специфические черты промышленного переворота в США. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу, подтверждающую лидерство Англии в мировом хозяйстве в период промышленного капитализма. 2.Подготовьте эссе на тему «Сравнительный анализ становления и развития банковских систем Франции, Англии, Германии, России, Японии». 4.Подготовить доклад на тему: «Роль государства в становлении индустриальной системы в странах Западной Европы, России, Японии? 4.Провести сравнительный экономический анализ различных моделей промышленного капитализма по заданным (на лекции) параметрам. Составление соответствующей таблицы. 5.Графически отобразить зависимость между уровнем развития железнодорожного строительства и темпами экономического роста в период индустриализации по странам, включенным в курс изучения. 6.Провести сравнительный анализ английской и американской фермерских систем, прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве. Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале Литература Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 26, 27, 28, 36, 44, 46. Вопросы для самопроверки 1.Охарактеризуйте основные инновации второй технологической революции. 2.Чем отличается промышленный переворот от второй технологической революции? 3.Назовите критерии, по которым различались организационные формы монополий. 4.Почему в США уровень монополизации экономики был наиболее высок? 5.Как различалась по странам отраслевая структура монополизации экономики? Вопросы и задания для самостоятельной работы. 1.Подготовить эссе по тематике магистральных направлений научно-технических инноваций второй технологической революции в ведущих капиталистических государствах и России. 2.Подготовить доклад на тему: «Роль государства в монополизации экономики (различия по странам)». 3.Провести сравнительный анализ состояния российской экономики (в конце Х1Х – начале ХХ вв.) и экономики одного из ведущих западных государств, по его результатам составить диаграмму или таблицу. 4.Заполнить таблицу, отображающую расстановку сил в мировом хозяйстве накануне первой мировой войны. В зарубежных странах Литература Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 24, 42, 45. Вопросы для самопроверки 1.Как изменилась расстановка сил в мировом хозяйства после второй мировой войны? 2.Охарактеирзуйте причины, проявления и последствия мирового экономического кризиса конца 1920-начала1930- х гг. 3.Что такое «регулируемый капитализм»? 4.Почему в США была задействована либерально-реформистская модель регулируемого капитализма? 5.Выявите особенности английского и французского вариантов становления системы регулируемого капитализма. 6.В чем заключалась специфика тоталитарной модели регулируемого капитализма? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Составить таблицу, отображающую расстановку сил в мировом хозяйстве после первой мировой войны. 2.Подготовить эссе на тему: «Факторы, проявления, последствия процветания экономики США в 1920-е годы». 3.Подготовьте доклад на тему: «Сравнительная характеристика экономической политики Ф.Д. Рузвельта, Сталина, Гитлера в 1930-е гг.» 4.Составьте таблицу, отражающую общие черты и принципиальные различия тоталитарного варианта регулируемого капитализма и системы государственного социализма. Литература Из общего списка литературы №№: 1, 3, 9, 17, 20, 21, 31, 32, 35. Вопросы для самопроверки 1.Какие факторы обусловили переход к политике военного коммунизма? 2.Чем был вызван переход к новой экономической политике? 3.Каковы были основные направления и достижения НЭПа? 4.Назовите главные причины свертывания НЭПа. 5.Была ли альтернатива индустриализации и коллективизации? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Отразить реальные итоги социально-экономического развития страны в 1930-е гг. в таблице. 2.Подготовить доклад на тему: «Экономические реформы 1930-х гг.: идеи, мероприятия, результаты». 3.Подготовить эссе на тему: «Военная экономика СССР (1941-1945 гг.)» 4.Составить вопросник по проблемам экономики ведущих капиталистических стран и СССР между двумя мировыми войнами. Литература Из общего списка литературы №№: 1, 2, 8, 13, 24, 33, 39, 42, 46. Вопросы для самопроверки 1.Назовите основные тенденции в эволюции мирового хозяйства после второй мировой войны. 2.Какие черты характерны для хозяйственного развития США в 1950-1960- е гг.? 3.Дайте характеристику основных различий этатистской и либеральной моделей на примерах Англии, Западной Германии, Японии, США. 4.В чем состояли особенности моделей «догоняющего развития» стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. 5.Охарактеризуйте предпосылки перехода к постиндустриальному обществу. 6.Назовите общие направления экономических либеральных реформ 1980-1990- х гг. 7.Что такое глобализация? Выявите ее главные проблемы. Вопросы и задания для самостоятельной работы 2.Составить таблицу, отражающую расстановку сил в мировом хозяйстве после второй мировой войны. 3.Подготовить доклад на тему «План Маршалла как фактор стабилизации западной экономики после второй мировой войны». 4.Подготовить эссе о наиболее удачном (неудачном) варианте «смешанной экономики». 5.Составить таблицу, отражающую соотношение между уровнем экономического развития отдельных группировок стран мирового сообщества (развитые, развивающиеся, наименее развитые) 6.Проанализировать различные варианты становления социалистического хозяйства в странах Восточного блока, современные модели перестройки. 7.Определите особенности трансформационных процессов в современном Китае. Литература Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 9, 16, 21, 37, 38, 39, 41, 44, 48. Вопросы для самопроверки 1.В чем заключались первые попытки трансформации модели государственного социализма в СССР? 2.Назовите основные направления хозяйственного развития в период «оттепели». 3.Проанализируйте предпосылки, мероприятия, эффективность экономических реформ 1960-1970-х гг. 4.Объясните причины замедления развития экономики СССР во второй половине 1970-х – начало 1980 – х гг. 5.В чем состоял противоречивый характер «перестройки»? 6.Выявите причины перехода к радикальному реформированию экономики. 7.Основные концепции современной экономической стратегии в России. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1.Подготовить доклад о причинах приватизационных волн 1980-х гг. в мировом сообществе. 2.Подготовить эссе на тему: «Приватизация в России в 1990 – е гг.: цели, мероприятия, результаты». 3.Составить таблицу, отражающую результаты экономического реформирования в Российской Федерации в 1990-е гг. 4.Охарактеризуйте современный этап развития российской экономики. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «История экономики» предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (диспутов, аналитических докладов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая лит< |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.021 с.) |