Модуль 1. Доиндустриальная экономика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Доиндустриальная экономика



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Цель дисциплины

Целью дисциплины История экономики является приобретение студентами представления о многовариантности исторического опыта хозяйственного развития; изучение основных типов экономических систем, в рамках которых организуется хозяйственная деятельность человека; механизм их функционирования, взаимодействия и взаимовлияния.

Учебные задачи дисциплины:

· усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее многообразии;

· приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития разных стран;

· формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы хозяйственной деятельности человечества;

· выработка экономического мышления, придание ему реализма, историзма и масштабности

Методы преподавания дисциплины:

· лекции (обзорные и проблемные)

· семинары;

· письменные и устные домашние задания;

· обсуждение подготовленных студентами рефератов;

· консультации преподавателя;

· самостоятельная работа студентов над освоением тематики изучаемой дисциплины для подготовки к семинарским занятиям и выполнения домашних заданий.

1.2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования)

Данная учебная дисциплина относится к блоку дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр», что означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного образовательного направления.

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Экономическая теория», «История России», «История зарубежных стран». Набор входящих знаний и умений, состоящий в понимании исторических событий в экономике стран, специфика управления и оценка их роли.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты в процессе освоения дисциплины «История экономики», должны уметь использовать полученные знания в решении практических заданий систематизации экономических событий, проведении сравнительного анализа экономического развития разных стран, в выработке реалистичного экономического мышления.

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК-1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-3 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

ОК-4 – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

ОК-13 – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ПК-1 – способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

ПК-4 – способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

ПК-8 – способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

ПК-9 – способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;

ПК-13 – способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

В результате освоения компетенций студент должен:

 

1. Знать:

1.1. основные философские понятия, категории закономерности развития общества и мышления, инструменты экономической истории, (ОК-2);

1.2. закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики (ОК-3);

1.3. основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, основные модели экономических модернизаций (ОК- 4);

1.4. основы анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК- 1);

 

2. Уметь:

2.1. применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов (ОК-1);

2.2. объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне) (ОК-3);

2.3. при анализе конкретных ситуаций выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий (ОК-4);

2.4. представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного обзора, с применением информационных технологий (ОК – 6).

2.5. осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и оценивать полученные результаты (ОК-13);

2.6. решать поставленные задачи на эмпирической основе (ПК – 4);

2.7. интерпретировать статистические данные для выявления тенденций трансформации современных экономических моделей (ПК – 8);

2.8. оценивать эффективность полученных и предлагаемых вариантов сценариев развития экономических процессов, управленческих рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

 

3. Владеть:

3.1. культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения (ОК – 1);

3.2. методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально – экономические проблемы общества (ОК-2);

3.3. навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике (ОК-4);

3.4. современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ОК – 13, ПК – 4);

3.5. навыками сбора и анализа данных отечественных и зарубежных источников информации для оценки экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и выявления тенденций их изменения (ПК – 1, ПК – 8, ПК – 9);

3.6. навыками оценки происходящих социально – экономических процессов и вариантов их развития для прогнозирования рисков и возможных социально-экономических последствий трансформаций (ПК – 13).

Формы контроля

1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

· контрольные работы;

· письменные домашние задания;

· написание эссе;

· подготовка докладов, рефератов, выступлений и их обсуждение;

· промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

2.Итоговый контроль:

· экзамен:

· в устной / письменной формах.

Объем курса и форма аттестации:

  • Всего: 108 часов/3 зачетных ед., в т.ч.
  • Аудиторные занятия - 54/1,5;
  • Самостоятельная работа - 54/1,5.
  • Экзамен.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание модулей дисциплины

Наименование модуля Содержание Образовательные технологии
1. ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Тема 1. Предмет, функции, периодизация истории экономики Многовариантность определения предмета, междисциплинарный характер, основные этапы развития историко-экономической науки. Общие и отличительные черты основных подходов к периодизации истории экономики, взаимодополняемость цивилизационного, институционального и формационного подходов. Мировоззренческая, познавательная, аналитическая, критическая, прогностическая, практическая функции истории экономики.   Тема 2. Становление первых цивилизаций. Восточный и античный варианты экономического развития Неолитическая революция. Переход к воспроизводящему хозяйству. Древнейшие цивилизации в долинах Великих рек Востока. Азиатский способ производства. «Восточная стагнация». Суперимперии Древнего Востока - первая попытка глобализации экономики. Средиземноморский регион: новые центры цивилизации. Античные государства: геополитические факторы и стратегия. Античный опыт имперской глобализации экономики. Расцвет римской рабовладельческой экономики. Рыночная инфраструктура. Нарастание кризисных явлений. Антикризисные мероприятия: государственный, частный уровни. Формирование протофеодального уклада.   Тема 3. Варианты развития феодальной экономики Западная Европа. Зарождение феодализма. Христианство. Классический вариант феодализма. Каролингское возрождение. Расцвет феодальной экономики. Прогресс аграрного сектора. Зоны активной урбанизации. «Коммунальные революции». Корпоративная экономика вольных городов. Монополизация европейской морской торговли. Возникновение мануфактур, институтов рынков. Образование абсолютных монархий: формирование национальных экономик. Россия. Особая роль геополитических факторов. Периодизация феодализма. Киевская Русь. Новгородская городская республика. Экономика удельных княжеств. Золотордынское «наследие»: этатизм. Московская централизация и земельная экспансия. Бенефициальная форма землевладения. Закрепощение населения. Становление государственного хозяйства. Опричнина, ее экономические последствия. Япония. Предпосылки перехода от азиатского способа производства к феодализму. Утверждение крупных феодальных владений (княжеств). Борьба за политическое единство. Сегунат Токугавы: экономический аспект. Лекции, письменное домашнее задание (эссе), самостоятельная работа с литературой, консультации преподавателей
2. ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Тема 4. «Великий переход» - эпоха первоначального накопления капитала Первоначальное накопление капитала (ПНК). Социально-экономическая сущность. Методы; источники; периодизация. Рыночная перестройка хозяйства. Сдвиги в приоритетах предпринимательской деятельности. Расширение государственных прерогатив в экономике, меркантилизм. Западная Европа. Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, малая промышленная революция. Формирование мирового рынка, колониальная экспансия, борьба за лидерство. Экономическое первенство Голландии в ХУIв., причины его утраты. Форсированный характер ПНК и мануфактурного капитализма в Англии. Модификация процессов ПНК в условиях французского абсолютизма и феодальной реакции в Германии. Россия. Процессы ПНК и усиление феодально-государственного режима. Возрастание роли геополитических факторов, милитаризации хозяйства в период империи. Противоречивость экономических реформ Петра 1: «великие» прорывы и провалы. Российский вариант меркантилизма. Эпоха «просвещенного» абсолютизма: новаторские идеи и «феодализированное» воплощение. Ослабление прямого вмешательства государства в экономику. Сословные приоритеты и сегментарный экономический либерализм. Государственные институты в рыночной инфраструктуре. Итоги селективной вестернизации экономики. Япония. Специфика процессов ПНК в условиях самоизоляции, консервации феодального режима.   Тема 5. Становление индустриальной экономической системы Социально-экономическая сущность индустриальной системы, этапы эволюции. Промышленная революция: технический, организационный, социальный аспекты. Буржуазные революции и реформы. Хронологические рамки. Утверждение рыночной экономики, рыночной инфраструктуры. Система золотого стандарта, экономическая свобода, протекционизм, колониализм. Англия. Предпосылки индустриального первенства. Этапы промышленной революции, пионерные отрасли индустриализации, макроэкономические сдвиги, динамизм отраслей тяжелой промышленности. Урбанизация. Эволюция английской фермерской системы. Англия – мировой торговый и финансовый центр. Фритредерство. Образование двухуровневой банковской системы. Введение подоходного налогообложения. Формирование среднего класса, демократизация избирательной системы. «Догоняющие» варианты индустриализации стран континентальной Европы. Общие черты, различие сроков, национальное своеобразие. Революционный путь Франции, реформистский - Германии. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. США. Переселенческий капитализм. Иммиграционные потоки и формирование разнотипных макрорегионов. Особенности ПНК. Американская революция. Территориальная экспансия, либерализация аграрного законодательства, освоение западных земель. Промышленная революция на Северо-Востоке: иммиграционные факторы, внутренние ресурсы и потребности, собственные инновации, этапы. Столкновение интересов макрорегионов и Гражданская война. Победа принципов экономической свободы и протекционизм. Американская фермерская система. Послевоенный экономический бум. Грандиозные железнодорожные проекты. Модификационная модель индустриализации Запада, Реконструкция Юга. Россия. Начальный этап промышленной революции: «точечная» индустриализация и крепостной базис. Радикальная перестройка экономического строя: «великие» преобразования второй половины Х1Х в. Аграрные реформы: создание условий для формирования рыночной экономики. Второй этап промышленной революции: мультипликационный эффект массового железнодорожного строительства. Начало финансовой, банковской реформ; либерализация таможенного тарифа. Импорт капитала: формы и сферы приложения. Япония. Насильственная ликвидации самоизоляции. Патерналистский вариант становления и развития промышленного капитализма: модернизация без вестернизации.   Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале ХХ в. Монополизация экономики Магистральные направления научно-технических инноваций второй технологической революции; экономические последствия. Образование монополий, финансовый капитал и олигархи. Международный аспект монополизации. Образование мирового хозяйства, глобальный уровень столкновения экономических и территориальных интересов, новая расстановка сил. Первая мировая война: варианты централизованного управления экономикой. США. Мировое первенство в научно-технической, промышленной сферах, уровне монополизации. Внешнеэкономическая экспансия, территориальные приобретения. Антимонопольное законодательство, реформы «эры прогрессизма». Объединенная Германия. Активная роль государства в экономике. Промышленный «прорыв». Милитаристский характер индустриализации, монополизации, организации финансового капитала. Имперские амбиции: колониальные захваты, программа «мировой политики». Англия. Исчерпание преимуществ пионерной индустриализации. Колониальные приоритеты. Сегментарный характер научно-технологических инноваций, милитаризации, монополизации. Сохранение финансового лидерства. Франция. Замедление темпов хозяйственного развития. «Бегство» капиталов из реального сектора экономики. Первенство страны по темпам концентрации банковского капитала. Экспорт ссудного капитала: приоритетные направления. Россия. Рыночные реформы. Политика ускоренной индустриализации. Милитаристский аспект. Инвестиционные приоритеты. Российские синдикаты. Национальное предпринимательство. Иностранный капитал. Фазы и центры промышленного роста. Аграрные преобразования: зоны слабого восприятия, прогрессивные сдвиги. Модернизация системы рыночной инфраструктуры. Государственное хозяйство. Япония. «Новая» экономическая политика. Приватизация и образование дзайбацу. Военное решение проблемы рынков.   Тема 7. Становление системы макроэкономического регулирования в зарубежных странах Экономические последствия первой мировой войны. Образование двух полюсов в мировом хозяйстве. Версальская система. Изменения в соотношении сил в мировой капиталистической экономике. Период стабилизации. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.: эпицентр; глубина экономических, социальных потрясений, обострение политической ситуации в ведущих капиталистических странах. Антикризисные мероприятия государства: макроэкономическое регулирование. США. Либерально-реформистский вариант. Новаторский характер реформ правительства Ф.Д. Рузвельта. Прямое вмешательство государства в экономику: направления, границы. Сферы и методы косвенного регулирования. Организация системы социального обеспечения. Долгосрочные последствия реформ. Германия. Тоталитарный вариант. Крах Веймарской республики, установление фашистской диктатуры. Всеобщая милитаризация, монополизация государством функций контроля и управления экономикой. Рост масштабов государственного хозяйства. Трудовая повинность, социальная политика правительства. Англия. Политика «регулируемых денег». Программа «национальной экономии». Отмена золотого стандарта. Создание стерлингового блока. Протекционизм, контроль за внутренними ценами. Франция. Попытка создания смешанной экономики: экономическая программа Народного фронта, начало ее реализации, свертывание.   Тема 8. Становление экономической системы государственного социализма в СССР Большевистская экономическая стратегия и тактика. «Красногвардейская атака на капитал». «Военный коммунизм». Перспективное планирование. Нэп: рыночная модель, ее кризис. Поиски вариантов регулируемого рынка. Отклонение альтернативных программ, свертывание нэпа. Сталинская модернизации СССР. Первые пятилетние планы: мифы и реальные социально-экономические достижения. Экономический потенциал страны накануне и в период второй мировой войны. Лекции, письменное домашнее задание (эссе), самостоятельная работа с литературой, выполнение индивидуального проекта (презентация) консультации преподавателей
3. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА Тема 9. Основные тенденции развития мирового хозяйства после второй мировой войны и варианты его трансформации Экономические последствия второй мировой войны. Бреттон-Вудские соглашения. Организация международной финансовой системы под эгидой США. План Маршалла. Факторы экономической динамики в Западной Европе: феномен «наверстывания», этатизм, интеграционные процессы. Японское «экономическое чудо». Особенности неолиберальной модели в США. Восточный блок: модификации советской модели социализма. Усиление противостояния в мировом хозяйстве по линии Запад-Восток, «холодная война». Научно-техническая революция: определяющие черты, основные этапы. Структурные кризисы середины 1970-х гг. Трансформация мирового хозяйства: переход на постиндустриальную стадию. Неоконсервативный «поворот». Англосаксонская модель: США, Англия. Социально-рыночная модель: Франция, Германия. Восточно-азиатская модель: Япония, ведущие страны Юго-Восточной Азии. Кризис социалистической системы: переходная экономика государств бывшего Восточного блока, Китая. Особенности хозяйственного развития новых индустриальных стран. Новая ось противостояния в мировом хозяйстве: Север-ЮГ, два главных его локомотива - Единая Европа и США. Проблемы глобализации экономики.   Тема 10. Попытки трансформации советской экономической системы Послевоенная экономическая стратегия. Перенапряжение советского народного хозяйства. Экономические проекты периода «оттепели»: амбициозные цели, реальные результаты. Новации в социальной политике. Научно-технические достижения. Социалистическая экономическая интеграция. Нарастание кризисных явлений в экономике. Масштабная попытка усовершенствования социалистического хозяйства: реформа 1965-1967-х гг. Политический консерватизм и свертывание реформ. Кризис «развитого социализма»: деградация экономики. Подрыв советской тоталитарной системы во второй половине 1980-х гг. «Перестройка»: императивы стратегии ускорения социально-экономического развития страны. Усиление политической доминанты реформационного процесса. Попытки консервативной стабилизации. Политический кризис, распад СССР. Радикальная экономическая реформа в Российской федерации: цели, мероприятия, промежуточные результаты. Современная экономическая стратегия российского правительства. Лекции, письменное домашнее задание (эссе), самостоятельная работа с литературой, выполнение индивидуального проекта (презентация) консультации преподавателей

Обеспечение содержания дисциплины

 

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 2, 5, 6, 8, 12, 13, 42

Вопросы для самопроверки

1.Объясните многовариантность определения предмета истории экономики.

2.Назовите принципиальные отличия цивилизационного, институционального и формационного подходов к периодизации истории экономики.

3.Дайте краткую характеристику основным этапам становления и развития историко-экономической науки.

4.Какие предпосылки обусловливают необходимость изучения истории экономики?

5.Покажите ограниченность формационного подхода к периодизации истории экономики.

6.Конкретными примерами обоснуйте, что история экономики выполняет определенную практическую функцию.

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 5, 6, 12, 13, 22, 42

Вопросы для самопроверки

1.Каковы причины появления первых государств на Востоке?

2.Что такое ирригационное земледелие?

3.Какие виды собственности характерны для государств Древнего Востока?

4.Назовите основные отличительные черты восточной модели хозяйственного развития?

5.Какие основные варианты экономических моделей характерны для Древней Греции?

6.Что такое эргастерия?

7.Каковы причины Великой колонизации, предпринятой греками?

8.Что такое вилла и латифундия?

9.Каковы особенности развития ремесла и торговли в Древнем Риме?

10.Кто такие аргентарии?

11. Каковы причины кризиса античной модели хозяйственного развития?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Подготовить эссе на темы: «Суперимперии Древнего Востока - первая попытка глобализации экономики», «Античный опыт имперской глобализации экономики».

2.Составить схемы торговых связей между государствами Древнего Востока и средиземноморского региона.

3.Провести сравнительный анализ реформ по установлению нового политического и экономического порядка в Афинском полисе и Древнем Риме (периоды республики, империи).

Тема 3. Варианты развития феодальной экономики

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 22, 42

Вопросы для самопроверки

1.Дайте характеристику экономических и социально-политических основ формирования феодального хозяйства, его типов.

2.Что такое аллод, бенефиций, феод и в чем разница между ними?

3.Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в период развитого феодализма в Западной Европе, в России, в восточных государствах?

4.Что такое иммунитетные права феодала и какую роль они сыграли в истории феодализма?

5.Охарактеризуйте предпосылки, проявления, последствия аграрной революции в XI - XIII веках в Западной Европе.

8.Каковы причины расцвета городской экономики в Западной Европе в средние века?

9.Назовите ведущие корпорации, составлявшие основу городской экономики.

12.Какие функции выполнял средневековый цех?

13.В чем проявлялся консерватизм цеховой организации?

14.Что такое гильдия?

15.Назовите основные торговые пути средневековой Европы.

16.Каковы причины, сдерживавшие развитие финансовой системы в период феодализма?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Подготовить эссе на темы: «Становление и развитие рыночной инфраструктуры в Западной Европе в период феодализма» (можно отдельно по странам);

2.Провести сравнительный анализ периодизации истории феодальных отношений на Западе, в России, в восточных государствах.

2.Сделать схемы направлений Крестовых походов и морской торговли западноевропейских стран в период развитого феодализма.

3.Составить таблицу, отражающую базовые отличия западноевропейской, российской, восточной моделей феодализма.

 

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 22, 29, 36, 42

Вопросы для самопроверки

1. В чем смысл Возрождения и гуманизма?

2. Почему Возрождение начинается в Италии?

3. Какую роль сыграла Реформация в экономической жизни Европы?

4. Назовите причины и экономические последствия Великих географических открытий.

5. Какую роль в экономическом развитии Европы сыграла «революция цен»?

6. Где, когда появились первые мануфактуры, какие виды мануфактур были наиболее эффективны?

7. Какие изменения происходили в аграрной экономике Западной Европы в XVII -XVIII веках?

8. Каковы причины создания акционерных торговых компаний?

9. Чем диктовалась необходимость создания банков?

10. В чем заключались принципиальные отличия политики меркантилизма от «экономического либерализма»?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Провести сравнительный анализ периодизации процессов ПНК на Западе, в России, в восточных государствах.

2.Составить таблицу по заданным (на лекции) параметрам, характеризующую различия вариантов ПНК в Западной Европе, России, Японии

3. Подготовить эссе на тему: «Развитие рыночной инфраструктуры в период ПНК» (по отдельным странам).

4. Подготовить доклад на тему: «Роль государства и предпринимательства в период ПНК» (по отдельным странам).

Варианты развития промышленного капитализма

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 19, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 34, 36, 40, 42, 44, 46.

Вопросы для самопроверки

1.Каковы были предпосылки промышленного переворота в Англии?

2.Назовите основные этапы «классической», английской схемы промышленного переворота.

3.Охарактеризуйте важнейшие последствия промышленного переворота в Англии.

4.Почему предпосылки промышленного переворота (промышленной революции) во Франции созрели позже, чем в Англии?

5.Назовите основные отличия промышленного переворота во Франции и Англии.

6.Дайте характеристику важнейших последствий промышленного переворота во Франции.

7.Раскройте специфику предпосылок промышленной революции в Германии.

8.Назовите этапы и охарактеризуйте особенности промышленного переворота в Германии.

9.Объясните роль реформ 60-70-х годов XIX в. в экономическом развитии России.

10.В чем состояли принципиальные отличия промышленного переворота в России?

11.Дайте характеристику важнейших буржуазных реформ, осуществленных в Японии в 60-70-е гг. XIX в.

12.Определите особенности промышленного переворота в Японии и его основные этапы.

13.Что такое патернализм?

14.В чем заключались особенности формирования предпосылок промышленного переворота в США?

15.Назовите основные этапы и специфические черты промышленного переворота в США.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Составить таблицу, подтверждающую лидерство Англии в мировом хозяйстве в период промышленного капитализма.

2.Подготовьте эссе на тему «Сравнительный анализ становления и развития банковских систем Франции, Англии, Германии, России, Японии».

4.Подготовить доклад на тему: «Роль государства в становлении индустриальной системы в странах Западной Европы, России, Японии?

4.Провести сравнительный экономический анализ различных моделей промышленного капитализма по заданным (на лекции) параметрам. Составление соответствующей таблицы.

5.Графически отобразить зависимость между уровнем развития железнодорожного строительства и темпами экономического роста в период индустриализации по странам, включенным в курс изучения.

6.Провести сравнительный анализ английской и американской фермерских систем, прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве.

Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце Х1Х – начале
ХХ в. монополизация экономики

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 6, 8, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 26, 27, 28, 36, 44, 46.

Вопросы для самопроверки

1.Охарактеризуйте основные инновации второй технологической революции.

2.Чем отличается промышленный переворот от второй технологической революции?

3.Назовите критерии, по которым различались организационные формы монополий.

4.Почему в США уровень монополизации экономики был наиболее высок?

5.Как различалась по странам отраслевая структура монополизации экономики?

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1.Подготовить эссе по тематике магистральных направлений научно-технических инноваций второй технологической революции в ведущих капиталистических государствах и России.

2.Подготовить доклад на тему: «Роль государства в монополизации экономики (различия по странам)».

3.Провести сравнительный анализ состояния российской экономики (в конце Х1Х – начале ХХ вв.) и экономики одного из ведущих западных государств, по его результатам составить диаграмму или таблицу.

4.Заполнить таблицу, отображающую расстановку сил в мировом хозяйстве накануне первой мировой войны.

В зарубежных странах

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 24, 42, 45.

Вопросы для самопроверки

1.Как изменилась расстановка сил в мировом хозяйства после второй мировой войны?

2.Охарактеирзуйте причины, проявления и последствия мирового экономического кризиса конца 1920-начала1930- х гг.

3.Что такое «регулируемый капитализм»?

4.Почему в США была задействована либерально-реформистская модель регулируемого капитализма?

5.Выявите особенности английского и французского вариантов становления системы регулируемого капитализма.

6.В чем заключалась специфика тоталитарной модели регулируемого капитализма?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Составить таблицу, отображающую расстановку сил в мировом хозяйстве после первой мировой войны.

2.Подготовить эссе на тему: «Факторы, проявления, последствия процветания экономики США в 1920-е годы».

3.Подготовьте доклад на тему: «Сравнительная характеристика экономической политики Ф.Д. Рузвельта, Сталина, Гитлера в 1930-е гг.»

4.Составьте таблицу, отражающую общие черты и принципиальные различия тоталитарного варианта регулируемого капитализма и системы государственного социализма.

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 3, 9, 17, 20, 21, 31, 32, 35.

Вопросы для самопроверки

1.Какие факторы обусловили переход к политике военного коммунизма?

2.Чем был вызван переход к новой экономической политике?

3.Каковы были основные направления и достижения НЭПа?

4.Назовите главные причины свертывания НЭПа.

5.Была ли альтернатива индустриализации и коллективизации?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Отразить реальные итоги социально-экономического развития страны в 1930-е гг. в таблице.

2.Подготовить доклад на тему: «Экономические реформы 1930-х гг.: идеи, мероприятия, результаты».

3.Подготовить эссе на тему: «Военная экономика СССР (1941-1945 гг.)»

4.Составить вопросник по проблемам экономики ведущих капиталистических стран и СССР между двумя мировыми войнами.

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 2, 8, 13, 24, 33, 39, 42, 46.

Вопросы для самопроверки

1.Назовите основные тенденции в эволюции мирового хозяйства после второй мировой войны.

2.Какие черты характерны для хозяйственного развития США в 1950-1960- е гг.?

3.Дайте характеристику основных различий этатистской и либеральной моделей на примерах Англии, Западной Германии, Японии, США.

4.В чем состояли особенности моделей «догоняющего развития» стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

5.Охарактеризуйте предпосылки перехода к постиндустриальному обществу.

6.Назовите общие направления экономических либеральных реформ 1980-1990- х гг.

7.Что такое глобализация? Выявите ее главные проблемы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

2.Составить таблицу, отражающую расстановку сил в мировом хозяйстве после второй мировой войны.

3.Подготовить доклад на тему «План Маршалла как фактор стабилизации западной экономики после второй мировой войны».

4.Подготовить эссе о наиболее удачном (неудачном) варианте «смешанной экономики».

5.Составить таблицу, отражающую соотношение между уровнем экономического развития отдельных группировок стран мирового сообщества (развитые, развивающиеся, наименее развитые)

6.Проанализировать различные варианты становления социалистического хозяйства в странах Восточного блока, современные модели перестройки.

7.Определите особенности трансформационных процессов в современном Китае.

Литература

Из общего списка литературы №№: 1, 2, 3, 9, 16, 21, 37, 38, 39, 41, 44, 48.

Вопросы для самопроверки

1.В чем заключались первые попытки трансформации модели государственного социализма в СССР?

2.Назовите основные направления хозяйственного развития в период «оттепели».

3.Проанализируйте предпосылки, мероприятия, эффективность экономических реформ 1960-1970-х гг.

4.Объясните причины замедления развития экономики СССР во второй половине 1970-х – начало 1980 – х гг.

5.В чем состоял противоречивый характер «перестройки»?

6.Выявите причины перехода к радикальному реформированию экономики.

7.Основные концепции современной экономической стратегии в России.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Подготовить доклад о причинах приватизационных волн 1980-х гг. в мировом сообществе.

2.Подготовить эссе на тему: «Приватизация в России в 1990 – е гг.: цели, мероприятия, результаты».

3.Составить таблицу, отражающую результаты экономического реформирования в Российской Федерации в 1990-е гг.

4.Охарактеризуйте современный этап развития российской экономики.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «История экономики» предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (диспутов, аналитических докладов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.139 с.)