Занятие 8. Ссср в 1920-х – первой половине 1940-х гг. (тема 12) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 8. Ссср в 1920-х – первой половине 1940-х гг. (тема 12)



ДЕБАТЫ «ВОПРОС ВОПРОСОВ: ПОЧЕМУ НЕ СТАЛО СОВЕТСКОГО СОЮЗА?»

1. 1920-е годы: нэп: а) новая экономическая политика; б) образование СССР; в) внутрипартийная борьба по вопросам построения социализма.

2. 1930-е годы: сталинская «революция сверху»: а) индустриализация: противоречия, трудности, цена, значение; б) коллективизация: цели, методы, результаты и последствия; в) формирование тоталитарного политического режима.

3. Внешняя политика СССР в предвоенные годы.

4. Великая Отечественная война.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Россия, которую мы не знали. 1939–1993: Хрестоматия / Сост. Л.Я. Баранова и др. Челябинск, 1995.

Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

1. Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М.: 1998.

2. Гросул В.Я. Образование СССР (1917-1924 гг.). М., 2007.

3. Иванова Г.М. История ГУЛАГа, 1918-1958: социально-экономический и политико-правовой аспекты. М. 2006.

4. Ивницкий Н.А. Репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1933 гг.). М., 2000.

5. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. М. 1990.

6. Красильников С.А. Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930-е гг. М., 2003.

7. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930 годы. СПб. 1999.

 

ЗАНЯТИЕ 9. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945-1991 гг. (ТЕМА 13)

1. «Холодная война»: истоки, этапы, последствия.

2. Послевоенный сталинизм.

3. Либерализация режима во второй половине 1950 – первой половине 1960-х гг. Реформы Н.С. Хрущева.

4. Экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

5. Перестройка М.С. Горбачева (1985-1991 гг.). Распад СССР.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Крамола: Инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе 1953-1982. М., 2005.

Микоян А.И. Так было. М., 1999.

Россия, которую мы не знали. 1939-1993: Хрестоматия / Сост. Л.Я. Баранова и др. Челябинск, 1995.

1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985-1991 гг. М., 2002.

2. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. М., 2001.

3. Козлов В.А. Неизвестный СССР: Противостояние народа и власти. М., 2006.

4. Попов В.П. Большая ничья: СССР от Победы до распада. М., 2005.

5. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.

6. Шестаков В.А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е – середине 60-х годов. М., 2006.

7. Шубин А.В. Парадоксы Перестройки: Упущенный шанс СССР. М., 2005.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Рабочая программа курса составлена в соответствии с балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости студентов, предполагающей организацию учебного процесса, при которой все знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины, систематически оцениваются по 100-балльной шкале. Положение о рейтинговой системе предусматривает деление семестровой дисциплины на три модуля. Шкала перевода баллов в оценки:

- 60 баллов и менее - «неудовлетворительно»;

- от 61 до 75 баллов - «удовлетворительно»;

- от 76 до 90 баллов - «хорошо»;

- от 91 до 100 баллов - «отлично».

Максимальный балл за ту или иную работу студент получает, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного. Примерные критерии: полнота и логичность раскрытия вопроса, использование дополнительного материала, самостоятельность суждений отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу.

Рекомендации к выполнению заданий для самостоятельной работы:

Работа с источниками предполагает изучение документов. Студент должен уметь провести атрибутику документа (автор, датировка), выделить главное в его содержании и определить значение для изучаемой темы.

Сообщение по актуальным проблемам курса истории готовится на основе публикаций ведущих исторических журналов страны («Отечественная история», «Российская история», «Вопросы истории» и др. – см. список рекомендованной литературы), возможно использование интернет-источников. При оценке выступления учитывается умение ясно и доступно изложить материал, ответить на вопросы и дать возможность слушателям записать наиболее значимые моменты.

Контрольная работа (темы соответствуют контрольным вопросам) должна основываться на знании студентами научной литературы и источников по определённой теме. План рекомендуется начинать с введения, далее взять 2-3-4 узловых вопроса темы и завершить его заключением. В заключении работы делаются выводы. Контрольная работа должна занимать не более 24-25 листов (шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 интервал, выравнивание по ширине, абзац – отступ). Работу необходимо снабдить научно-справочным аппаратом. В конце работы обязательно должен быть список использованных источников и литературы.

Исторический портрет должен включать в себя краткую биографическую справку, важнейшие результаты деятельности, Вашу оценку места и роли личности в отечественной истории, а также список источников и литературы.

Эссе – это очерк, освещающий события, явления и процессы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Обязательным является личностное отношение автора к событиям.

При подготовке рецензии (на статью по истории страны в XX в.) рекомендуется придерживаться следующей структуры:

1) Актуальность темы, её значение для изучения курса Отечественной истории;

2) Задачи, которые ставит перед собой автор статьи;

3) Источниковая база автора (например, законодательные источники, личная переписка и т.д.);

4) Структура статьи с указанием основных аспектов, о которых пишет автор;

5) Основные выводы с их аргументацией;

6) Ваше мнение относительно статьи и выводов автора.

Презентация по выбранной теме должна включать 25 слайдов, критериями оценки которых являются как содержательная сторона, так и соответствие ей визуальных образов, аудио- и видео-сопровождения.

Тестовые задания находятся на сайте www.fepo.ru.

Контрольные вопросы по дисциплине:

1. Происхождение и ранняя история славян. Восточные славяне VIII-IX вв.

2.Норманнская теория и ее критика.

3.Киевская Русь в IX – первой половине XI в.

4.Политический и социально-экономический строй русских земель во второй половине XI – первой трети XIII в.

5.Культура и быт домонгольской Руси.

6.Установление ордынского ига и его последствия (1243-1304 гг.).

7.Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.

8.Новый этап борьбы за политическое главенство на Руси. Дмитрий Донской. Феодальная война второй четверти XV в.

9.Завершение объединения русских земель вокруг Москвы (вторая половина XV – первая треть XVI в.). Освобождение от ордынского ига.

10. Россия в правление Ивана Грозного. Реформы 50-х гг. XVI в. Опричнина и её последствия.

11. Россия в период Смутного времени.

12. Социально-экономическое развитие после «смуты». Соборное уложение 1649 г.

13. Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения.

14. Внешняя политика России при первых Романовых.

15. Русская культура XV-XVII вв.

16. Реформы Петра I и оформление абсолютизма. Внешняя политика Петра I.

17. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

18. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II. «Просвещённый абсолютизм».

19. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

20. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I.

21. Общественное движение в России в первой половине XIX в. Декабристы. Западники и славянофилы. Утопический социализм.

22. Культура России XVIII – первой половины XIX в.

23. Либеральные реформы Александра II. Отмена крепостного права.

24. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

25. Контрреформы Александра III. Консервативное реформаторство С.Ю. Витте. Экономическая модернизация конца XIX – начала ХХ вв.

26. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Консервативные, либеральные и радикальные течения. Распространение марксизма в России.

27. Революция 1905-1907 гг.

28. Россия в 1907-1917 гг. Реформы П.А. Столыпина. Первая мировая война.

29. Культура России во второй половине XIX – начале XX в.

30. Внешняя политика России во второй половине XIX – начале XX в.

31. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю.

32. Гражданская война: причины, этапы, итоги.

33. Политика «военного коммунизма».

34. Становление советской государственности. Образование СССР.

35. Новая экономическая политика.

36. Формирование тоталитарной системы в СССР 1920-1930-х гг.

37. Социально-экономическая модернизация страны в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация и коллективизация.

38. Внешняя политика СССР в 1920-1930-х гг. и накануне Великой Отечественной войны.

39. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

40. Наука и культура в 1917-1945 гг.

41. «Апогей сталинизма»: социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в 1945-1953 гг.

42. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Начальный этап «холодной войны».

43. Советский Союз в 1953-1964 гг. Реформы Н.С. Хрущева.

44. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в 1965-1985 гг.

45. Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг. Кризисы «холодной войны» и разрядка.

46. Экономические и политические преобразования периода Перестройки. «Новое политическое мышление». Распад СССР.

47. Наука и культура в 1945-1991 гг.

48. Российская Федерация в 1990-е годы. Экономические реформы. Становление новой российской государственности.

49. Внешняя политика России в 1992-2010 гг.

50. Российская Федерация на современном этапе (2000-2010 гг.).

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. История России / Под ред. В.Б. Чистякова. М., 2007.

2. Новейшая история России. 1914-2002 / Под ред. М.В. Ходякова. М., 2004.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2010.

4. Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2006.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2011.

Дополнительная литература* (источники и литература рекомендуются к каждому семинарскому занятию).

Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

http://ru.wikipedia.org www.knigainfo.ru
http://www.hist.msu.ru www.sedmitza.ru
http://mes.igh.ru www.stsl.ru
www.naukaonline.ru www.fepo.ru

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.024 с.)