Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Заключительное занятие

Обсуждение темы «Проблемы возрастной стратификации в современной России». Подведение итогов, заслушивание докладов.

Предлагаются для обсуждения вопросы:

- старость и власть

- возраст и возрастная стратификация в современных субкультурах

- возрастная стратификация в традиционной русской культуре

- возраст в культурах народов России

- возрастная стратификация: тенденции и последствия

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Альперович В. Социальная геронтология. Ростов н/Д,1997.576 с.

2. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения//СОЦИС. № 3.

3. Баранов А.В. О некоторых факторах популяционного кризиса// СОЦИС. 2000. №7.

4. Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России// Социологические исследования. 2004. № 10.

5. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы// СОЦИС. 2002. №8. С76-80.

6. Борисов Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация?//СОЦИС. 2001.№9.

7. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000. 196 с.

8. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического исследования// Социологические исследования. 2004. № 4.

9. Вдовина М.В. Типы и последствия медпоколенных конфликтов в семье// Социальная политика и социология. 2005. № 4. С.80-96.

10. Великий П.П., Елютина М.Э., Штейнберг И.Е., Бахтурина Л.В. Старики русской деревни. Саратов., 2000.

11. Владимирова Д.Г. Старшее поколение как фактор экономического развития// Социологические исследования. № 4.

12. Гаврилюк ВВ., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход)//СОЦИС. 2002.№1 С.96-105.

13. Гидденс Э. Социология. М.,1999, 704 с.

14. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии// Социологическтие исследования. 2004. № 10.

15. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // СОЦИС. 2000.»1.

16. Горисов С.П. Демографическое развитие регионов Центрального Федерального округа // Социальная политика и социология. 2005. № 3 С.43-54.

17. Давыдова Н.М., Тихонова Н.Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации//СОЦИС. 2006. № 2.

18. Демин А.Н., Попова И.П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // СОЦИС. 2000. №5.

19. Демографический ежегодник России. 2002: Стат. Сб. М.,2002.

20. Демографический ежегодник России. 2003: Стат. Сб. М.,2003.

21. Демографический ежегодник России. 2004: Стат. Сб. М.,2004.

22. Демографический ежегодник России. 2005: Стат. Сб. М.,2005.

23. Душацкий Л.Е. Моделирование повседневности. Эмпирическая типология работающего населения// Социс.2001, №6.

24. Елютина М.Э., Смирнова Т.В. Геронтологическая составляющая кадровой работы современного руководителя// СОЦИС. 2006. № 3.

25. Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. Уровень и образ жизни бомжей// СОЦИС 2000. «2.

26. Кармадонов О.А. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы (анализ СМИ)// СОЦИС. 2001. №1.

27. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХ1 века: Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001.

28. Кон И.С. Ребенок и общество.М.,1988

29. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. М.,2002.

30. Кудрявцев В.П., Уразалиева Г.К. Культурно-образовательный статус детства//СОЦИС. 2000. №4.

31. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1996.

32. Мангейм К. Очерки истории знания: Проблема поколений – состязательность- экономические амбиции.М. 2000.164 с.

33. Мид М. Культура и мир детства. М.1988.

34. Назарова И.Б. Возможности и условия адаптации сирот.//СОЦИС.2001. №4

35. Патрушев В.В. Свободное время работающих горожан России и США (сравнительный анализ)// Социологические исследования. 2004. № 12.

36. Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодежи//СОЦИС. 2000.№12

37. Писарев А.В. Образ пожилых в современной России// Социологические исследования. 2004.№ 4.

38. Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Отечественная война в памяти трех поколений//СОЦИС. 2005. № 11.

39. Смелзер Н. Социология. М., 1994.688 с.

40. Солнышков А.Ю. Дедовщина: тип отношения к «значимому другому»// Социологические исследования. 2004. № 6.

41. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России/ Под ред Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М., 2002.

42. Социальная политика: Учебник./ Под общ.ред. Н.А. Волгина. М.,2002. 736 с.

43. Социология в России./ Под ред В.А.Ядова. М.,1988. 696 с.

44. Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики// СОЦИС. 2002.№2.С.45-51.

45. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001, 230 с.

46. Шестопал Е.Б. Личность и политика, М.,1988.

47. Широкалова Г.С. Горожане и селяне в результате реформ 90-х годов// СОЦИС. 2002.»2. С.71-82.

48. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.,1969.

49. Щукина М.Г. Позиционный эффект в социально-демографических группах//СОЦИС. 2001.№6.

50. Энциклопедический социологический словарь/Общ.ред. Осипова Г.В.М.,1995.

51. Эриксон Э. Детство и общество. Спб.,1996.

52. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

53. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков передней и Южной Азии. М., 1983.

54. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков Южной и Юго-Восточной Азии. М.,1988.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа включает подготовку к семинарским занятиям, подготовку реферата и выполнение задания для самостоятельной работы. Задание 1 студенты сдают в письменной форме. Можно подготовить программу по любой теме, включая тему курсовой работы.

Задание 2 предполагает отработку навыков анализа и комментирования статистических данных, умение работать с таблицами. По каждой тема семинарского занятия преподаватель предлагает прокомментировать статистический материал по демографическим группам. Студенты получают задания накануне семинарских занятий и на семинарах.

 

Задание 1. Используя когортный метод, напишите программу социологического исследования по любой теме курса.

Задание 2. Проанализируйте статистические данные по различным демографическим группам. (Используются таблицы демографических справочников, статистические сборники, вторичные данные, опубликованные в журналах «Социологические исследования», «Народонаселение». На семинарских занятиях и на зачете (экзамене) преподаватель использует раздаточный материал).

Задание 3. На основе своей курсовой работы прокомментируйте специфику разных возрастных групп (ценностные ориентиры, образ жизни, неравенство и т.д., в зависимости от темы работы). Выполнение задания проверяется в устной форме (темы предварительно согласовываются с преподавателем).

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Возрастные аспекты брачно-семейных отношений.

2.Понятие поколения в различных концепциях.

3.Долгожительство.

4.Социолингвистика в исследовании проблем возраста.

5.Демографические изменения в современном мире.

6.Возрастная структура современной России (перспективы и последствия).

7.Возрастные группы в традиционных обществах.

8.Роль референтной группы в процессе социализации.

9.Родительство как социокультурный феномен.

10.Способы регуляции конфликтов между поколениями.

11.Геронтократия в современном обществе.

12.Детское нищенство как социальная проблема.

13.Сиротство в современном обществе.

14.Роль детского труда в рыночной экономике.

15.Подростковая преступность.

16.Возрастная структура социальной деятельности в современном обществе.

17.Молодежная субкультура.

18.Возраст в искусстве (Дети, юность, зрелый возраст, старость).

19.Социальная роль игр.

20.Изменение длительности этапов социализации в истории общества.

21.Особенности возрастной коммуникации (внутрипоколенная и межпоколенная).

22.Особенности адаптации людей трудоспособного возраста к рыночным отношениям.

23.Специфика положения молодежи на рынке труда.

24.Рынок труда и возрастная стратификация.

25.Особенности положения людей предпенсионного возраста.

26.Возраст и отношения родства в различных культурах.

27.Возрастная стратификация в тотальных организациях.

28.Армейская субкультура.

29.Возрастная стратификация хиппи.

30 М.Мид. Концепция преемственности культуры и конфликт поколений.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА (ЭКЗАМЕНА)

1.Возраст как объект междисциплинарного изучения.

2.Специфика социологического похода к изучению возраста.

3.Понятие возраста в науке.

4.Жизненный цикл и его этапы.

5.Жизненный путь индивида.

6.Возрастная стратификация общества (различные подходы).

7.Тенденции изменения возрастной структуры общества.

8.Возраст и социальные нормы.

9.Концепция преемственности культуры и конфликта поколений М.Мид.

10.Ценностные ориентации молодежи в современном обществе.

11.Субкультура детства.

12.Особенности социализации и ресоциализации в современном российском обществе.

13.Проблемы изучения детства в современной социологии.

14.Гендерный аспект изучения возрастных групп.

15.Возраст и смена ролей.

16.Обряды перехода из одной возрастной группы в другую, инициации, возрастные кризисы.

17.Стадии человеческого развития в концепции Э. Эриксона.

18.Соотношение понятий: поколение, когорта, ровесники, сверстники.

19.Возраст и неравенство.

20.Возрастной символизм в культуре.

21.Факторы изменения возрастной структуры населения в различных странах.

22.Особенности адаптации трудоспособного населения в современной России.

23.Старость как фаза развития человека. Социологические подходы к изучению старости.

24.Особенности образа жизни различных возрастных групп в современной России.

25.Общественно-политическая деятельность лиц пожилого возраста.

26.Межпоколенные отношения в современном мире.

27.Возраст и власть.

28.Методы исследования возрастных групп.

29.Динамика продолжительности жизни.

30.Возрастные стереотипы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЮ

Рейтинг-контроль состоит из двух модулей.

Модуль №1 включает темы № 1- 6

Модуль предполагает работу на семинарских занятиях, выполнение задания 1 для самостоятельной работы и выполнение работы по контрольным вопросам.

Контрольные вопросы

1) Базовые термины

2) Назовите и охарактеризуйте стадии человеческой жизни в концепции Э. Эриксона.

3) Какие системы возрастной стратификации Вы знаете? Дайте их характеристику.

4) В чем проявляется возрастной символизм в культуре?

Работы рассчитана на 30 минут. Включает 2 вопроса: объяснение терминов и тематический вопрос.

Преподаватель учитывает выполнение задания 2 для самостоятельной работы, т.е. работу с раздаточным материалом на семинаре (Умение анализировать статистические данные).

Работа на семинаре 15 баллов

Выполнение заданий для самостоятельной работы 15 баллов

Контрольная работа 20 баллов

Модуль оценивается в 50 баллов.

 

МОДУЛЬ №2 включает темы № 7-14.

Модуль предполагает работу на семинарских занятиях, выполнение задания 2 для самостоятельной работы, подготовку реферата, выполнение контрольной работы.

Контрольные вопросы (для контрольной работы):

Дайте характеристику одной из возрастных групп (по программе). В чем ее специфика, назовите основные проблемы этой группы. Кто из отечественных и зарубежных ученых занимается изучением этой группы?

Преподаватель предлагает ответить на один из вопросов в письменной форме в течение 30 минут.

Работа на семинаре 20

Подготовка реферата 10

Контрольная работа 20

Модуль оценивается в 50 баллов.

 

К зачету допускаются студенты, участвующие и выполнившие все виды работ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.007 с.)