Тема №8. Негативные и опасные факторы чрезвычайных ситуаций на транспорте. Меры По защите населения, ликвидация последствий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №8. Негативные и опасные факторы чрезвычайных ситуаций на транспорте. Меры По защите населения, ликвидация последствий



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

Тема №8.Негативные и опасные факторы чрезвычайных ситуаций на транспорте. Меры по защите населения, ликвидация последствий

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

Казань – 2012

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

 

Выработать у обучающихся пошаговое (этапное) формирование компетенции (ПК-16) в вопросах изучения негативных и опасных факторов чрезвычайных ситуаций на транспорте. Дать понятия об основных причинах и последствиях аварий на транспорте. Изучить способы выживания при транспортных авариях.

Сформировать у обучающихся системные представления о чрезвычайных ситуациях на транспорте. Сформировать знания о принципах и методах обеспечения личной и коллективной безопасности при различных видах чрезвычайных ситуаций на транспорте. Сформировать умение организовать помощь по защите пострадавших на транспорте.

ВРЕМЯ - 2 часа

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебный класс кафедры

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - семинар

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Учебная литература

 

1. Выживание в городе. Выживание на море. Яцек Е. Палкевич. Москва. «Карвет», 1992 г.

2. Журнал ОБЖ №8/2004 г.

3. Журнал ОБЖ №6/2005 г.

4. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. Под редакцией С.К. Шойгу.

5. Курс медицины катастроф, Скоков В.А., М. 1999г.

6. Гражданская оборона. Учебное пособие под редакцией В.Н.Завьялова, Москва, Медицина, 1989 год.

7. Медицина катастроф. Учебное пособие под редакцией В.М. Рябочкина, Москва, 1989 год.

8. Безопасность и защита населения в ЧС. Г.Н. Кириллов. М. «Издательство НЦ ЭНАС». 2003 г.

9. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». Г.С. Ястребов. Феникс. Ростов-на-Дону 2002 г.

 

Законодательная и нормативно-правовая база

1. Федеральный закон РФ № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. (с изм. ФЗ-122).

2. Федеральный закон РФ №117 от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» 23.06.1997 г.

3. Закон РТ №62 от 8.12.2004 г. «О защите населения и территорий от ЧС».

4. Федеральный закон "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от 12 февраля 1998г.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

Структура занятия, наименование вопросов Время мин
  Вступительное слово В начале занятия преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на их внешний вид. Во вступительном слове обращает внимание студентов на важность изучаемой темы в общей системе подготовки врачей. Подчеркивает, что необходимость изучения негативных и опасных факторов чрезвычайных ситуаций на транспорте обусловлена прежде всего тем, что в целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч.    
  Рефераты, подготовленные студентами и их обсуждение На предыдущих занятиях студентам раздавались темы для написания рефератов, докладов. В течение 10-15 минут заслушивается реферат подготовленный студентом, и совместно с группой обсуждается проблемы поднятые в реферате. Реферат на тему: «Предупреждение и прогнозирование опасных ситуаций на транспорте».    
  Проверка подготовленности студентов к занятиюметодом опроса учебных вопросов:  
3.1 Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия    
3.2 Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия.    
3.3 Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия.    
3.4 Аварии на автомобильном транспорте, их основные причины и последствия.    
3.5 Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай, метро).    
  Заключение В заключительной части занятия преподаватель отмечает общую подготовку группы, лучшие ответы студентов, объявляет оценки, отвечает на вопросы. После этого ставит задачу на самостоятельную подготовку.    
  ВСЕГО    

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

Общие методические указания

Накануне занятия студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, делают конспективные записи, вычерчивают необходимые схемы в рабочих тетрадях, изучают материалы прочитанной лекции, соответствующие стенды, схемы, изучают учебные вопросы.

Рекомендуется одному-двум из студентов поручить подготовить доклад на тему: «Предупреждение и прогнозирование опасных ситуаций на транспорте».

В начале занятия преподаватель заслушивает доклад дежурного по группе, приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид, соблюдение формы одежды, установленной на кафедре ректором КГМУ для студентов.

Занятие проводится согласно частным методическим указаниям, согласно перечню учебных вопросов и расчета учебного времени

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Введение

Любой вид транспорта может выйти из строя при эксплуатации, при перевозке людей. Все пассажиры, пользующиеся услугами железнодорожного, воздушного, водного, городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Необходимость изучения негативных и опасных факторов чрезвычайных ситуаций на транспорте обусловлена прежде всего тем, что в целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч.

Транспортный травматизм стал серьезной социальной и медицинской проблемой для большинства развитых стран современного мира. Миллионы раненых и погибших, высокий процент инвалидизации, астрономические показатели материальных потерь - все это является причиной особой озабоченности мирового сообщества. На дорогах ми­ра ежегодно гибнет около 300 тыс. чел. и почти 8 млн. получают травмы.

Из всех ЧС различные транспортные и дорожно-транспортные аварии и катастрофы занимают ведущее место как по частоте, так и по числу пораженных и погибших.

По данным штаба ВСМК, в РФ среди зарегистрированных в 1997 г. антропогенных и природных ЧС, в которых пострадало 3 и более человек, на долю транспортных приходилось 68,1%. Хотя при транспортных происшествиях са­нитарные потери составили лишь 19,3%, количество погибших достигает 54,8% от их общего числа. Последнее обстоятельство указывает на значительную тяжесть повре­ждений, получаемых в этих ЧС.

Из всех транспортных происшествий дорожно-транспортные составили 94,2%, происшествия на водном транспорте - 3,9%, на авиационном - 1,4%, на железнодорожном - 0,5%.

Аварии в метрополитене

 

Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.

 

Заключение.

Знание негативных и опасных факторов чрезвычайных ситуаций на транспорте, их основные причины, способы выживания позволит избежать или уменьшить потери, возникающие при данных ситуациях. Берегите себя и своих близких.

 

 

Руководитель занятия Г.Ф.Зиганшин

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»

Тема №8.Негативные и опасные факторы чрезвычайных ситуаций на транспорте. Меры по защите населения, ликвидация последствий

Обсуждена на заседании кафедры

«_____»________________2012 г.

 

Протокол № __________

 

Казань – 2012

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.178 (0.008 с.)