Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность авторитаризма, особенности авторитарных политических систем.

Поиск

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти.

Авторитаризм обычно рассматривается как тип режима, ко-торый занимает промежуточное положение между тоталитариз-мом и демократией. Однако подобная характеристика не указы-вает на сущностные признаки явления в целом, даже если принять во внимание то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии можно обнаружить в нем. Сущностно значимым при определении авторитаризма явля-ется характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авто-ритарный режим либерализует общественную жизнь, не стре-мится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюра-лизм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирит-ся с существованием оппозиции. Руководство различными сфе-рами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организа-циями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно от-сутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической кон-куренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структу-ры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных ре-жимах осуществляется не путем установленных законом проце-дур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, несмотря на отсутствие под-держки со стороны народа, автократии могут существовать дли-тельное время и достаточно успешно. Они способны эффек-тивно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.Указанные черты авторитаризма свидетельствуют об извест-ном сходстве его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отноше-ния дифференцированы и опираются на «ограниченный плюра-лизм», то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стре-мится ликвидировать не только социальный, но и идеологиче-ский плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

13. Политические теории Нового времени. Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.

Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI—XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.

1. Общая характеристика развития политической мысли Нового времени: Одной из фундаментальных политических идей нового времени была идея договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».

В основу теории была положена идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального здания — общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов.

Другая идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.

Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические образования отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким принципом признается рациональность, в иных случаях — свобода, в третьих — равенство и т. д. В таких проектах преломляется весьма различный социально-исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы политико-юридических институтов, пригодной — с их точки зрения — для грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.

Существовала и теория естественного права. Гуго Гроций определял Естественное право определял как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Другое понимание естественного права дал Бенедикт Спиноза. Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.

На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек — это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. "Итак, — писал Спиноза, — под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы. И потому естественное право всей природы и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь".

 

14. Государство как институт политической системы Само слово «государство» (англ. - state, нем. - der Staat, франц. - etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать так: государство - это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания. Между тем, государство - это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел. Государство - это, конечно, политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. А также, государство - единая политическая организация общества, которая распространяет свою публичную власть на территорию всей страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её территории, располагает для этого аппаратом принуждения и управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных для всех велений, и обладает чертами суверенитета. Возможности решения общих (публичных) дел определяется наличием государственного аппарата управления, правомочием (иметь право и мочь) государственных органов принимать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и своих же интересов. Органы государственной власти и управления взаимодействуют с институтами гражданского общества - партиями, общественно-политическими движениями, группами интересов и т.д. при решении общих (публичных) дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому государство можно признать как важнейший элемент, составную часть политической системы общества. Государство - это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое неделимое целое. Можно поэтому утверждать, что государство - это мы, граждане. Социальное назначение государства выражается в его целях и функциях. Цель государства - то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства. Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) - главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Основными функциями государства являются:· обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;· создание и обеспечение адекватной правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения;· создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;· охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;· координация, согласование потребностей и интересов социальных слоёв общества, определение приоритетов его развития;· обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе. В соответствии с функциями государства создаётся структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных. Признаки государства:1) Государство представляет собой единую территорию с организованной политической властью. Это значит:a) государственная власть распространяется на всю территорию и всё население;b) существуют государственные границы;c) государство обладает территориальным верховенством.2) Территория государства делится, как правило, на административные единицы:a) по территориальному признаку;b) по национальному признаку.3) Государство - особая форма организации публичной и политической власти, обладающая аппаратом принуждения.4) Государство организует общественную жизнь на правовых началах.5) Суверенитет - это свойство государственной власти, которое выражается в ерховенстве и независимости данного государства от других видов власти, как внутри страны, так и на международной арене. Это проявляется:a) независимость внешне политической еятельности;b) право на границы;c) право иметь своё государственное управление;d) право иметь своё гражданство и принимать в него;e) право иметь самостоятельное определение приоритетов экономике и социальной политике.6) Государство выступает в качестве арбитра примиряющего социальные классы и социальные группы между собой, а также устраняющего экономические противоречия.7) Имеет свой флаг, герб, гимн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.01 с.)