Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я концепция как результат процесса самопознания

Поиск

Понятие Я-концепции

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Это динамическая система представлений человека о самом себе

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Э та функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я- представления индивида о самом себе.

2. Самооценка- аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Степень осознанности Я-концепции во многом зависит от человека, развития его способности к самопознанию, его стремления к самопознанию и привычки систематически заниматься самопознанием.

«Кирпичики» образа Я (знания о себе) могут быть истинными и ложными, адекватными и неадекватными, относительно полными и фрагментарными. Если человек обнаруживает в себе качество, которое присуще ему на самом деле, то такое знание будет истинным. Ложное знание о себе — это обнаружение и фиксация качества, которое не развито в данной личности. Не говоря уже о ложном, истинное знание о себе может отличаться степенью адекватности (здесь уже вклинивается отношенческий компонент). Например, личность считает себя коммуникабельной, контактной, однако окружающие полагают, что коммуникабельность у данного человека развита незначительно. Наконец, полнота знаний о себе предполагает всестороннее познание какого-либо качества или личности в целом. Человек, анализируя свои качества, выделяет не только содержательные характеристики, но и степень их развития, сферы приложения, осознает ограничения, определяет сильные и слабые стороны. Фрагментарность — это отрывочность, односторонность, неспособность к объяснению, установлению причинно-следственных связей.

 

23. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ

Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти - влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).

В психологии под памятью понимают психические процессы запечагления, сохранения, последующие узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений и навыков. Психологическая наука ставит перед собой задачу изучения того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приоб- ретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ

Запоминание. Первоначальная форма запоминания - непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре головного мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Успех запоминания зависит от того, в какой степени материал осмысливается человеком. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании логических связей между частями материала. Оно требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно.

Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности.

Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и материал изменяется мало, а статическое сохранение - в долговременной памяти, и материал обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Она проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

24. основные отечественные психологические школы и теории

Одним из фундаментальнейших вкладов отечественной психологии в мировую науку является разработка теории деятельности. Эта теория существует и развивается уже на протяжении более 50 лет. В "первый эшелон" ее создателей входят такие выдающиеся психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и многие другие.

Основные исходные положения теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями заключаются:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные -производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Эта теория характеризует социальную ориентированность психологии, и использует в качестве системообразующей такой интегральной категории, как предметная деятельность. Деятельность - форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот "идеальный образ", который существует в сознании человека. Таким образом, деятельность способна выступить в качестве того объективного фактора, с помощью которого возможно воссоздание "идеального плана" человеческого сознания.

Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своим поведением и действиями, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности он включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельности приводит к "перенесению внутрь" (интериоризации) внешних действий и реализуемых ими социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся произвольностью и осознанностью.

Деятельность человека имеет макроструктуру, которую разработалА.Н. Леонтьев. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких "слоев", или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это, во-первых, уровень особенных деятельностей, затем уровень действий, следующий - уровень операций, наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - это основная единица анализа деятельности. По определению действие - это процесс, направленный на реализацию цели - образа желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию.

Как известно, труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: "сделай то", "возьми это", "пойди туда" и т.п.

Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Человек говорит себе "встань" - и встает; он говорит себе "я должен это сделать" - и делает.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению -Л.С.Выготского, был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Л.С. Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т.п.).

Идея интериоризации лежит в основе развития высших психических функций.

В развитии поведения человека наблюдаются две линии. Одна - естественное "созревание". Другая - культурное совершенствование, овладение культурными способами поведения и мышления. Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; что культурное развитие заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития. Этими средствами являются язык, письмо, система исчисления и др.

25. Приемы воображения
1 Агллютинация - склеивание различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств частей. (сказ образы – кентавр, русалка, изб на кур ножках)
2 Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (мальчик с пальчик, великан). Изменение количества частей предмета и их смещение (дракон с тремя головами, циклоп)
3 Акцентрирование или заобострение. Подчеркивание каких либо признаков (карикатура)
4 Типизация. Выделение существ повторяющегося в однородных образах (Иван-дурак, Обломов, Чичиков)
5 Схематизация. Отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступаю четко. (использ художниками при создании орнаметра, элементы которых взяты из раст мира)
Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.
Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

26. понятие функции виды общения

Виды и функции общения

 

Общение, не смотря на внешнюю простоту, являет собой весьма сложный и многоплановый процесс, в ходе которого устанавливаются и получают развития межличностные контакты. Общение является физическим проявлением потребности человека в совместной деятельности, и в ходе него происходит обмен информацией, восприятие и понимание партнера. Главное в общении – это эмоциональная сфера, сознание людей. Мы рассмотрим виды и функции общения.

Виды общения

Говоря об общении, выделяют цели, виды, структуру, функции. Именно виды являются одной из главных характеристик, которая позволяет указать на саму суть контакта с другим человеком или людьми. Среди них можно перечислить следующие:

Формальное общение – общение, при котором используют привычные маски (вежливость, строгость и прочие) с целью скрыть истинные эмоции. При этом стремление понять собеседника отсутствует.

Примитивное общение – общение, при котором люди оценивают друг друга как мешающий или способный помочь объект. Получив желаемое, человек прекращает общение.

Формально-ролевое общение – общение, построенное на соотношении социальных ролей.

Деловое общение – общение, виды и функции которого учитывают особенности личности, настроения собеседника, но в основе лежат интересы дела.

Духовное, межличностное общение друзей - общение, функции и виды которого заключаются в глубоком понимании, поддержке друг друга.

Манипулятивное общение – общение, целью которого является получение выгоды.

Светское общение – общение беспредметное, при котором говорят то, что принято, а не то, что думают.

Функции, виды, уровни и средства общения характеризуют общение с разных сторон и позволяют лучше понимать его механизм и правила его использования, без учета которых сложно эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Функции общения

Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения. Всего выделяют шесть функций:

Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).

Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).

Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).

Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).

Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).

Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).

Понимая механизмы общения, человек начинает иначе смотреть на этот важнейший социальный инструмент, который позволяет совершенствоваться и достигать поставленных целей.

 

28. Характеристики и строение человеческой деятельности

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: 1) мотив; 2) цель; 3) предмет; 4) структура; 5) средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает человека выполнять ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляются пластичность деятельности, связь деятельности со свойствами независимо существующих от нее объектов. Это, в свою очередь, предполагает детерминированность деятельности человека внешним миром и опредмечивание потребности, превращение ее в конкретный мотив деятельности. В дальнейшем деятельность субъекта направляется уже не самим объектом, а его образом. Таким образом, осознанная потребность становится мотивом поведения.

В качестве цели деятельности выступает идеальное представление ее (деятельности) будущего результата, которое определяет характер и способы действий человека. Результатом деятельности может быть реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат.

Цель не привносится в индивидуальную деятельность извне, а формируется самим индивидом.

В этот процесс неизбежно включается опыт, накопленный человечеством, который данный индивид усваивает в процессе обучения и воспитания. Обычно в процессе деятельности человек имеет не одну, а целую систему подчиненных друг другу целей.

Понятиям мотива и цели в психологическом анализе деятельности принадлежит важное место. Немотивированной деятельности, так же, как и нецеленаправленной, просто не может быть. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и развертывающихся в ходе деятельности.

Важно подчеркнуть, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристику и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель – к предмету, на который деятельность направлена и который должен быть в ходе ее выполнения преобразован в продукт.

Предметом деятельности называется то, с чем непосредственно имеется дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия или операции.

Виды деятельности

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: 1) игру; 2) учение; 3) труд. Они различаются: 1) по конечным результатам; 2) по организации; 3) по особенностям мотивации.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное значение.

В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.

В игре имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 – в «дочки-матери». Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Труд – процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

В отличие от игры учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией: 1) мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры; 2) основным мотивом учения и труда являются чувство долга, чувство ответственности.

Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимно существуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Внесение игровых моментов в процесс обучения позволяет повысить эффективность усвоения материала. В жизни взрослого человека игра также имеет большое значение, занимая определенное место в организации отдыха.

Хотя виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого – учение, а для третьего – труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. Ведущая деятельность – деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности – игра. Ведущий вид деятельности школьника – учение, взрослого – труд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.014 с.)