ТОП 10:

Украина в системе геополитических приоритетов Российской Федерации.



Формирование приоритетов внешнеполитических в настоящий момент с неизбежностью должно исходить из признания двух негативных факторов: объективного ослабления стратегического (экономического, военного, культурного, проч.) потенциала РФ – наследницы бывшего СССР и потери РФ статуса “второго полюса мира”.

В свете сказанного, иерархия внешнеполитических интересов РФ сегодня, должна иметь четыре “яруса”, а именно:

¨ взаимодействие со странами “ближнего зарубежья” с целью установления максимально тесных, желательно, союзнических отношений, в которых ведущую роль будет играть Российская Федерация;

¨ взаимодействие со странами Восточной Европы с целью вовлечения их в орбиту реализации геополитических интересов Российской Федерации;

¨ взаимодействие с государствами Ближнего и Дальнего Востока в целях реализации программы “многополюсного мира”;

¨ взаимодействие с западноевропейскими государствами в целях дипломатического обеспечения решения поставленных задач.

Конечной целью внешней политики РФ, с нашей точки зрения, должно стать восстановление утраченного статуса мировой державы.

И, в силу сложившихся внутри и внешнеполитических обстоятельств, Украине при решении поставленной задачи отводится особое место.

Украина – ключевое звено в формировании внешнеполитической стратегии российской федерации в отношении стран “ближнего зарубежья”.

Особая роль Украины в формировании иерархии внешнеполитических приоритетов РФ основывается на понимании следующих моментов, а именно:

1. Исходным пунктом российской государственности является Киевская Русь. Окончательное размежевание Украины и России ставит под сомнение историческую преемственность государственной власти в РФ. Без Украины история России не имеет начала и, следовательно, лишается смысла. Государство не имеющее истории, не имеет и исторических перспектив. Возвращение Украины в сферу российского влияния в историософском плане является (по выражению И. Канта) “условием возможности” существования российской государственности.

2. По своей природе, исторической традиции, цивилизационному типу Россия является континентальной империей. Сущность империи состоит в объединении под эгидой сильной власти различных народов по принципу цивилизационной идентичности. В Российской империи (как бы в различные времена она не называлась) империообразующими нациями являлись восточнославянские народы: великорусский, белорусский, украинский. Окончательное государственное размежевание великорусского и украинского народов ставит под сомнение существование Российского государства, как имперского образования (не случайно З. Бзежинский в свое время утверждал: “Россия без Украины – не империя”). Другими словами, государственное размежевание Украины и России является объективным источником распада российской государственности. Отсюда – воссоединение Украины и России на кондициях исторической преемственности (т.е. путем преодоления украинской национальной идеи) является необходимым условием возрождения России, как субъекта мировой истории.

3. Восстановление адекватных отношений России с Украиной имеет громадное геополитическое значение. В геополитическом смысле союз Украины с Россией означает выход России к Черному морю, и далее – на Балканы, к Черноморским проливам, на Ближний Восток и, в целом, в Азиатский регион. Возрождение реального союза Украины и России обеспечит усиление позиций РФ в Средиземноморье, Центральной Европе, в том числе, и в контактах – прежде всего - с Германией, Восточноевропейскими государствами, затем и – с Англией, Францией, Скандинавскими странами. Оптимизация отношений Украины с Россией будет способствовать эффективному противостоянию исламской угрозе. Если говорить в целом, возращение Украины в орбиту политического влияния Российской Федерации снимет вставший в последнее время в полном объеме “Восточный вопрос” и, в конечном счете, вернет России статус мировой державы. И все это имеет сугубо практическое значение. «Географическое положение наполовину решает успешность и развитость экономики, а удаленность от портов и судоходных рек – лишает государство половины доходов».

4. Украина имеет чрезвычайно выгодное транзитное положение. Через ее территорию проходят важные пути поставок в Западную Европу российских энергоносителей. Неурегулированность отношений России и Украины заставляет последнюю искать альтернативные маршруты транзита углеводородов. Отсюда – оптимизация российско-украинских отношений может стать значимым источником пополнения государственного бюджета РФ.

5. В годы советской власти народное хозяйство Украины формировало значительный сектор экономического потенциала СССР. Сельское хозяйство, машиностроение, угледобывающая и химическая промышленность, атомная энергетика – все эти отрасли составляли основу экономики Украины. При этом, в значительной своей части, экономика Украины была (да, и теперь, в не малой степени, остается) ориентированной на Россию. После распада Советского Союза, от разрушения хозяйственных связей на Украине более всего пострадали те отрасли производства, которые имели рынки сырья или сбыта в России. Между тем, и сегодня Украина обладает большим экономическим потенциалом, нежели, скажем, республики Средней Азии (исключая нефтеносный Туркменистан). При наличии продуманной экономической политики, при наличии сильной политической воли, развитие кооперации с украинскими предприятиями может стать существенным фактором возрождения экономики и Российской Федерации, и Украины.

Однако, реализации геополитических интересов Российской Федерации препятствуют следующие основные факторы: внешнеполитическая стратегия Соединенных Штатов Америки и их европейских союзников, недружественная РФ позиция киевского руководства (участие Киева в блоке ГУУАМ, имеющем явно антироссийскую направленность, и факт отсутствия подписи президента Украины под Уставом СНГ и Договором о коллективной безопасности, и бесконечные споры российского и украинского внешнеполитических ведомств вокруг Севастополя, Крыма и Черноморского флота, и дискриминационная политика деруссификации, проводимая администрацией Кучмы и т.д., и т.п. ).{13}

Внешняя политика Украины.

Со времен провозглашения независимости Украина строит свою внешнюю политику на основе безоговорочного соблюдения норм и принципов международного права, Устава ООН, Общей декларации прав человека, Хельсинского Заключительного Акта, Парижской хартии для новой Европы и иных документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти положения закреплены в одобренных Верховным Советом "Основных направлениях внешней политики Украины". Украина утвердила себя полноправным субъектом европейского и мирового сообщества, добилась международных гарантий безопасности, заключила договора о дружбе и сотрудничестве со всеми соседними странами, стала важным фактором стабильности на европейском континенте. Это государство показало миру пример ядерного разоружения, добровольно отказавшись от третьего в мире по мощности ядерного арсенала.

Спектр взаимоотношений Украины с мировым сообществом постоянно расширяется, ее голос весомо воспринимается в международных организациях. Подтверждением этому стало избрание Украины непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2000-2001 гг. от группы стран Восточной Европы. Украина продолжает настойчиво осуществлять свой стратегический курс на интеграцию в Европейский Союз, что является одним из основных внешнеполитических приоритетов страны.

Сегодня Украину как независимое суверенное государство уже признали 167 стран мира, 164 из них установили с Украиной дипломатические отношения. В Украине функционирует 62 посольства иностранных государств, 4 отделения посольств, 14 представительств международных организаций, 15 генеральных консульств, 19 стран представлены почетными консулами. Послы 51 страны мира выполняют свои функции в Украине по совместительству. На сегодня Украина представлена своими дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в 62 странах мира, в которых функционирует 60 посольств, 13 генеральных консульств, 6 постоянных представительств при международных организациях.

Внешняя политика Украины характеризуется сбалансированностью, предсказуемостью и взвешенностью. Говоря об основных направлениях внешней политики Украины следует выделить стратегические направления:

· европейская интеграция,

· развитие стратегического сотрудничества с Российской Федерацией,

· развитие стратегического сотрудничества с Соединенными Штатами Америки;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с соседними и другими странами.

Эти стратегические направления, безусловно, дополняются развитием отношений на других направлениях, которые представляют интерес для государства.

В плане развития регионального сотрудничества активно реализуется позиция Украины относительно Содружества Независимых Государств. Главы государств-участниц СНГ приняли стратегию реформирования Содружества как раз на тех основах, которые предложила Украина. И в этой связи особое ударение было сделано на реализации идеи создания зоны свободной торговли.

Об активной региональной позиции Украины свидетельствует также активизация деятельности в рамках объединения ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова). Сегодня речь идет о возможности вступления в эту организацию Болгарии и Румынии. В рамках ГУУАМ создан институт национальных координаторов от стран участниц, которые регулярно проводят свои заседания поочередно в каждой из стран. По инициативе Украины ныне осуществляются шаги по дальнейшей структуризации консультативного форума.

Важную роль играет Украина в миротворческих процессах. Как одно из государств-основателей Организации Объединенных Наций она придает исключительное значение деятельности ООН по поддержанию мира и безопасности на всем земном шаре, рассматривая участие в этой деятельности как важный фактор своей внешней политики. Представители Украины входят в состав 7 из 17 действующих операций ООН по поддержанию мира. Начиная с июля 1992 года государство сделало существенный вклад в миротворческие операции ООН. За 9 лет в них приняли участие свыше 12 тысяч военнослужащих Вооруженных Сил и около 200 работников органов внутренних дел Украины. Они выполняли почетную миротворческую миссию в Анголе, Гватемале, Боснии и Герцеговине, Македонии, Таджикистане, Хорватии. К сожалению, за годы участия Украины в операциях по поддержанию мира погибло 19 военнослужащих и около 60 получили ранения.

В соответствии с определенными Президентом Украины Л.Д.Кучмой задачами, ключевыми ориентирами внешней политики Украины остаются прогнозированность и стабильность, а также предсказуемость и взвешенность. Будет продолжаться линия на реализацию трех самодостаточных, магистральных и взаимодополняющих векторов внешней политики, а именно: европейский выбор, стратегическое партнерство с Российской Федерацией, стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки. Эти три магистральные вектора внешней политики будут развиваться параллельно с сотрудничеством со всеми соседними странами, странами-участницами Содружества Независимых Государств, особое внимание будет уделяться развитию сотрудничества со странами Европейского Союза. Продолжается работа по преобразованию Украины в мощное региональное государство, утверждение ее геостратегической роли в новом мировом порядке. {10}

НАТО и Украина.

Структура и история создания НАТО. Североатлантический альянс (НАТО) был образован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4 апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран.

Поводом для создания договора был увеличивающий размах холодной войны. Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индиви- дуальной защиты от советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО является североатлантический совет ,который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже).Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты. Военный комитет НАТО (под началом комитета планирования защиты), состоящий из старших военных представителей каждой страны-участника НАТО, кроме Исландии, которая вооруженных сил не имеет, и представлена гражданским лицом и Франции, которая вышла в 1966 году из военного союза, оставаясь при этом участником НАТО, рекомендует на комитете планирования защиты план защиты. Вооруженные силы стран- членов НАТО включают в себя назначенного в мирное время командира ,который в случае войны будет исполнять на местах приказы военного комитета. Командиры отвечают за разработку планов защиты для их областей, для определений требований к войскам и за проведение военных учений.

Принципиально важное значение имеют отношения Украины с НАТО, в частности в сфере миротворческой деятельности, которая осуществляется под политическим руководством ООН.

Непосредственные отношения между Украиной и НАТО могут иметь положительный, с точки зрения национальных интересов Украины, "балансирующий", а при необходимости - и "сдерживающий" эффект на отношения с РФ.

Отношение Запада к Украине в контексте расширения НАТО требует более детального рассмотрения и является одним из самых тонких вопросов, которые будут стоять перед политиками, аналитиками и другими представителями государственных и научных кругов как Запада, так и Востока. Вариант вхождения Украины в ближайшее время в Североатлантический Альянс практически исключен. Поэтому Украине и Западу нужно разработать стратегический курс, направленный на укрепление независимости Украины и обеспечение ее развития по западной модели. Лидеры Украины опасаются, что расширение НАТО на восток может оставить Украину в "серой зоне", где она, как и раньше, будет ощущать давление РФ, не имея защиты от ее возможных неоимперских амбиций.

В НАТО неоднократно делались заявления о том, что расширение военно-политического союза усилит европейскую безопасность в целом и не создаст новых демаркационных линий. Справедливость этих утверждений в наибольшей степени будет зависеть от того, найдется ли для Украины соответствующее место в общей стратегии Запада. Вопрос о вхождении Украины в НАТО неминуемо отражается и на внутренней политике РФ, Соединенных Штатов и европейских стран; этот вопрос станет важным фактором в деятельности НАТО, в отношениях между Западом и РФ.

Отношение Запада к Украине остается неоднозначным. Европейцы до сих пор не уверены, является ли Украина "настоящим государством", и не склонны инвестировать значительные средства в дело стабилизации Украины, в особенности в связи с возрастанием количества экономических проблем в их собственных странах. Кое-кого беспокоит то, что очень большая заинтересованность Запада в Украине может вызвать противодействие РФ и усложнить отношения с Москвой, и так уже очень сложные из-за расширения НАТО.

На Западе не существует единого понимания ее места и роли в европейской системе безопасности после окончания "холодной войны". Украина не является членом Западноевропейского Союза или Европейского Союза, и, как считают западные аналитики, едва ли присоединится к ним в ближайшем будущем, если вообще когда-нибудь присоединится. Вместе с тем Киев продолжает находиться в значительной экономической зависимости от РФ и ощущает ее возрастающее давление, для которого она имеет все рычаги - от политических до экономических, что приводит к ограничению выбора решений Украиной, в том числе и в сфере безопасности. Последняя, таким образом, продолжает находиться в стратегической безысходности, ее раздирают стремление к укреплению связей с Западом и назойливые попытки РФ погрузить Украину в сферу своих интересов.

Официально Украина продолжает проводить политику нейтралитета. Украинские государственные деятели не имеют принципиальных возражений против расширения НАТО. Они поддержали вступление в НАТО Польши, Чехии и Венгрии, делая ударение на том, что ни одно государство не имеет права накладывать вето на участие другой в любом военно-политическом союзе. Вместе с тем они выступили за постепенное, эволюционное расширение и призывали НАТО принимать во внимание интересы безопасности и других стран, которые не входят в блок, в частности Украины.

По мнению украинских официальных лиц, замедленный график расширения даст Украине время на стабилизацию и уменьшит шансы преобразования ее в буфер между РФ и расширенным НАТО. Кроме того, это даст возможность сформироваться новой европейской системе безопасности и будет оказывать содействие преобразованию НАТО из организации, которая ориентируется на коллективную оборону, в структуру обеспечения коллективной безопасности.

Стратегия Украины остается направленной на то, чтобы выиграть время и сохранить возможность выбора (в пользу западных приоритетов). Украина не готова подавать заявление о вступлении в НАТО. Украинские официальные лица понимают, что такой шаг непременно будет расцениваться РФ как провокация и приведет к усилению как политического, так и экономического давления на Украину.

Вынужденная временная сдержанность Украины в решении вопроса о вступлении в НАТО вызывает необходимость разработки надежной стратегии отношений между Западом и Украиной ради поддержки независимости и безопасности последней. В ней должны быть учтены четыре императива политического и стратегического характера.

Во-первых, Запад должен поддерживать Украину и препятствовать формированию "корейского синдрома", который может возникнуть, если политика расширения НАТО приведет к разделению украинского общества на сторонников и противников вступления в НАТО.

Вторым императивом (неразрывно связанным с первым) является необходимость прогнозирования возможного влияния расширения Альянса на региональную безопасность в Центральной Европе и, в частности, в странах, которые не входят в состав первой волны расширения (высказывается мысль, что второй волны в ближайшие десять лет может и не быть, то есть это то время, которое будет нужно Западу, чтобы "переварить" новых членов Альянса).

Следующий, третий императив, состоит в необходимости облегчения для стран Центральной Европы процесса вступления в Европейский Союз путем решения вопросов, связанных с их безопасностью. Не вызывает сомнений, что случаи расхождения политических позиций при обсуждении проблем расширения состава участников ЕС связаны с распределением финансовых обязательств среди членов союза и с процессом политических и экономических реформ в государствах-кандидатах. При этом официальные представители ЕС считают, что вступление центральноевропейских стран в эту организацию без выяснения возможных последствий в сфере безопасности и обороны не представляется возможным.

Четвертый императив является самым актуальным для стран - членов НАТО. Любая стратегия относительно Украины должна отвечать не только внутренним политическим потребностям НАТО, но и принципу консенсуса, который Альянс признает ведущим. В более широком контексте решение украинского вопроса будет рассматриваться как основное испытание на прочность многократно провозглашенных заверений Североатлантического Альянса о том, что его расширение укрепит не только безопасность новых участников, но и стабильность во всей Европе.

То есть украинский вопрос должен учитывать и проблему взаимоотношений РФ и Запада. Именно это является сложным и деликатным моментом как в переговорном процессе РФ и НАТО, так и в диалоге РФ - США. И если расширение НАТО будет происходить неосторожно, то это может усложнить проблемы безопасности Украины и вызвать противодействие со стороны РФ, не исключая стремления последней ускорить интеграционные процессы в СНГ с всеми отрицательными следствиями такого развития событий.

Для того, чтобы отвечать вышеизложенным императивам, которые часто противоречат друг другу, стратегия НАТО относительно Украины должна быть основана на нескольких принципах, которые взаимодополняют друг друга, и учитывать интересы всех заинтересованных сторон. При условии надлежащего уровня координации дальнейшей деятельности кумулятивный эффект всех составных стратегии будет превышать арифметическую сумму результатов отдельно взятых компонентов. Ключевыми составными элементами будущей стратегии должны стать нижеприведенные факторы.

Поддержка политических и экономических реформ. Не основным ли ручательством независимости и безопасности Украины в будущем является процесс реформ? Их успех, причем как политических, так и экономических, есть первичное условие независимости Украины, ее интеграции в западный мир и поддержки ее внешнеполитических усилий со стороны государств Запада. Чем быстрее Украина будет продвигаться по пути внутренних политических и экономических реформ, тем вероятней может быть помощь Запада. В случае успеха внутренних реформ Украине будет легче интегрироваться в европейские структуры; более того, успешные реформы укрепят ее независимость и отдалят от советского прошлого. И наоборот, торможение процесса реформ до сих пор является опасным препятствием на пути к успешной интеграции Украинского государства в европейский мир.

Оборонительное сотрудничество с НАТО. Сотрудничество в области обороны и безопасности также может стать важным компонентом любой стратегии, призванной укрепить независимость Украины. Естественно, что региональная безопасность стран Центральной Европы должна начинаться именно с Востока, то есть со стран, которые географически расположены на восточных границах Европы и в которых все еще длятся процессы создания и развития собственных систем национальной безопасности и обороны. В настоящее время вооруженное нападение какой-либо страны региона на своего соседа является маловероятным, но полностью исключать такую возможность не следует.

В связи с этим НАТО следует оказывать содействие Украинскому государству в наращивании уже существующих между ними договоренностей о воинском сотрудничестве и общем обеспечении региональной безопасности. При условиях, когда в политической элите страны не всегда есть единое мнение относительно целесообразности вступления в Альянс, расширенное военное сотрудничество между Украиной и НАТО заслуживает поддержки как шаг на пути к более эффективной системе региональной безопасности и организации обороны. Общие действия в области военного сотрудничества, во-первых, будут оказывать содействие оборонительному строительству Украинского государства, а во-вторых, создадут условия для дальнейшего продвижения Украины к западной модели развития, независимо от того, вступит ли она с течением времени в Альянсу или нет. В конце концов, с политической точки зрения для Украины важно продемонстрировать, что она является активным членом строительства европейской архитектуры безопасности, а не наблюдателем событий, которые происходят в Европе.

Указом президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического договора (НАТО) на период до 2001 года. (Это многостраничный документ, детально определяющий аспекты взаимодействия: от целей до ответственных исполнителей.) По своей сути эта программа реализует механизм вступления Украины в НАТО.

Общие положения.

Стратегической целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и евроатлантические структуры.

Украина рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности в Европе и весомую составляющую системы общеевропейской безопасности.

Новый уровень и характер отношений между Украиной и НАТО определяется Хартией об особом партнерстве от 9 июля 1997 года (далее Хартия).

Государственная программа сотрудничества Украины с НАТО (далее Программа) рассчитана на период до 2001 года и имеет целью обеспечить полное и качественное выполнение Хартии.

Цели Программы:

достигнуть до конца 2000 года выполнения основных задач, определенных Хартией;

углубить сотрудничество в рамках Совета Евроатлантического Партнерства (СЕАП), Комиссии Украина-НАТО и Программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) с тем, чтобы вывести его на уровень, которому должны соответствовать отношения особого партнерства между Украиной и НАТО;

служить основой для формирования ежегодного Рабочего плана имплементации Хартии и Индивидуальной программы партнерства (ИПП), а также инструментом, обеспечивающим их полное и качественное выполнение;

достигнуть определенных Украиной целей взаимосовместимости в соответствии с процессом планирования и оценки (ПАРП);

содействовать установлению тесных связей между министерствами и другими центральными органами исполнительной власти Украины, которые принимают участие в реализации Хартии, и соответствующими структурами НАТО;

создать действенный механизм информационного обеспечения сотрудничества с НАТО.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.2.109 (0.013 с.)