![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение периферического нерва: 13. Укажите клетки, передающие нервный импульс
Цели обучения 4.1. Общая цель: Выяснить общий уровень подготовки по изучаемым разделам. 4.2. Учебные цели занятия:
1. Студент должен иметь представление о гистохимических особенностях объ- 2. Студент должен знать гистологические препараты нервной ткани, нервной 3. Студент должен уметь различать орган в микроскопах, тканевые компоненты 4.3. Психолого-педагогическая цель: Для современной гистологии характерен В ходе занятия целесообразно отметить приоритет ученых, показать достиже- Необходимо напомнить студентам, что биологическая природа человека такова, Во время занятия студенты должны соблюдать все правила микроскопирования. Знания гистофизиологии тканей являются исходными для овладения разделами 5. Место проведения контрольного занятия - учебная комната
6. Оснащение занятия: 1. Микроскопы 2. Таблицы 3. Препараты 4. Компьютер 7. Структура содержания темы (хронокарта): Продолжительность занятия: 135 минут
Аннотация
Занятие проводится в форме экзамена: тестирование, собеседование и сдача На занятии первоначально каждый студент получает билет, в котором 20 тесто- Отвечая на вопросы, студент должен стремиться излагать материал по принци- Предлагаемая ситуационная задача аналогична тем, которые приводятся в сбор- Основная терминология расшифрована в сборнике: «Толковый словарь гистологи- К билету прилагается два (или несколько) «немых» препаратов (без этикеток). Оценка выставляется, как общий средний балл по всем вопросам. Критерии 9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1) 10. Тестовые задания по теме (приложение №2) 11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3) 12. Рекомендации по УИРС Написание рефератов: 1. Дегенерация и регенерация нервных волокон. 2. Основные положения нейронной теории. 3. Морфология и функциональное значение различных чувствительных нервных 4. Развитие копы большого мозга млекопитающих и человека. 5. Гематоэнцефалический барьер, его морфофункциональная характеристика. 6. Передача информации от нейрона к нейрону как основа функциональной дея- 7. Тормозные системы нейронов мозжечка и коры большого мозга.
8. Происхождение рецепторных клеток. 9. Развитие и морфофункциональные особенности фоторецепторных клеток у 10. Развитие и морфофункциональные особенности рецепторных клеток органа
11. Развитие и морфофункциональные особенности рецепторных клеток органа 12. Молекулярные и ультраструктурные основы рецепции. 13. Перечень практических умений Студент должен уметь: 1. Микроскопировать гистологические препараты 2. Дифференцировать микропрепараты тканей позвоночных. 3. Дифференцировать микропрепараты систем органов. Стандарты ответов 1-3 1. Препарат №52 Нейрофибриллы в нервных клетках спинного мозга 2. Препарат №44 Базофильное вещество в нервных клетках спинного мозга 3. Препарат №45 Безмиелиновые нервные волокна 4. Препарат №46 Миелиновые нервные волокна 5. Препарат №47 Поперечный срез нервного стволика 6. Препарат №113аОсязательное тельце Мейснера 7. Препарат №113а Тельце Фатер-Пачини 8. Препарат №50 Спинальный ганглий 9. Препарат №51 Спинной мозг 10. Препарат №55Мозжечок 11. Препарат №56 Кора больших полушарий 12. Препарат №148 Роговица глаза 13. Препарат №151 Задняя стенка глаза 14. Препарат №79 Листовидные сосочки языка (вкусовые почки) 15. Препарат №155 Аксиальный срез улитки (кортиев орган) В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам" -студенческие Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2. Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8 Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микро- 1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного 2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх. 3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фрон- 4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсион-
Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы раз- 1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью 2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы 3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения 4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате. 5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.
14. Список литературы: Основная литература: 1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.
Дополнительная литература: 1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.
Методические пособия, рекомендации: 1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с. 2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с. 3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с. 4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с. 5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.
Приложение №1 Вариант №1 1. Назовите тканевые элементы нервной ткани. 2. Как устроено белое вещество мозжечка? 3. Строение и функции радужки. 4. Охарактеризуйте передние рога спинного мозга. Вариант №2 1. Назовите составные компоненты базофильного вещества. 2. Функциональная характеристика клеток вегетативного ганглия. 3. Строение наружной оболочки глаза. 4. Охарактеризуйте пучковые клетки спинного мозга. Вариант №3 1. Перечислите виды макроглии. 2. Назовите слои коры больших полушарий. 3. Общая характеристика органов чувств. 4. Морфология и функция боковых рогов спинного мозга. Вариант №4 1. Назовите источник развития микроглии. 2. Какие клетки в коре мозжечка являются эффекторными, в каком слое они на- 3. Дайте характеристику волосковым (рецепторным) клеткам спинного мозга. 4. Охарактеризуйте корешковые клетки спинного мозга. Вариант №5 1. Назовите нейроциты по функциональной классификации. 2. Что такое «преганглионарное волокно» и «постганглионарное волокно»? Их 3. Строение и роль покровной мембраны кортиева органа. 4. На какие отделы анатомически делится нервная система? Вариант№6 1. Назовите разновидности астроцитов и их функции. 2. Назовите ассоциативные клетки коры большого мозга, место их локализации. 3. Понятие о первично-чувствующих органах чувств. 4. Какова роль нейроцитов спинномозговых ганглиев? Вариант №7 1. Какую функцию выполняет базофильное вещество? 2. Назовите афферентные и эфферентные нервные волокна в коре мозжечка. 3. Строение и функции мозжечка. 4. Куда направляются дендриты чувствительных нейронов спинального ганглия
Вариант №8 1. Перечислите составные части миелинового нервного волокна. 2. Строение вегетативного ганглия. 3. Перечислите слои сетчатки. 4. Назовите источники развития нервной системы. Вариант №9 1. Назовите типы нервных волокон. 2. Что такое «гранулярный и агранулярный тип коры головного мозга»? 3. Какие виды опорных клеток имеются в спиральном органе9 4. Дать морфофункциональную характеристику нейронам спинального ганглия. Вариант № 10 1. Назовите нейроциты по морфологической классификации. 2. Назовите ассоциативные клетки коры мозжечка, в каких слоях они лежат? 3. Местоположение и строение вкусовой луковицы. 4. Какие виды нейроглии встречаются в спинном мозге? Вариант №11 1. Назовите ультраструктурные компоненты нейрофибрилл. 2. Дайте морфологическую и функциональную характеристику клеткам Догеля 2 3. Понятие о вторично - чувствующих органах чувств. 4. Куда направляются аксоны нейронов двигательных ядер передних рогов Вариант №12 1. Какую функцию выполняют олигодендроциты? 2. Дайте морфологическую и функциональную характеристику клеткам Догеля 1 3. Что такое «слуховые пятна», их месторасположение, строение, функция.
4. Куда направляются аксоны псевдоуниполярных нейронов спинномозговых Вариант №13 1. Назовите составные части несвободного инкапсулированного рецептора. 2. Чем представлена периферическая часть вегетативной нервной системы? 3. Строение склеры. 4. Морфология и функция нейронов задних рогов спинного мозга. Вариант №14 1. Дайте определение нервного волокна. 2. Охарактеризуйте клетки - зерна коры мозжечка. 3. Представьте сетчатку, как цепь 3-х нейронов. 4. Каковы морфологические особенности слоев нервной трубки? Вариант №15 1. Назовите составные части нейроцита. 2. Назовите проводящие пирамидные пути, их начало и конец. 3. Назовите и охарактеризуйте стенки перепончатого канала улитки. 4. Перечислите оболочки нейроцитов спинномозговых узлов. Вариант №16 1. Перечислите составные части безмиелинового нервного волокна. 2. Опишите особенности строения грушевидных нейронов мозжечка. 3. Где располагаются орган слуха и равновесия? Назвать источники развития. 4. Назовите функции и место локализации нейронов соматической рефлекторной Вариант №17 1. Назовите виды межнейроновых синапсов. 2. Что такое «миело - и цитоархитектоника» коры больших полушарий? 3. Как устроены наружные и внутренние фаланговые клетки в спиральном орга- 4. Какие виды рефлекторных дуг Вам известны? Их отличие. Вариант №18 1. Укажите, какие структурные компоненты входят в состав неврилеммы. 2. Чем представлена центральная часть вегетативной нервной системы? 3. Каков общий план строения глазного яблока? 4. Чем представлен задний корешок спинного мозга? Вариант №19 1. Назовите отростки нейроцита, их функциональную значимость. 2. Какие нейроциты входят в состав вегетативной рефлекторной дуги? Укажите 3. Как построен хрусталик? Его назначение. 4. Функциональная характеристика основных ядер спинного мозга. Вариант №20 1. Какую функцию выполняют нейрофибриллы? 2. Какие виды нейронов встречаются в коре больших полушарий мозга? 3. Каково строение и месторасположение органа обоняния? 4. Какие отростки чувствительных нейронов заканчиваются рецепторами? Эталоны ответов к вопросам для самоподготовки
Вариант №1 1. Нервная ткань состоит из клеток (нейронов, нейроцитов) и связанных с ними 2. В центре каждой извилины имеется тонкая прослойка белого вещества, в нем 3. Радужка - передняя часть сосудистой оболочки, представляющая собой пиг- 4. В передних рогах спинного мозга расположены двигательные нейроны, пред- Вариант №2 1. Базофильное вещество - скопление гранулярной ЭПС, где идет активный син- 2. а) клетки Догеля I типа - эфферентные, имеют много коротких ветвящихся 3. Наружная оболочка глаза - склера (фиброзная оболочка) состоит из соедини- 4. Пучковые нейроциты спинного мозга - мультиполярные клетки, располагают- Вариант №3 1. К макроглии относятся: эпендимоциты (выстилающие желудочки мозга и 2. 1) молекулярный. 2) наружный ядерный (зернистый). 3) пирамидный. 4) внут- 3. Органы чувств - это периферическая часть анализатора. По И.Павлову анли- 4. Боковые рога спинного мозга представляют собой центры вегетативной нерв- Вариант №4 1. Мезенхима. 2. Эффекторными клетками в коре мозжечка являются мультиполярные груше- 3. Волосковые (рецепторные) клетки кортиева органа делятся на наружные и нием лежат в один ряд. На апикальной поверхности имеется 30-60 уплотнен- Вариант№5 1. а) чувствительные (афферентные, рецепторные) - генерируют нервный им- 2. Преганглионарное нервное волокно имеет в своем составе нейрит мультипо- 3. Покровная мембрана имеет связь с эпителием вестибулярной губы. Представ- 4. Анатомически нервная система делится на центральную и периферическую. К Вариант №6 1. Астроциты - образуют опорный аппарат ЦНС. Это мелкие клетки с многочис- 2. Это клетки лежащие в молекулярном, наружном зернистом, пирамидном, 3. Первично-чувствующие органы чувств (нейросекреторные) - зрение и обоня- 4. В спинно-мозговых узлах локализуются псевдоуниполярные нейроны, кото- Вариант №7 1. Базофильное вещество принимает участие в синтезе белков, необходимых для 2. Афферентные нервные волокна: лазающие (лиановидные и моховидные). Ла- 3. Роговица составляет диоптрический аппарат глаза, состоит из 5 слоев: перед- 4. Дендриты чувствительных нейронов спинального ганглия идут в составе чув- Вариант №8 1. Миелиновое нервное волокно в своем составе имеет осевой цилиндр (отросток 2. Вегетативный ганглий покрыт соединительной капсулой, клетки ганглия
чатые афферентные нейроны (клетки ТТ типа); в) ассоциативные (клетки III 3. Пигментный, слой палочек и колбочек, наружная пограничная мембрана, на- 4. Нервная трубка, ганглиозная пластинка. Вариант №9 1. Миелиновые и безмиелиновые. 2. В моторных центрах коры (например, в центральной извилине) сильно разви- 3. 1) клетки столбы; 2) клетки поддерживающие (фаланговые, дейтерса). 4. Псевдоуниполярные (чувствительные) нейроны спинно-мозгового ганглия Вариант №10 1. По строению нейроны бывают различной формы и величины. По количеству 2. Ассоциативные клетки коры мозжечка: корзинчатые и звездчатые (молеку- 3. Вкусовые луковицы располагаются в толще эпителия, грибовидных, листо- 4. а) эпиндимная глия - выстилает спинномозговой канал; б) протоплазм этиче-
Вариант №11 1. Нейрофибриллы - органоиды специального назначения, располагаются в теле 2. Клетки Догеля II типа - мультиполярные, равноотростчатые, афферентные. 3. Развиваются из эктодермы. Воспринимающим аппаратом являются специали- 4. Аксоны нейронов двигательных ядер передних рогов спинного мозга образу- Вариант №12 1. Олигодендроциты образуют глиальную оболочку (капсулу) вокруг тела ней- 2. Клетки Догеля 1 типа - длинноаксонные, эфферентные нейроны вегетативных 3. Слуховые пятна - чувствительные области мешочков, находящиеся в пред- 4. Аксоны псевдоуниполярных нейронов в совокупности образуют задние ко- Вариант №13 1. Несвободное инкапсулированное нервное окончание в своем составе имеет: а) 2. Периферическая часть вегетативной нервной системы представлена вегета- 3. Склера - наружная оболочка, покрывающая заднюю полусферу глаза. Состоит 4. Нейроны задних рогов - мультиполярные, ассоциативные по функции. Распо-
Вариант №14 1. Нервное волокно - это отросток нервной клетки покрытый глиальной оболоч- 2. Клетки -зерна локализуются в зернистом слое коры мозжечка. Мелкие - муль- 3. а) слой палочек и колбочек (дендриты фоторецепторных нейронов); б) наруж- 4. Нервная трубка на ранней стадии развития состоит из одного слоя цилиндри-
Вариант №15 1. Нейроцит имеет в своем строении тело и два типа отростков: один длинный - 2. а) кортикоспинальный передний - образован аксонами нейронов, располо- 3. Перепончатый канал улитки имеет три стороны и заполнен эндолимфой. Раз- 4. а) мантийная (глиальная); б) соединительно-тканная. Вариант №16 1. Безмиелиновое нервоне волокно состоит из осевого цилиндра (отростка ней- 2. Груше
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.183.165 (0.013 с.) |