Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение периферического нерва: 13. Укажите клетки, передающие нервный импульс
Цели обучения 4.1. Общая цель: Выяснить общий уровень подготовки по изучаемым разделам. 4.2. Учебные цели занятия:
1. Студент должен иметь представление о гистохимических особенностях объ- 2. Студент должен знать гистологические препараты нервной ткани, нервной 3. Студент должен уметь различать орган в микроскопах, тканевые компоненты 4.3. Психолого-педагогическая цель: Для современной гистологии характерен В ходе занятия целесообразно отметить приоритет ученых, показать достиже- Необходимо напомнить студентам, что биологическая природа человека такова, Во время занятия студенты должны соблюдать все правила микроскопирования. Знания гистофизиологии тканей являются исходными для овладения разделами 5. Место проведения контрольного занятия - учебная комната
6. Оснащение занятия: 1. Микроскопы 2. Таблицы 3. Препараты 4. Компьютер 7. Структура содержания темы (хронокарта): Продолжительность занятия: 135 минут
Аннотация Занятие проводится в форме экзамена: тестирование, собеседование и сдача На занятии первоначально каждый студент получает билет, в котором 20 тесто- Отвечая на вопросы, студент должен стремиться излагать материал по принци- Предлагаемая ситуационная задача аналогична тем, которые приводятся в сбор- Основная терминология расшифрована в сборнике: «Толковый словарь гистологи- К билету прилагается два (или несколько) «немых» препаратов (без этикеток). Оценка выставляется, как общий средний балл по всем вопросам. Критерии 9. Вопросы для самоподготовки (приложение №1) 10. Тестовые задания по теме (приложение №2) 11. Ситуационные задачи по теме (приложение №3) 12. Рекомендации по УИРС Написание рефератов: 1. Дегенерация и регенерация нервных волокон. 2. Основные положения нейронной теории. 3. Морфология и функциональное значение различных чувствительных нервных 4. Развитие копы большого мозга млекопитающих и человека. 5. Гематоэнцефалический барьер, его морфофункциональная характеристика. 6. Передача информации от нейрона к нейрону как основа функциональной дея- 7. Тормозные системы нейронов мозжечка и коры большого мозга. 8. Происхождение рецепторных клеток. 9. Развитие и морфофункциональные особенности фоторецепторных клеток у 10. Развитие и морфофункциональные особенности рецепторных клеток органа
11. Развитие и морфофункциональные особенности рецепторных клеток органа 12. Молекулярные и ультраструктурные основы рецепции. 13. Перечень практических умений Студент должен уметь: 1. Микроскопировать гистологические препараты 2. Дифференцировать микропрепараты тканей позвоночных. 3. Дифференцировать микропрепараты систем органов. Стандарты ответов 1-3 1. Препарат №52 Нейрофибриллы в нервных клетках спинного мозга 2. Препарат №44 Базофильное вещество в нервных клетках спинного мозга 3. Препарат №45 Безмиелиновые нервные волокна 4. Препарат №46 Миелиновые нервные волокна 5. Препарат №47 Поперечный срез нервного стволика 6. Препарат №113аОсязательное тельце Мейснера 7. Препарат №113а Тельце Фатер-Пачини 8. Препарат №50 Спинальный ганглий 9. Препарат №51 Спинной мозг 10. Препарат №55Мозжечок 11. Препарат №56 Кора больших полушарий 12. Препарат №148 Роговица глаза 13. Препарат №151 Задняя стенка глаза 14. Препарат №79 Листовидные сосочки языка (вкусовые почки) 15. Препарат №155 Аксиальный срез улитки (кортиев орган) В умении диагностировать и анализировать препараты проявляется способность На кафедре имеются микроскопы биологической серии "Биолам" -студенческие Эти микроскопы имеют увеличение (56-1350 раз), апертура конденсора КОН-3-1,2. Пределы перемещения при центровке мм от 0 до 8 Основные приборы, которыми пользуются студенты на занятии - световой микро- 1. Микроскопия гистологического препарата начинают с установки правильного 2. Препарат помещают на предметный столик, покровным стеклом вверх. 3. Изучают препарат при малом увеличении, при этом расстояние между фрон- 4. Для изучения очень мелких гистологических структур используется иммерсион- Для изучения гистологических препаратов применяют световые микроскопы раз- 1. Объектив малого увеличения (х8) микроскопа довести до щелчка и с помощью 2. Взять гистологический препарат и положить его на столик микроскопа так, чтобы 3. Глядя в окуляр, работать макровинтом микроскопа до появления изображения 4. С помощью микровинта настраиваем резкость. Уже на малом увеличении необходимо понять, какая ткань или какой орган в препарате. 5. Тот участок гистологического препарата, который надо тщательно изучить, переводим на большое увеличение (объектив х20 или х40). Настраивая резкость микровинтом разобрать структуры гистологического препарата.
14. Список литературы: Основная литература: 1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.
Дополнительная литература: 1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.
Методические пособия, рекомендации: 1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с. 2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с. 3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с. 4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с. 5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.
Приложение №1 Вариант №1 1. Назовите тканевые элементы нервной ткани. 2. Как устроено белое вещество мозжечка? 3. Строение и функции радужки. 4. Охарактеризуйте передние рога спинного мозга. Вариант №2 1. Назовите составные компоненты базофильного вещества. 2. Функциональная характеристика клеток вегетативного ганглия. 3. Строение наружной оболочки глаза. 4. Охарактеризуйте пучковые клетки спинного мозга. Вариант №3 1. Перечислите виды макроглии. 2. Назовите слои коры больших полушарий. 3. Общая характеристика органов чувств. 4. Морфология и функция боковых рогов спинного мозга. Вариант №4 1. Назовите источник развития микроглии. 2. Какие клетки в коре мозжечка являются эффекторными, в каком слое они на- 3. Дайте характеристику волосковым (рецепторным) клеткам спинного мозга. 4. Охарактеризуйте корешковые клетки спинного мозга. Вариант №5 1. Назовите нейроциты по функциональной классификации. 2. Что такое «преганглионарное волокно» и «постганглионарное волокно»? Их 3. Строение и роль покровной мембраны кортиева органа. 4. На какие отделы анатомически делится нервная система? Вариант№6 1. Назовите разновидности астроцитов и их функции. 2. Назовите ассоциативные клетки коры большого мозга, место их локализации. 3. Понятие о первично-чувствующих органах чувств. 4. Какова роль нейроцитов спинномозговых ганглиев? Вариант №7 1. Какую функцию выполняет базофильное вещество? 2. Назовите афферентные и эфферентные нервные волокна в коре мозжечка. 3. Строение и функции мозжечка. 4. Куда направляются дендриты чувствительных нейронов спинального ганглия
Вариант №8 1. Перечислите составные части миелинового нервного волокна. 2. Строение вегетативного ганглия. 3. Перечислите слои сетчатки. 4. Назовите источники развития нервной системы. Вариант №9 1. Назовите типы нервных волокон. 2. Что такое «гранулярный и агранулярный тип коры головного мозга»? 3. Какие виды опорных клеток имеются в спиральном органе9 4. Дать морфофункциональную характеристику нейронам спинального ганглия. Вариант № 10 1. Назовите нейроциты по морфологической классификации. 2. Назовите ассоциативные клетки коры мозжечка, в каких слоях они лежат? 3. Местоположение и строение вкусовой луковицы. 4. Какие виды нейроглии встречаются в спинном мозге? Вариант №11 1. Назовите ультраструктурные компоненты нейрофибрилл. 2. Дайте морфологическую и функциональную характеристику клеткам Догеля 2 3. Понятие о вторично - чувствующих органах чувств. 4. Куда направляются аксоны нейронов двигательных ядер передних рогов Вариант №12 1. Какую функцию выполняют олигодендроциты? 2. Дайте морфологическую и функциональную характеристику клеткам Догеля 1 3. Что такое «слуховые пятна», их месторасположение, строение, функция. 4. Куда направляются аксоны псевдоуниполярных нейронов спинномозговых Вариант №13 1. Назовите составные части несвободного инкапсулированного рецептора. 2. Чем представлена периферическая часть вегетативной нервной системы? 3. Строение склеры. 4. Морфология и функция нейронов задних рогов спинного мозга. Вариант №14 1. Дайте определение нервного волокна. 2. Охарактеризуйте клетки - зерна коры мозжечка. 3. Представьте сетчатку, как цепь 3-х нейронов. 4. Каковы морфологические особенности слоев нервной трубки? Вариант №15 1. Назовите составные части нейроцита. 2. Назовите проводящие пирамидные пути, их начало и конец. 3. Назовите и охарактеризуйте стенки перепончатого канала улитки. 4. Перечислите оболочки нейроцитов спинномозговых узлов. Вариант №16 1. Перечислите составные части безмиелинового нервного волокна. 2. Опишите особенности строения грушевидных нейронов мозжечка. 3. Где располагаются орган слуха и равновесия? Назвать источники развития. 4. Назовите функции и место локализации нейронов соматической рефлекторной Вариант №17 1. Назовите виды межнейроновых синапсов. 2. Что такое «миело - и цитоархитектоника» коры больших полушарий? 3. Как устроены наружные и внутренние фаланговые клетки в спиральном орга- 4. Какие виды рефлекторных дуг Вам известны? Их отличие. Вариант №18 1. Укажите, какие структурные компоненты входят в состав неврилеммы. 2. Чем представлена центральная часть вегетативной нервной системы? 3. Каков общий план строения глазного яблока? 4. Чем представлен задний корешок спинного мозга? Вариант №19 1. Назовите отростки нейроцита, их функциональную значимость. 2. Какие нейроциты входят в состав вегетативной рефлекторной дуги? Укажите 3. Как построен хрусталик? Его назначение. 4. Функциональная характеристика основных ядер спинного мозга. Вариант №20 1. Какую функцию выполняют нейрофибриллы? 2. Какие виды нейронов встречаются в коре больших полушарий мозга? 3. Каково строение и месторасположение органа обоняния? 4. Какие отростки чувствительных нейронов заканчиваются рецепторами? Эталоны ответов к вопросам для самоподготовки
Вариант №1 1. Нервная ткань состоит из клеток (нейронов, нейроцитов) и связанных с ними 2. В центре каждой извилины имеется тонкая прослойка белого вещества, в нем 3. Радужка - передняя часть сосудистой оболочки, представляющая собой пиг- 4. В передних рогах спинного мозга расположены двигательные нейроны, пред- Вариант №2 1. Базофильное вещество - скопление гранулярной ЭПС, где идет активный син- 2. а) клетки Догеля I типа - эфферентные, имеют много коротких ветвящихся 3. Наружная оболочка глаза - склера (фиброзная оболочка) состоит из соедини- 4. Пучковые нейроциты спинного мозга - мультиполярные клетки, располагают- Вариант №3 1. К макроглии относятся: эпендимоциты (выстилающие желудочки мозга и 2. 1) молекулярный. 2) наружный ядерный (зернистый). 3) пирамидный. 4) внут- 3. Органы чувств - это периферическая часть анализатора. По И.Павлову анли- 4. Боковые рога спинного мозга представляют собой центры вегетативной нерв- Вариант №4 1. Мезенхима. 2. Эффекторными клетками в коре мозжечка являются мультиполярные груше- 3. Волосковые (рецепторные) клетки кортиева органа делятся на наружные и нием лежат в один ряд. На апикальной поверхности имеется 30-60 уплотнен- Вариант№5 1. а) чувствительные (афферентные, рецепторные) - генерируют нервный им- 2. Преганглионарное нервное волокно имеет в своем составе нейрит мультипо- 3. Покровная мембрана имеет связь с эпителием вестибулярной губы. Представ- 4. Анатомически нервная система делится на центральную и периферическую. К Вариант №6 1. Астроциты - образуют опорный аппарат ЦНС. Это мелкие клетки с многочис- 2. Это клетки лежащие в молекулярном, наружном зернистом, пирамидном, 3. Первично-чувствующие органы чувств (нейросекреторные) - зрение и обоня- 4. В спинно-мозговых узлах локализуются псевдоуниполярные нейроны, кото- Вариант №7 1. Базофильное вещество принимает участие в синтезе белков, необходимых для 2. Афферентные нервные волокна: лазающие (лиановидные и моховидные). Ла- 3. Роговица составляет диоптрический аппарат глаза, состоит из 5 слоев: перед- 4. Дендриты чувствительных нейронов спинального ганглия идут в составе чув- Вариант №8 1. Миелиновое нервное волокно в своем составе имеет осевой цилиндр (отросток 2. Вегетативный ганглий покрыт соединительной капсулой, клетки ганглия
чатые афферентные нейроны (клетки ТТ типа); в) ассоциативные (клетки III 3. Пигментный, слой палочек и колбочек, наружная пограничная мембрана, на- 4. Нервная трубка, ганглиозная пластинка. Вариант №9 1. Миелиновые и безмиелиновые. 2. В моторных центрах коры (например, в центральной извилине) сильно разви- 3. 1) клетки столбы; 2) клетки поддерживающие (фаланговые, дейтерса). 4. Псевдоуниполярные (чувствительные) нейроны спинно-мозгового ганглия Вариант №10 1. По строению нейроны бывают различной формы и величины. По количеству 2. Ассоциативные клетки коры мозжечка: корзинчатые и звездчатые (молеку- 3. Вкусовые луковицы располагаются в толще эпителия, грибовидных, листо- 4. а) эпиндимная глия - выстилает спинномозговой канал; б) протоплазм этиче-
Вариант №11 1. Нейрофибриллы - органоиды специального назначения, располагаются в теле 2. Клетки Догеля II типа - мультиполярные, равноотростчатые, афферентные. 3. Развиваются из эктодермы. Воспринимающим аппаратом являются специали- 4. Аксоны нейронов двигательных ядер передних рогов спинного мозга образу- Вариант №12 1. Олигодендроциты образуют глиальную оболочку (капсулу) вокруг тела ней- 2. Клетки Догеля 1 типа - длинноаксонные, эфферентные нейроны вегетативных 3. Слуховые пятна - чувствительные области мешочков, находящиеся в пред- 4. Аксоны псевдоуниполярных нейронов в совокупности образуют задние ко- Вариант №13 1. Несвободное инкапсулированное нервное окончание в своем составе имеет: а) 2. Периферическая часть вегетативной нервной системы представлена вегета- 3. Склера - наружная оболочка, покрывающая заднюю полусферу глаза. Состоит 4. Нейроны задних рогов - мультиполярные, ассоциативные по функции. Распо-
Вариант №14 1. Нервное волокно - это отросток нервной клетки покрытый глиальной оболоч- 2. Клетки -зерна локализуются в зернистом слое коры мозжечка. Мелкие - муль- 3. а) слой палочек и колбочек (дендриты фоторецепторных нейронов); б) наруж- 4. Нервная трубка на ранней стадии развития состоит из одного слоя цилиндри-
Вариант №15 1. Нейроцит имеет в своем строении тело и два типа отростков: один длинный - 2. а) кортикоспинальный передний - образован аксонами нейронов, располо- 3. Перепончатый канал улитки имеет три стороны и заполнен эндолимфой. Раз- 4. а) мантийная (глиальная); б) соединительно-тканная. Вариант №16 1. Безмиелиновое нервоне волокно состоит из осевого цилиндра (отростка ней- 2. Груше
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.012 с.) |