Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из перечисленного не Относится К основным механизмам воздействия в воспитании.

а) Убеждение.

б) Внушение.

в) Заражение.

г) Подражание.

д) Относится все.

 

4. Логически аргументированное воздействие воспитателя на рациональную сферу сознания воспитуемых - это...

а) внушение;

б) убеждение;

в) подражание;

г) заражение.

 

5. Бессознательная подверженность воспитуемых эмоциональному воздействию воспитателя — это...

а) убеждение;

б) внушение;

в) заражение;

г) подражание.

 

6. Сознательное или бессознательное воспроизведение воспитуемыми опыта воспитателя - это...

а) убеждение;

б) внушение;

в) заражение;

г) подражание.

 

7. Воздействие воспитателя на сознание воспитуемых путем снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания - это...

а) убеждение;

б) внушение;

в) заражение;

г) подражание.

 

8. К группе методов формирования сознания личности не относится…

а) Метод убеждения.

б) Метод положительного примера.

в) Метод упражнений.

г) Относится все.

 

9. К группе методов стимулирования деятельности и поведения не относится…

а) Метод поощрения и наказания.

б) Метод одобрения и осуждения.

в) Метод общественного мнения.

г) Метод контроля.

д) Метод создания воспитывающих ситуаций.

г) Относится все.

 

10. К принципам семейного воспитания не относится…

а) Гуманность и милосердие к растущему человеку.

б) Открытость и доверительность отношений с детьми.

в) Последовательность в требованиях.

г) Относится все.

 

11. Содержание семейного воспитания охватывает… направления

а) Физическое, умственное, нравственное.

б) Умственное, трудовое, нравственное.

в) Все направления.

г) Физическое, умственное, эстетическое.

12. Особое (первостепенное)место в семейном воспитании занимает…

а) Трудовое.

б) Умственное.

в) Нравственное.

г) Физическое.

д) Эстетическое.

 

13. Формирование таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие обеспечивает... направление семейного воспитания.

а) трудовое;

б) умственное;

в) нравственное;

г) эстетическое.

 

14. К основным методам семейного воспитания не относится…

а) Личный пример.

б) Обсуждение.

в) Контроль.

г) Упражнение.

д) Доверие.

е) Сопереживание.

ж) Относится все.

 

15. Неумение правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм формируется при неправильном воспитании по типу …

а) Гиперопеки.

б) Воспитания по типу Золушки.

в) Жестокого воспитания.

г) Воспитания по типу "кумира семьи".

 

16. Ребенок может стать нерешительным, боязливым, безынициативным при неправильном воспитании детей в семье по типу…

а) Гиперопеки.

б) Воспитания по типу Золушки.

в) Жестокого воспитания.

г) Воспитания по типу "кумира семьи".

 

17. Ребенок может стать черствым, жестоким, агрессивным при использовании неправильного воспитания детей в семье по типу…

а) Гиперопеки.

б) Воспитания по типу Золушки.

в) Жестокого воспитания.

г) Воспитания по типу "кумира семьи".

 

18. У ребенка могут появиться навязчивые страхи, постоянное чувство тревоги при использовании неправильного воспитания детей в семье по типу…

а) Безнадзорности, бесконтрольности.

б) Воспитания по типу Золушки.

в) Жестокого воспитания.

г) Воспитания в условиях повышенной моральной ответственности.

д) Гиперопеки.

 

19. Ребенок может попасть под влияние "уличных" компаний при использовании неправильного воспитания детей в семье по типу…

а) Безнадзорности, бесконтрольности.

б) Воспитания по типу Золушки.

в) Жестокого воспитания.

г) Воспитания в условиях повышенной моральной ответственности.

д) Гиперопеки.

 

20. У ребенка может развиться невроз, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность при использовании неправильного воспитания детей в семье по типу…

а) Безнадзорности, бесконтрольности.

б) Воспитания по типу Золушки.

в) Жестокого воспитания.

г) Воспитания в условиях повышенной моральной ответственности.

д) Гиперопеки.

 

21. Безразличие, эмоциональная холодность - это показатели такого стиля воспитания как...

а) гиперопека;

б) гипоопека;

в) жестокое воспитание.

г) Нет правильного ответа.

 

22. Постоянное выражение восхищения ребенком, потакание его желаниям - это...

а) гиперопека;

б) гипоопека;

в) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности.

г) Нет правильного ответа.

 

 

Глоссарий

АНКЕТА — средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе словесной (вербальной) коммуникации.

АРТЕФАКТ (лат arte factum — сделанный искусственно) — результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных переменных. Артефакт есть следствие ошибок или недостаточного контроля условий проведения исследования. АВТОМАТИЗАЦИЯ — процесс формирования разных навыков путем упражнения.

АВТОМАТИЗМ — действие, осуществляемое непроизвольно или неосознанно.

АСТЕНИЯ — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.

АВТОРИТЕТ — влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

АДАПТАЦИЯ — изменение чувствительности под влиянием действующих раздражителей.

АППЕРЦЕПЦИЯ — это зависимость восприятия от прошлого опыта

человека.

АМНЕЗИЯ — полное или частичное отсутствие памяти.

АБСТРАКЦИЯ — отвлечение существенных свойств предмета от несущественных.

АНАЛИЗ — это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон.

АУДИРОВАНИЕ — восприятие устной речи — это слушание, слышание и понимание.

АФАЗИЯ — нарушение речи при поражениях мозга.

АКЦЕНТИРОВАНИЕ — выделение тех или иных черт, свойств частей объекта.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту.

АФФЕКТ — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов.

АКТИВАЦИЯ — состояние нервной системы, характеризующее уровень ее возбуждения и реактивности.

АКТИВНОСТЬ — степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

БЕСЕДА — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в диалоге.

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий.

ВАЛИДНОСТЬ — комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности психодиагностической процедуры по отношению к ним. Понятие, указывающее нам на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.

ВЫБОРКА — множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры из генеральной совокупности. Объем выборки — число испытуемых, включенных в выборочную совокупность.

ВЛЕЧЕНИЕ — психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность..

ВНУШАЕМОСТЬ — степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (в психологии) — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом акцией на поведение остальных.

ВЛИЯНИЕ (в психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

ВОСПРИЯТИЕ — это целостное отражение предметов или явлёний при их непосредственном воздействии на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — восприятие, понимание и оценка человека человеком.

ВООБРАЖЕНИЕ — психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе переработки, мысленной реконструкции представлений, имеющихся в опыте человека..

ВДОХНОВЕНИЕ — состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческого волнения человека, ведущее к возникновению или ВЕРА — особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его «Я», определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

ВОЛЯ — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации, саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

реализации замысла и идеи произведения науки, искусства техники.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например, игра в период дошкольного детства.

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — особый вид беззвучной речевой деятельности, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.

ВНИМАНИЕ — это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах или деятельности при одновременном отвлечении от других объектов или явлений.

ВОЗДЕЙСТВИЕ — целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ — совокупность правил и требований, которые вырабатываются группой в результате взаимодействия участников группы и играющие роль средства регуляции поведения, взаимодействия и взаимоотношений для участников малой группыДИСПОЗИЦИЯ — предрасположенность, готовность человека к определенным внешним или внутренним действиям.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ — высшая степень творческих проявлений личности.

ДЕЯНИЕ — форма проявления активности субъекта

ДЕЙСТВИЕ — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

ДЕПРЕССИЯ — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — раздел психологической науки, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ — временная характеристика ощущения, определяемая временем действия раздражителя.

ДЕТЕРМИНИЗМ — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

ЗАБЫВАНИЕ — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

ЗАПОМИНАНИЕ — закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже имеющимся знанием ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей.

УМЕНИЕ — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.

УЧЕНИЕ — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

ИЗМЕРЕНИЕ (в психологии) — выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений.

ИГРА (детская) — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ— это направленность восприятия, определяемая опытом личности.

ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ — это искажение реальности, носящее

относительно устойчивый характер.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ — процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ — ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

ИНТЕРВЬЮ (в психологии) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.

ИНТЕЛЛЕКТ — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

ИНТУИЦИЯ — способность быстро находить верное решение задач и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНТЕРЕС — эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению..

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей.

ИНТРОСПЕКЦИЯ — метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека, т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач..

КАЧЕСТВО ОЩУЩЕНИЙ — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

КОНТРАСТ ОЩУЩЕНИЙ — это изменение интенсивности и качества ощущения под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя.

КОНФЛИКТ — наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающий в процессе взаимодействия людей, который заключается в противодействии участников конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТ — план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля над переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментальным, так как он отклоняется от «идеального».

что происходит в его сознании при решении разного рода задач.

КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЙ — графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из современных направлений исследований в психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования.

КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ — психологическое состояние или ситуация, при которой индивид, имея необходимые умения и навыки для решения задачи, в силу ряда причин когнитивного характера не может справиться с ней.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ — способности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ — обозначаемое символом IQ отношение так называемого умственного возраста (УВ) к истинному, хронологическому возрасту (ИВ) данного лица.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ— это относительное постоянство образа предмета при изменении условий восприятия.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ — это сосредоточенность на одних объектах при одновременном отвлечении от всего постороннего.

КОМБИНИРОВАНИЕ — сочетание отдельных элементов разных образов в совершенно новых комбинациях ЛИЧНОСТЬ — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ — субъективное отношение личности к объектам и явлениям окружающей действительности.

Л0КУС КОНТРОЛЯ (от лат.locus — место, местоположение и франц. controle— проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний Л.к.) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний Л.к.).

ЛИДЕРСТВО — сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.

МАЛАЯ ГРУППА — немногочисленная по составу группа, члены которой объедены определенным видом деятельности и находящиеся в непосредственном личном общении.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.

МОДАЛЬНОСТЬ — качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, и т.д.).

МОДЕЛИРОВАНИЕ (в психологии) — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала.

МОТИВ — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

МОТИВАЦИЯ — побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.

МОТИВИРОВКА — рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА — потребность добиваться успеха в различных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧИ — более или менее устойчивые стремления человека избегать неудач в тех ситуациях в жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми..

МЕЧТА — образ желаемого будущего человека.

МОНОЛОГ — высказывание, объединенное одной сложной мыслью МНЕМОТЕХНИКА — это совокупность приемов, облегчающих запоминание.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, при котором оно возможно только при непосредственном восприятии предметов, реальном преобразовании в процессе действий с предметами.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

НАВЫК — способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

НАМЕРЕНИЕ — сознательное стремление завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций..

НАБЛЮДЕНИЕ — систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

НАДЕЖНОСТЬ — характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.

НОРМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — распределение плотности вероятности значений зависимой переменной по отношению к независимой под влиянием множества невзаимодействующих факторов. Кривая уравнения нормального распределения представляет собой симметричную, одномодульную кривую, симметричную относительно ординаты, проведенной через точку 0.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — вид воображения, при котором новые образы возникают под влиянием малоосознанных или неосознанных потребностей..

НАСТРОЕНИЕ — сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — это внимание, которое возникает без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий НЕНАВИСТЬ — стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям.

ОБЩЕНИЕ — 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития Контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

ОБОБЩЕНИЕ — мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях.

ОТНОШЕНИЕ — в самом общем виде — взаиморасположение объектов и их свойств. Выделяют временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические и др.

ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ — это количество объектов (или их элементов), которые воспринимаются одновременно (в один момент) с достаточной ясностью и отчетливостью, т.е. охватываются вниманием одновременно в ограниченном промежутке времени.

ОВУЧАЕМОСТЬ — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

ОДАРЕННОСТЬ — единство общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность.

ОЛИГОФРЕНИЯ — слабоумие, недоразвитость психических функций.

ОЩУЩЕНИЕ — это отражение отдельных свойств предметов, явлений внешнего материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

ОТВЛЕКАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ — это непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты при одновременном снижении эффективности выполняемой работы ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец) — система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период

ПАМЯТЬ — это запоминание, хранение и последующее воспроизведение человеком его предыдущего опыта.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — целенаправленное построение образа предмета, ситуации или явления, ранее не присутствовавшего в опыте человека.

общее понятие о воображении

ПЕРЕЖИВАНИЕ — любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ предмета или явления, которые мы в данный момент не воспринимаем.

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество методики и плана. Выявляются побочные переменные, и уточняется экспериментальная гипотеза. Обычно проводится по упрощенной схеме, на минимальной выборке и низком уровне достоверности.

ПРЕДМЕТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ— это отнесение сведений о внешнем мире к объектам этого мира ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — внимание, которое возникает при достижении сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий человека.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — это вид внимания, который возникает на основе произвольного внимания при появлении интереса к выполняемой деятельности и снижении уровня волевого контроля

ПОТРЕБНОСТЬ — состояние нужды организма, индивида, в чем-то необходимом для их нормального существования

ПОВЕДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ — преобладающая ориентация субъекта на ситуативно-значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности.

ПСИХОДРАМА (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.

ПРИВЫЧКА — действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий.

ПСИХОДИАГНОСТИКА — область исследований, связанных с количественной оценкой и точным качественным анализом психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, дающих достоверную информацию о них.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА — пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием.

ПЕРЦЕПТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ — это действие по обнаружению объектов восприятия и соотнесению его с имеющимися образами памяти.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ — это рассредоточение внимания в одно и то же время на несколько объектов.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ — это сознательное перемещение внимания с одной деятельности на другую без снижения эффективности.

ПЛАСТИЧНОСТЬ — легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям.

ПОДВИЖНОСТЬ — одно из первичных свойств нервной системы, состоящее в способности быстро реагировать на изменения в окружающей среде.

РЕАКТИВНОСТЬ — это такая особенность реакции личности на разнообразные раздражители, которая проявляется в темпе, силе и форме ответа, и ярче всего — в эмоциональной впечатлительности, и отражается в отношении человека к окружающей действительности и к самому себе.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ — возможность оказывать сопротивление негативным или неблагоприятным обстоятельствам.

РИГИДНОСТЬ — особенность, противоположная пластичности, — сложность или невозможность перестраиваться при выполнении заданий в зависимости от обстоятельств.

РАССЕЯННОСТЬ ВНИМАНИЯ — это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение определенного времени.

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ ВЫБОРКА — соответствие свойств исследуемой выборки свойствам генеральной совокупности. Она достигается случайным выбором объекта из совокупности (процедура рандомизации), подбором пар, члены которых эквивалентны и относятся в разные группы, или комбинацией этих способов..

РЕФЕРЕНТНОСТЬ — значимость мнения определенного члена группы (референтное лицо), или всей группы (референтная группа) для человека.

РИСК — ситуативная характеристика деятельности, состояний неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха.

РОЛЬ — динамический аспект статуса, раскрывающий меру соответствия и стилевые особенности реализации тех функций, которые заданы со стороны группы для того или иного статуса.

РУКОВОДСТВО — процесс управления трудовой деятельностью группы, осуществляемый руководителем через социальный контроль и власть, на основе административно-правовых полномочий.

РЕМИНЕСЦЕНЦИЯ — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым.

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

РЕЧЬ — особый вид деятельности: процесс общения посредством зыка.

СЕМАНТИКА — значение единиц языка (слова, предложения, текста).

СЕНЗИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ — присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

СПОСОБНОСТИ — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности.

СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ — психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности.

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ — взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других, значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (в социальной психологии) — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ — сознательный акт выявления а Утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — это изменение чувствительности в результате воздействия ощущений.

СИНЕСТЕЗИЯ — возникновение ощущения в одном анализаторе при

воздействии на другой анализатор.

СТАТУС — положение человека в группе, определяющее его права и обязанности.

СТРУКТУРА — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самого

себе.

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА — организованная устойчивая общность людей, объединенных общими интересами, значимыми целями, совместной деятельностью и определенной внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение групповых целей.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

СИТУАЦИЯ — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность.

СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ — кратковременные объединения достаточно большого количества людей, часто с различными интересами, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия..

СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности.

СЕНСИТИВНОСТЬ — наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, и скорость развития этой реакции.

СТРЕМЛЕНИЕ — первичное побуждение, чувственное переживай11 потребности, тяготение к объекту.

СИМПАТИЯ — устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.п.

СИНТЕЗ — мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами.

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

СРАВНЕНИЕ — мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различногоСТЕНИЧНОСТЬ — характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток.

СТРАСТЬ — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

СТРАХ — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

СТРЕСС — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

ТАЛАНТ — высшая степень способностей личности к определенной

деятельности.

ТВОРЧЕСТВО — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА — методики психологической диагностики, предназначенные для выявления умственного потенциала индивида.

ТЕСТЫ КРЕАТИВНОСТИ — совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

ТЕСТ — система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности.

ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, проверка) (в психодиагностике) — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание. Предназначено для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

ТЕМПЕРАМЕНТ — совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее динамическую и эмоциональную стороны в поведении и деятельности.

ТРЕВОГА — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

ТЕМП РЕАКЦИЙ — скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т.д.).

ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

УМ — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ — действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.

УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УРОВЕНЬ — совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий.

УМЕНИЕ — способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства.

УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ — это способность поддерживать определенный уровень сосредоточенности настолько долго, насколько это необходимо для полного вьшолнения какой-либо деятельности, а также в способности сопротивляться помехам.

УБЕЖДЕНИЕ — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

УЧЕНИЕ — процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. У. является необходимым <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.016 с.)