Отнесение фразы к пословицам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отнесение фразы к пословицам



Вариант предложен Б.В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию таблиц, на которых написаны пословицы и метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую смысловую фразу.

Например, к пословице "Куй железо, пока горячо" даются на выбор три фразы: "Золото тяжелее железа", "Железо кует кузнец", "Не откладывай дело в долгий ящик". Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами, и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного смысла пословиц и метафор.

Обработка результатов: Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности уровня обобщения.

Если испытуемый верно объясняет переносный смысл пословицы, это еще не означает, что мышление у него совершенно не нарушено, так как при объяснении испытуемым пословиц репродуцируются имеющиеся у него знания - в этом случае не требуется обобщения нового материала.

Материал:


ЗОЛОТЫЕ РУКИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ

ГЛУХАЯ НОЧЬ

НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ - ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ - ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

ПОСПЕШИШЬ - ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО

НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, КРАСНА ПИРОГАМИ

СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО

УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ

НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ

НЕ ВСЕ ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ, НАДО ХОРОШО ПОДУМАТЬ

ЕСЛИ САМ ОТРЕЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, ТО НЕ СЛЕДУЕТ ВИНИТЬ НОЖНИЦЫ

УМЕЛЫЕ РУКИ

КАЖДЫЙ КОЛОДЕЦ ХОРОШО ПОКРЫТ КРЫШКОЙ

ЗАЧЕМ ВЫБРОСИЛ ВАЛЕНКИ - КОГДА БУДЕТ ХОЛОДНО, ОНИ ОЧЕНЬ БУДУТ

НУЖНЫ

МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПРЫГАЛ ЛУЧШЕ ВСЕХ

ЛЮБЛЮ ЗИМОЙ КАТАТЬСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ, КОНЬКАХ

НЕ ВСЕГДА ВНЕШНИЙ БЛЕСК СОЧЕТАЕТСЯ С ХОРОШИМ КАЧЕСТВОМ

О ДЕЛЕ СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ЦЫПЛЯТА ВЫРАСТАЮТ К ОСЕНИ

НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ЛЮБЯТ ВКУСНО ПОЕСТЬ, А ТРУДИТЬСЯ НЕ ХОТЯТ

НЕ ВСЕГДА ТО, ЧТО КАЖЕТСЯ НАМ ХОРОШИМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО

ПАПА КУПИЛ МАЛЬЧИКУ НОВЫЕ САНКИ

ЕСЛИ ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ ХОРОШО, МОЖЕШЬ ОТДОХНУТЬ

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

КОГДА ДРОВА ГОРЯТ - ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД

НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК

ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ ДЕЛА, НЕ БЕРИСЬ ЗА НЕГО

ЗИМОЙ ЕЗДЯТ НА САНЯХ, ЛЕТОМ НА ТЕЛЕГЕ

МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ НА ПРОГУЛКУ

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ ТОРОПЯСЬ, ЧАСТО УСПЕВАЕТ БОЛЬШЕ,

ЧЕМ ТОТ, КОТОРЫЙ ТОРОПИТСЯ

НЕ СТОИТ КИВАТЬ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ДЕЛО В ТЕБЕ САМОМ

ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО ЗЕРКАЛА ЗАВИСИТ НЕ ОТ РАМЫ, А ОТ САМОГО

СТЕКЛА

ЗЕРКАЛО ВИСИТ КРИВО

НЕЛЬЗЯ ПИТАТЬСЯ ОДНИМИ ПИРОГАМИ, НАДО ЕСТЬ И РЖАНОЙ ХЛЕБ

ПРОДАВЕЦ ОТМЕРИЛ СЕМЬ МЕТРОВ ТКАНИ И ОТРЕЗАЛ

МЕДНЫЙ БРАСЛЕТ БЛЕСТИТ КАК ЗОЛОТОЙ

МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА ЛЮБИТ И УМЕЕТ ТРУДИТЬСЯ

ЕСЛИ ЕСТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕЛА, НАДО ИХ СРАЗУ

ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ТЕМНАЯ НОЧЬ, ГЛУХАЯ СТАРУХА, НЕПРОГЛЯДНАЯ ТЕМНОТА

СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ЗОЛОТО ЯРЧЕ ЖЕЛЕЗА

ЧЕЛОВЕК ВЫСЕК НА СКАЛЕ СЕРДЦЕ, БЕСЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ

ОДИН ВКУСНЫЙ ПИРОГ СТОИТ ДЕСЯТИ НЕВКУСНЫХ

ТОРОПЛИВОСТЬ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕЛЕПЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЛУЧШЕ, НАДО О НЕЙ ХОРОШО ПОДУМАТЬ

ОДНУ ХОРОШУЮ КНИГУ ПРОЧЕСТЬ ПОЛЕЗНЕЙ, ЧЕМ СЕМЬ ПЛОХИХ



IV. Методика Пинского Б.И.

Цель: выявление уровня развития обобщения

Возраст: 7-10 лет

Оборудование: прямоугольники белого и черного цвета

Ход выполнения: Для исследования необходим набор черных и белый брусков или черных

и белых прямоугольников одинаковой величины (модификация). Испытуемому предлагают по очереди три экспериментальных задания возрастающей сложности. Ему предлагают удлинить начатый экспериментатором "заборчик":

1 задание - ЧБ ЧБ ЧБ...

2 задание - ЧББ ЧББ ЧББ...

3 задание - ЧБ ЧББ ЧБББ...

Инструкция: Посмотри внимательно и продолжи заборчик сам.

Обработка результатов: При анализе выполнения задания обращается внимание, предшествует ли началу деятельности уяснение принципа выполнения задания, насколько стереотипен избранный обследуемым образом действий, как влияют на эти действия случайные побуждения (например, меняет ли он найденный принцип, если кончились прямоугольники одного цвета).

Существенное значение имеет обнаруживаемая при исследовании тенденция переносить в готовом, неизменном виде прошлый опыт на решаемую в настоящий момент задачу.


Диагностика развития эмоционально-волевой и личностной сферы

I. МЕТОДИКА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК».

Цель: диагностика доминирующей направленности личности.

Возраст: Проводится с детьми начиная с 5 лет.

Стимульный материал: цветок с семью разноцветными лепестками. В середине цветка с одной стороны написано «Я хочу», с противоположной – «Я не хочу».

Проведение: время проведения методики не ограничено. Методика может проводиться индивидуально и с группой. Если ребёнок не умеет писать, его ответ записывает учитель.

Инструкция: «Давай с тобой поиграем. У меня есть волшебный цветок как в сказке «Цветик-семицветик». Каждый лепесток может выполнить твоё заветное желание. Сейчас мы с тобой их загадаем. Те желания, которые ты хочешь, чтобы исполнились, нужно написать на той стороне, где написано «Я хочу». На противоположной стороне напиши те желания, которые ты не хочешь, чтобы исполнились».

Анализ результатов: Виды направленности, которые можно выделить, анализируя ответы детей:

§ Личностная – на себя (она обычно преобладает у современных младших школьников). Например, «Хочу быть отличником» - личностно-престижная; «Хочу куклу Барби», «Хочу машину», «Хочу много денег» - личностно-эгоистическая; «Хочу научиться читать» - личностно-познавательная;

§ Общественно-коммуникативная – на других людей. Например, «Хочу, чтобы бабушка не болела», «Хочу, чтобы люди не умирали».

Данную методику можно использовать для диагностики отношения к школе, так как в ответах детей может проявиться негативное отношение к школе. Например, «Не хочу ходить в школу», «Не хочу получать двойки», «Не хочу, чтобы мама заставляла делать уроки».

 
 

 

 


II. МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА».

Цель методики: исследование самооценки ребёнка.

Возраст: Проводится с детьми с 4 лет.

Стимульный материал: рисунок лесенок, состоящий из 7-10 ступенек, и качества личности, которые ребёнок должен оценить: счастье, ум, доброта, смелость, аккуратность и т.д.

Инструкция: «Давай с тобой поиграем. Это волшебная лесенка. На самой высокой ступеньке нарисован человечек – он самый счастливый. На самой нижней ступеньке человечек самый несчастный. Поставь точку «Я». На какую ступеньку тебя поставят мама, папа, учительница?» После этого ребёнку предлагается следующая лесенка – «Это лесенка ума…» и т.д.

Анализ результатов: Считается нормой, если ребёнок младшего школьного возраста ставит себя посередине или чуть выше середины лесенки. Если же ребёнок ставит себя на нижних ступеньках, то это говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, как правило, связанное с холодным отношением к детям, авторитарным воспитанием. Об отношении родителей и учителя к ребёнку говорят ответы на вопрос, куда их поставят взрослые. Для нормального самоощущения ребёнка важно, чтобы кто-то из взрослых поставил его на самую высокую ступеньку.

 

               
   
 
   
 
 
 
   

 

 


III. МЕТОДИКА «КРУГИ».

Цель методики: диагностика «Я-образа».

Возраст: с 5 лет

1. Цель: выявление отношения ребёнка к себе.

Стимульный материал: 8 кругов.

 

 

 

Инструкция: «Где ты? Поставь точку «Я».

Анализ результатов: Чем левее ребёнок ставит точку «Я», тем лучше он к себе относится. Норма для младших школьников - 3-4 круг.

 

2. Цель: выявление, на кого ребёнок ориентируется в своём «Я-образе».

Стимульный материал:

                                   
                 
 
                 
 
                 
 
                 
 
                 
 
                 
 
                 

 

 


В кружочки в левой колонке вписать: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «сестра (брат)», «учитель», «друзья» и др.

Ход проведения: ребёнок должен поставить точку «Я» в каждом ряду.

Анализ результатов: норма – младший школьник (7лет) ориентируется на учителя, школьник 6 лет – на маму. Ученик 2-3 класса – на друзей.

 

3. Цель: Определить, насколько ребёнок чувствует себя частью общества.

Стимульный материал:

 

 
 


Родители

 

 

Учитель Друзья

 

Инструкция: «Где ты? Поставь точку «Я».

Ход проведения: Ребёнку не указывают, куда нужно поставить точку.

Анализ результатов: наиболее благоприятный результат, если точка стоит посередине треугольника. Чем дальше от треугольника, тем больше вероятность того, что ребёнок ощущает свою ненужность. Норма для первоклассника – ближе к родителям или к учителю.

4. Цель: Определить, чьё влияние над собой признаёт ребёнок.

Стимульный материал:

               
   
 
   
 
 
     
 
 
   
 
 

 

 


Ход проведения: ребёнка просят написать, в каком кружочке мама, папа, сестра, брат, друг, собака и т.д.; в зависимости от того, сколько человек в семье, количество кружочков может быть разным.

Анализ результатов: обычно над собой ребёнок располагает тех, чьё влияние признаёт, внизу – кем он сам командует.

 

5. Цель: определение эгоцентризма, насколько ребёнок важен для самого себя.

Стимульный материал: круг диаметром 4 см.

 

 
 

 

 


Инструкция: поставь точку «Я» внутри круга.

Анализ результатов: Чем ближе к центру поставлена точка, тем выше эгоцентризм. Норма для дошкольников – точка в центре. Младшие школьники – точка не должна быть в самом центре.

 

6. Цель: определение «Я-образа», т.е. каким образом ребёнок себя воспринимает (простым, сложным).

Стимульный материал: 8 – 10 фигур, различных по степени сложности:

 

                       
   
       
         
       
 
 


 

 

Инструкция: поставь точку «Я» в одной из этих фигур.

Анализ результатов: чем более сложную фигуру выбирает ребёнок, тем более интересным он себе кажется. Нома для младших школьников – одна из средних фигур.

 

7. Цель: определение того, как ребёнок осознаёт себя: «Я – как все» или «Я – другой».

Стимульный материал:

 

 

                 
     
     
 
 
 

 


Инструкция: поставь точку «Я» в одном из нижних кружочков.

Анализ результатов: если точка ставится в кружочке, закрашенном, как все остальные, то «Я – как все», если точка ставится в кружочке, отличающемся от остальных, то «Я – другой».

 

IV. МЕТОДИКА «АВТОПОРТРЕТ».

Цель методики: диагностировать отношение ребёнка к себе как к хорошему или плохому человеку.

Материалы: 1 альбомный лист бумаги, ластик, карандаши: чёрный, коричневый, красный, зелёный.

Ход проведения: «Сейчас мы с тобой согнём лист пополам. На одной половинке тебе нужно нарисовать плохую девочку (плохого мальчика, если диагностируется мальчик). Возьми коричневый и чёрный карандаши. Чем хуже ты хочешь нарисовать плохую девочку (плохого мальчика), тем меньше она(он) должна(ен) быть.

Теперь возьми зелёный и красный карандаши и на второй половине листа нарисуй хорошую девочку (хорошего мальчика), и чем лучше она(он) у тебя, тем большего размера. На обороте нарисуй себя. Можешь пользоваться любыми карандашами.

 

Сравнительный анализ: Сравнить автопортрет с двумя предыдущими рисунками по цвету, размеру, повторяющимся деталям. Определить, на кого он больше похож, и сделать выводы о самооценке ребёнка.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.061 с.)