Принципы ПСО (отраслевые и внутреотраслевые) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы ПСО (отраслевые и внутреотраслевые)



ПСО относится к числу тех отраслей права, принципы которых текстуально не закреплены в законе, так как нет единого кодифицированного акта типа Основ или Кодекса.

Принципы права социального обеспечения – это основополагающие идеи, которые, с одной стороны, характеризуют сущность отрасли права социального обеспечения, а с другой стороны – указывают основные тенденции её дальнейшего развития.

В историческом аспекте на формирование принципов ПСО оказала Ленинская страховая программа, которая была принята в 1912 году на Шестой Пражской Всероссийской Конференции РСДРП.

Наиболее удачной является формулировка принципов права социального обеспечения Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы (отраслевые):

1. Принцип всеобщности социального обеспечения. Конституция РФ и Декларация Прав и свобод человека и гражданина в РФ закрепляют право на социальное обеспечение независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, языка, происхождения… Наиболее полно принцип всеобщности воплощён в пенсионном обеспечении. Так, граждане, не имеющие права на трудовую пенсию, имеют право получать социальную пенсию.

2. Осуществление социального обеспечения за счёт страховых взносов и средств бюджета. Конституционное право на социальное обеспечение гарантируется системой социального страхования и социального обеспечения. Государственная система социального страхования включает в себя три элемента: 1. Пенсионное страхование. 2. Медицинское страхование. 3. Социальное страхование.

Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные фонды, которые обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов, за счёт которых финансируются трудовые пенсии, пособия по системе социального страхования, медицинская помощь и лечение.

Многие виды социального обеспечения предоставляются человеку без всякой связи с трудовой деятельности, а просто как члену общества.

3. Принцип гарантированности социального обеспечения (или Мочульская говорит, что это «принцип универсальности социального обеспечения», и она ещё добавляет «комплексность», то есть можно пользоваться и пенсиями, и пособиями и ещё чего-нибудь…). Как и в ленинской программе: при социальных рисках, когда по независящих от лица обстоятельствах он теряет работоспособность.

4. Многообразие видов и оснований социального обеспечения.

5. Принцип дифференциации условий и норм социального обеспечения. С одной стороны, все имеют право на различные виды социального обеспечения. Но, с другой стороны, существуют различия в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. А именно:

1) от условий труда (кузнецы, сталевары и т.д. уходят раньше – в 50 лет); 2) от местности, где протекала работа; 3) от состояния здоровья (инвалидам 1 группы по зрению, военным, получившим травму); 4) От ряда других обстоятельств (количество детей и т.д.).

6. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан в разработке и принятии решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Например, под инициативой движения «Комитет солдатских матерей» родители погибших военнослужащих имеют две льготы – первая получение пенсии раньше на 5 лет, а вторая – получение двух пенсий, одна из которых – за погибшего сына-военнослужащего.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты отрасли, прослеживается тенденция закрепления отдельных принципов непосредственно в нормах права. Так, в ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года указаны принципы института Социального обслуживания.

Такие как (внутреотраслевые): 1)Адресность. 2)Доступность. 3) Добровольность. 4)Гуманность. 5)Конфиденциальность. 6) Приоритетность предоставления услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Источники ПСО

Источники ПСО – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере социально-обеспечительных отношений, в результате которой создаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения.

В сфере СО действует большое количество законов, но для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный закон (или Основы, или Кодекс).

Новые федеральные законы характеризуются:

1) Крайней нестабильностью, как правило, имеют несколько редакций, подвергаются частым изменениям и дополнениям.

2) Одни и те же понятия формулируются по разному (понятие «страхового стажа» формируется в трёх законах и оно везде разное).

3) Не во всех законах предусматриваются источники финансирования, механизмы реализации прав и ответственность субъектов, что превращает их в декларации.

4) Бессистемность, противоречие, дублирование, пробелы, большое количество отсылочных норм.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям: 1) по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе (источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами) Междунар.права Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — членов СНГ в области пенсионного обеспечения»

Конституция РФ Статья 38 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 39 Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

2) по сфере их действия (делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные); 3) по органам, принявшим нормативный акт (например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров"); 4) по форме акта (делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.); 5) по правовым институтам. 6) по видам социального обеспечения: пенсии, пособия и социальное обслуживание (льготы и т.д.). 7) По содержанию – комплексные и отраслевые. Комплексные содержат нормы нескольких отраслей (закон о занятости).

Здесь же вопрос, является ли источником судебная практика. Новые нормы не создаются, лишь толкование.

 

Правоотношения по СО

Правоотношение по социальному обеспечению – это возникающее на основе юридических фактов отношение по материальному обеспечению и социальному обслуживанию престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми, безработных и иных категорий граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по независящим от них обстоятельствам, в котором граждане наделены субъективным правом на получение той или иной денежной выплаты в форме пенсии, страхового возмещения, пособия, компенсации, субсидии либо социальной услуги, а соответствующий государственный или иной орган несёт юридическую обязанность предоставить такую выплату либо социальную услугу.

Социальные правоотношения являются по своей природе, по своей сущности распределительными, так как должны удовлетворять потребности определённой части членов общества путём их материального обеспечения.

Отношения являются относительным, поскольку все участники таких отношений чётко определены законом.

Носят волевой характер, так как связаны с государственной волей, выраженной в праве, и с индивидуальной волей, которая реализуется по волей участника правоотношения.

Специфической особенностью правоотношений по социальному обеспечению является отсутствие единого правообеспечительного правоотношения, в котором гражданин реализует все свои права на социальное обеспечение.

Таким образом, характеристика: - распределительные, - относительные, - волевые, - отсутствие единого правообеспечительного правоотношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.137.245 (0.092 с.)