Раскрытие творческих способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрытие творческих способностей.



Есть своя специфика и в этом направлении работы методики. Так, вместо индивидуальных методов разработок сценариев, прог­рамм, рабочих планов и т.п. практикуется коллективное сочини­тельство, широко используется прием "мозгового штурма" [3].

В концертах, даваемых группой, задействуется весь ее состав - либо в групповом исполнительстве, либо в большом ко­личестве сольных номеров.

Проявление "звездизма" встречает решительный отпор всего коллектива. В выборе между хорошим результатом (благодаря на­личию в клубе капризной "звезды") и хорошим микроклиматом (да­же ценой отторжения этой блистательной особы) группа отдает предпочтение последнему варианту.

Коммунарские группы, как правило, имеют развитую атрибу­тику, многочисленные традиции, в том числе - не только вырабо­танные самим клубом, но и движением в целом за его тридцати­летнюю историю. Огромно количество специфических форм работы. Поэтому весьма важно за всем этим великолепием в каждом конк­ретном случае не потерять из виду главную цель, не утратить смысл традиций, соблюсти чувство меры между задачей и формой, способом ее решения, не превратить дело или атрибут в само­цель.

К сожалению, таких вот "чисто" коммунарских групп на све­те исчезающе мало, как нам кажется, в основном, по двум причи­нам. Первая состоит в том, что в педагогику как в забытую Бо­гом и обществом сферу уходит довольно много народу, не сумевш­его состояться более нигде - и там, в педагогике, на фоне де­тей этот народ самоутверждается и на детском уровне самореали­зуется, благо, окружающий мир не обращает на сферу сию никако­го внимания и ничему не мешает. Комплекс неполноценности тако­го "остаточного" педагога выворачивается наизнанку, и он в ка­честве лидера начинает добирать все, чего недополучил ранее "в миру". Какие аберрации при этом возникают в пространстве взаи-

моотношений, рассказывать не будем, повторим только, что все

это, скорее, из области этики или психиатрии, посему не явля­ется предметом рассмотрения нашей книжки.

Второй причине посвящена вся V-я глава: захваченные энту­зиазмом великих строек нашей новейшей истории, комиссары не­редко забывают о педагогической задаче и сбиваются на голы-оч­ки-секунды. Если к этому добавить давление на их психику необ­ходимости иметь убедительную отчетность (а чем измерить ре­зультат педагогической работы? Неразбитыми окнами и т.п., раз­ве что, - чиновник этого не поймет и не примет), то понятно, почему многие группы, возникающие как коммунарско-воспитатель­ные, перерождаются в количественно-показушно-производственные.

И все-таки, если бы истинно коммунарских клубов не было, мы бы так ничего и не узнали о их привлекательности и эффек­тивности, не имели бы счастья рекомендовать эту методику всем, кто хотел бы силами неформальной группы продуктивно решать пе­дагогические и деловые задачи.

Они есть, существует целое коммунарское движение, и нема­ло новоявленных альтернативных педагогов пытается создавать подобные клубы вновь. Но, как известно, педагогические техно­логии лучше всего передаются "из рук в руки", а не у всех руки дотягиваются даже до ближайших очагов передового опыта. И нас просят: напишите о том-то и о том-то!

(Есть даже известная категория дам, посещающих семинары и ставящих лекторов в тупик фразами типа:

- Все ваши теории, гипотезы - это, конечно, прекрасно, но что конкретно я должна сказать детям, войдя в класс?

- Нам кажется, Вы должны сказать: "Здравствуйте, дети!", хотя возможны варианты: иногда хорошо помогает "Добрый день!" или еще что-нибудь...

- Ну, это я и так знаю. А что я должна сказать после это­го?

- Все зависит от того, что они Вам ответят на Ваше при­ветствие.

Честно говоря, именно среди этой части семинаристок встречаются те, которым хочется что-нибудь ответить до того, как они успеют раскрыть рот.

И все же в чем-то они правы: начинать приходится с че­го-то конкретного, и об этом (пусть не на уровне реплик, но хотя бы на уровне плана действий и кое-каких приемов) мы и по­пытаемся сказать несколько сотен слов - написать о том-то и том-то.)

"То-то и то-то", как правило, относится к области почти чистой педагогики, но ведь - чем отличается практик? В чем состоит исповедуемый им принцип "практики без границ"? Вот он сидит у себя в неформальной группе и занимается социальной ее психологией, а в это время вылетают пробки и начинает течь кран. Практик берет вылетевшую пробку, затыкает ею текущий мо­мент и продолжает успешно заниматься социальной психологией.

Вот и наша IX-я глава получилась не столько социопсихоло­гической, сколько педагогической, так что мы пойдем навстречу просьбам наших коллег и поместим ниже несколько соображений по поводу начала работы с такой группой.

Итак.

Начало работы с группой можно попытаться условно разбить на три периода. Это предродовой (или, как всё смелее сейчас говорят, пренатальный) этап, собственно роды и эпоха первых месяцев жизни новорожденной группы (клуба).

Пренатальный период.

Здесь имеется в виду этап проектирования клуба, ибо то, как его создатели видят свое детище в мечтах, - это оно и есть; просто чаще сие происходит в форме любования "эйдосом" - неким целостным образом, не подвергаемым анализу. А неплохо бы те или иные конкретные моменты заранее выделить, сформулиро­вать для себя, описать; обозначить границы и правила, долженс­твующие оставаться, по мере возможности, незыблемыми. Причем, ведя проектирование, желательно не только составить список то­го, что должно быть, но и ясно представить себе, для чего это необходимо, а также - что будет, если этого не будет.

Вот примерные темы для размышлений.

Во-первых, это - философско-психологическое обоснование

проекта. Звучит, быть может, несколько пугающе, но не будем

комплексовать раньше времени, ибо заказчики данной "разработ­ки" - мы сами, создатели клуба, и уровень требований - наш собственный. Просто желательно поразмыслить о том, что есть наш будущий клуб для его рядового члена:

должен ли он его развивать, воспитывать, или только че­му-то обучать (вариант: будет ли он активно формировать лич­ность (скажем, по образу и подобию Учителя) или же посильно участвовать в ее становлении и развитии, а если да, то в рам­ках каких условий, например, нравственных: приветствуются лю­бые действия, которые не наносят вреда другим людям);

должен ли он стать его вторым домом (а для кого и пер­вым), в какой степени он может претендовать на участие в его личной жизни;

в чем он будет дополнять школу, в чем - дублировать ее;

какое место он (клуб с рядовым членом внутри) займет в обществе и какую позицию - по отношению к нему (обществу), а также к государству;

чем будет обусловлена его привлекательность - романтикой железной дисциплины "по-армейски" или же, наоборот, наличием максимальной свободы выбора;

в какой степени он сможет удовлетворить наиболее жгучие потребности личности, особенно такие "дефициты детства" как потребность в самообеспечении (изготовить что-либо для личного пользования или заработать деньги для осуществления собствен­ного проекта); познавательную потребность (поставить экспери­мент, поучаствовать в экспедиции, испытать приключение); пот­ребность в самореализации (выявить и использовать разнообраз­ные возможности собственной личности); потребность в самоут­верждении (в глазах сверстников, взрослых людей и, наконец, в своих собственных - по самому большому счету)...

Во-вторых, это - цели, задачи клуба и связанные с этим педагогические установки. (Упомянем "фабулу" хотя бы одного, из числа наиболее ожесточенных, профессионального спора: что должно идти "впереди" чего - воспитание впереди обучения или

наоборот? Кстати, к идеологии клуба это имеет самое непосредс­твенное отношение.) Цели и задачи достаточно жестко определяют ценностные ориентации группы (правильнее было бы сказать, что, наоборот, они, т.е. цели и задачи, вытекают из нравственных воззрений "отцов-основателей") - так или иначе, как уже реко­мендовалось в главе о "клубной генетике", необходимо прежде всего четко определиться с типом будущей группы и сформулиро­вать главную установку на действие в выборной ситуации, на ценностный выбор.

В-третьих, это - вытекающие из "во-первых" и "во-вторых" виды деятельности, формы работы, а также анализ возможностей реального обеспечения их - кадрами, финансами, помещениями и оборудованием...

Весьма важным при проектировании клуба представляется создание как можно большего числа "сильных позиций" педагогов. Прежде, чем мы расскажем, что это такое, поясним, зачем оно нужно, для чего и введем понятие "заложничества".

Нередко приходится наблюдать, как в семьях прекрасных пе­дагогов произрастают собственные чада - "оторви да брось". Да и школьные учителя, из числа лучших, нередко бывают бессильны перед теми или иными "братьями меньшими". А уж как страдают дети в семье или школе от личностных качеств "старших товари­щей"! Но почему-то в клубах это - довольно редкое явление. В чем дело?

А в том, что Закон жестко связывает родителей и их "детей до 18-ти", и каждый из них, имея хоть малейшие представления о жизни, начинает справедливо мысленно говорить другому: "А куда ты денешься!" и вить из него веревки. Так это называется. Ибо лишение родительских прав - столь экзотическая мера, что родитель должен совершить ряд "подвигов", достойных Геракла, - да не совершить, а постоянно разбрасывать их направо и налево на глазах у возмущенной нашей общественности, которая, как из­вестно, "впереди планеты всей" именно по части своей невозму­тимости - чтобы это, наконец, произошло. Ибо чиновник, лишаю­щий прав, работает не на сдельщине. Почти то же и в школе: де­ти учителя не выбирают, о нем лишь узнают из приказа директо­ра. А перевод в другой (параллельный) класс, в другую школу по

своему драматизму сопоставим с разводом по-итальянски. Чего

нет в клубе, ибо нет закона, обязывающего клуб обслуживать

конкретного клиента "кровь из носу"; нет даже закона, просто

обязывающего клуб - быть, а ребенка - посещать его, аки школу,

в принудительном порядке. В клуб ходят исключительно вследс­твие его привлекательности, потому же и боятся быть отчислен­ными, тем более, что делается это элементарно. То есть, клуб­ный педагог в значительной степени независим от члена клуба, не является его заложником, хотя, чтобы получать зарплату, должен беспокоиться о посещаемости в принципе. Но она, слава богу, не, как бы это сказать, персонифицирована. То же и член клуба: повернулся и ушел. И никакая сила...

Да, так вот, педагог, являющийся хозяином некоего прост­ранства (помещения, оборудования), напичканного соблазнами для своих подопечных, но при этом свободный от обязательств пус­кать в это пространство кого попало (а лишь по собственному выбору и разумению), находится в "сильной позиции" по отноше­нию к потенциальному пользователю данного пространства, ибо может ставить условия, диктовать правила игры.

Весьма эффективно использование этого принципа в случае, когда приходится менять порядки в уже устоявшейся системе (школе, клубе и т.п.). Вот, например.

Один из авторов данного солидного труда некоторое время замдиректорствовал в детском реабилитационном учреждении (на­зовем его для простоты интернатом), где "по определению" детей обязаны были кормить, поить, одевать, укладывать баиньки и да­же (так уж повелось) кормить по вечерам боевиками из "видика" и дискотеками. То есть, как бы обязаны, за неимением другого. Хитрый же Один-Из-Авторов выбил себе помещение для работы, ко­торое было объявлено его рабочим кабинетом, т.е. зоной как бы запретной для непрошенных посетителей. В то же время хозяин напичкал его кое-чем из принадлежностей радиотехнической мас­терской, интересными книжками, электрогитарами и даже компь­ютерными игрушками, которые появлялись время от времени как бы сами собой на рабочем дисплее г-на Замдиректора.

Постепенно выяснилось, что зона запретна не безусловно; что достаточно не иметь больших проблем с педагогами интерната и своими товарищами, а также не употреблять в общении таких

терминов как "козел" и т.п., не орать, не крушить все вокруг,

не хватать вещи без спросу, не красть (а все это - не такие уж

недостижимые достижения) - чтобы можно было не только бывать

тут, но и проводить чуть ли не все свободное время. И даже

жить в отсутствие хозяина, будучи особо доверенным лицом. Если

покопаться, легко заметить, что на пространстве своей "сильной

позиции" г-н Замдиректор создал немалое количество возможнос­тей для компенсации тех или иных "дефицитов детства" и вообще привлекательных моментов, включая микроклимат отношений (см. все выше и выше). В итоге "вокруг" кабинета (а точнее, вокруг его хозяина) образовалась группа завсегдатаев, которую отличал стиль поведения, отношений к работе, учебе, друг другу; систе­ма ценностей этой группы товарищей тоже начала претерпевать некоторые изменения, ибо поменялись отдельные жизненные реалии и повлекли за собой сдвиги в области мотивации поведения, ведь, как ни крути, бытие все же влияет на сознание, капает на мозги.

"Сильная позиция" может быть реализована не только через "пространство соблазнов", но и через свободу действий педаго­га. Так, будучи обязанным кормить-поить всех своих подопечных без исключения, он может не быть обязанным организовывать ин­тересные походы и уж, во всяком случае, брать в них кого ни попадя. Эта свобода дополнительных возможностей действий и свобода выбора в их рамках - основа его суверенитета.

А что же может родитель, таскающий свое чадо, как зэк чу­гунную чушку?

Он может, мобилизовав свои знания и умения, на базе како­го-либо интереса (или конкретного проекта вроде постройки ко­рабля для путешествия на Марс) собрать группу товарищей (осо­бенно ценно присутствие в ней товарищей любимого отпрыска), фактически сделав из нее клуб со своими порядками. "Своими" - как по отношению к группе, так и - к ее создателю. Разумеется, в этот клуб желательно привлечь и собственного ребенка, иначе к чему весь сыр-бор! При этом "отец-основатель" (он же просто отец) независим от приятелей своего чада; те же, играя по его правилам, остаются независимыми от "сына (дочери) своего от­ца", если только последний способен не идти на поводу у на­следника. Такая вот модель.

Роды.

Концепция выстроена. Помещение получено. Оборудование расставлено. Штаты укомплектованы. В углу стоит мешок с пиаст­рами. Можно вешать объявление о наборе.

Можно, но не нужно: это шаг к ослаблению позиции. "Ничего ни у кого не проси!"

Мы просто начинаем жить в этом пространстве - что-то мас­терить, пить чай, петь наши песенки, короче, максимально серь­езно играть в свои "игры", по своим нравственным правилам.

Не забывая при этом держать дверь тщательно приоткрытой.

Рано или поздно первая любопытствующая башка в нее просу­нется, и тут главное - не спугнуть. Еще важно, чтобы в глаза этой башки сразу бросилось как можно больше соблазнов.

Дальнейшее развитие событий можно представить в виде тройной формулы:

- Я (Иван Иваныч, хозяин данного пространства) ГОТОВ РАЗРЕШИТЬ ТЕБЕ (Пете, Ване, Кате, Тане) зайти сюда, повертеть головой, понюхать воздух, о чем-то спросить, что-то потрогать, ЕСЛИ ТЫ обязуешься не нарушать правил техники безопасности, не мешать работающим, не причинять ущерба;

- Я ГОТОВ РАЗРЕШИТЬ ТЕБЕ воспользоваться возможностями

данного пространства в личных целях (поделать что-нибудь, че­му-то научиться, просто провести время), ЕСЛИ ТЫ (плюс к трем первым условиям) не используешь предоставленных тебе возмож­ностей в антисоциальных целях (то есть кому-либо или чему-либо во вред);

- Я ГОТОВ ПЕРЕДАТЬ ТЕБЕ ВСЕ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ в данном пространстве и даже самоотстраниться, ЕСЛИ ТЫ (вдобавок к вы­полнению прежних условий) сумел стать моим другом и единомыш­ленником (то есть наши цели едины и ты меня не подведешь).

Кроме этого, можно упомянуть различные другие примочки (опечатка: следует читать - "приемчики").

1. Прикидываем реальные возможности.

Это относится, прежде всего, к оборудованию, финансам, сферам квалификации клубных специалистов. Не принимаем в расчет того, что нам твердо обещали дать завтра, - исходим из имеющегося сейчас. Все возникающие ножки протягиваем по налич­ной одежке.

2. Не обещаем несбыточного.

Отчасти это - то, о чем см. п.1, но не только. Речь - об обещаниях как таковых. Давая их, необходимо предусматривать и те ситуации, когда могут возникнуть так называемые "обстоя­тельства" - плохая погода, отмена нужных транспортных маршру­тов и т.п. Обещания должны выполняться в любом случае, если только их выполнение не создает угрозы для здоровья и жизни людей. Предпочтительно, чтобы не лидер оправдывался, почему он не выполнил обещание, а подопечные утешали его, убеждая, что он не виноват, сделал все, что мог и пр.

3. Начинаем с себя.

Первый "огонек", первый откровенный разговор, первый кри­тический анализ, первые наказания. Можно сказать: "Давайте, ребята, начистоту, без стеснения, без утайки, особенно - о том, что плохо, и накажем, кого следует, по всей строгости."

Но лучше ничего этого не говорить, а просто самим ко­миссарам все свои мысли и чувства - начистоту, без стеснения, без утайки. Особенно - о том, какие претензии к себе самим. И не бояться подвергнуть самих себя положенному наказанию. И так все первое время - пока откровенность не станет чем-то в по­рядке вещей, пока не появится моральное право предлагать взыскания и для других.

Это же правило продолжает действовать и в зрелом клубе, когда спрос со "старичка" строже, чем с новичка.

4. Дел должно быть больше,

чем физических возможностей их сделать.

Это не имеет отношения к обещаниям - с ними как раз все наоборот. Речь о намерениях и возможностях. То есть, в любой момент любой неожиданно освободившийся от работы член клуба или любой вновь появившийся должен иметь возможность заняться чем-либо интересным или просто нужным.

И наоборот. Самый верный способ выгнать человека из клуба

- сделать его неприкаянным и вдобавок этой неприкаянностью постоянно попрекать.

Следствие из п.4: рабочих мест должно хватать на всех.

5. Первые деловые циклы должны быть короткими и успешными.

То есть, первые дела должны начинаться и полностью закан­чиваться в тот же день. Должна быть обозримость результатов.

И результаты должны быть победными, то есть, выбирать нужно лишь дела, обреченные на успех. Пока не вырастут крылья, ничего серьезного человек сделать не сможет.

Для работы с малышами это правило вдвойне непреложно.

6. Начинаем вовремя и с самого интересного.

Один из самых симпатичных и "полезных" законов традицион­ного коммунарства - закон "00". Закон точного времени и ничего более.

Труднее всего начинать общий сбор с самой важной части, когда на нем присутствует всего один человек (остальные "за­держиваются").

Уход за грудным младенцем.

В этот период весьма важно определиться с педагогическими установками. Число их может расти, сами они не гарантированы

от уточнений, но некий стартовый джентльменский набор сущест­венно необходим, иначе послеродовые схватки неизбежны.

Какими могут быть эти установки?

О важнейшей из них мы уже говорили - это ориентация на

главные нравственные ценности, директива для принятия решений в выборных ситуациях "генетического" порядка.

Большинство прочих установок - частные случаи от первой, но сформулированные для стандартных, повторяющихся ситуаций, своего рода клише. Вот одна из поистине "гамлетовских" проб­лем: личность для коллектива или коллектив ради личности? И - соответствующая установка на ее решение.

Установка профессионально-деятельностного свойства: "Же-

лательно, чтобы последующее дело (проект) было в профессио­нальном отношении сложнее предыдущего, требовало новых знаний, более высокой квалификации".

Установка методологического характера: "Не давать готовых рецептов, а ставить проблемы, заставлять думать".

На Общем Сборе, при анализе прошедшего периода - акцент не на то, что и как сделано, а на то, кто как проявил себя как личность.

И еще множество других.

Ну и, как водится, примочки-приемчики.

1. Все должно созреть.

Фотографируем клубную жизнь, раздаем снимки. Играем на гитаре, поем песни.

- Ребята, а хотите научиться вот так же фотографировать и играть на гитаре?

- Хотим! Хотим!

А через три занятия выясняется, что зарядка пленки в кассету - тягомотина, а от струн пальцы болят. И желающих "хо­теть" не остается.

Не сокрушаемся и не торопим события. Продолжаем играть в свою игру - фотографируем и дарим, играем и поем. Фотографии и песни врастают в клуб как неотъемлемые атрибуты его жизни, его специфические ценности.

И тогда, может быть, через год после призыва, некто один сделает из клубного туалета фотолабораторию, а некто другой уволокет гитару в уголок и начнет ее потихоньку укрощать. А еще через полгода все поголовно будут щелкать затворами и со­чинять баллады.

Может быть, важнее всего вызревание (а не навязывание

"сверху") клубных законов.

2. Играем в свою игру.

Один пример уже был.

Другой пример.

Приходим в клуб, а там - никого. На другой день - то же самое. В лучшем случае, одна физиономия заглядывает в дверь и исчезает. Никаких экстраординарных событий которые могли бы повлиять на отношение населения к клубу, в микрорайоне не про­изошло. Ищем причины возможного конфликта в себе - и не нахо­дим. Терзаемся и страдаем неделю, но продолжаем играть в свою игру - приходим по расписанию и выполняем те обязательства, которые на предыдущих сборах взяла на себя группа - выпускаем стенгазету, чиним радиоприемник старушке, мастерим скворечни­ки. Как потом выяснится, все это будет не напрасно.

Спустя неделю приходит один. На следующий день - уже двое. Еще дня через два впечатление такое, будто ничего не случилось - все на местах, все при деле и при настроении.

Что же было?

Видимо, в молодом непривычном организме группы накопилась эмоциональная усталость, понадобилось сменить психологический режим. Такие провалы сначала могут повторяться с периодич­ностью - неделя через две, затем - неделя через месяц, затем - одна в полгода, и только полуторагодовалый клуб практически перестает испытывать подобные потрясения, приближаясь к иным.

3. Действия лидера должны быть понятны и объяснимы.

Можно иногда говорить непонятными словами, но совершать загадочные действия не стоит: это может вызвать психологи­ческое напряжение в группе.

4. Исключений из правил быть не должно.

Если понадобилось сделать исключение, срочно необходимо переделать правило.

Сначала мы хотели написать - "без комментариев", но реши­ли, что они все-таки нужны. В следующем виде:

"Если мы хотим жить в правовом обществе - без комментари­ев".

5. Трудно быть богом, да и незачем.

Можно назвать целый ряд известных имен коммунарских лиде­ров, исповедующих веру суперменства. Насколько сам принцип превосходства одной личности над другой вписывается в общече­ловеческие, а, стало быть, и коммунарские ценности - это само по себе "интересно". Не менее интересно то, что выпускники по­умнее относятся потом к таким учителям в лучшем случае скепти­чески. Учитель, ты этого хочешь?

Другой вариант - не строить из себя бога, все знающего и все могущего, ибо даже несколько неудачных советов или попыток способны не оставить камня на камне от авторитета лидера.

И, как оказывается, совсем не страшно признаваться в том, что чего-то не знаешь или не умеешь, лишь бы это незнание и неумение не оказалось всеобъемлющим. Гораздо важнее...

6. Не оставлять без внимания вопросы.

Ни один из них не должен оставаться открытым. Приемлемы как ответ, так и честное признание в некомпетентности. В ситу­ациях, когда это возможно, вариантом может быть обещание раз­добыть нужную информацию - с обязательной развязкой по одному из первых двух вариантов в обозримом будущем.

Иначе вопросы прекратятся.

7. Из советов Р.Баден-Пауэлла.

Р.Баден-Пауэлл, полковник британских колониальных войск,

- один из отцов скаутизма. Вот что он, в частности, рекомендо­вал [40]:

- Вы должны быть чем-нибудь в отряде, но не пытайтесь быть всем.

- Никогда не заставляйте... делать то, что не стали бы делать вы сами.

В заключение хочется добавить следующее.

Существует множество наставлений, форм, методов, тради­ций, даже в том же коммунарстве. Прежде, нежели им последо­вать, более того, всякий раз, повторяя ранее произведенное действие, нелишне задуматься - а хорошо ли это в данном слу­чае?

Вспоминается одна из знакомых групп, пораженная вирусом "совкового" максимализма, свойственного ортодоксальному комму­нарству. У этих ребят было правило: "Начал песню - допевай, хоть тресни!" Мы шутили: а если они поют в лесу, а в это время на них дерево падает? А если серьезно - казалось бы, мелочь: "начал песню", а она не попала под настроение, "не пошла" - продолжать? Жертвовать атмосферой ради "прынцыпа"? Стоит ли так себя наказывать!

Или еще. Есть такой почти всеобще-коммунарский закон: "Каждое дело - творчески, иначе - зачем?" Более того, сама ме­тодика именуется методикой коллективного творческого воспита­ния, одна из ведущих форм работы - коллективные творческие де­ла, так что сам Бог велел "каждое дело - творчески". И начина­ется творческая чистка картошки (с конкурсами на самую загогу­листую "овощь", на лучшую оду корнеплоду, с викторинами и "концертами-ромашками" - есть и такие вариации), творческая разгрузка грузовика под видом эвакуации жертв землетрясения. Все это, наверное, скрашивает некоторые скучноватые реалии клубной жизни (тем более, что чаще всего практикуется лидера­ми, не могущими самостоятельно изобрести что-либо интересное и потому прибегающими к заимствованию). Но когда ребенок вы-

растает, покидает клуб и остается с картошкой один на один, -

ну, хорошо, раз - картошка (сольный концерт-ромашка), два -

картошка (конкурс с одним участником), а дальше-то что? И на­чинает зреть неосознаваемая обида на клуб.

Нам представляется гораздо более продуктивным, не подвер­гая сомнению ценность творческих дел там, где творчество естественно, - культивировать принцип "преодоления": да, есть масса дел скучных, неприятных; работа бывает грязная (не в мо­ральном смысле, разумеется, - здесь), физически тяжелая, нако­нец, неблагодарная, но от нее никуда не денешься - значит, на­до учиться терпеть и делать.

Все-таки, есть клубы, которые выпускники поминают добрым словом.

X. О ТОМ, КАК ИЗМЕРИТЬ НЕИЗМЕРИМОЕ.

Социально-психологическое исследование группы немыслимо без измерения ряда важнейших ее параметров. Так, бывает необ­ходимо установить, к какому социально-психологическому (цен­ностно-ориентационному) типу она относится; идентифицировать ее лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств - надежность, душевность, способности и т.п.); выяснить социальный статус того или иного ее члена; определить уровень групповой сплоченности; узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы - "нарисовать" ее социально-психологический портрет; наконец, представить себе, из каких микрогрупп она состоит.

От уровня сплоченности зависит в принципе работоспособ­ность группы. Во многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого психологами уровня.

Выявление лидеров позволяет более активно вести педагоги­ческую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект.

Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе микрогруппах.

Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы да­ет возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и какого рода мероприятия помогут ей об­рести психологический комфорт, эффективность, долголетие.

Определение социально-психологического типа группы кор­ректнее всего осуществлять методом включенного наблюдения (мо­ниторинга), когда исследователь изучает группу на протяжении продолжительного времени, отмечая и классифицируя наблюдаемые в ней явления (в частности, слова и поступки ее членов, приня­тые решения и пр.). Статистический характер метода страхует от тех аберраций, которые практически неизбежны при любом экспресс-анализе, когда ответы на вопросу невольно корректиру­ются сиюминутными моментами - настроением респондентов, ло­кальными конфликтами и т.п. Мониторинг может быть дополнен анализом документов группы за тот период, в течение которого она существует (то есть, в нынешнем составе).

Вот умозрительные примеры такого рода наблюдений.

Допустим, мы приходим в клуб, именуемый "Клубом любителей кошек", и видим там девять человек с собаками и одного с кош­кой. Слушая их беседу, мы отмечаем, что 60% времени они гово­рят о собаках, 30% - о погоде и 10% - о кошках. Если, регуляр­но посещая клуб, мы видим, что ситуация повторяется, мы ставим его на оси X (см. гл.I) у темы "Кинология", а по оси Z - у от­метки "клуб общения", Ext=0 (см. гл.II).

Посетим другую комнату - с вывеской "Центр помощи инвали­дам". Если мы видим там девять человек, пьющих чай и беседую­щих на тему помощи инвалидам, и одного, иногда посещающего ин­валидов на дому, мы классифицируем этот Центр по оси X по теме "Социальная работа", а по оси Z - "клуб общения", Ext=10%, где последняя цифра характеризует процент времени, затрачиваемый клубом на работу внешней направленности. (Разумеется, мы не станем сообщать этим милым людям о результатах наших изыска­ний, дабы не обидеть их.)

Данные по оси Y можно получить, просмотрев соответствую­щие документы. Если организация общественная, они, по нашим представлениям, должны быть доступны. С организациями, доку­менты которых закрыты от широкой общественности, мы предпочи­таем на связываться.

К сожалению, в реальной практике чаще приходится обра­щаться к методикам более скоропостижного характера. В основе многих из них лежит метод социометрии [13; 15; 16; 26; 29; 32], позволяющий производить определение социальных статусов членов группы.

Как это делается?

Каждому члену группы выдается листок, на котором он дол­жен указать свою фамилию и ответить на вопросы. Они задаются в определенной форме и различаются по цели (опросы на выбор или отказ) и по темам.

Например, возможны следующие вопросы выборного характера:

"Если бы вы организовывали новый клуб, согласно своим идеалам, кого из клуба, членом которого являетесь сейчас, пригласили бы в новый - одного, в первую очередь?

_________________________________________

Если второго, то - кого?

Если третьего, то - кого?

_________________________________________"

Вопросы отказного характера строятся по принципу "Кого бы вы не взяли?"

Темы (по необходимости) могут варьироваться, а вопросы, соответственно, - иметь, к примеру, следующий вид:

"Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?" "С кем бы Вы пошли в разведку?" "С кем бы Вы хотели петь в одном ансамб­ле?" и т.д.

Во время опроса необходимо строгое соблюдение следующих правил:

1. Отвечать на вопросы обязательно; если трудно сделать выбор, необходимо назвать любого;

2. Называть можно только фамилии из числа опрашиваемых (конкретного, строго определенного круга лиц, задействованных в опросе);

3. Себя называть нельзя;

4. Рекомендуемое максимальное количество выборов зависит от величины обследуемой группы [13] и приводится в таблице 4.

Существуют и дополнительные требования, предъявляемые к вопросам социологических анкет. Они носят, в основном, чисто психологический характер (конкретность, понятность, выявление эмоционально-психологического отношения, недопущение ограниче­ния выборов или отказов, убедительность необходимости опроса как такового и т.п.) [13].

Таблица 4

Численность группы Социометрическое ограничение
     
     
     
     
     
     
     

1.5

В простейшем случае можно не подразделять выбор на 1-й, 2-й и т.д., а нужные фамилии называть в произвольном порядке, но этот метод более грубый.

Выбранному в первую очередь начисляется максимальный балл, во вторую - на один меньше, в третью - еще на один мень­ше, и т.д. Например:

Акулов выбрал Ежевскую, затем Мурашова, затем Воробьеву; Борзов - Волкова, Галкину и Горностая;

Волков - Борзова, Горностая и Жука, и т.д.

Результаты выборов сводятся в таблицу 5, где опрашиваемые расположены в алфавитном порядке.

Допустим, Акулов выбрал 1-м выбором Ежевскую, 2-м - Мура­шова, 3-м - Воробьеву. В таблице на строчке N1 (Акулов) ставим баллы: в колонке N8 (Ежевской) - 3 (за 1-й выбор), в колонке N14 (Мурашову) - 2, в колонке N4 (Воробьевой) - 1.

Заполнив все строчки, подсчитаем сумму баллов у каждого респондента. Hекоторые выборы оказываются взаимными (неза­висимо от того, кто кого в какую очередь выбрал). Так, Акулову ответили взаимностью все трое, Мурашову - один, а Орловской - никто. Взаимные выборы выделяем кружочками (в таблице - звез­дочками).

Таблица 5

` Кого ` Кто `
1 Акулов
2 Борзов
3 Волков
4 Воробьева
5 Галкина
6 Горностай
7 Дятлов
8 Ежевская
9 Жук
10 Зайончик
11 Иволгин
12 Кулик
13 Левина
14 Мурашов
15 Орловская
Количество баллов

1.5

Теперь можно вычислять индекс (коэффициент) групповой сплоченности ИГС [4; 8; 9; 15; 29]. Каждый участник в данном примере сделал три выбора "стоимостью" в 3, 2 и 1 - всего на сумму 6 баллов. Общая сумма равна 6х15=90 баллов, где 15 - число опрашиваемых.

Подсчитаем сумму баллов взаимных выборов.

У Акулова (1 колонка) из общей суммы (21) количество бал­лов взаимных выборов равна 3+3+1=7.

У Борзова (2 колонка) - 3+2=5. И т.д.

Итого по группе - 7+5+6+4+3+0+4+3+5+3+3+3+0+2+1=49 бал­лов.

сумма баллов за взаимные выборы 49

ИГС = --------------------------------- = ---- = 0,54. общая сумма баллов 90

1.5

В простейшем случае ИГС подсчитывается без учета очеред­ности выбора, то есть, учитывается не количество баллов, а ко­личество выборов:

сумма взаимных выборов

ИГС = ------------------------- = общая сумма выборов

3+2+2+3+2+1+2+2+2+2+2+1 24

= ------------------------- = ---- = 0,58

15х3 45

1.5

Определение социальных статусов членов группы произво­дится путем сравнения сумм баллов, полученных каждым из них в результате социометрии. 1-е место (высший статус) получает тот, кто набрал наибольшее число баллов. В нашем случае это Акулов. Он и является лидером группы по данной теме. Далее в список заносятся остальные члены группы в порядке убывания ре­зультатов. В случае равенства оценок выше располаг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.156 с.)