Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания к работеСтр 1 из 3Следующая ⇒
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Целью контрольных работ является проверка качества усвоения студентами учебного материала, а также умения использовать приобретённые знания для выбора верного и оптимального варианта технологии лекарственных препаратов. В течение учебного года студенты выполняют две контрольные работы:
Контрольные работы должны быть выполнены аккуратно, четким почерком с оставлением полей (3-4 см) для замечаний, объяснений и указаний рецензента. Выполнение заданий должно проводиться в той последовательности, в какой они даны в варианте контрольной работы. В контрольной работе необходимо переписать текст задания; рецепты пишутся на латинском языке, без сокращений, кроме «Rp», сохраняя нумерацию «Методических указаний». После каждого задания (рецепта) дается ответ на него. При выполнении контрольной работы при описании рецептурных прописей следует руководствоваться схемой, образцом ответа. Описание прописей следует представить в виде таблицы на развернутой странице тетради с подробным изложением технологии и теоретическим её обоснованием по следующей форме:
1 графа. Рецепты записывают на латинском языке без сокращений. Делают заключение о правильности оформления рецепта согласно действующим нормативным документам, о совместимости прописанных ингредиентов. Проверяют дозы лекарственных веществ (ядовитых, сильнодействующих, списков А и Б), нормы отпуска наркотических веществ. Проводят необходимые расчеты по проверке доз и норм отпуска.
2 графа. Расчеты количества ингредиентов по прописи рецепта и паспорт письменного контроля. Расчеты проводят подробно с использованием коэффициентов: увеличения объема, водопоглощения, заместительных; изотонических эквивалентов по натрия хлориду и др. 3 графа. Физико-химические свойства ингредиентов. Необходимо записать из ГФ X и Х11 изд. латинское и русское название лекарственных веществ, указать свойства, имеющие отношение к технологии данного лекарственного препарата, а также фармакологическое действие. Указать высшие разовые и суточные дозы лекарственных веществ в соответствии с ГФ X и Х11, нормы отпуска для наркотических веществ согласно НД. 4 графа. Технология лекарственного препарата по стадиям с теоретическим обоснованием. Указать, какая лекарственная форма выписана. Привести ее определение по ГФ XI и дисперсологическую характеристику, основные требования, предъявляемые к этой лекарственной форме в соответствии с ГФ XI и другой НД. Перечислить особенности изготовления лекарственного препарата по рецепту. Привести подробное, последовательное описание технологии с теоретическим обоснованием каждой технологической стадии. Указать особенности оформления лекарственного препарата с обоснованием выбора этикеток; условия и сроки хранения лекарственного препарата в аптеке в соответствии с приказом №377 от 13.11.96 и № 214 от 16.07.97. 5графа. Оценка качества лекарственного препарата. Привести все возможные виды контроля качества лекарственного препарата согласно приказу № 214 от 16.07.97 (физический, органолептический, химический, опросный, контроль при отпуске). Указать специфические виды контроля, например: ресуспендируемость - для суспензий и др. Решая ситуационные задачи, необходимо выявить отклонения от требований нормативной документации и дать оптимальный вариант ответа с обязательной ссылкой на НД.
В конце работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату, подпись. Если контрольная работа не зачтена, она возвращается студенту с замечаниями преподавателя. В рецензии указывается, нужно ли выполнить задание заново или достаточно дать ответы на конкретные вопросы и прислать её с очередной работой. К лабораторным занятиям допускаются студенты, выполнившие контрольные работы и сдавшие своевременно в установленные сроки деканатом. СХЕМА ОТВЕТА НА КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ – ОПИСАНИЕ РЕЦЕПТУРНОЙ ПРОПИСИ: 1. Написать рецепт на русском и латинском языках без сокращений. 2. Привести русское и латинское название лекарственной формы, дать ее определение и характеристику как дисперсной системы. 3. Перечислить требования к лекарственной форме. 4. Сделать заключение о совместимости ингредиентов. В случае несовместимости указать причины и пути преодоления. 5. Описать свойства ингредиентов, необходимые для технологии данного лекарственного препарата. 6. При необходимости проверить дозы веществ списка А и Б и провести коррекцию. 7. Провести необходимые расчеты. 8. Описать технологию лекарственного препарата с теоретическим обоснованием и промежуточным контролем качества. 9. Написать паспорт письменного контроля. 10. Описать оформление к отпуску, условия и сроки хранения в аптеке. 11. Оценить качество приготовленного лекарственного препарата. 12. Указать, какими приказами и НД необходимо руководствоваться при изготовлении, контроле качества и отпуске данного лекарственного препарата. ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА НА КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (заносится в таблицу) 1. Возьми: Атропина сульфата 0,0002 Папаверина гидрохлорида 0,03 Глюкозы 0,2 Смешай, чтобы получился порошок. Дай таких доз числом 10. Обозначь: по 1 порошку 3 раза в день. Rp.: Atropini sulfatis 0,0002 Papaverini hydrochloridi 0,03 Glucosi 0,2 Misce fiat pulvis Da tales doses N 10 Signa: no 1 порошку З раза в день 2. Приведенная в рецепте лекарственная форма — порошок (Pulvis) для внутреннего применения, выписанный распределительным способом, в состав которого входит вещество списка А (атропина сульфат) и вещество списка Б (папаверина гидрохлорид). Представляет собой всесторонне свободную дисперсную систему без дисперсионной среды. 3. Порошки должны быть сыпучи, однородны при рассматривании невооруженным глазом, устойчивы при хранении. 4. Совместимость ингредиентов. Ингредиенты данного порошка совместимы. 5. Atropini sulfas: белый кристаллический порошок без запаха. Список «А». Легко растворим в воде и спирте. Papaverini hydrocloridum: белый кристаллический порошок, слабо горького вкуса, список «Б». Медленно растворим в 40 ч. воды. Glucosum: белый кристаллический порошок или бесцветные, прозрачные, кристаллы сладкого вкуса. Легко растворим в воде. Гигроскопичен. 6. Проверка доз веществ списка А и Б и норм одноразового отпуска: а) Атропина сульфат: В.Р.Д. — 0,001; В.С.Д.— 0,003; в рецепте: разовая доза 0,0002 суточная доза 0,0006 - Дозы не завышены. б) Папаверина гидрохлорид: В.Р.Д. — 0,2; В.С.Д - 0,6; в рецепте: разовая доза 0,03; суточная доза 0,09. Дозы не завышены. 7.Подробные расчеты проводятся на оборотной стороне паспорта письменного контроля. Оборотная сторона ППК к рецепту № 1
1) Атропина сульфата 0,0002 х 10 = 0,002 Тритурации атропина сульфата (1:100) 0,002 х 100 = 0,2 2) Папаверина гидрохлорида 0,03 х 10 = 0,3 3) Глюкозы 0,2 х 10 = 2,0 Общая масса 0,2 + 0,3 + 2,0 = 2,5 Развеска 0,25 N 10 8. В данных порошках выписано вещество списка А, которое в рецепте необходимо подчеркнуть красным цветом. Так как общая масса порошка 2,5 для работы используем ступку № 4 с оптимальной загрузкой 3,0 (Таблица параметров аптечных ступок — Справочное пособие по аптечной технологии лекарств). На ручных 5-ти граммовых весах отвешивают 2,0 глюкозы, которую измельчают первой в течение 120 секунд, потому что это кристаллическое вещество и прописано в большем количестве. Так как атропина сульфата необходимо отвесить 0,002, а это на ручных весах сделать нельзя, то необходимо использовать тритурацию атропина сульфата 1: 100. Провизор-технолог в присутствии фармацевта отвешивает 0,2 тритурации на отдельных однограммовых весах, хранящихся в шкафу А, и заполняет оборотную сторону рецептурного бланка для предметно-количественного учета следующим образом: Выдал: Triturationis Atropini sulfatis (1:100) — 0,2 (два деце грамма) Дата Подпись провизора-технолога Получил: Triturationis Atropini sulfatis (I:100)— 0,2 (два деце грамма) Дата Подпись фармацевта Рецепт остается в аптеке Тритурацию помещают в ступку с измельченной глюкозой (соотношение не превышает (1: 20)) и тщательно смешивают. Затем добавляют 0,3 папаверина гидрохлорида и смешивают, растирая до получения однородного порошка. Однородность проверяют, надавливая пестиком на порошковую массу и рассматривая ее невооруженным глазом. Блесток и кристаллов не обнаружено. Масса однородна. Развешивают по 0,25 на 10 доз. 9. Паспорт письменного контроля заполняется в соответствии с требованиями приказа: ингредиенты пишут на латинском языке в родительном падеже в соответствии с последовательностью технологических операций. Ставят свою подпись и дату изготовления. Лицевая сторона ППК: Дата № рецепта Glucosi 2,0 Trituratinis Atropini sulfatis 1:100 0,2 Papaverini hydrochloride 0,3 Massae pulveratae 2,5 Massae pro dosi 0,25 № 10 Приготовил (подпись) Проверил (подпись) Расфасовал (подпись) Отпустил (подпись) Цвет порошков белый, без запаха. Порошковая масса однородная, без видимых комков, блесток и неоднородности по цвету. Проводится полный химический контроль, так как лекарственная форма включает вещество списка А — атропина сульфат. 10. Упаковка и оформление Порошки упаковывают в парафинированные капсулы, так как атропина сульфат является выветривающимся на воздухе веществом, глюкоза — гигроскопичным веществом. На пакет наклеивают рецептурный номер, выписывают сигнатуру. На пакет наклеивают этикетки: «Внутреннее», «Порошки», «Обращаться с осторожностью», «Беречь от детей».
Пакет с лекарственным препаратом опечатывают сургучной печатью аптеки и хранят в отдельном запирающемся шкафу. 11. Контроль при отпуске. Проверяют соответствие: 1. Упаковка: порошки упакованы в парафинированные капсулы с учетом физико-химических свойств, входящих в них лекарственных веществ. 2. Указанных в рецепте доз атропина сульфата и папаверина гидрохлорида возрасту больного. 3. Номера на рецепте и номера на этикетке; фамилии больного на квитанции фамилии на этикетке, рецепте или копии. Копии рецепта прописи рецепта. Массы или объема лекарственной формы допустимым нормам отклонения в соответствии с приказом МЗ РФ № 305 от 16.10.97 «О нормах отклонений при изготовлении лекарственных средств и фасовке промышленной продукции в аптеках». Оформления лекарственного препарата действующим требованиям. КОНТРОЛЬНАЯ работА №1. Тема № 1: «ПОРОШКИ» Необходимо ознакомиться с общей фармакопейной статьей «Порошки», а также с нормативной документацией, регламентирующей технологию лекарств. Следует обратить внимание на: — характеристику порошков как лекарственной формы; — классификацию их по различным признакам; — правила измельчения и смешивания; — особенности приготовления порошков с веществами списков А, Б, наркотическими, красящими веществами, экстрактами; — нормы качества (измельченность, однородность, сыпучесть, отклонения в массе дозированных порошков и содержании отдельных ингредиентов). При ответе на вопрос контрольной работы следует обратить внимание на то, каким способом выписаны порошки. В необходимых случаях проверить дозы лекарственных веществ. После ознакомления со свойствами ингредиентов решить вопрос об их совместимости (причинами несовместимостей в порошках обычно бывают: высокая гигроскопичность компонентов или смеси; выделение кристаллизационной воды, и как следствие этого, химическое взаимодействие; образование эвтектических сплавов; адсорбционные явления). Результаты расчетов количеств отдельных веществ и развеску указывают в паспорте. При описании приготовления порошков подробно останавливаются на всех стадиях технологического процесса, обосновывая выбор ступки, последовательность измельчения и смешивания, развеску, упаковку, оформление. При использовании экстракта указать, какой вид экстракта (густой, сухой или раствор густого экстракта) использован и как его вводят в порошковую смесь. В случае красящих веществ отметить особенность приготовления порошков. Необходимо описать контроль качества порошков, нормы допустимых отклонений в развеске данных порошков и упаковку для них. В заключение описывается оформление готового препарата и контроль качества при отпуске.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление порошков: 1.2. Возьми: Скополамина гидробромида 0,0003 Анестезина 0,05 Сахара 0,3 Смешай, чтобы получился порошок. Дай таких доз числом 10. Обозначь: по 1 порошку на прием 2 раза в день КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Рассчитать: 1) увеличение объема при растворении сухих лекарственных веществ; 2) отклонение объема в относительных процентах. Установить соответствие или несоответствие требованиям приказа о нормах отклонения объема. Рассчитать необходимый объем воды для приготовления лекарственного препарата. Описать приготовление ЖЛФ. 2.2. Возьми: Кофеина-бензоата натрия 0,5 Натрия бромида 4,0 Воды очищенной 200 мл Настойки пустырника 10 мл Смешай. Дай. Обозначь: по 1 чайной ложке на прием 3 раза в день. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Приготовить концентрированные растворы для бюреточной установки, рассчитав количество сухого вещества и воды тремя способами: а) при наличии мерной посуды; б) с учетом плотности приготовляемого раствора; в) с помощью коэффициента увеличения объема (при расчете количества воды разными способами возможны незначительные расхождения из-за округления величины коэффициента увеличения объема). 2. Произвести необходимые расчеты по исправлению концентрации приготовленных растворов и проверить правильность расчетов: 4.2. 3 л 20 % раствора магния сульфата (концентрация полученного раствора - 19,4 %).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление микстур с применением концентрированных растворов и жидких препаратов: 5.2. Возьми: Кодеина 0,1 Кофеина-бензоата натрия 0,5 Раствора кальция хлорида 5 % — 150 мл Натрия бромида 3,0 Сиропа сахарного 5 мл Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке на прием 3 раза в день. В бюретках имеются следующие концентрированные растворы и жидкие препараты: 1) раствор гексаметилентетрамина 20 % (1:5); 2) раствор калия бромида 20 % (1:5); 3) раствор калия йодида 20 % (1:5); 4) раствор кальция хлорида 20 % (1:5); 5) раствор кофеина-бензоата натрия 20 % (1:5); 6) раствор натрия бромида 20 % (1:5); 7) раствор натрия бензоата 10 % (1:10); 8) раствор натрия гидрокарбоната 5 % (1:20); 9) раствор натрия салицилата 40 % (1:2,5); 10) адонизид; 11) настойка валерианы; 12) настойка ландыша; 13) настойка пустырника; 14) нашатырно-анисовые капли; 15) сироп сахарный. Имеются только в виде порошка: 1) аммония хлорид; 2) глюкоза; 3) кислота аскорбиновая; 4) магния сульфат. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление раствора на неводном растворителе:
6.2. Возьми: Ментола 0,2 Камфоры 0,2 Смешай. Дай. Обозначь: для ингаляций. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление раствора ВМВ и коллоидного раствора: 7.2. Возьми: Протаргола 0,5 Глицерина 3,0 Воды очищенной 50 мл Смешай. Дай. Обозначь: для спринцеваний.
Тема № 6: «СУСПЕНЗИИ» При изучении материала следует обратить внимание на то, в каких случаях получаются суспензии, какова устойчивость этой дисперсной системы (уравнение Стокса), какими способами можно повысить устойчивость, какие методы изготовления возможны, в чем различие приготовления суспензий гидрофильных и гидрофобных веществ, особенности оформления. При ответе на вопросы следует указать, какое вещество находится во взвешенном состоянии и по какой причине (нерастворимость в прописанном растворителе или превышение предела растворимости, химическое взаимодействие или смена растворителя), каким способом готовится суспензия (дисперсионным или конденсационным) и описать приготовление. Как добиться максимальной степени дисперсности взвешенного вещества (при дисперсионном методе приготовления чаще всего этого удается достичь при растирании сухих веществ с оптимальным (половинным) количеством жидкости (принцип Б. В. Дерягина) КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление суспензии: 8.2. Возьми: Терпингадрата Натрия гидрокарбоната по 2,0 Воды очищенной 200 мл Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке на прием 3 раза в день.
Тема № 7: «ЭМУЛЬСИИ» Следует обратить внимание на определение эмульсий как лекарственной формы, классификацию, приготовление эмульсий из масел, проверку готовности первичной эмульсии, применяемые эмульгаторы, введение лекарственных веществ в эмульсии, особенности оформления. Отвечая на вопросы контрольной работы, следует указать, сколько нужно взять масла для приготовления прописанной эмульсии, как приготовить первичную эмульсию (сколько и какого эмульгатора потребуется, рассчитать количество воды) и как ее разбавить. При прописывании лекарственных веществ описать их введение в эмульсию, оформление готового препарата. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление эмульсии: 9.2. Возьми: Эмульсии масла касторового 200,0 Настойки красавки 2 мл Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке на прием3 раза в день. Тема № 8: «НАСТОИ И ОТВАРЫ» Следует обратить внимание на определение настоев и отваров по ГФ, измельченность лекарственного растительного сырья в зависимости от его гистологического строения, на содержание в сырье действующих веществ, соотношение между количеством сырья и объемом водной вытяжки при отсутствии указаний, режим настаивания (температура, продолжительность), расчет количества воды с помощью коэффициентов водопоглощения и коэффициентов увеличения объема лекарственных веществ, а также на особенности изготовления некоторых вытяжек из сырья, содержащего сердечные гликозиды, алкалоиды, дубильные вещества, эфирные масла и др., знать особенности изготовления настоя корня алтея, на правила добавления к настоям и отварам лекарственных веществ, на приготовление водных вытяжек из сухих и жидких экстрактов. При выполнении задания следует исходить из того, что имеется лекарственное растительное сырье, соответствующее требованиям ГФ или других стандартов. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Привести 2 варианта технологии лекарственных препаратов: из лекарственного растительного сырья, а также с использованием экстрактов-концентратов: - экстракта валерианы жидкого (1:2), - экстракта горицвета сухого (1:1) и жидкого (1:2), - экстракта термопсиса сухого (1:1), - экстракта алтея сухого (1:1) 10.2. Возьми: Настоя корневищ с корнями валерианы из 10,0 —250 мл Натрия бромида 5,0 Магния сульфата 8,0 Смешай. Дай. Обозначь: по 1 столовой ложке на прием 3 раза в день. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление капель:
11.2. Возьми: Камфоры 0,1 Масла оливкового 10,0 Смешай. Дай. Обозначь: по 3 капли 2 раза в день в правое ухо. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 Тема № 10: «МАЗИ» Изучая технологию мазей необходимо обратить внимание на: — определение мази как лекарственной формы; — требования к мазям; — классификацию мазей; — требования к основам для мазей и их классификацию; — правила введения лекарственных веществ в мази; — особенности приготовления гомогенных линиментов и мазей; — особенности приготовления суспензионных линиментов мазей и паст; — определение однородности мазей; —ПАВ, применяемые для стабилизации эмульсионных мазевых основ и их характеристику; — дифильные мазевые основы; — технология эмульсионных линиментов мазей; — особенности приготовления комбинированных мазей; — оформление и отпуск мазей. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1.Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление гомогенного линимента и мази: 1.2. Возьми: Йода Ментола по 0,1 Спирта этилового 5 мл Хлороформа 12,0 Парафина 4,0 Смешай, чтобы получился линимент. Дай. Обозначь: наносить в виде сетки на поясницу. 2. Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление суспензионного линимента, мази и пасты: 2.2. Возьми: Стрептоцида Норсульфазола по 1,0 Масла касторового Масла беленного по 10,0 Смешай, чтобы получился линимент. Дай. Обозначь: для повязок. 3. Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление эмульсионного и комбинированного линимента и мази: 3.2. Возьми: Экстракта красавки 1,0 Кислоты салициловой 1,5 Мази калия иодида Вазелина по 15,0 Смешай, чтобы образовалась мазь. Дай. Обозначь: мазь для ног. Тема № 11 «СУППОЗИТОРИИ» Следует обратить внимание на определение суппозиториев как лекарственной формы, их классификацию и требования к ним, основы (классификация и характеристика), введение лекарственных веществ, методы изготовления, оценку качества. Отвечая на вопросы задания, необходимо: — обратить внимание на способ прописывания, метод изготовления; — проверить дозы веществ списка А и Б; — рассчитать количество лекарственных веществ и основы; — описать приготовление суппозиторной массы и изготовление суппозиториев; — указать, по каким критериям оценивается качество суппозиториев, как оформить готовый лекарственный препарат. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление суппозиторий методом ручного выкатывания. 4.2. Возьми: Папаверина гидрохлорида 0,02 Масла какао до 2,0 Смешай, пусть образуется суппозиторий ректальный. Дай таких доз числом 15. Обозначь: по 1 суппозиторию 3 раза в день. 5.2. Возьми: Ксероформа 0,03 Масла какао достаточное количество, чтобы получилась палочка длиной 6 см и диаметром 5 мм. Дай таких доз числом 5. Обозначь: по 1 палочке 2 раза в день. 2. Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление суппозиторий методом выливания: 6.2. Возьми: Протаргола 0,015 Основы желатино-глицериновой достаточное количество, чтобы получился суппозиторий вагинальный. Дай таких доз числом 15. Обозначь: по 1 шарику 3 раза в день, (форма вмещает 3,5 г жировой основы). КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление растворов для инъекций и инфузий: 7.2. Возьми: Раствора натрия тиосульфата 30 % — 20 мл Простерилизуй! Дай таких доз числом 20. Обозначь: внутривенно. 8.2. Возьми: Раствора гексаметилентетрамина 100 мл изотонического Простерилизуй! Дай. Обозначь: внутривенно капельно. 9.2. Возьми: Раствора Квартасоль 400 мл Простерилизуй! Дай. Обозначь: внутривенно. Тема № 13: «КАПЛИ ГЛАЗНЫЕ» Данная тема предусматривает выполнение двух заданий, связанных с однокомпонентными (рецепты 10.1—10.10) и многокомпонентными лекарственными препаратами (рецепты 11.1—11.10). Ответы даются по общей схеме. При описании технологии необходимо оценить соответствие прописи требованиям изотоничности и, если требуется, с применением изотонических эквивалентов по натрия хлориду рассчитать количество добавляемого изотонирующего агента. В случае многокомпонентных глазных капель также проверяется совместимость лекарственных веществ в прописи и их устойчивость при различных режимах стерилизации, после чего делается заключение о возможном способе технологии его соответствия нормативной документации. Для изготовления глазных капель предлагается использовать концентрированные растворы, рекомендованные к применению действующими нормативными документами. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление глазных капель: 10.2. Возьми: Раствора атропина сульфата 0,5 % — 10 мл Дай. Обозначь: по 1—2 капли в правый глаз 3 раза в день. 11.2. Возьми: Рибофлавина 0,001 Кислоты аскорбиновой 0,2 Раствора цитраля 0,01 % — 10 мл Дай. Обозначь: по 2 капли 5 раз в день в правый глаз. Тема № 14: «ГЛАЗНЫЕ МАЗИ. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ С АНТИБИОТИКАМИ» Данная тема предусматривает выполнение двух заданий, связанных с глазными мазями (рецепты 12.1—12.10) и лекарственными формами с антибиотиками (рецепты 13.1—13.10). Ответы даются по общей схеме. При описании необходимо обосновать условия приготовления и технологию лекарственного препарата по приведенной прописи. Особое внимание следует уделить правилам введения лекарственных веществ в глазные мази и выбор основы, если она не указана в рецепте. Необходимо уметь рассчитать массу антибиотика (в граммах), соответствующую определенной активности и выраженной в единицах действия. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление лекарственных форм: 12.2. Возьми: Мази тиаминовой 1 %— 10,0 Дай. Обозначь: закладывать за веки в оба глаза 4 раза в день. 13.2. Возьми: Мази окситетрациклиновой 250000 ЕД глазной— 10,0 Дай. Обозначь: закладывать за веки в оба глаза 3 раза в день. И ДЕТЕЙ ДО ГОДА» При подготовке по теме необходимо изучить следующие теоретические вопросы: — периодизация детского возраста; — особенности детского организма; — пути введения детских лекарственных препаратов; — дозирование в педиатрии и проверка доз лекарственных веществ в препаратах для детей; — особенности технологии педиатрических препаратов в зависимости от возраста и способа применения; — упаковка и оформление к отпуску препаратов для детей; — контроль качества детских лекарственных форм в аптеках. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Опишите с расчетами и теоретическим обоснованием приготовление лекарственных форм: 14.2. Возьми: Эуфиллина 0,003 Сахара 0,2 Смешай, пусть получится порошок. Дай таких доз числом 12. Обозначь: по 1 порошку 3 раза в день (ребенку 3 недели).
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 15.2. Возьми: Стрептоцида 0,5 Эфедрина гидрохлорида 0,1 Димедрола 0,05 Масла персикового 10,0 Воды очищенной 10 мл Смешай. Дай. Обозначь: капли в нос.
16.2. Возьми: Раствора сульфацил-натрия 20 % — 5 мл Раствора меди сульфата 20 % — 5 мл Смешай. Дай. Обозначь: глазные капли. 17.2. Возьми: Бензилпенициллина калия 500.000 ЕД Раствора перекиси водорода разведенной Спирта этилового по 5 мл Смешай. Дай. Обозначь: по 2 капли в правое ухо 4 раза в день.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Целью контрольных работ является проверка качества усвоения студентами учебного материала, а также умения использовать приобретённые знания для выбора верного и оптимального варианта технологии лекарственных препаратов. В течение учебного года студенты выполняют две контрольные работы:
Контрольные работы должны быть выполнены аккуратно, четким почерком с оставлением полей (3-4 см) для замечаний, объяснений и указаний рецензента. Выполнение заданий должно проводиться в той последовательности, в какой они даны в варианте контрольной работы. В контрольной работе необходимо переписать текст задания; рецепты пишутся на латинском языке, без сокращений, кроме «Rp», сохраняя нумерацию «Методических указаний». После каждого задания (рецепта) дается ответ на него. При выполнении контрольной работы при описании рецептурных прописей следует руководствоваться схемой, образцом ответа. Описание прописей следует представить в виде таблицы на развернутой странице тетради с подробным изложением технологии и теоретическим её обоснованием по следующей форме:
1 графа. Рецепты записывают на латинском языке без сокращений. Делают заключение о правильности оформления рецепта согласно действующим нормативным документам, о совместимости прописанных ингредиентов. Проверяют дозы лекарственных веществ (ядовитых, сильнодействующих, списков А и Б), нормы отпуска наркотических веществ. Проводят необходимые расчеты по проверке доз и норм отпуска. 2 графа. Расчеты количества ингредиентов по прописи рецепта и паспорт письменного контроля. Расчеты проводят подробно с использованием коэффициентов: увеличения объема, водопоглощения, заместительных; изотонических эквивалентов по натрия хлориду и др. 3 графа. Физико-химические свойства ингредиентов. Необходимо записать из ГФ X и Х11 изд. латинское и русское название лекарственных веществ, указать свойства, имеющие отношение к технологии данного лекарственного препарата, а также фармакологическое действие. Указать высшие разовые и суточные дозы лекарственных веществ в соответствии с ГФ X и Х11, нормы отпуска для наркотических веществ согласно НД. 4 графа. Технология лекарственного препарата по стадиям с теоретическим обоснованием. Указать, какая лекарственная форма выписана. Привести ее определение по ГФ XI и дисперсологическую характеристику, основные требования, предъявляемые к этой лекарственной форме в соответствии с ГФ XI и другой НД. Перечислить особенности изготовления лекарственного препарата по рецепту. Привести подробное, последовательное описание технологии с теоретическим обоснованием каждой технологической стадии. Указать особенности оформления лекарственного препарата с обоснованием выбора этикеток; условия и сроки хранения лекарственного препарата в аптеке в соответствии с приказом №377 от 13.11.96 и № 214 от 16.07.97. 5графа. Оценка качества лекарственного препарата. Привести все возможные виды контроля качества лекарственного препарата согласно приказу № 214 от 16.07.97 (физический, органолептический, химический, опросный, контроль при отпуске). Указать специфические виды контроля, например: ресуспендируемость - для суспензий и др. Решая ситуационные задачи, необходимо выявить отклонения от требований нормативной документации и дать оптимальный вариант ответа с обязательной ссылкой на НД. В конце работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату, подпись. Если контрольная работа не зачтена, она возвращается студенту с замечаниями преподавателя. В рецензии указывается, нужно ли выполнить задание заново или достаточно дать ответы на конкретные вопросы и прислать её с очередной работой. К лабораторным занятиям допускаются студенты, выполнившие контрольные работы и сдавшие своевременно в установленные сроки деканатом. СХЕМА ОТВЕТА НА КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ – ОПИСАНИЕ РЕЦЕПТУРНОЙ ПРОПИСИ: 1. Написать рецепт на русском и латинском языках без сокращений. 2. Привести русское и латинское название лекарственной формы, дать ее определение и характеристику как дисперсной системы. 3. Перечислить требования к лекарственной форме. 4. Сделать заключение о совместимости ингредиентов. В случае несовместимости указать причины и пути преодоления. 5. Описать свойства ингредиентов, необходимые для технологии данного лекарственного препарата. 6. При необходимости проверить дозы веществ списка А и Б и провести коррекцию. 7. Провести необходимые расчеты. 8. Описать технологию лекарственного препарата с теоретическим обоснованием и промежуточным контролем качества. 9. Написать паспорт письменного контроля. 10. Описать оформление к отпуску, условия и сроки хранения в аптеке. 11. Оценить качество приготовленного лекарственного препарата. 12. Указать, какими приказами и НД необходимо руководствоваться при изготовлении, контроле качества и отпуске данного лекарственного препарата. ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА НА КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (заносится в таблицу) 1. Возьми: Атропина сульфата 0,0002 Папаверина гидрохлорида 0,03 Глюкозы 0,2 Смешай, чтобы получился порошок. Дай таких доз числом 10. Обозначь: по 1 порошку 3 раза в день. Rp.: Atropini sulfatis 0,0002 Papaverini hydrochloridi 0,03 Glucosi 0,2 Misce fiat pulvis Da tales doses N 10 Signa: no 1 порошку З раза в день 2. Приведенная в рецепте лекарственная форма — порошок (Pulvis) для внутреннего п
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.23 с.) |