Способы изложения норм права в нпа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы изложения норм права в нпа



Нормы права и статьи нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права- это правило поведения, состоящие из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - это форма выражения гос.ой воли, средство воплощения нормы права.

Соотношения нормы права и статей нормативного акта:

Норма права будучи содержанием, по разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая это правило законодатель может:

· все три элемента логической структуры нормы права (гип,дисп,санкц) включить в одну статью нормативного акта (ст. УК РФ имеющая одну часть)

· в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм (статьи особенной части УК РФ, включающие 2 и более частей)

· элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта (за нарушение норм Конституции санкции содержатся в других нормативных актах)

· элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов

Способы изложения соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

1. Прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта

2. Отсылочный (ссылочный) способ - ст. нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же норм.акта (ст. УК РФ)

3. Бланкетный способ - ст. отсылает не к конкретной ст., а к целому виду других норм.актов (ссылки на Федеральные законы).

Акты толкования права(понятие и виды). Роль толкования права в различных типах правовых систем

Акт толкования норм права - это официальный документ, правовой акт, направленный на установление смысла и содержания тех или иных норм права.

Юридические свойства акта толкования правовых норм: призваны способствовать правильной и законной реализации права, претворять волю законодателя. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, без них механизм был бы искажен, норма права не верно понята, а это нарушение законности и правоприменительной деятельности.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования – интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы.

В ТГП различаются два вида актов толкования: 1 интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования. Являются источником П, т.к. содержат конкретизирующие нормы.); 2 интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности)

Понятие правотворчества

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества – государственные органы.

Понятие механизма правового регулирования. Элементы

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.

Основные элементы механизма правового регулирования:

1. Норма права

2. Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)

3. Правоотношение

4. Акты реализации субъективных прав и обязанностей

5. Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, ог-рубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привязать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Первой стадии общенормативного регулирования соот-ветствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодатель-ную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические основания возникновения, изменения и прекраще-ния правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок

Виды правотворчества

Принципы правотворчества - основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юр. норма, это ориентир для органов, творящих право.

К принципам относится:

· научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)

· профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)

· законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)

· демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)

· гласность (открытость правотворческого процесса)

· оперативность (своевременное издание нормативных актов)

Виды правотворчества:

· непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

· правотворчество госуд. органов (парламент, правительство)

· правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

· правотворчество органов местного самоуправления

· локальное правотворчество (предприятия)

· правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

В зависимости от значимости правотворчество разделяют на:

· законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламента)

· делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, а именно правительства осуществляемая по поручению парламента)

· подзаконное правотворчество (Президент, Пр-во, минис-ва, ведомства, губернаторы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.122.246 (0.011 с.)