Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар 16 (8). Тема 13. Договоры в римском праве↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(активная форма занятия - «мозговой штурм») Цель занятия: организация коллективной мыслительной деятельности с целью наиболее качественного усвоения пройденного материала и формирования навыка коллективного поиска оптимального решения в сложной ситуации. Подготовительный этап: 1. Разделение группы на минигруппы по 3-5 человек, в каждой группе избирается эксперт, в обязанности которого входит фиксация всех идей и отбор наиболее удачных (5 мин.). 2. Разминка (15-20 мин.): фронтальный экспресс-опрос: студенты дают чёткие и краткие ответы на вопросы преподавателя: а) по какому критерию разграничивались между собой реальные и консенсуальные контракты? б) какие договоры относились к реальным? в) какие договоры относились к консенсуальным? г) назовите все важнейшие черты договора займа? д) в чём состояло основное различие между займом и ссудой? е) каким образом осуществлялась защита прав сторон по договору займа? 3. Постановка учебной задачи: поиск всех возможных путей выхода из проблемной ситуации: «Два римских гражданина заключили договор займа на сумму 7 000 сестерциев и соглашение об уплате 3% годовых. Должник указанную сумму в установленный срок не вернул, более того, он был крайне недоволен визитами и письмами своего кредитора. На что однажды сам явился в его дом и сказал: «Я верну деньги, для меня – это дело чести, но только после того, как ты в присутствии пяти свидетелей дашь мне клятву, что я тебе ничего не должен и никаких претензий ты ко мне больше не имеешь». Кредитор послушал его и дал клятву в присутствии свидетелей, но должник так и не вернул денег и пригрозил кредитору, что станет обвинять его в незаконном взимании несуществующего долга. Кредитор вынужден был обратиться к претору». Существует ли реальная возможность защитить права кредитора и доказать, что должник не исполнил своего обязательства? Можно ли решить дело по цивильному праву и какими средствами? Возможно ли решение спора по преторскому праву? Предложите все возможные пути решения и найдите оптимальное. Аналитический этап: 1. Основная сессия «мозгового штурма»: самостоятельная работа студентов в группе без участия преподавателя (10-15 мин.) по выдвижению и отбору версий. 2. Экспертиза и формулирование окончательных версий решения (5 мин.), при этом эксперты могут покинуть помещение аудитории и вернуться после того, как работа будет закончена. Заключительный этап: Подведение итогов анализа конкретной практической ситуации в каждой группе студентов (25-30 мин.). Выступления экспертов и обсуждение конечных результатов. Семинар 17 (9). Тема 14. Внедоговорные виды обязательств (активная форма занятия – ролевая игра) 1. Обязательства из квазидоговоров. 2. Обязательства из деликтов. 3. Обязательства из квазиделиктов. Цель занятия: закреплениеучебного материала по теме путём создания визуального образа судебного заседания, выработки умений и практических навыков участия в судебном заседании. Подготовительный этап: 1. Ознакомление студентов с предлагаемыми казусами, определение формы процесса и вида иска для каждой из ролевых игр. Разделение студентов на 4 рабочие группы: а) задание для группы 1: «Марку обманом продали скаковую лошадь, которая оказалась не той масти (шкура была подкрашена), старше по возрасту и к тому же больной. В сделке участвовал посредник, который убедил Марка купить именно эту лошадь. Определите состав данного деликта и санкцию. Какое средство защиты используется в данном случае? Укажите, как именно будет осуществляться защита, сформулируйте требования сторон». б) задание для группы 2: «В дом Тита ночью пробрался вор, один из рабов заметил его и, оказав сопротивление, разбудил хозяина. Тит, испугавшись за жизнь своих детей, выхватил меч и зарубил вооруженного грабителя на месте. Определите состав данного деликта и санкцию за его совершение. Были ли правомерными действия Тита? Какие правовые последствия могут наступить? Сформулируйте доводы Тита в свою защиту». в) задание для группы 3: «Сенатор Гай Флавий, прогуливаясь по форуму вместе со своей семьей, был оскорблен неизвестным, который громко выкрикивал ругательства, а затем ударил сенатора по лицу и скрылся. Через некоторое время оскорбителя нашли и привели к префекту. Определите состав деликта и санкцию. Определите средство защиты. Сформулируйте требования сторон и доводы в их защиту». г) задание для группы 4: «Агерий и Негидий, являясь соседями, часто ссорились. Агерий, завидуя Негидию, тайно поджег его амбар с зерном и выпустил скот пастись на его огород. Рабы Негидия видели, как ночью Агерий шел по направлению к амбару, после чего начался пожар. Определите состав деликта и санкцию. Назовите средства защиты. Сформулируйте требования сторон и доводы в их защиту». 2. Распределение ролей, подготовка студентов к аргументации предложенной позиции с использованием источников римского права: «Законов XII Таблиц» (Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2009. — Т. 1. — С. 78-89) и Дигест Юстиниана: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л. Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книга 4.— C. 407-583). 3. Составление процессуальный актов, необходимых для инсценировки предложенной ситуации. Игровой этап: 1. Проведение судебных заседаний по предложенным казусам. 2. Подведение итогов ролевой игры в группе: оценка убедительности позиций стороны обвинения и стороны защиты; анализ принятого судьей решения с точки зрения его законности и справедливости. Список рекомендуемой литературы: источники: Дигесты Юстиниана [Текст]: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л.Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книги I-IV.— 2002.— 584 с.; Т. 7, пт. 1: Книги XLV - XLVII.— 2005.— 602 с.; Т. 7, пт. 2: Книги XLVIII - L.— 2005.— 564 с. Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д.Р. Расснера; под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова.— М.: Зерцало, 1998.— 400 с. — (Памятники римского права). Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. [Текст] / под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2009. — Т. 1. — 392 с. основная литература: Новицкий И. Б. Римское право [Текст]: учебник для вузов / И. Б. Новицкий.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— 340 с. Римское частное право [Текст]: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского.— М.: Юристъ, 2009.— 448 с. дополнительная литература: Волков А. В. Возникновение проблемы злоупотребления правом в древнеримской цивилистике [Текст] / А. В. Волков // История государства и права: федеральный научно-правовой журнал.— М., 2010.— № 4.— С. 43-47. Воробьев С. М. Предпосылки развития института компенсации морального вреда на ранних этапах становления романо-германской системы права [Текст] / С. М. Воробьев // Гражданское право: Федеральный научно-практический журнал.— М., 2010.— № 2.— С. 12-15. Гетьман-Павлова И. В. Народные иски из квазиделиктов в римском праве [Текст] / И. В. Гетьман-Павлова // Государство и право. — 2007.— №5.— С. 101-108. Новак Д. В. Идея недопустимости неосновательного обогащения в римском праве во взаимосвязи с категориями aeguitas и naturale [Текст] / Д. В. Новак // Государство и право. — 2006.— №9.— С. 76-85. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Тема 1. Следует заострить внимание на принципиальном отличии частного права от публичного и только, исходя из этого, формулировать понятия. Для периодизации развития римского права требуется анализ, содержащий элементы сравнения периодов развития римского государства и права, следует выявить сходства и различия, определить их причины. Обратите внимание на то, что в отличие от других правовых систем, в римском праве существует не процесс вычленения из общей системы отдельных элементов, а наоборот, основные системы частного права с течением времени сливаются. Рецепция римского права представляет собой уникальное явление в европейской правовой истории, поэтому обратите внимание на причину и ход рецепции, а главным образом, на значение рецепции для европейского права. Тема 2. Изучение этой темы потребует от студента дополнительных усилий, так как предполагает работу с историческими источниками и литературой. Первое знакомство с источниками римского права, с их структурой и особенностями пока заключается в том, чтобы определить, как ими пользоваться и где найти нужную информацию. Особое внимание должно уделяться «Законам XII Таблиц». При рассмотрении вопросов об источниках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на процесс их эволюции. Выясните, как разные виды источников уживаются в различные периоды развития права, как они устаревают с течением времени и окончательно теряют свое значение. Следует выявить причины кодификации, вкратце осветить ее первые попытки, обратить внимание на этапы и результаты кодификации. Тема 3. Определите, в каких случаях осуществление права могло ограничиваться законом. При рассмотрении вопроса о судоустройстве следует заострить внимание на том, что специализированных судебных органов в Риме не существовало. Используя материал лекции, учебной и дополнительной литературы, обозначьте особенности судоустройства в Риме, оформив этот материал в виде схемы. Подумайте, насколько целесообразно деление гражданского процесса на две стадии. Оцените одностадийное судопроизводство в экстраординарном процессе. Какая форма кажется Вам наиболее приемлемой? При ответе на вопрос о стадиях гражданского процесса следует отметить, что на определенном этапе они прекращают свое существование в силу разных причин. Изучите материал по вопросу о формах гражданского процесса. Примените сравнительный метод анализа информации. Что Вам не понравилось в римском гражданском процессе, а что, наоборот, показалось интересным и эффективным? Противопоставьте две группы средств защиты: иски и особые формы преторской защиты. Что на Ваш взгляд является более удобным и прогрессивным? Обоснуйте необходимость существования большого количества различных видов исков. В чем заключается значение института исковой давности? При рассмотрении вопроса об исках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на самые распространенные виды исков, на критерии их классификации. Попробуйте оценить систему исков с точки зрения работника судебной системы современной России, что, на Ваш взгляд не утратило свое значение, и напротив, какие иски или их группы являются неактуальными сейчас и почему? Охарактеризуйте особые формы преторской защиты как альтернативные средства защиты и оцените их значение. Попробуйте сравнить их с современными средствами защиты. В чем значение правового института исковой давности. Определите причины его появления, и скажите, почему он сформировался только в пост-классическом праве, а не раньше? Как используется исковая давность сейчас? Обоснуйте необходимость ее использования в различных отраслях права. С чем связан размер срока исковой давности и почему в Риме она была единой и длилась так долго? Тема 4. Изучение этой темы играет огромную роль, так как формирует у студентов первые представления о правоспособности и дееспособности физического лица. Очень важно запомнить, что правоспособность приобретается с рождением свободного человека, а дееспособность только при достижении определенного возраста. Обратите пристальное внимание на все возможности ограничения правоспособности и дееспособности лица. Обозначьте подробно все группы лиц, ограниченных в правах. Поработав с дополнительной литературой, составьте полный перечень прав римского гражданина. На какие логические комплексы он делится? Дайте характеристику правового статуса других категорий римского населения, обращая внимание в первую очередь на отсутствие того или иного права. Чем, на Ваш взгляд, вызвана такая неоднородность? Можно ли согласиться с мнением о том, что, наделяя правами гражданства всех жителей империи, римляне сами разрушили свою цивилизацию? Существование рабства в античном мире являлось гарантом широких возможностей личностного развития. Уровень развития рабства соответствовал уровню развития государства, поэтому не случайно кризис рабства в императорскую эпоху усугубил системный кризис государства и перерос в кризис цивилизации. Рассмотрите все варианты отпущения раба на волю. Почему вольноотпущенники первоначально не могли быть приравнены к «свободнорожденным»? Используя дополнительную литературу, проследите процесс зарождения юридических лиц в Риме. Охарактеризуйте их правовой статус, чем он отличался от статуса физического лица. Как Вы думаете, почему различные сообщества не играли заметной роли в хозяйственной жизни Рима? Тема 5. Римская патриархальная семья имела ряд особенностей, однако не следует забывать, что в ходе римской истории она была подвержена кардинальным изменениям. В первую очередь, установился приоритет кровного родства. Во вторую очередь, власть домовладыки значительно ослабела. Определите правовой статус законного брака. Какое место занимал законный брак в жизни римского гражданина? Почему способы заключения брака так напоминают приобретение собственности? Проследите улучшение положения женщины на примере формы брака с ограниченной властью мужа, опишите ее личные и имущественные права. В чем смысл институтов опеки и попечительства над подвластными членами семьи? Оцените возможность использования пекулия. В чем правовое значение отцовской власти? Подумайте, почему усыновление было так популярно в Риме. Сравните права и обязанности родителей и детей в римском праве и в российской Конституции. Тема 6. Этой теме следует уделить особое внимание, потому что основой римской правовой системы является частная собственность и другие вещные права. Рассматривая классификации вещей, следует закреплять примерами пройденный материал. Составьте для себя целый перечень, состоящий из парных вещей, согласно перечню классификации. В этом случае Вы никогда не ошибетесь при определении вида вещи и возможности ее применения. Тема 7. Оцените значения института владения в римском праве. Помните, что долгое время владение не сопровождалось правом собственности и рассматривалось отдельно, как право владеть и пользоваться вещью. Подумайте, как соотносятся категории «владелец» и «собственник» в римском праве, в чем состоят сходные черты и различия права собственности и владения. Оцените механизм защиты владения, обозначьте его характерные черты. Попытайтесь определить актуальность использования основных средств защиты в настоящее время. Тема 8. Определите понятие права собственности с помощью правомочий собственника. Попытайтесь объяснить необходимость выделения исторических видов собственности, определите их правовой статус. Составьте развернутую схему способов приобретения права собственности, определите, какие способы остались актуальными сейчас. Желательно произвести сравнительно-правовой анализ средств защиты права собственности в форме таблицы. Тема 9. При изучении этой темы ответьте на следующие проблемные вопросы: Как ограничения права собственности повлияли на создание сервитутного права? Каковы особенности применения эмфитевзиса и суперфиция? Используя дополнительную литературу, перечислите все возможные способы их защиты. Тема 10. В изучении этой темы наиболее важным является то, что римское наследственное право – это основа современного. Обратите внимание на следующие понятия: необходимое наследование, наследственная трансмиссия, выморочное наследство, завещательный отказ. Рассмотрите виды и особенности завещаний в разных исторических эпохах. Изучите системы наследования по закону и определите правовые принципы построения этих систем. Чем отличается очередность наследования по закону в римском праве от современной системы наследования? В чем значение акта принятия наследства? Тема 11. Обязательственное право остается на сегодняшний день наряду с вещным правом самой актуальной частью римского правового наследия. Римские юристы, не различая вещные и обязательственные права, тем не менее, создали основы теории обязательства и договора. Используя материал лекции, учебную и дополнительную литературу, рассмотрите вопрос о видах обязательств в римском праве. Как Вы думаете, почему обязательства и по аналогии с ними договоры подразделялись на группы, пользующиеся исковой защитой, и, наоборот, с чем это было связано? Очень важен вопрос о сторонах в обязательстве и ответственности должника за неисполнение обязательства. Подумайте, насколько современны условия исполнения обязательства и способы его прекращения? Тема 12. Договор является самым распространенным основанием возникновения обязательства и в Древнем Риме, и в современной России. Объясните, почему? Разграничьте условия действительности договора и условия его недействительности. Каким образом можно было признать недействительным тот или иной договор? Как соотносятся договор и сделка. В чем состоит механизм заключения договора. Тема 13. Рассмотрите подробно все виды договоров в римском праве по следующей схеме: понятие, стороны, предмет договора, способ заключения, характерные условия для данного вида договора, сроки. Обоснуйте необходимость существующей классификации договоров. Тема 14. Почему, на Ваш взгляд, римские частные деликты, напоминающие статьи Уголовного кодекса, предусматривали гражданско-правовую имущественную ответственность, а не уголовную? Подумайте, почему перечень публичных деликтов был менее впечатляющим. Оцените современное значение обязательств, возникающих из неосновательного обогащения. Подумайте, в каких формах в настоящее время могут существовать квазиделикты.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Учебным планом предусмотрено выполнение двух контрольных заданий студентами очной формы обучения на базе среднего полного (общего) образования и одного контрольного задания студентами очной формы на базе среднего профессионального образования, которые также представляют собой форму самостоятельной работы бакалавра. Контрольные задания должны представляться на кафедру гражданского права в электронном виде. Проверка будет осуществляться на сайте филиала с проставлением результата в электронной ведомости. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой гражданского права. Контрольное задание 1 [5]. 1. Самостоятельно выполните сравнительно-правовой анализ исторических систем римского частного права и заполните таблицу:
2. Составьте схему-иерархию «Источники римского права», руководствуясь критерием юридической силы по степени ее убывания. 3. Решите задачу: «У римского гражданина украли шесть овец, через некоторое время вор был пойман и признался в краже, при этом: одну овцу он пустил под нож на угощенье для друзей; двух овец продал соседу потерпевшего, а остальных на рынке приезжему иностранцу». Обозначьте характер правоотношения. Какими исками располагает потерпевший? Определите состав ответчиков. 4. Установите соответствие процессуального действия (числовое обозначение) его содержанию (буквенное обозначение):
5. Установите соответствие категорий, видов и степеней родства (числовое обозначение) конкретным субъектам (буквенное обозначение):
Контрольное задание 2 [6]. 1. Самостоятельно выполните сравнительно-правовой анализ исторических форм гражданского процесса и заполните таблицу:
2. Составьте схему-иерархию «Система вещных прав в Древнем Риме», руководствуясь критериями происхождения вещных прав и их взаимозависимости. 3. Решите задачу: «Марк поссорился с Юнием и в состоянии алкогольного опьянения пришёл к нему в лавку, нецензурно выражался, оскорблял хозяина, дал пощечину его сыну, разбил кувшин с вином и толкнул раба, который упал на осколки разбитой посуды и сильно поранился». Определите характер правоотношения. Какими исками располагает потерпевший? Могут ли все требования объединяться в один (смешанный) иск? 4. Установите соответствие критериев классификации (числовое обозначение) группам вещей (буквенное обозначение):
5. Установите соответствие вида консенсуального контракта (числовое обозначение) его предмету (буквенное обозначение):
ЛИТЕРАТУРА [7]: источники: Дигесты Юстиниана [Текст]: В 8 т. / пер. с латин.; отв. ред. Л.Л. Кофанов.— М.: Статут, 2002. — Т. 1: Книги I-IV.— 2002.— 584 с.; Т. 2: Книги V-XI.— 2002.— 622 с.; Т. 3: Книги XII - XIX.— 2003.— 700 с.; Т. 4: Книги XX - XXII.— 2004.— 780 с.; Т. 5, пт. 1: Книги XXIII - XXXII.— 2004.— 614 с.; Т. 5, пт. 2: Книги XXXIII - XXXVI.— 2004.— 602 с.; Т. 6, пт 2: Книги XLI - XLIV.— 2005.— 564 с.; Т. 6, пт. 1: Книги XXXVII - XL.— 2005.— 728 с.; Т. 7, пт. 1: Книги XLV - XLVII.— 2005.— 602 с.; Т. 7, пт. 2: Книги XLVIII - L.— 2005.— 564 с.; Т. 8: Статьи и указатели.— 2006.— 677 с. Институции Юстиниана [Текст] / пер. с латин. Д.Р. Расснера; под ред. Л.Л. Кофанова, В.А. Томсинова.— М.: Зерцало, 1998.— 400 с. — (Памятники римского права). Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. [Текст] / под ред. К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. — М.: Юристъ, 2009. — Т. 1. — 392 с. основная литература: Газиева И. А. Латынь и римское право [Текст]: учебник / И. А. Газиева.— М.: Экзамен, 2004.— 336 с. Гетьман-Павлова И. В. Практикум по римскому частному праву [Текст]: учебное пособие / И. В. Гетьман-Павлова.— М.: Юридическая литература, 2004.— 352 с. Кудинов О. А. Комментарии к источникам римского права [Текст] / О. А. Кудинов.— М.: Дашков и Ко, 2009.— 344 с. Морев М. П. Римское право [Текст]: учебное пособие / М. П. Морев.— М.: Дашков и Ко, 2008.— 720 с. Новицкий И. Б. Римское право [Текст]: учебник для вузов / И. Б. Новицкий.— М.: Волтерс Клувер, 2011.— 304 с. Омельченко О. А. Римское право [Текст]: учебник для студентов вузов / О. А. Омельченко.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Эксмо, 2007.— 224 с. — (Российское юридическое образование). Пиляева В. В. Римское право в схемах и определениях [Текст]: учебное пособие / В. В. Пиляева.— 2-е изд., стереотип. — М.: КноРус, 2008, 2009.— 80 с. Франчози Дж. Институционный курс римского права [Текст]: учебник / Дж. Франчози; пер. с итал.; отв. ред. Л. Л. Кофанов.— М.: Статут, 2004.— 428 с. Хутыз М. Х. Римское право [Текст]: учебник / М. Х. Хутыз; отв. ред. С. А. Чибиряев.— М.: Былина, 2006.— 176 с. Яковлев В. Н. Древнеримское частное право и современное российское гражданское право [Текст]: учебник.— М.: Волтерс Клувер, 2010.— 960 с. дополнительная литература: Античный мир в терминах, именах и названиях [Текст]: словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / И.А. Лисовый, К.А. Ревяко; науч. ред. А.И. Немировский; предисл. Г.И. Шевченко. — 3-е изд. — Минск: Беларусь, 2001. — 253 с. Боголепов Н. П. Учебник истории римского права [Текст] / Н. П. Боголепов; под ред. и с предисл. В.А. Томсинова.— М.: Зерцало, 2004.— 568 с. — (Русское юридическое наследие). Гиббон Э. Упадок и разрушение Римской империи [Текст] / Э. Гиббон; пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М.: Центрполиграф, 2005. — 959 с. Гримм Д. Д. Лекции по догме римского права [Текст] / Д. Д. Гримм; под ред. и с предисл. В. А. Томсинова.— М.: Зерцало, 2003.— 496 с. — (Русское юридическое наследие). Древний Рим [Текст]: учебное пособие для вузов / В. П. Буданова, В. Н. Токмаков, В. И. Уколова, Н. А. Чаплыгина; рук. проекта А. О. Чубарьян. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 686 с. История древнего Рима [Текст]: Учебник / под ред. В.Н. Кузищина. — М.: Высшая школа, 2002. — 383 с. История мировых цивилизаций [Текст]: Учебное пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. — 127 с. Копылов А. В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном гражданском праве [Текст] / А. В. Копылов.— М.: Статут, 2000.— 255 с. Кривцов А. С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве [Текст] / А. С. Кривцов.— М.: Статут, 2003.— 314 с. — (Классика российской цивилистики). Мартелл Х. М. Древний мир. История человечества от расцвета первых городов до падения Рима [Текст] / Х. М. Мартелл; пер. с англ. А. А. Бряндинской. — М.: Астрель, 2001. — 160 с. Моммзен Т. История Рима [Текст]: В 5 т. / Т. Моммзен. — 2-е изд., стереотип. — СПб.: Наука, 2005. — Т. 1: До битвы при Пидне. — 734 с.; Т. 2: От битвы при Пидне до смерти Суллы. — 336 с.; Т. 3: От смерти Суллы до битвы при Тапсе. — 432 с.; Т. 5: Провинции от Цезаря до Диоклектиана. — 560 с. Муромцев С. А. Гражданское право Древнего Рима [Текст] / С.А. Муромцев.— М.: Статут, 2003.— 685 с. — (Классика российской цивилистики). Немировский А. И. История Древнего мира. Античность [Текст]: Учебник для вузов: В 2 ч. / А. И. Немировский. — М.: ВЛАДОС, 2000. — Ч. 2. — 479 с. Покровский И. А. История римского права [Текст] / И. А. Покровский.— М.: Статут, 2004.— 540 с. — (Классика российской цивилистики). Ростовцев М. И. Общество и хозяйство в Римской империи [Текст]: В 2 т. / М. И. Ростовцев; Пер. с нем. И. С. Алексеевой, Г. В. Снежинской. — СПб.: Наука, 2001. — Т. 2. — 412 с. Суворов Н. С. Об юридических лицах по римскому праву [Текст] / Н. С. Суворов. — М.: Статут, 2000. — 299 с. — (Классика российской цивилистики).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ 1. Понятие и структура римского права. 2. Периодизация истории становления римского права. 3. Исторические системы римского частного права. 4. Рецепция римского права. 5. Обычай и закон как источники римского права. 6. Сенатусконсульты и императорские конституции. 7. Значение преторского эдикта для развития римского права. 8. Деятельность римских юристов и ее значение для формирования и развития права. 9. Кодификация римского права. 10. Понятие и границы осуществления частных прав. Судоустройство. 11. Легисакционный процесс. Стадии гражданского процесса. 12. Формулярный процесс. Элементы преторской формулы. 13. Экстраординарный процесс. 14. Понятие и виды исков. 15. Особые формы преторской защиты. 16. Исковая давность. 17. Понятие «лица». Правоспособность римских граждан. 18. Дееспособность римских граждан. 19. Правовое положение латинов и перегринов. 20. Рабство и колонат: понятие, развитие, значение. 21. Правовое положение вольноотпущенников. 22. Сущность и виды юридических лиц. 23. Особенности римской семьи. Виды родства. 24. Законный брак: понятие, условия вступления в брак; основания прекращения брака. 25. Виды законного брака: личные и имущественные отношения супругов. 26. Отцовская власть: сущность, механизм установления и прекращения. 27. Понятие и сущность вещи. Состав имущества римской семьи. 28. Критерии классификации вещей в римском праве. 29. Владение и держание. Виды владения. 30. Установление и прекращение владения. 31. Особенности защиты владения. 32. Понятие и содержание права собственности. 33. Исторические виды права собственности. 34. Способы приобретения и прекращения права собственности. 35. Защита права собственности. 36. Сервитуты и их виды. 37. Эмфитевзис и суперфиций как права на чужие вещи. 38. Понятие обязательства и его виды. 39. Стороны в обязательстве. 40. Исполнение обязательства. Условия исполнения обязательства. 41. Способы прекращения обязательства помимо его исполнения. 42. Ответственность должника за неисполнение обязательства. Формы вины. 43. Способы обеспечения обязательства. 44. Понятие и виды договоров. Сделки. 45. Условия действительности сделок и договоров. 46. Механизм заключения и содержание договора. 47. Вербальные контракты. 48. Литеральные контракты. 49. Реальные контракты. 50. Консенсуальные контракты. 51. Безыменные контракты. 52. Пакты как неформальные соглашения. 53. Обязательства из квазидоговоров. 54. Обязательства из деликтов. 55. Обязательства из квазиделиктов. 56. Сущность и виды наследственного правопреемства. 57. Наследование по завещанию. 58. Наследование по закону. 59. Механизм принятия наследства. 60. Понятие и виды легатов. Фидеикомиссы. [1] см. подробнее: Планы семинарских занятий по соответствующим темам [2] планы составлены по тематическому плану очной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования (нормативный срок обучения 4 года) [3] отличающиеся цифровые данные в скобках обозначают порядковый номер семинарского занятия в тематическом плане очной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования (сокращённый срок обучения 3 года) [4] Дигесты Юстиниана / Пер. с латин.; отв. ред. Л. Л. Кофанов. Т. I. М., 2002. С. 27, С. 107 – 109. [5] также обязательно для выполнения студентами очной формы обучения на базе среднего профессионального юридического образования [6] обязательно для выполнения только студентами очной формы обучения на базе среднего полного (общего) образования [7] вся литература, указанная в списке, имеется в наличии в библиотеке Центрального филиала Российской академии правосудия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.63.71 (0.011 с.) |