Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изъятие вещей и документов. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей



Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей, явившихся орудиями совершения, или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

Изъятие указанных вещей и документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами. Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления. В ряде случаев изъятие документов необходимо для установления личности лица, совершившего противоправное деяние.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды; сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

 

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, после их изъятия сдаются для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. Порядок передачи таких вещей для реализации или в случае необходимости для уничтожения установлен Правительством РФ. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, также подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ. Подобная практика реализации и уничтожения наркотических средств, спиртосодержащей и быстропортящейся продукции, обусловленная необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения, разумна и принята во многих странах.

Необходимо отметить, что образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку имеют значение доказательств по делу об административном правонарушении, хранятся до вступления в законную силу постановления по делу. К сожалению, законодатель в ст. 27.10 КоАП РФ ничего не говорит о необходимости хранения образцов иных изъятых вещей, которые в силу их быстрой порчи тоже должны быть направлены на реализацию или уничтожение. Между тем образцы и таких вещей, учитывая их доказательственное значение, должны храниться до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (это, в частности, необходимо для обеспечения возможности назначения дополнительных и повторных экспертиз).

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Таким образом, законодатель не требует составления непременно самостоятельного, специального протокола об изъятии вещей и документов. Может быть составлен и самостоятельный протокол, но допускается также фиксация необходимых сведений путем внесения соответствующей записи в протокол о доставлении или в протокол об административном задержании.

Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения. В этой связи такие предметы, если предусмотрено назначение подобного штрафа, подлежат оценке. Оцениваются также изъятые вещи, которые в связи с быстрой порчей направляются на реализацию или уничтожение. Кроме того, оценке подлежат изъятые из оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, направляемые на переработку или уничтожение.

Стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены; в остальных случаях — на основании их рыночной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. При этом предполагается, что стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, которые вправе производить административное задержание физического лица, а также указанными в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ и уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. При необходимости процедура ареста фиксируется с помощью фото- и киносъемки, видеозаписи, иными установленными способами фиксации вещественных доказательств.

Допустимость ареста товаров, транспортных средств и иных вещей по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена Конституционным Судом РФ1, который прямо указал, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе налагать арест на имущество, поскольку подобная мера не связана с лишением имущества. Дело в том, что товары, транспортные средства и иные вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, изымаются на время, до принятия по этому делу решения.

После рассмотрения этого дела, в зависимости от назначенного наказания, орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подлежат передаче в соответствующие организации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. Фиксация соответствующих сведений в других составленных протоколах, в том числе в протоколе об административном правонарушении, не допускается. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест.

В протоколе должны быть подробно описаны вещи, на которые наложен арест, указаны их идентификационные признаки, позволяющие выделить эти вещи из числа им подобных и обусловливающие их доказательственное значение (например, сведения о материале, форме, размере, цвете вещи и т. д.), а также сделана запись о применении фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств, иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица.

Вопрос №56

Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

(часть первая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - также должностными лицами военной автомобильной инспекции в присутствии двух понятых.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 223-ФЗ)

3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.

6. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

7. Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу. Копии акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вручаются лицу, в отношении которого они были составлены.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Примечание. Утратило силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ.

Задержание ТС производится в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ:
1. при отсутствии у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
2. при управлении автомобилем с заведомо неисправной тормозной системой или рулевым управлением, а также если на передней части ТС установлены световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствует требованиям основных положений по допуску ТС к эксплуатации;
3. если водитель пьян или отказывается от законного требования инспектора пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
4. если водитель не имеет права управления ТС или лишён такого права;
5. если водитель нарушил правила стоянки или остановки на проезжей части, повлекшее создание препятствий для других транспортных средств.

Задержание транспортного средства представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее помещение его на специализированную стоянку – специально отведённое охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Порядок хранения, а также оплаты за эвакуацию и хранение на такой стоянке определяется органами местного самоуправления.

При задержании транспортного средства обязательно составляется протокол в двух экземплярах. Если автомобиль создает препятствие для движения других транспортных средств, то протокол о таком задержании обязательно должен составляться в присутствии двух понятых. Все необходимые правовые моменты Вы сможете узнать из КоАП РФ, однако стоит обратить внимание на некоторые очень важные моменты. Автомобиль будет изъят на штрафстоянку только в том случае, если нет возможности устранить нарушение на месте. Например, если в автомобиле с пьяным водителем находится трезвый пассажир, который имеет права для управления транспортного средства данной категории, то он может самостоятельно продолжить движение на данном ТС. Или если Вы забыли свои права и документы на автомобиль дома, но есть кто-то, кто может в короткие сроки привезти Вам эти документы. Только нужно обязательно заявить об этом ходатайство, или вписать в протокол что-то вроде: «Прошу предоставить возможность для устранения причин задержания на месте». На основании ст. 24.4 КоАП РФ инспектор обязан рассмотреть такое ходатайство на месте и вынести свое решение. Если инспектор отказывает в ходатайстве, тогда он должен четко аргументировать свой отказ.

Тоже самое касается и эвакуации автомобиля. Эта мера законна лишь в том случае, если автомобиль реально создавал помеху для движения других транспортных средств. Просите у инспекторов протоколы задержания и показания свидетелей, в противном случае подавайте заявление в суд и просите вернуть транспортное средство без оплаты штрафстоянки, которая в наши дни стоит очень и очень дорого.

Также нередки случаи угроз инспекторами ГИБДД водителей, в случае, когда они находятся в нетрезвом виде. Мол: «Мы сейчас отправляем автомобиль на штрафстоянку, а потом везем на освидетельствование» Такие угрозы не имеют под собой никакого основания и направлены лишь на то, чтобы водитель подписал отказ от освидетельствования. Тем самым инспектора экономят свое время, ведь прав Вас в таком случае лишат точно. Лишь после получения инспекторами ГИБДД медицинского заключения о том, что водитель находится в нетрезвом виде они имеют право направить автомобиль на штрафную стоянку. ЗАПРЕЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВАД


Запрещение эксплуатации ТС – это одна из мер обеспечения по делу об административном правонарушении, которая производится путем запрещения эксплуатации транспортного средства со снятием номеров до устранения причины запрещения эксплуатации. Основания для применения инспектором данной меры могут быть следующие выявленные административные правонарушения:
– ст. 8.23 КоАП «Эксплуатация транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ»;
– ст. 9.3 «Нарушение правил или норм эксплуатации (для самоходных машин)»;
– ч. 2 ст. 12.1 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным, не прошедшим технического осмотра»;
– ст. 12.4 «Нарушение правил установки на транспортное средство устройств»;
– ч. 2–6 ст. 12.5 «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена»;
– ч. 2 ст. 12.37 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;
– выявление ТС, эксплуатирующегося при наличии технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения;
– выявление на зарегистрированном ТС изменений конструкции, подлежащих внесению и не внесенных в регистрационные документы.
Разрешается движение ТС к месту устранения причины запрещения эксплуатации ТС, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации ТС. Исключения составляют выявленные административные правонарушения предусмотренные ст. 9.3 КоАП «Нарушение правил или норм эксплуатации» (относится к самоходным машинам) и ч. 2 ст. 12.5 КоАП «Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация ТС запрещена». Напомним содержание ч. 2 ст. 12.5 КоАП – Управление ТС с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) По истечении суток с момента запрещения эксплуатации ТС его перемещение осуществляется только при помощи другого ТС.
Запрещение эксплуатации ТС согласно названных оснований, осуществляется сотрудником после составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Государственные регистрационные знаки подлежат снятию и хранению в подразделении до устранения причины запрещения эксплуатации. Снять государственные регистрационные знаки сотрудник должен предложить вам, а в случае вашего отказа обеспечивается снятие самим сотрудником. О запрещении эксплуатации делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Протокол о запрещении эксплуатации ТС подписывается сотрудником, его составившим и вами. В случае вашего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия обязательно вручается вам.

Вопрос №57

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Стадии производства по делам об административном правонарушении - сравнительно самостоятельная часть производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ей задачи, иные особенности.

Производство по делам об административном правонарушении состоит из следующих стадий:

1) административное расследование, состоящее:

из возбуждения дела;

из установления фактических обстоятельств;

из процессуального оформления результатов расследования;

из направления материалов для рассмотрения подведомственности;

2) рассмотрения дела, состоящее:

из подготовки дела к рассмотрению и слушанию;

из анализа собранных материалов;

из принятия постановления, определения;

из объявления постановления по делу и подписания определения по делу об административном правонарушении;

3) пересмотр постановления, состоящий:

из обжалования, опротестования решения;

из подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

из рассмотрения жалобы на постановление;

из решения по жалобе на постановление и его оглашение;

из пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу;

4) исполнение постановления, состоящее:

из обращения постановления к исполнению;

из приведения в исполнение постановления по делу;

из окончания производства по исполнению постановления о назначении административного наказания.

КоАП РФ особо выделяет три стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения - документа, свидетельствующего о совершении противоправного деяния. Он должен отвечать ряду требований (реквизиты, порядок составления). Далее протокол направляется органу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Рассмотрение дел об административном правонарушении происходит по месту его совершения за некоторыми исключениями.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

о назначении административного наказания;

о прекращении производства по делу.

Выносится определение:

о передаче дела в суд, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания;

о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его органов.

Возможен также пересмотр не вступивших в силу постановлений по делам об административном правонарушении. Обжалование может быть осуществлено лицом, в отношении которого ведется постановление по делу; потерпевшим; законными представителями физических лиц либо юридических лиц; защитником и представителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.041 с.)