Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. – 498 с.
Методические рекомендации по изучению темы При подготовке к занятию обратите внимание, что в философской, юридической, психологической, этнографической, педагогической литературе категория «семья» употребляется в нескольких значениях. Определение семьи пытались дать многие мыслители самых разных направлений. В юридической литературе семья рассматривается как группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. А поскольку отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, они называются семейно-правовыми и базируются на конституционных нормах. В философском словаре семья определяется как «ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».[1] В социологии семьи семья - есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Наиболее законченным и убедительным является определение А.Г.Харчева. «Исторически обусловленная семья — малая социальная группа, члены которой связаны браком или кровным родством, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Это определение утвердилось в литературе, вошло в БСЭ (ст. Семья), в философский энциклопедический словарь и во все учебники и учебные пособия по семье. Обратите внимание, что семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: - демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, нуклеарная, включающая лишь родителей и детей, полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
- социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; - технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 Тема: Основные функции семьи в изменяющемся мире (2часа) План 1. Различные подходы к определению функций современной семьи 2. Репродуктивная и воспитательная функции и их значение в жизни человека. 3. Хозяйственно-бытовая и экономическая функции семьи. 4. Сфера первичного социального контроля и функция духовного общения. 5. Досуговая функция семьи и ее роль в развитии и воспитании детей. 6. Эмоциональная (психо-терапевтическая) функция и ее роль в формировании ценностных отношений в семье 7. Взаимосвязь функций. Взаимоизменение функций семьи условиях социально-экономического кризиса российского общества. 8. Социальная помощь и поддержка семье на основе изучения функций семьи.
Задания для самостоятельной работы 1. Изучите по учебникам и учебным пособиям, философским и психологого-педагогическим словарям, энциклопедиям, научно-методическим журналам различные трактования и классификации функций семьи. Законспектируйте определения в рабочих тетрадях для практических занятий. 2. Выделите основные на ваш взгляд функции семьи. Приготовьтесь к диалогу со своими согруппниками, доказав что та или иная функция имеет главенствующее значение в семье. Докажите свою точку зрения. 3. Составьте таблицу «Функции семьи» и заполните ее по следующим параметрам:
4. Разработайте и проведите ролевую игру «Распределение обязанностей в семье» в микро-группе. Представьте преподавателю на проверку. 5. Разработайте воспитательное мероприятие на тему «Семейный досуг - мудрости друг». Создайте «портфолио» методических разработок, систематизируйте их по своему усмотрению. Данный вид деятельности используйте при прохождении педагогической практики в образовательных учреждениях разного вида. 6. Составьте технологическую цепочку индивидуального и группового консультирования по улучшению эмоционального климата в семье.
7. Разбившись на микрогруппы, распределите семейные роли и проиграйте сюжет на тему «До зарплаты еще целых две недели, а денег нет». Составьте бюджет «семьи». После проведения игры, подведите итоги, какой группе удалось лучше всего спланировать семейный бюджет. 8. Разработайте ситуации на тему «Быт семьи», составьте карточки ситуаций и сдайте их на проверку преподавателю. 9. Подготовьтесь к проведению дискуссии «Поколения рядом: проблема «отцов» и детей». Темы докладов и рефератов: § Роль духовной функции семьи в воспитании ценностей ребенка § Организация досуга как средство воспитания духовно-нравственных ценностей личности § Характеристика функций, реализуемых современной российской семьей § Семейный досуг - мудрости друг § Социально-статусная функция семьи и ее роль в социализации личности § Проблема удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных потребностей семьи через механизм ее функций.
Основная литература 1. Амирова Д.К. Семейное право: учеб.-метод. пособие /Д.К.Амирова; Казань, КГТУ, 2005.- 88 с. 2. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов): Учебное пособие для вузов. - М.: Просвещение 1998. - 360 с. 3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.:Питер, 1998. - 272с. 4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХI века (социологические проблемы) СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с.
Дополнительная литература 1. Антонов А.М., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: МГУ, 1996.- С. 72-75. 2. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI в. (социологические проблемы) – СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1993, 13-35 с. 3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы /Психология семьи. Хрестоматия: учебное пособие. – Самара, 2002.- С. 111-117. 4. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Владос-Пресс. 2004. – 328 с. Методические рекомендации по изучению темы При подготовке к занятию по учебникам и учебным пособиям познакомьтесь с различными классификациями функций семьи. Обратите внимание, что функции семьи можно рассматривать и по отношению к обществу и по отношению к индивиду. Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: 1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; 2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяем ости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 Тема: Демографические аспекты состояния и развития семьи (2часа) План 1. Демографическая ситуация в Российской Федерации. Факторы краткосрочного и долгосрочного характера, влияющие на демографическое поведение людей и состояние семьи. 2. Региональные демографические проблемы. Проблема рождаемости и воспроизводства населения. 3. Демографическая политика в РФ, ее основные направления, механизмы реализации в условиях рыночных отношений. 4. Характеристика современных тенденций демографического развития семьи и их обусловленность изменениями в образе жизни. 5. Преодоление утилитарного подхода к семье и укрепление в общественном сознании представления о самоценности семьи. Задания для самостоятельной работы 1. По учебникам, учебным пособиям, лекционным материалам, нормативным документам изучите демографическую ситуацию в Российской Федерации. 2. Выявите факторы краткосрочного и долгосрочного характера, влияющие на демографическое поведение людей и состояние семьи. 3. Определите систему мер, воздействующих на неблагоприятные тенденции в области народонаселения. 4. Выявите основные принципы, определяющие демографическое развитие Нижегородской области. 5. Подготовьтесь к проведению мини-диспута на тему: «Современные тенденции демографического развития семьи». 6. Темы докладов и рефератов: · Влияние социально-экономического кризиса на демографическую ситуацию. · Положение женщин в обществе и семье в условиях современной демографии в России. · Урбанизация как фактор, влияющий на демографическое состояние развития современного общества. · Создание специальных фондов демографического развития в регионах. · Региональная демографическая политика.
Основная литература
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.012 с.) |