Россия в правление первых романовых. Общественная эволюция основывалась на том типе феодализма, который оформился в xy - xyi вв. (самодержавие, крепостничество, этатизм). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в правление первых романовых. Общественная эволюция основывалась на том типе феодализма, который оформился в xy - xyi вв. (самодержавие, крепостничество, этатизм).



Усилия правительства Михаила Федоровича (1613 - 1645 гг.) были направлены на преодоление последствий лихолетья. В правления Алексея Михайловича (1645 - 1676гг.) и Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.) продолжился территориальный рост государства (присоединение в 1654 г. левобережной Украины с Киевом, выход к тихоокеанскому побережью; с середины столетия Россия стала крупнейшим государством мира), закладывались элементы перерастания самодержавной монархии в абсолютизм.

Власть. С воцарением Алексея Михайловича нарастает процесс централизации управления и дальнейшей концентрации властных прерогатив в руках монарха:

- падает значение Земских соборов;

-уменьшается роль Боярской Думы;

- завершается складывание приказной системы;

- кормления заменяются воеводским правлением;

- начинается процесс складывания русской бюрократии - корпорации профессиональных управленцев;

-закладываются основы вооруженных сил постоянной готовности, (солдатские полки «нового строя»).

Происходит формирование элементов абсолютизма в России.

Этапы закрепощения русского крестьянства

Крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении крестьянина к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т.п.) или феодального государства.

Фактически сложилось в конце XVI в.

Юридическое оформление крепостного права –

Г. – «Соборным уложением» крестьянам окончательно запрещены переходы от феодала к феодалу.

1-й этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала – крепостники. Жизнь = 5 гривен. Если умирал без наследников по мужской линии имущество – к феодалу.

Й этап: время складывания централизованного государства. Ограничение права ухода от феодала к феодалу.

Й этап: 1497 г. – «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода – Юрьев день осенний – 26 ноября. Введение платы за «пожилое».

Й этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».

Й этап: 1581 г. – введение «заповедных лет» – годов, в которые вообще запрещены переходы. Не ясно, действовали ли они на территории всей Руси. Не ясна периодичность.

Й этап: 1592 г. – все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне. Ряд историков считает, что был издан указ, запрещающий переход от феодала к феодалу (указ не найден).

Й этап: 1597 г.

Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска – 5 лет).

Кабальные холопы (рабство за долги) после выплаты долга остаются закрепленными за кредитором.

Добровольные холопы (вольный найм) через ½ года работы – полные холопы. И кабальные, и вольные холопы освобождаются только после смерти господина.

8-й этап: 1607 г. – по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска = 15 лет. Те, кто принимал «беглых» – штраф со стороны государства, компенсация старому владельцу.

Й этап: 1649 г. – юридическое закрепощение по «Соборному уложению»

16. Реформы Никона привели к расколу церкви, в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы(имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге«Догматы молокан», большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.

Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни» — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.

Христоверы - еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы».

После крещения Руси в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.

Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Основная задача экономики страны первой половины XVII в. состояла в преодолении последствий «великого московского разорения». Решение этой проблемы затруднялось следующими факторами:

тяжелыми людскими и территориальными потерями, понесенными страной в результате «смуты»;

низким плодородием почв Нечерноземья, где до середины XVII в. размещалась основная масса населения;

укреплением крепостничества, которое не создавало у крестьян заинтересованности в результатах своего труда (землевладельцы с увеличением их потребностей изымали не только прибавочный, но и часть необходимого продукта, увеличивая барщину и оброк);

потребительским характером крестьянского хозяйства, сложившимся под влиянием православно-общинной традиции, ориентировавшей на простое удовлетворение потребностей, а не на расширение производства в целях получения дохода и обогащения;

Усилением налогового бремени.

В процессе восстановления экономики страны важное место занимало ремесло. Возрастал его удельный вес в экономике страны, увеличивалось количество ремесленных специальностей, заметно повышался уровень квалификации работников. Ремесленники все больше стали работать на рынок, а не заказ, т.е. производство становилось мелкотоварным. Феодалы предпочитали покупать ремесленные изделия на городских рынках, нежели использовать не очень качественные изделия своих сельских мастеровых. Все чаще и крестьяне покупали городские изделия, что приводило к росту внутреннего спроса и предложения.

Заметный рост русского ремесла в XVII в., превращение значительной его части в мелкое товарное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства.

Увеличилось число мануфактур – крупных предприятий, основанных на разделении труда, остающегося по преимуществу ручным, и применении механизмов, приводимых в движение водой. Это свидетельствует о начале перехода к раннекапиталистическому промышленному производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями.

XVII век – важнейший этап в развитии рыночных торговых связей, начало формирования всероссийского национального рынка. По мере развития торговли продолжал развиваться класс купечества. Высшей привилегированной корпорацией купечества в России были гости.

В основе всего этого – «усиление социального неравен­ства», которое «еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы». (В.О. Ключев­ский)[9]. С одной стороны, обогащение правящей элиты, бояр и других думцев, верхушки провинциального дворянства, столичной и местной бюрократии (приказной и воеводский аппараты), с другой - социальная приниженность крепост­ных крестьян и холопов. Эти два социальных полюса - крайние точки, между которыми лежали другие, промежу­точные слои, положение которых варьировалось в зависимо­сти от статуса в иерархической системе государства.

18. Преобразования в экономической сфере:

1) была создана (главным образом на Урале) целая сеть металлургических предприятий. В стране заработали судостроительные верфи;

2) в конце XVII в. крупное производство России было представлено лишь парусно-полотняной мануфактурой. За первую же четверть XVIII в. в России возникло около 100 мануфактур самой различной специализации;

3) в развитии промышленности наблюдалось два этапа. На первом (до середины второго десятилетия XVIII в.) мануфактуры открывала казна, на втором – частные лица;

4) развивалась внешняя торговля. Крупнейшим центром морской торговли становится новая столица – Санкт-Петербург;

5) Петр I придерживался практики протекционизма (превышение экспортной торговли над импортной). Тем самым он стремился к поддержке развивавшейся российской промышленности. В 1724 г. был принят таможенный тариф. Согласно ему размер пошлины, которая взималась с заграничных товаров, находился в прямой зависимости от возможности российских предприятий удовлетворить потребности отечественного рынка. Так, чем больше каких-либо товаров выпускалось в России, тем выше была пошлина, если их привозили из-за границы;

6) на предприятиях Петровской эпохи использовали крепостной труд. Петр I часто прибегал к принудительным методам реорганизации экономики, что привело к 1715 г. к разорению почти Преобразования в социальной сфере, дворянство:

1) в отношении российских сословий вводился принцип равной обязательности того или другого вида службы Отечеству. Дворянство, в частности, должно было выбрать военную или морскую офицерскую или гражданскую чиновничью службу;

2) Указ о единонаследии 1714 г. лишил младших дворянских сыновей права наследовать часть отцовского имения. Это должно было стимулировать их стремление заработать на жизнь службой;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.011 с.)