Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 23. Общество как многоуровневая системаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерный план основного содержания: 1. Общество как социальная система. 2. Способ производства как материальная основа целостности общества. 2. Социальная, политическая и духовная сферы общества. Их структура и взаимосвязь. Литература: 1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1982. 2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989. 3. Гусейнов А.А. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990, №1. 4. Изгоев А.С. Власть и личность // Философские науки. 1992, №1. 5. Общественное сознание и его формы. - М., 1986. 6. Поздняков Э. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1990, №5. Методические советы: При раскрытии темы следует начать с вопроса о том, что такое общество, какие подходы к его изучению существуют (формационный и цивилизованный). Далее раскрыть содержание понятие «способ производства», показать его влияние на социальную, политическую и духовную сферы общества. Социальная сфера. Этносы и нации. Феномен национализма. Социальные группы. Классы. Социально-демографические группы (женщины, дети, старики, молодежь). Социальные институты. Государство, армия, полиция. Партии и общественные организации. Общественные движения. Семья. Церковь. Политическая сфера. Демократия, авторитаризм, диктатура. Духовная жизнь. Право, политика, мораль, искусство, религия, наука. Тема 24. Общественное сознание и его формы Примерный план основного содержания: 1. Общественное бытие и общественное сознание. Их связь. 2. Уровни общественного сознания. Взаимосвязь идеологического и социально-психологического моментов сознания. 3. Формы общественного сознания. Право, политика, мораль, искусство, религия, наука. Литература: 1. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1988. 2. Болдырев А.И. Художественное сознание и смысл творчества //Философские науки. 1990. № 4. 3. Общественное сознание и его формы. - М., 1986. 4. Рассел Б. Сущность религии. // Рассел Б. Почему я не христианин. - М., 1987. 5. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992. 6. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. Методические советы: Раскройте понятие «общественное сознание», его структуру и содержание общественного сознания. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Возникновение, специфика и функции форм общественного сознания. Закономерности развития общественного сознания. Формы общественного сознания (политическое сознание, правосознание, мораль, религиозное сознание, эстетическое сознание) и его уровни.
Тема 25. Идея истории Примерный план основного содержания: 1. Философия о сущности истории. 2. Истоки и движущие силы истории. Цель истории. 3. Прогресс и его критерии. 4. Русская философия об исторических судьбах России. Литература и источники: 1. Бердяев Н.А. Идея истории. - М., 1990. 2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. 3. Гегель Г.В. Философия истории. Введение. - СПб., 1993. 4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. - СПб., 1992. 5. Диалектика общественного развития. – М., 1988. 6. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993, т. 1.
Методические советы: Следует начать с вопроса о том, что такое история. Ее определение. Философское понятие вопроса, что такое история. Исторические предпосылки единства истории. Что значит единство истории, его формы. Проблема направленности исторического развития. Сущность, типы и критерии общественного прогресса. Цель истории. Концепции локальных культур и цивилизаций (О. Шпенглер). Концепция истории России Н. Бердяева.
Тема 26. Культура и цивилизация Примерный план основного содержания: 1. Культура как предмет философского исследования. Понятие «культура». Общество и культура. 2. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация: ее особенности и противоречия.
Литература: 1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988, № 7; 8. 2. Брандт Г.А. Культура как предмет философии //Вестник МГУ. Философия. 1991. № 3. 3. Волков Г.Н. Три лика культуры. - М., 1986. 4. Кассирер А.С. Возвращение в цивилизацию или «Формационное общество»? // Философские науки. 1991, №8. 5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991. 6. Проблемы философии культуры. - М., 1984. 7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.
Методические советы: Следует раскрыть содержание понятий «культура» и «цивилизация». Необходимо проанализировать проблему соотношения понятий «цивилизация» и «культура». Исследуя особенности современной цивилизации, дайте характеристику ее проблемам. Основные тенденции развития цивилизации, ее альтернативные пути. Тема 27. Глобальные проблемы современной цивилизации Примерный план основного содержания: 1. Современные глобальные проблемы: политические, экономические. 2. Глобальный эколого-технологический кризис. 3. Демографическая проблема. Литература: 1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. - М., 1993. 1. Бек У. Сущность техники. // Философия техники в ФРГ. - М., 1989. 2. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. – М., 1987. 3. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.,2001. 5. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. 6. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии. 1989, №10. 7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - М., 1995. 8. Федотов А.П. Глобалистика: Начало науки о современном мире. Курс лекций. – М., 2000.
Методические советы: В первом вопросе следует раскрыть содержание и происхождение глобальных проблем. Показать их взаимосвязь и иерархию. Перспективы решения. Изложение второго вопроса начните с характеристики современной технологической эпохи. Покажите, что такое техносфера и техногенез. Как влияет развитие техники на общество (положительный и отрицательный аспекты) и природу. Возможные пути преодоления эколого-технологического кризиса. Демографическая проблема: ее содержание и последствия.
Тема 28. Восток. Запад. Россия в диалоге культур Примерный план основного содержания: 1. Характерные черты восточной и западной культуры. 2. Место России в диалоге культур. 3. Евразийство. Литература и источники: 1. Бердяев Н. А. Судьба России. – М., 1990. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 3. Диалог цивилизаций: Восток - Запад // Вопросы философии. 1993, №6. 4. Мир России - Евразия: Антология. - М., 1995. 5. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - М., 1991. 6. Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. – М., 2007.
Методические советы: Культура как источник многообразия цивилизаций. Мировоззренческие установки Востока и Запала, их своеобразная реакция на изменения в природе, обществе, личной жизни. Характер религиозных воззрений. Специфика российской культуры: Россия как часть восточноевропейской цивилизации, как «большое общество» между Востоком и Западом, как «азиатская страна», как не азиатская, но безусловно европейская цивилизация, как евразийская страна. Концепция евразийства в отечественной философии. Особенности русской духовности.
Тема 29. Философия науки. Роль и значение науки в развитии общества Примерный план основного содержания: 1. Основные аспекты философского изучения науки. 2. Структура научного познания. 3. Методы научного познания. 4. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм.
Литература и источники: 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. 2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1979. 3. Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. 4.2. Разд. 8. 4. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. 5. Очерки истории и теории развития науки. - М., 1969. 6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983 7. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988. 8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. 9. Философия и методология науки. – М.,1996.
Методические советы: Необходимо рассмотреть понятия «наука», «научно-технический прогресс», раскрыть основные аспекты философского изучения науки. Далее следует обратиться к структуре научного познания, выделив эмпирический уровень, теоретический уровень, формы развивающегося научного знания (научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научный закон, научная теория). Методы научного познания. Проблемы механизмов развития и науки. Роль науки на различных этапах истории общества. Наука в современном обществе. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм. Наука и техника в современном обществе. Тема 30. Философия техники
Примерный план основного содержания: 1. Природа техники. 2. Основные проблемы философии техники. 3. Техника и этика. Литература: 1. Канке В.А. Этика. Техника. Символ. – Обниск, 1996. 2. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996. 3. Новая технократическая волна на Западе. –М., 1986. 4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995. 5. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988
Методические советы: Необходимо рассмотреть понятия «техника», «техносфера». Происхождение и природа техники, основные этапы ее истории. Следует показать, как интерпретируется с позиций различных философских направлений содержание феномена техники. Техника как символическое бытие человека в создаваемых им артефактах. Основные ценности техноэтики – благосостояние и здоровье людей, их безопасность, сохранение природы, обеспечение благоприятного будущего человечества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.007 с.) |