Тема 23. Общество как многоуровневая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 23. Общество как многоуровневая система



 

Примерный план основного содержания:

1. Общество как социальная система.

2. Способ производства как материальная основа целостности общества.

2. Социальная, политическая и духовная сферы общества. Их структура и взаимосвязь.

Литература:

1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1982.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989.

3. Гусейнов А.А. Мораль и насилие // Вопросы философии. 1990, №1.

4. Изгоев А.С. Власть и личность // Философские науки. 1992, №1.

5. Общественное сознание и его формы. - М., 1986.

6. Поздняков Э. Формационный и цивилизационный подходы // Мировая экономика и международные отношения. 1990, №5.

Методические советы:

При раскрытии темы следует начать с вопроса о том, что такое общество, какие подходы к его изучению существуют (формационный и цивилизованный). Далее раскрыть содержание понятие «способ производства», показать его влияние на социальную, политическую и духовную сферы общества. Социальная сфера. Этносы и нации. Феномен национализма. Социальные группы. Классы. Социально-демографические группы (женщины, дети, старики, молодежь). Социальные институты. Государство, армия, полиция. Партии и общественные организации. Общественные движения. Семья. Церковь. Политическая сфера. Демократия, авторитаризм, диктатура. Духовная жизнь. Право, политика, мораль, искусство, религия, наука.

Тема 24. Общественное сознание и его формы

Примерный план основного содержания:

1. Общественное бытие и общественное сознание. Их связь.

2. Уровни общественного сознания. Взаимосвязь идеологического и социально-психологического моментов сознания.

3. Формы общественного сознания. Право, политика, мораль, искусство, религия, наука.

Литература:

1. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1988.

2. Болдырев А.И. Художественное сознание и смысл творчества //Философские науки. 1990. № 4.

3. Общественное сознание и его формы. - М., 1986.

4. Рассел Б. Сущность религии. // Рассел Б. Почему я не христианин. - М., 1987.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992.

6. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

Методические советы:

Раскройте понятие «общественное сознание», его структуру и содержание общественного сознания. Взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания. Возникновение, специфика и функции форм общественного сознания. Закономерности развития общественного сознания.

Формы общественного сознания (политическое сознание, правосознание, мораль, религиозное сознание, эстетическое сознание) и его уровни.

 

Тема 25. Идея истории

Примерный план основного содержания:

1. Философия о сущности истории.

2. Истоки и движущие силы истории. Цель истории.

3. Прогресс и его критерии.

4. Русская философия об исторических судьбах России.

Литература и источники:

1. Бердяев Н.А. Идея истории. - М., 1990.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990.

3. Гегель Г.В. Философия истории. Введение. - СПб., 1993.

4. Гумилев Л.Н. От Руси до России. - СПб., 1992.

5. Диалектика общественного развития. – М., 1988.

6. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993, т. 1.

 

Методические советы:

Следует начать с вопроса о том, что такое история. Ее определение. Философское понятие вопроса, что такое история. Исторические предпосылки единства истории. Что значит единство истории, его формы. Проблема направленности исторического развития. Сущность, типы и критерии общественного прогресса. Цель истории. Концепции локальных культур и цивилиза­ций (О. Шпенглер). Концепция истории России Н. Бердяева.

 

Тема 26. Культура и цивилизация

Примерный план основного содержания:

1. Культура как предмет философского исследования. Понятие «куль­тура». Общество и культура.

2. Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация: ее особенности и противоречия.

 

Литература:

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988, № 7; 8.

2. Брандт Г.А. Культура как предмет философии //Вестник МГУ. Философия. 1991. № 3.

3. Волков Г.Н. Три лика культуры. - М., 1986.

4. Кассирер А.С. Возвращение в цивилизацию или «Формационное общество»? // Философские науки. 1991, №8.

5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М., 1991.

6. Проблемы философии культуры. - М., 1984.

7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

 

Методические советы:

Следует раскрыть содержание понятий «культура» и «цивилизация». Необходимо проанализировать проблему соотношения понятий «цивилизация» и «культура».

Исследуя особенности современной цивилизации, дайте характеристику ее проблемам. Основные тенденции развития цивилизации, ее альтернативные пути.

Тема 27. Глобальные проблемы современной цивилизации

Примерный план основного содержания:

1. Современные глобальные проблемы: политические, экономические.

2. Глобальный эколого-технологический кризис.

3. Демографическая проблема.

Литература:

1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. - М., 1993.

1. Бек У. Сущность техники. // Философия техники в ФРГ. - М., 1989.

2. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. – М., 1987.

3. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. – М.,2001.

5. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

6. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации. // Вопросы философии. 1989, №10.

7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. - М., 1995.

8. Федотов А.П. Глобалистика: Начало науки о современном мире. Курс лекций. – М., 2000.

 

Методические советы:

В первом вопросе следует раскрыть содержание и происхождение глобальных проблем. Показать их взаимосвязь и иерархию. Перспективы решения.

Изложение второго вопроса начните с характеристики современной технологической эпохи. Покажите, что такое техносфера и техногенез. Как влияет развитие техники на общество (положительный и отрицательный аспекты) и природу. Возможные пути преодоления эколого-технологического кризиса. Демографическая проблема: ее содержание и последствия.

 

Тема 28. Восток. Запад. Россия в диалоге культур

Примерный план основного содержания:

1. Характерные черты восточной и западной культуры.

2. Место России в диалоге культур.

3. Евразийство.

Литература и источники:

1. Бердяев Н. А. Судьба России. – М., 1990.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

3. Диалог цивилизаций: Восток - Запад // Вопросы философии. 1993, №6.

4. Мир России - Евразия: Антология. - М., 1995.

5. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. - М., 1991.

6. Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. – М., 2007.

 

Методические советы:

Культура как источник многообразия цивилизаций. Мировоззренческие установки Востока и Запала, их своеобразная реакция на изменения в природе, обществе, личной жизни. Характер религиозных воззрений. Специфика российской культуры: Россия как часть восточноевропейской цивилизации, как «большое общество» между Востоком и Западом, как «азиатская страна», как не азиатская, но безусловно европейская цивилизация, как евразийская страна. Концепция евразийства в отечественной философии. Особенности русской духовности.

 

Тема 29. Философия науки. Роль и значение науки в развитии общества

Примерный план основного содержания:

1. Основные аспекты философского изучения науки.

2. Структура научного познания.

3. Методы научного познания.

4. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм.

 

Литература и источники:

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991.

2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1979.

3. Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991. 4.2. Разд. 8.

4. Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.

5. Очерки истории и теории развития науки. - М., 1969.

6. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983

7. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988.

8. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

9. Философия и методология науки. – М.,1996.

 

Методические советы:

Необходимо рассмотреть понятия «наука», «научно-технический прогресс», раскрыть основные аспекты философского изучения науки. Далее следует обратиться к структуре научного познания, выделив эмпирический уровень, теоретический уровень, формы развивающегося научного знания (научный факт, научная проблема, научная гипотеза, научный закон, научная теория). Методы научного познания. Проблемы механизмов развития и науки. Роль науки на различных этапах истории общества. Наука в современном обществе. Проблемы ценности науки: сциентизм и антисциентизм.

Наука и техника в современном обществе.

Тема 30. Философия техники

 

Примерный план основного содержания:

1. Природа техники.

2. Основные проблемы философии техники.

3. Техника и этика.

Литература:

1. Канке В.А. Этика. Техника. Символ. – Обниск, 1996.

2. Ленк Х. Размышления о современной технике. – М., 1996.

3. Новая технократическая волна на Западе. –М., 1986.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

5. Тавризян Г. Техника. Культура. Человек. - М., 1988

 

Методические советы:

Необходимо рассмотреть понятия «техника», «техносфера». Происхождение и природа техники, основные этапы ее истории. Следует показать, как интерпретируется с позиций различных философских направлений содержание феномена техники. Техника как символическое бытие человека в создаваемых им артефактах. Основные ценности техноэтики – благосостояние и здоровье людей, их безопасность, сохранение природы, обеспечение благоприятного будущего человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.185.100 (0.025 с.)