ТОП 10:

Модуль 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв.



Модуль 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв.

Тема 1. История как наука

Цели и задачи курса «История России». Сущность, формы исторического знания. Объект отечественной истории. Хронологические рамки, периодизация. Основные методологические принципы истории как научной дисциплины. Понятие исторического источника и классификация источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Тема 2. Восточная Европа и восточные славяне в I тыс. н.э. Образование Древнерусского государства.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Раннефеодальные государства Восточной Европы I тыс. н.э. Проблема этногенеза Восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

 

Тема. 3. Русь в эпоху феодальной раздробленности.

Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Политическое развитие Руси в XI в. Причины перехода к феодальной раздробленности. Раздробленность как закономерный этап развития феодального общества. Русские княжества в XII – начале XIII вв. Монголо-татарское нашествие на Русь.

 

Тема 4. Русь в период централизации.

Социально-политические изменения в.русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблема взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Причины централизации Возвышение Москвы. Россия в период правления Ивана III. Россия в XVI в.

 

Тема 5. Россия в XVII в.

Русская смута начала XVII в. Социально- экономическое развитие России в XVII в. Оформление крепостного права. Формирование сословной системы организации общества. Социальная борьба в России XVII в. Формирование предпосылок петровских преобразований.

Семинар 1 . Тема: Киевская Русь в IX-XII вв.

 

План:

 

I.Социально-экономический строй Древней Руси:

а) Категории свободного и зависимого населения по данным Русской Правды

б) Особенности развития феодальных отношений в Древней Руси

в)Политический строй Древнерусского государства

II. Внешняя политика Древнерусского государства в X-XII вв.

III. Культура Древней Руси X-XII вв.

а) Древнерусская литература

б) Изобразительное искусство и архитектура

 

Литература:

Учебные пособия:

 

1) История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Н.И.Павленко, М., Высшая школа, 2000 г.

2) Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII в. М, 1994

3) Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Под ред. П.П.Епифанова. М., Просвещение, 1988.

4) Пронштейн А.П., Задера А.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Ростов-на-Дону, 1969.

5) Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

6) Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

7) Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М., Проспект, 1999

8) Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

 

 

Источники и исследования:

  1. Правда Русская. Под ред. Б.Д. Грекова. М.- Л.: Издательство АН СССР, 1947.
  2. Повесть временных лет. Подготовка текста и перевод Д.С.Лихачева, М., Л. 1950.
  3. Фроянов И.Я. Киевская Русь., Л, Изд-во ЛГУ, 1980.
  4. Греков Б.Д. Киевская Русь. М, 1953
  5. Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953 г.
  6. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М, Наука, 1988.
  7. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., Наука, 1990.
  8. Черный Б.А. Искусство средневековой Руси. М, 1997.
  9. Лихачев С.Д. Великий путь. Становление древнерусской литературы XI-XVII вв. М, 1987
  10. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1985

Семинар 2. Россия в период централизации.

План:

 

I. Предпосылки централизации. Политическое и социально-экономическое развитие русских земель в XIII-XIV вв.

II. Московское княжество в XIV веке.

III. Московская Русь в эпоху Ивана III.

IV. России в XVI веке.

А) Реформы избранной рады

Б) Опричнина

 

Литература:

Учебные пособия:

 

1. История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Н.И.Павленко, М., Высшая школа, 2000 г.

2. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII в. М, 1994

3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Под ред. П.П.Епифанова. М., Просвещение, 1988.

4. Пронштейн А.П., Задера А.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Ростов-на-Дону, 1969.

5. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

7. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М., Проспект, 1999

8. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

 

 

Источники и исследования:

1. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.

2. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.

3. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М., 1986.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории: Соч. в 9 т. М., 1987. Т.1.

5. Кобрин В.Б. Иван Грозный // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IХ – начала ХХ вв. М., 1991.

6. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.

7. Скрынников Р.Г. Иванов Грозный. М.Наука, 1986.

8. Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв. М., Высшая школа 1969 г.

9. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск. Наука, 1991.

10. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1980

Модуль 2. Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв.

Тема 1. Россия в первой четверти XVIII века.

Реформы Петра I. Внешняя политика России первой четверти XVIII в. Преобразования в экономике, государственном и социальном устройстве России, в экономике, быту. Оформление абсолютизма в России. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Эпоха дворцовых переворотов.

 

Тема 2. Россия в середине – второй половине XVIII в.

Век Екатерины. Политика просвещенного абсолютизма. Социально-экономическое и политическое развитие России во второй половине XVII в. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Дискуссии о генезисе самодержавия.

 

Тема 3. Россия в первой половине XIX в.

Россия в период правления Александра I. Внешняя политика России в первой четверти XIX века. Отечественная война 1812 года. Восстание декабристов. Россия в период правления Николая I. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Общественно-политические движения 30-40-х годов XIX в.

Семинар 3. Тема: Россия в период Петровских преобразований.

План:

  1. Причины преобразований
  2. Создание армии и флота
  3. Преобразования в области гос. управления и экономики.
  4. Преобразования в области культуры и в быту.
  5. Историческое значение и итоги петровских реформ

 

 

Учебные пособия:

  1. История России с древнейших времен до 1861 года. Под ред. Н.И.Павленко, М., Высшая школа, 2000 г.
  2. Хрестоматия по истории России. Т.1. С древнейших времен до XVII в. М, 1994
  3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Под ред. П.П.Епифанова. М., Просвещение, 1988.
  4. Пронштейн А.П., Задера А.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. Ростов-на-Дону, 1969.

5. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. М.: Приор, 1998.

6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: М-Норма, 1997

7. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. М.:Проспект, 1999

8. Орлов А.С. История России. Учебник. М.: Аст, 1996.

 

Литература:

 

  1. Буганов В.И. и др. Эволюция феодализма в России. М., 1980.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.
  3. Павленко Н.И. Петр Великий. М., Наука, 1994
  4. Павленко Н.И. Петр Великий и его время. М, Просвещение, 1986.
  5. Павленко Н.И. Александр Данилович Меньшиков. М., 1989.
  6. Павленко Н.И. Полудержавный властелин. М., 1988.
  7. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1988.
  8. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII века. М, Наука, 1987 г.
  9. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. М., 1993.

 

Модуль 3. Россия в период развития капитализма.

Тема 2. СССР 1929 – 1953 гг.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Тема 3. СССР в 1953 -1991 гг.

СССР в период хрущевской оттепели. Десталинизация советского общества. Попытки осуществления политических и экономических реформ.

СССР в период застоя. Распад СССР и формирование современной Российской государственности. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка.

Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины применяются следующие образовательные технологии:

- использования исторических электронных карт

- использование интерактивного электронного учебника по Истории России (лекции)

- анализ письменных источников в процессе семинарских занятий

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 23% аудиторных занятий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

 

6.1. Тестовые задания к Модулю 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв.

1. В каком году произошло легендарное призвание варягов на Русь?

1)862;

2)882;

3)912;

4)972.

 

2. Какая битва произошла в 1223 г. ?

1) новгородцев с суздальцами;

2) Романа Мстиславовича с поляками;

3) на реке Калке;

4) Ледовое побоище.

 

3. С каким государством Древняя Русь заключила свой первый международный договор?

1) со Швецией;

2) с Византией;

3) с Польшей;

4) с Болгарией.

 

4. Как называется древнейшая известная христианская церковь, сооруженная в Киеве?

1) Софийский собор;

2) Спасо-Преображенский собор;

3) Десятинная церковь;

4) Церковь Покрова на Нерли.

 

5. Что из перечисленного произошло в княжение Ольги?

1) Русь приняла христианство;

2) Была достигнута окончательная победа над печенегами;

3) Была составлена "Повесть временных лет";

4) Полюдье было заменено повозом.

 

6. Как назывался смерд, попивший в зависимость от владельца земли за ссуду деньгами или зерном?

1) холоп; 2) закуп; 3) рядович; 4) челядин.

 

7. Что такое фреска?

1) изображение, сделанное масляными красками на деревянной доске;

2) роспись по сырой штукатурке водяными красками;

3) книжная миниатюра;

4) изделие из кусочков смальты или цветного стекла.

 

8. Что из перечисленного относится к предпосылкам образования Древнерусского государства?

1) великое переселение народов;

2) крещение Руси;

3) подсечно-огневое земледелие;

4) переход от родовой общины к соседской.

 

9. Каково следствие политической раздробленности в удельный период Древнерусского государства?

1) рост городов;

2) упадок ремесла;

3) сокращение внешней торговли;

4) укрепление обороноспособности страны.

 

10. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) съезд князей в Любече;

2) образование Ливонского ордена;

3) взятие Киева войском Батыя;

4) первое упоминание о Москве.

 

11. Соотнесите события и годы:

1) крещение Руси; А) 988-989;

2) договор Руси с Византией; Б) 882;

3) расправа древлян над князем Игорем; В) 945;

4) поход князя Олега на Киев. Г) 907.

 

12. Соотнесите имена и события:

1) Ярослав Мудрый; А) перенос столицы из Суздаля во Владимир;

2) Владимир Мономах; Б) начало составления "Русской правды";

3) Александр Ярославич; В) победа в Невской битве;

4) Андрей Боголюбский. Г) попытка восстановить единство Руси.

 

13. Назовите имя первого русского митрополита, автора "Слова о законе и благодати": ____________.

 

14. Назовите город, который монголы прозвали "злым", поскольку несмотря на население в тысячу человек, он выдерживал осаду войска Батыя 7 недель: _______________.

 

15. Вставьте в текст отрывка "Повести временных лет " пропущенное имя:

"Когда ____________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так и ел... И посылал в иные земли со словами:

"Иду на вы!" И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам...". Пошел _____________ на хазар."

Тестовое задание 2

 

16. Какое событие произошло в 1382 г.?

1) строительство белокаменных стен московского кремля;

2) Куликовская битва;

3) разорение Москвы Тохтамышем;

4) начало Феодальной войны.

 

17. В каком году было заключено Ям-Запольское перемирие?

1)1453; 2)1480; 3)1558; 4)1582.

 

18. Что было присоединено к Москве в правление Ивана III?

1) Угличское княжество; 2) Тверское княжество;

3) Рязанское княжество; 4) Псковские земли.

 

19. Какое произведение рассказывает о Куликовской битве?

1) "Слово о полку Игореве"; 2) Хронограф;

3) "Житие митрополита Петра"; 4) "Задонщина".

 

20. Какая реформа была проведена в правление Елены Глинской?

1) денежная;

2) формирование приказной системы;

3) военная;

4) церковная.

 

21 Как называется земельный участок, предоставляемый дворянам за службу?

1) вотчина;

2) поместье;

3) удел;

4) кормление.

22. Что из перечисленного относится к причинам начала Ливонской войны?

1) стремление к объединению русских земель вокруг Москвы;

2) стремление Московского, государства завоевать Польшу;

3) стремление Московского государства завоевать Прибалтику;

4) агрессивная политика Польши и Швеции.

 

23. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) осада Пскова Стефаном Баторием;

2) создание Троицкой летописи;

3) отмена системы кормлений;

4) венчание Ивана IV на царство и женитьба на Анастасии Романовой.

 

24. Установите соответствие между историческими документами и содержащимися в них положениями:

1) «Домострой» А) первое описание Индии, составленное европейцем
2) «Житие Сергия Радонежского» Б) концепция дворянского государства во главе с самодержавным царем
3) «Хождение за три моря» В) энциклопедия домашнего хозяйства
4) Челобитные Ивана Пересветова Г) описание основания Троице-Сергиева монастыря

 

Ключ к тестам: 1 - 1; 2 – 3; 3 -2; 4- 3; 5- 4; 6-2; 7 – 2; 8 - 4; 9 – 1; 10 – 2-13-4; 11 – 1-А, 2-Г, 3-В, 4-Б; 12 – 1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А; 13-Илларион; 14-Козельск; 15-Святослав; 16-3; 17-4; 18-2; 19-4; 20-1; 21-2; 22-3; 23 – 4-3-2-1; 24 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

 

Тестовые задания по Модулю 2. «Российская империя в XVIII-первой половине XIX вв.»

 

1. Укажите правильное соответствие исторического деятеля и события первой четверти ХIХ в.:

а) А. А. Аракчеев;

б) М. М. Сперанский;

в) М. И. Кутузов;

1) разработка проекта реформы государственного управления;

2) введение военных поселений;

3) руководство Бородинским сражением.

 

2. Александр I взошел на престол в результате:

а) пресечения правящей династии;

б) дворцового переворота;

в) завещания Екатерины II;

г) отречения от престола Павла I.

 

3. Двумя характерными чертами правления Николая I были:

а) широкая демократизация общества;

б) либерализация общества;

в) бюрократизация управления;

г) усиление централизации власти.

 

4. Просвещение – это:

 

а) социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, в результате которого была ограничена роль церкви в обществе и утвердилась новая

система духовных ценностей, способствующая первоначальному накоплению капитала;

б) воскрешение норм античной цивилизации (интерес к земному миру, человеку, к демократическим традициям);

в) идейное течение, выступавшее против феодального строя и разработавшее вопрос о практическом устройстве общества с точки зрения рационализма и «здравого

смысла».

 

5. Определите, какая из приведенных ниже реформ была проведена Петром I:

 

а) создание всесословного выборного представительства в масштабе уезда и губернии;

б) проведение военной реформы, которая вводила всеобщую воинскую повинность и ставила срок службы в зависимости от образовательного ценза;

в) разделение страны на губернии, во главе которых стоял губернатор, обладающий судебной, административной, политической и финансовой властью.

 

6. Определите, какая из приведенных ниже оценок характеризует реформы Петра I:

 

а) преобразования означали проведение продворянской, крепостнической политики под маской либерализма, при этом они способствовали развитию капиталистиче-

ского уклада и ослабляли с помощью законов остроту социальных противоречий;

б) преобразования представляли собой попытку либеральных реформ в духе идей Просвещения, но не были доведены до конца из-за сопротивления дворянства;

в) реформы – оптимальная модель политического реформаторства, в результате их проведения Россия создала современную армию и флот, получила выход в море, уси-

лила развитие промышленности и торговли, реорганизовала аппарат и вышла в число великих держав.

 

7. Какое из приведенных ниже преобразований связано с деятельностью Екатерины II?

а) слияние вотчины и поместья;

б) издание Жалованной грамоты дворянству;

в) увеличение административной и хозяйственной самостоятельности учебных заведений, повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах.

 

8. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала следующие

преобразования:

 

а) ликвидацию самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю;

б) переход к социализму через крестьянскую общину;

в) уничтожение крепостничества и самодержавия, установление парламентской республики с президентской формой правления, решение земельного вопроса путем сочетания двух форм собственности – частной и общественной.

 

9. В XVIII – первой половине XIX вв. общественная мысль России в качестве первостепенных задач модернизации выдвигала:

 

а) отмену крепостного права и переустройство деспотического государства;

б) завершение промышленного переворота;

в) создание индустриального общества.

 

10. Славянофилы утверждали, что:

 

а) в русском обществе отсутствует основа для социальных конфликтов, царит единение царя и народа, гарантом нерушимости государства является самодержавие, а основой духовной жизни – православие;

б) в России социализм имеет больше оснований нежели на Западе, т.к. Россия сохранила крестьянскую общину и имеет возможность с ее помощью перейти к социализму;

в) идейным началом русского народа является православие, устройство российского государства возможно только на основе признания неограниченной власти царя, созыва земского собора, где народ мог выразить свое мнение, и отрицательного отношения к крепостному праву.

 

11. Какое из приведенных ниже положений относится к воззрениям западников?

 

а) выступление против деспотизма и рабства, признание за обществом права на вооруженную борьбу с тиранией;

б) приверженность конституционной монархии, политическим свободам, развитию предпринимательства, отрицательное отношение к крепостному праву;

в) признание императора в качестве высшей исполнительной власти, создание высшего законосовещательного органа – Государственной Думы, организация думской и судебной власти на основе принципа выборности.

Тестовые задания по темам Модуля 3

«Россия в период развития капитализма»

1. Отмена крепостного права в России произошла в:

1)1873 г.

2)1861 г.

3)1864 г.

4)1858 г.

1. В ходе либеральных реформ 60-70-х годов, ведение органов местного самоуправления в сельской местности предусматривались в результате:

1) военной реформы

2) реформы образования

3) земской реформы

4) судебной реформы

 

3.Хождения в народ связаны с деятельностью следующих революционных организаций:

1) петрашевцев

2) «Земли и воли»

3) «Народной воли»

4) кружка «ишутинцев»

 

4. Кто из лидеров политических партий России начала ХХ века был историком, имел научные труды по истории и философии культуры:

1) Виктор Чернов

2) Владимир Ленин

3) Павел Милюков

4) Петр Струве

 

5. Особенности российской многопартийности после издания «Манифеста 17октября» состояли:

1) В наличии мощной проправительственной партии и слабости остальных партий.

2) В слиянии однотипных партий в одну

3) В монолитности и прочности различных партий

4) В большом числе партий и их многообразии даже в рамках одного направления

6.Буржуазно-оппозиционное движение в России накануне первой русской революции выступило с требованием

1) бойкота "Булыгинской Думе"

2) проведения политических реформ

3) установления 16-часового рабочего дня

4) не допустить создания народного представительства с законодательными правами

 

7. Партия, выражавшая интересы либеральной интеллигенции и средних слоев буржуазии:

1) Октябристы

2) Социалисты- революционеры

3) Кадеты

4) Союз русского народа

8. Характерными признаками империализма, как стадии развития капитализма являются (несколько правильных ответов):

1) создание в промышленности крупных объединений-монополий

2) неустойчивое кризисное развитие общества

3) вывоз капитала в другие страны доминирует над товарным экспортом

4) импульсы развития идут «сверху от власти»

5) экономический раздел мира между союзами монополий

 

9. Какое историческое событие произошло в октябре 1905 гг.

(несколько правильных ответов)

1) создание конституционно-демократической партии

2) восстание на броненосце Потемкин

3) подписание царского манифеста о создании Государственной Думы и даровании политических свобод

4) «Кровавое воскресенье»

 

10. Последствием революции1905-1907 гг. было:

1) запрет на создание профсоюзов

2) отмена сословных привилегий

3) повышение заработной платы

4) отмена выкупных платежей

 

11. Какие политические партии и организации существовали в России до 1905 гг. (несколько правильных ответов)

1) Конституционно-демократическая партия

2) Партия социалистов-революционеров

3) Российская социал-демократическая рабочая партия

4) «Союз 17 октября»

5) «Союз русского народа»

a.Соотнесите политических деятелей России начала ХХ века и партии, в которых они состояли:

1. А.И. Гучков А) Конституционно-демократическая партия

2. С.А. Муромцев Б) Партия социалистов-революционеров

3. В.М. Пуришкевич В) Союз русского народа

4. В.М. Чернов Г) Союз 17 октября

 

13. Соотнесите политические партии и форму государственного устройства России, за которую они выступали:

Конституционно-демократическая партия А) Абсолютная монархия

2. Союз русского народа Б) Конституционная монархия

3. Октябристы В) Демократическая республика

4. Социалисты революционеры Г) Президентская республика

 

14. Восстановите нарушенную хронологию событий:

 

1) Вооруженное восстание в Москве, Ростове-на-Дону и других городах

2) Всероссийская политическая стачка

3) Деятельность I и II Государственных дум

4) «Кровавое воскресенье »

5) Принятие манифеста 17 октября 1905гг.

 

Ключи к тестам: 1-2; 2-3; 3-2; 4-3; 5-4; 6-2; 7-3; 8 – 1-3-5; 9 – 2-3-4; 10-4; 11 – 1-2; 12 – 1-Г, 2-А, 3-В, 4-В; 13 – 1-Г, 2-Б, 4-В; 14 – 4-2-5-1-3

Тестовые задания по темам Модуля 4

«Советский период в истории России»

 

1. Какие политические партии доминировали в составе Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов весной 1917 г.

1) большевики;

2) кадеты;

3) меньшевики;

4) эсеры.

 

2. Кто из советских руководителей занимал во время гражданской войны пост председателя Революционного военного совета Республики.

1) Владимир Ильич Ленин;

2) Иосиф Виссарионович Сталин;

3) Лев Давидович Троцкий;

4) Михаил Николаевич Тухачевский.

 

3. Какие события произошли в Советской России при В.И. Ленине.

1) проведение политики “военного коммунизма”; переход к НЭПу; утверждение первой конституции СССР;

2) принятие закона о социализации земли; Кронштадтский мятеж; образование СССР;

3) избрание И.В. Сталина генеральным секретарём ЦК РКП(б); блок большевиков с левыми эсерами; высылка из страны представителей интеллектуальной элиты России;

4) принятие Декрета о земле; подписание Брестского мирного договора; начало коллективизации.

 

4. Руководители белого движения, занимавшие руководящие посты в годы гражданской войны:

1. Деникин Антон Иванович а) Верховный правитель России
2. Краснов Петр Николаевич б) Главнокомандующий русской армией
3. Врангель Петр Николаевич в) Главнокомандующий Добровольческой армией
4. Колчак Александр Васильевич г) Атаман всевеликого войска Донского

 

 

5.Переход к НЭП был осуществлен в

1) 1918 г.

2) 1921 г.

3) 1927 г.

4) 1924 г.

 

5. В 30-е гг. ХХ в. в СССР сложился режим, который можно характеризовать как:

1) авторитарный

2) демократический

3) тоталитарный

 

6. НЭП включал комплекс экономических и социально-политических мероприятий, куда входили:

1) замена продразверстки продналогом

2) расширение частной торговли

3) привлечение иностранного капитала

4) бесплатность коммунальных услуг и лекарств

5) сдача в аренду государственных мелких предприятий

6) аренда земли

7) «ликвидация кулачества как класса»

8) хозрасчет и самоокупаемость промышленности

9) найм рабочей силы

10) отмена карточек и уравнительной системы распределения

11) платность всех услуг

12) отмена всеобщей трудовой повинности

 

7. Курс на индустриализацию был взят и законодательно закреплен в

1) январе 1920 г.

2) весной 1928 г.

3) декабре 1925 г.

4) апреле 1927 г.

 

8. До войны первые пятилетние планы были рассчитаны на

1) 1922 – 1927 гг.

2) 1928 - 1933гг.

3) 1933 – 1937 гг.

4) 1938 – 1942 гг.

 

9. Соотнесите даты и события:

1. Декабрь 1927 г. А) курс на индустриализацию

2. Декабрь 1925 г. Б) курс на коллективизацию

3. Январь 1922 г. В) образование СССР

4. Декабрь 1924 г. Г) смерть В.И. Ленина

 

10. Запишите в правильном хронологическом порядке

1. Образование СССР

2. Смерть В.И.Ленина

3. Введение НЭП

4. Начало первой пятилетки

 

11. Странами-сателлитами (союзниками) гитлеровской Германии были:

1. Венгрия, Франция, Финляндия

2. Италия, Румыния, Хорватия, Финляндия, Венгрия,

3. Чехословакия, Болгария, Румыния

4. Япония, Италия, Венгрия, Финляндия

 

12. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны начался в ходе

1. Смоленского сражения

2. Обороны Севастополя

3. Сталинградской битвы

4. Прорыва блокады Ленинграда

 

13. Что такое план Барбаросса?

1. План молниеносной войны фашистской Германии против СССР

2. План нападения фашистской германии на Польшу

3. План разработки ядерного оружия в Германии

4. План нападения Японии на США

 

14. Следствием внезапного и мощного по силе нападения немецко-фашистских войск на СССР в июне 1941 г. было:

1. Захват в первые дни войны значительной части советских военных складов

2. Пленение тысяч советских солдат и офицеров

3. Гибель в первые часы войны большей части командования РККА

4. Захват огромных территорий СССР

 

15. Соотнесите с датами внешнеполитические события в предвоенный период:

1. 1933 а. Заключение советско-германского пакта о ненападении

2. 1935 б. Принятие СССР в Лигу наций

3. 1934 в. Установление дипломатических отношений СССР и США

4. 1939 г. Подписание советско-германского договора о взаимопомощи

 

16. Государственный заем в послевоенном СССР – это:

1) получение государством кредита путем сбора денежных средств у населения под ценные бумаги – облигации;

2) получение государством кредита у иностранных государств;

3) оказание помощи по «ленд-лизу».

 

17. «Ленинградское дело» - это:

1) решение ЦК ВКП(б) о журнале «Ленинград»;

2) серия дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда в конце 1940-х – начале 1950-х гг.;

3) последствия блокады Ленинграда.

 

18. Кто был избран главой государства (председателем президиума ВС СССР) после смерти Сталина в 1953 г?

1) Г.М.Маленков;

2) К.Е.Ворошилов;

3) В.М.Молотов.

4) Хрущев Н.С.

 

19) Доклад «О культе личности и его последствиях» был сделан на XX съезде КПСС:

1) Г.М.Маленковым;

2) Л.П.Берией;

3) Н.С.Хрущевым.

4) А.И.Микояном

 

 

Ключи к тестам:

1 – 3-4; 2 – 3; 3 – 3; 4 – 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А; 5 -3; 6 - 1-2-8-10-12

7 – 3; 8 – 2-3-4; 9 - 1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г; 10 – 3-1-2-4; 11-2; 12-3; 13-1; 14-4; 17-2; 18-1; 19-1

6.2. Вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы к коллоквиумам)

Модуль 1. Древняя Русь и Московское царство в период зарождения и развития феодальных отношений в IX-XVII вв.

Тема 1. История как наука

Цели и задачи курса «История России». Сущность, формы исторического знания. Объект отечественной истории. Хронологические рамки, периодизация. Основные методологические принципы истории как научной дисциплины. Понятие исторического источника и классификация источников. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Тема 2. Восточная Европа и восточные славяне в I тыс. н.э. Образование Древнерусского государства.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Раннефеодальные государства Восточной Европы I тыс. н.э. Проблема этногенеза Восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.083 с.)