Лекция 11. Сущность и критерии мировых проблем: их взаимосвязь с региональными, локальными, частными проблемами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 11. Сущность и критерии мировых проблем: их взаимосвязь с региональными, локальными, частными проблемами



(2 часа)

 

Противоположности, противоречия, проблемы. Характер и разновидности проблем. Природа и градация территориальных проблем: частные, локальные, региональные, глобальные. Социально-политические проблемы: национальные, религиозные, межэтнические, общечеловеческие. Дифференциация категориального аппарата и развитие языка глобалистики. Сходство и различие понятий: «глобальные проблемы», «общечеловеческие проблемы», «мировые проблемы». Объективные предпосылки и конкретно-исторические условия возникновения мировых проблем. Сущность и отличительные характеристики глобальных проблем. Определение критериев глобальности: количественные и качественные составляющие. Широкое и узкое, субъективное и ангажированное толкование глобальных проблем современности: причины и последствия.

Лекция 12. Иерархия и принципы классификации глобальных проблем

(2 часа)

 

Классификация и систематизация как методы научной работы: цели и задачи. От отдельных проблем к их системе. Исторический аспект классификации глобальных проблем. Интерсоциальные проблемы планетарного масштаба: проблема войны и мира, преодоление противоречий «Восток – Запад», «богатый Север – бедный Юг». Глобальные проблемы взаимодействия природы и общества: энергетические, сырьевые, освоение мирового океана, космического пространства. Специфика экологических проблем: глобальная экология, социальная экология, экология человека. Мировые проблемы системы «человек – общество»: демография, здравоохранение, образование, международная преступность, права человека. Особая группа мировых проблем: обеспечение продовольствием, негативные последствия научно-технического прогресса. Мобильность, динамика и взаимообусловленность глобальных проблем.

 

Лекция 13. Модели реконструкции исторического процесса. Глобальное моделирование

(2 часа)

 

Понятие и предназначение модели. Моделирование как способ научного познания. Реконструкция исторического процесса в теоретических системах. Формационный подход к пониманию истории К. Маркса. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевкого. Культурологический подход О. Шпенглера. Цивилизационные идеи А. Тойнби и «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона. Естественнонаучное и философское содержание учения В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Ноосферные эксперименты. Концепция устойчивого развития: теоретические и прагматические аспекты. Предсказание, прогноз, футурология. Зарождение и развитие глобального моделирования: возможности, результаты, перспективы.

 

Лекция 14. Истоки и сущность протестных движений

(2 часа)

 

Трансформации социальной активности под влиянием современных мировых тенденций. Протестные движения и эволюция форм его проявления в условиях нарастающей глобализации. Корни, генезис и историческая миссия «зеленых», «альтернативных», «неформальных» движений. Идейные основания, политические аспекты, цели и формы выражения современного «антиглобализма». Движение «альтерглобалистов»: в поисках конструктивных решений. Сущность, истоки, идеология международного терроризма. Толерантность и диалог как средство урегулирования глобальных противоречий.

 

Лекция 15. Глобализация и космополитизм

(2 часа)

 

Глобальные тенденции и общечеловеческие проблемы как фактор формирования глобального сознания. Глобализация и космополитизм - закономерные явления и важнейшие характеристики общественного развития. Позитивный и негативный контекст восприятия глобализации и космополитизма. Глобализация как объективно-исторический процесс и тенденция общественного развития, направленная на становление целостного мира. Космополитизм как жизненная позиция, культурное явление, характеризующее мировоззрение человека. Причины и конкретно-исторические условия появления космополитизма. Великие географические открытия и трансформация космополитических идей в глобальное мировоззрение. Космополитизм, национальные интересы, патриотизм: точки соприкосновения. Космополитический аспект современной глобализации.

 

 

Лекция 16. Современное состояние, тенденции и перспективы развития глобалистики

(2 часа)

 

Глобалистика как междисциплинарная область научных, философских, культурологических и прикладных исследований, результаты таких исследований и практическая деятельность по их реализации в различных сферах общественной жизни, как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе. Периоды подъема и спада интереса к глобальной проблематике. Достижения и недостатки глобалистики: от аналитики и академичности к публицистике и фрагментарности. Эпоха инвентаризации и систематизации накопленного знания: появление первых справочных изданий. Объективная необходимость и первые попытки построения теории глобализации. Тематическая периодика как фактор консолидации научных сил, интеграции научного знания и импульс в развитии творческих идей. Специфика подготовки высококлассных специалистов в области глобалистики; объективная потребность в таких специалистах. Постоянное переосмысление самих себя и мира, в котором мы живем – залог наиболее оптимального пребывания и функционирования в динамичной системе глобального сообщества. Сильная наука и эффективное образование как условие успешной внутренней и внешней политики и конкурентоспособности России в глобальном мире.

 

______________________

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Общий объем семинарских занятий – 16 час.

Тематика и планы семинаров являются примерными. Некоторые темы или вопросы могут рассматриваться более, другие – менее основательно. При подготовке к занятиям наряду с доступными, имеющими отношение к теме источниками, рекомендуется использовать, прежде всего, работы, указанные в разделе «Литература».

 

Семинар № 1

Глобалистика ее предмет и место в системе научного знания

(2 часа)

 

1. Предмет, содержание и язык глобалистики.

2. Междисциплинарный характер глобальных исследований.

3. Роль и место философии и частных наук в глобалистике.

4. Глобалистика в системе современного знания.

Литература

Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания / Под ред. Абылгазиева И.И., Ильина И.В. – М.: ФГП МГУ, 2008.

Чумаков А.Н. О предмете и границах глобалистики // Век глобализации, №1, 2008.

Чешков М.А. Глобалистика как научное знание. Очерки теории и категориального аппарата. – М., 2005.

 

Семинар № 2

Отечественная и зарубежная глобалистика: направления и этапы развития
(2 часа)

 

1. Идеи, концепции, организации и представители западной глобалистики.

2. Роль Римского клуба и его докладов в осмыслении глобальных процессов

3. Научные направления и представители отечественной глобалистики

4. Условия и перспективы международного сотрудничества

Литература

Глобалистика: Международный, междисциплинарный, энциклопедический словарь. / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков. – М.-СПб.-Нью-Йорк: Элима, Питер, 2006.

Римский клуб / Сост. Д.М. Гвишиани, А.И. Колчин, Е.В. Нетесова, А.А. Сейтов. – М., 1997.

Коллонтай В.Эволюция западных концепций глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №№ 1 и 2.

Лось В.А. Глобалистика в СССР // Глобалистика: Энциклопедия. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

Печчеи А. Человеческие качества. М., Прогресс, 1980.

 

 

Семинар № 3

Научно-технический прогресс, его место и роль в становлении глобального мира
(2 часа)

 

1. Глобализация как условие и причина появления глобальных проблем.

2. Научно-технический аспект глобализации: формирование техносферы.

3. Научно-техническая и информационная революции, и их роль в становлении глобального мира.

4. Этические и гуманитарные аспекты научно-технических достижений.

 

Литература

Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.

Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, М., 2005.

Дворжак В. Роль образования и науки в процессе мировой глобализации // Пробл. теории и практики управления. - 2002. - N 2.

Иоселиани А.Д. Техносфера в контексте глобализации // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - N 1.

 

Семинар № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.009 с.)