Подведение итогов педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов педагогической практики



Программа

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ практики

Цель практики: совершенствование уровня профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов на основе развития его самостоятельности, ответственности, активности и креативности в организации учебно-воспитательной работы с младшими школьниками.

Задачи практики:

1. Формирование умений планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс, овладение навыками организации педагогической деятельности.

2. Совершенствование методической подготовки, развитие творческих способностей студентов.

3. Формирование исследовательских умений и навыков, профессиональных качеств личности.

В ходе педагогической практики у студентов развиваются и совершенствуются навыки и умения:

ü анализировать программы обучения младших школьников, учебники, учебные и методические пособия для начальной школы;

ü осуществлять планирование воспитательного процесса и определять характерные особенности различных типов уроков, оценивать эффективность организации деятельности учащихся на каждом этапе обучения;

ü формулировать учебную цель и задачи урока, самостоятельно определять структуру и этапы организации учебной деятельности младших школьников;

ü осуществлять целесообразный выбор эффективных методов и приемов развития познавательных интересов учащихся;

ü подбирать и изготавливать наглядные пособия к урокам, в том числе с использованием мультимедийных средств;

ü осуществлять взаимосвязь всех элементов урока, использовать совокупность факторов, методических приемов развития познавательного интереса;

ü стимулировать творческую активность учащихся, поддерживать оптимальный темп работы с учетом психологических особенностей учащихся, благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке;

ü владеть умением использования диагностических и экспериментальных методов в педагогическом процессе;

ü разрабатывать и проводить внеклассные мероприятия в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса;

ü осуществлять творческий подход в процессе организации учебно-воспитательной работы;

ü обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе и школе; организовывать физкультминутки на уроках и подвижные игры с учащимися на переменах;

ü соблюдать рекомендации по ведению школьной документаци.

Форма контроля – дифференцированный зачет.

 


Организация ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ практики

Педагогическая практика студентов V курса с 5-6летним сроком обучения заочной формы получения образования проводится в течение трех недель (студентов III курса с 3,5летним сроком обучения – четырех недель) на базе 1–4-х классов общеобразовательных учреждений разных типов.

На установочной конференции факультетский руководитель знакомит студентов с целью, задачами, содержанием данного вида практики; обязанностями студентов, критериями оценки зачетных уроков и воспитательного мероприятия (см. Приложение 1-2), проводит инструктаж по технике безопасности; согласовывает распределение студентов по общеобразовательным учреждениям. При распределении по классам учитывается, в каких классах студент проходил предыдущие виды практики, а также интересы исследовательской работы студента (дипломные исследования).

Время работы практиканта в школе составляет 5-6 ч в день.

В 1-ю неделю студенты:

- знакомятся с классом, организацией учебно-воспитательной работы в классе;

- посещают уроки, факультативные занятия и ведут протокольную запись в педагогическом дневнике (см. Приложение 3-4);

- изучают программы, учебники и методические пособия;

- изучают и анализируют школьную документацию (планы работы учителя, классный журнал, личные дела учащихся);

- составляют индивидуальный план учебно-воспитательной работы на весь период практики (каждый день прописать 5–6 часов), в котором отражают учебную, воспитательную, исследовательскую работу (см. Приложение 13). Индивидуальный план утверждается учителем начальных классов и зам. директора по УР!;

- составляют график зачетных уроков (по 10 предметам) в трех экземплярах и предоставляют на утверждение учителю и зам. директора по учебной работе в начальной школе. Один экземпляр графика зачетных уроков хранится у студента, второй – у учителя начальных классов, третий – у зам. директора по учебной работе в начальных классах.

Нчиная со 2-й недели практиканты проводят все уроки (образец оформления плана-конспекта урока см. Приложение 5), включая и те, которые ведут специалисты (ИЗО, труд, физкультура, пение и музыка, человек и мир), а также факультативы. Учитель оценивает урок практиканта в баллах. В конспекте урока ставит отметку и подпись. Если урок оценен ниже «9» баллов, учитель в краткой записи внизу плана-конспекта урока указывает его недочеты, дает советы и рекомендации по его совершенствованию.

В конце 2-й недели студент делает углубленный дидактический анализ одного урока учителя и одного из самостоятельно проведенных уроков (см. Приложение 6-7) на отдельных листах формата А4.

В последние 2-е недели практики учителем данного класса и зам. директора по учебной работе в начальных классов больше внимания уделяется выполнению практикантом исследовательских заданий (см. Приложение 8), подготовке и проведению воспитательного мероприятия.

По воспитательной работе студент проводит одно обязательное воспитательное мероприятие, делает его письменный анализ на отдельных листах формата А4. (см. Приложение 9). Аналогично студент осуществляет письменый анализ одного воспитательного мероприятия учителя нач. классов.

Дополнительные задания

По желанию студенты могут подготовить и прочитать доклад для родителей.

 


Подведение итогов ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ практики

По окончании практики студенты заочной формы получения образования предоставляют на кафедру педагогики и психологии начального образования отчетную документацию (см. Приложение 10).

Вся отчетная документация предоставляется на кафедру педагогики и психологии начального образования в течение 2 дней с начала сессии.

Дневник наблюдений студента-практиканта, характеристика и справка с места прохождения практики, а также отчёт об итогах прохождения практики хранятся на кафедре в течение срока, установленного инструкцией учебно-методического управления.

На факультете проводится совещание по подведению итогов педагогической практики.

По итогам педагогической практики студентам выставляется дифференцированный зачет. При выставлении зачета по педагогической практике учитывается:

– полнота и точность выполнения заданий практики;

– качество подготовки и проведения уроков, воспитательной работы и проявленные при этом самостоятельность и креативность;

– умение студента анализировать уроки и воспитательные дела;

– профессиональное и добросовестное отношение к работе;

– своевременное оформление и предоставление на проверку отчетной документации.

Образец ведения педагогического дневника

В дневнике должна получить свое отражение вся работа студента-практиканта в школе.

Дневник содержит:

Титульный лист

Педагогический дневник

студента-практиканта __ группы ___ курса

_________ формы получения образования

факультета начального образования БГПУ

________________________________(Ф.И.О.)

20_-20_ учебного года

 

Вторая страница

 

Полное название учреждения образования № _________

Адрес учреждения образования ____________________

Класс, кабинет ________________________

Учитель ______________________________

Зам. директора ________________________

Директор _____________________________

 

Руководитель практики от кафедры по педагогкие и психологии

_________________

Третья и следующие страницы дневника включают информацию:

  • список учащихся по форме последней страницы классного журнала;
  • недельное расписание уроков в классе;
  • расписание звонков;
  • план работы учителя на текущую четверть;
  • наблюдение и анализ посещенных уроков учителя (см. Приложение 4), воспитательных мероприятий;
  • конспекты уроков (кроме открытых).

Приложение 4

Образец протокольной записи уроков

20.04.2009 Понедельник 1 урок Русский язык Тема урока: «Слог. Роль гласных в образовании слога». Цель урока: сформировать понятие «слог». Задачи урока: - познакомить учащихся со слогообразующей ролью гласных в слове; - формировать умение делить слова на слоги; - развивать речь учащихся; - воспитывать аккуратность в выполнении письменных заданий. Оборудование: тетрадь на печатной основе. Ход урока:
Ι. Оргмомент. Проверка готовности к уроку. ΙΙ. Проверка домашнего задания. Беседа –Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? –Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? ΙΙΙ. Объяснение нового материала. Чистописание. Яя Ее Ягода, я-го-да, ягодка, ягодный. Беседа –Как разделить слова на слоги? –Как определить, сколько слогов в слове? Работа с правилом –Чтение правила (анализ, осмысление). Физкультминутка IV. Закрепление Определить, сколько слогов в словах: рыбак, уха, карп, карась; куст, смородина, ягода. Упражнение 34. –Прочитайте рассказ. –Что случилось с мамой? V. Подведение итогов урока. –Что нового вы узнали на уроке? Примечания. Продолжи- тельность по времени используемых видов деятельности на уроке (ПВИВД)
Выводы: Были ли достигнуты цели уроков? Ответ аргументировать. Методы, средства, организационные формы обучения, использованные на данном уроке. Общая оценка урока учителя и пожелания.  

 

 


Приложение 5

Образец оформления плана-конспекта урока по предметам

Урок математики

Класс 2

Тема урока: Числа до 20.

Цели урока:

- повторить образование двузначных чисел, закрепить навыки устного счета в пределах 20 (в прямом и обратном порядке), умение сравнивать числа по их месту нахождения в числовом ряду, умение определять количество единиц и десятков в двузначных числах;

- формировать и закреплять умения решать задачи с отношением "меньше на …", учить решать примеры способом нахождения суммы удобных слагаемых; вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток;

- развивать мышление;

- воспитывать внимание, культуру устной и письменной речи, чувство товарищества и взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: числовой ряд в пределах 20, деревья настроения, записи на доске.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Устный счет.

IV. Формирование и закрепление новых знаний, навыков.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка психолого-педагогической подготовленности учеников к уроку.

Дети, давайте сначала на нашем сказочном дереве настроения определим с каким настроением вы пришли на урок.

Красный лист обозначает радостное настроение, желтый – удовлетворительное, зеленый лист – спокойное настроение, черный – мрачное, подавленное настроение.

Ученики определяют настроение, с каким они пришли на урок.

II. Проверка домашнего задания.

№ 11, стр. 7. Примеры

4 + 5 = 9 5 + 3 = 8 7 – 4 = 3 10 – 7 = 3

9 – 4 = 5 8 – 3 = 5 6 – 3 = 3 10 – 8 = 2

9 – 5 = 4 8 – 5 = 3 9 – 7 = 2 10 – 4 = 6

III. Устный счет.

1. Устный счет в пределах 20 (в прямом и обратном порядке). В прямом порядке считают ученики I варианта, в обратном – ученики II варианта.

2. Сравнивают числа по их месту нахождения в числовом ряду.

 

4 и 7, 10 и 9, 14 и 15, 20 и 19, 8 и 18, 16 и 6, 8 и 5, 11 и 14, 14 и 12.

3. Восстановите числовой ряд, учитывая закономерность.

2, 4, __, 8, __, __, 14, __, __, 20.

19, 16, __, 10, 7, __, __.

Назовите в первом ряду двузначные числа. Определите в них количество единиц и десятков.

4. Вставьте в окошечки числа, чтобы записи были верными.

12 -  = 10 10 +  = 20 14 -  = 10

10 +  = 17 18 -  = 8 10 +  = 13

 

Физкультминутка.

"Жук". Ученики имитируют движение жука согласно текста.

 

На лужайке, на ромашке,

Жук летал в цветной рубашке,

Жу – жу – жу, жу – жу – жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качусь.

Низко-низко наклонюсь.

 

Урок «Человек и мир»

Ход урока

I. Организационный момент.

ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

1. Общие сведения об уроке:

- класс, количество учащихся, учебный предмет, тема урока, цель урока.

2. Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению
и учащимся:

- чистота помещения;

- проветриваемость помещения, освещение;

- соответствие парт росту учащихся;

- чистота и аккуратность одежды, обуви;

- посадка учащихся.

Вывод.

3. Тип и структура урока:

- тип урока;

- структура урока;

- распределение времени по этапам урока.

Вывод: соответствие структуры типу урока, последовательность, стройность урока, взаимосвязь этапов.

4. Начало урока:

- своевременность явки учителя на урок;

- своевременность явки учащихся на урок;

- готовность класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.);

- приемы включения учащихся в работу: подготовка учебного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, проверка домашнего задания, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т.п.;

- продолжительность организационного момента урока.

Вывод: о дисциплине учащихся, их организованности, умению учителя включить учащихся в работу, о влиянии организационного момента на весь ход урока.

5. Проверка домашнего задания:

- какими методами проверялось домашнее задание (устный,
письменный, практический);

- виды устной проверки (фронтальный, индивидуальный, уплотненный);

- виды письменной проверки (решение задач, выполнение упражнений).

Выводы:

- дидактическая ценность используемых методов и видов проверки;

- качество знаний (на основании ответов),осознанные или формальные знания;

- владение методами проверки учителем (достаточно, много, мало вопросов, спрашивает одних и тех же, много времени на опрос и т.п.);

- какие оценки были выставлены и их мотивировка.

6. Объяснение нового материала или закрепление предыдущей темы:

- использование методов и их соответствие (словесные; наглядные, практические);

- используемые учителем в ходе урока мыслительные приемы учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.д.) при усвоении знаний, выработке умений и навыков;

- чем достигалась сознательность и доступность объяснения (постановкой вопросов в различных звеньях процесса обучения, организацией наблюдений, применением наглядности, опорой на личный опыт и знания учащихся, использованием заданий на применение знаний в новых условиях, самостоятельным работам, использованием мыслительных приемов и т.д.);

- как было проверено качество понимания нового материала;

- соблюдение требований к используемым методам обучения;

а) к словесным (научность, идейность отобранного материала, логичность, доказательность, ясность, доходчивость, четкость, эмоциональность, правильность речи, интерес, внимание, учет возрастных особенностей);

б) к наглядным (выбор объектов, цель наблюдения, самостоятельность, план действий, формулировка выводов);

в) к практическим (сочетание индивидуальной с фронтальной работой, игровые приемы, четкость, знание правил выполнения, наличие контроля и т.д.).

Выводы: сделать вывод о методической подготовке учителя к проведению данного урока и, если нужно, сформулировать свои советы.

7. Анализ конца урока:

- подведение итогов (делает это сам или ученики, с помощью вопроса и т.д.);

- методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли перегрузка, делал ли инструктаж, разбор и т.д.);

- своевременность окончания (со звонком или после).

Вывод: об умении учителя завершить урок.

8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов обучения:

а) принципов наглядности:

- указать виды используемой наглядности (натуральная, объемная, изобразительная, символическая, зрительно-слуховая);

- правильность ее использования на разных уроках и ступенях процесса обучения;

- формы сочетания слова и наглядных средств;

- способствовали ли они развитию мыслительной деятельности (привести примеры) или наоборот тормозили развитие мышления.

Вывод: об умении учителя пользоваться наглядными пособиями.

б) реализация принципа систематичности и последовательности:

- логическая последовательность этапов урока;

- привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от частного к общему);

- как реализован данный принцип в различных звеньях процесса
обучения;

Вывод: о теоретической подготовке учителя к ведению урока.

в) реализация принципа сознательности и активности в обучении:

- как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие использовал для этой цели задачи, вопросы, факты, примеры, задания;

- проанализировать знания учащихся с точки зрения черт, характеризующих сознательность усвоения;

- знание конкретных фактов;

- умение анализировать эти факты и делать выводы;

- умение выражать их в правильной речи;

- умение пользоваться знаниями на практике.

Вывод: о реализации учителем принципа сознательности и активности в обучении.

г) принцип научности:

- содержание материала (достоверность, научность);

- методы и приемы познания (организация наблюдений и т.п.);

- связь с практикой (где она проявилась).

Вывод: о реализации учителем принципа научности.

д) доступности:

- опора на имеющийся опыт учащихся;

- соответствие знаний уровню развития учащихся;

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

Вывод: о реализации учителем принципа доступности.

е) прочности:

- выделение главного в изучаемом материале;

- связь главного в уроке и имеющихся у ребенка знаний;

- использование практических работ.

Вывод: о реализации учителем принципа прочности.

ж) индивидуального подхода в обучении:

- дифференциация заданий (на уроке, домашнее задание);

- оценка знаний;

- опрос на уроке.

Вывод: о реализации учителем индивидуального подхода в обучении.

9.Поведение учащихся на уроке:

- дисциплинированность;

- активность;

- внимательность;

- работоспособность;

- заинтересованность;

- прилежание.

Вывод: о поведении учащихся на уроке.

10. Поведение учителя на уроке:

- внешний облик, движения, манеры;

- владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, выразительность);

- уверенность;

- собранность;

- находчивость;

- умение наблюдать класс и отдельных учащихся;

- умение работать с отдельными учащимися и всем классом одновременно;

- внимательность к психическому состоянию школьника, последовательность и педагогическая целесообразность требований. Были или нет нарушения педагогического такта, проявившиеся в:

- приказном тоне обращения (например: подними руку, читай, пиши, чего сидишь и т.п.);

- многословии, излишестве замечаний, реплик (долго-долго пишите, быстро-быстро пишите);

- однообразии педагогических воздействий (например: Тише, ребята! Что за шум? Кто не работает? и т.п.).

В конце анализа сделать выводы и предложения.

Приложение 7

ПЛАН АНАЛИЗА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

(дополнение к основной схеме)

1. Общие сведения об уроке: класс, количество учащихся, учебный предает, тема урока, цель урока.

2.Санитарно-гигиенические требования к учебному помещению
и учащимся: чистота, проветриваемость, освещение помещения; соответствие парт росту учащихся; чистота и аккуратность одежды, обуви; посадка учащихся.

3. Тип и структура урока, распределение времени по этапам урока. Соответствие структуры типу урока, последовательность, стройность урока, взаимосвязь этапов.

4. Начало урока: своевременность явки учителя и учащихся на урок; готовность класса к уроку (наличие учебных принадлежностей, книг, тетрадей, наличие мела, тряпки, чистота доски, технические средства и др.);

приемы включения учащихся в работу: подготовка учебного оборудования, проверка готовности учащихся к занятиям, проверка домашнего задания, постановка цели урока, игра, выполнение какого-либо задания, анализ работ учащихся, организация наблюдения и т.п.; длительность начала урока или организационного момента урока.

Дать оценку дисциплины учащихся, их организованности, умению учителя включить учащихся в работу.

5. Проверка домашнего задания:

– какими методами проверялось домашнее задание (устный, письменный, практический);

– виды устной проверки (фронтальный, индивидуальный, уплотненный);

– виды письменной проверки (решение задач, выполнение упражнений).

Сделайте вывод о дидактической ценности используемых методов и видов проверки; качестве знаний (на основании ответов), владение методами проверки учителем (достаточно, много, мало запросов, спрашивает одних и тех же, много времени на опрос и т.п.); какие оценки были выставлены, насколько они мотивированы.

6. Объяснение нового материала или закрепление предыдущей темы:

- какие методы использовались, их соответствие типу урока (словесные; наглядные, практические);

- соответствовали ли использованные методы предъявляемым требованиям;

- какие приемы активизации мыслительной деятельности учащихся (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.д.) использовались при усвоении знаний, выработке умений и навыков;

- как достигалась сознательность и доступность объяснения (постановкой вопросов в различных звеньях процесса обучения, организацией наблюдений, применением наглядности, опорой на личный опыт и знания учащихся, использованием заданий на применение знаний в новых условиях, самостоятельные работы, использованием мыслительных при­емов и т.д.);

- как было проверено качество понимания нового материала;

Оцените уровень методической подготовки учителя, если нужно, сформулируйте свои советы.

7. Анализ конца урока:

– подведение итогов (учитель делает это сам или это делают ученики, с помощью вопроса и т.д.);

– методика задавания домашнего задания (соответствовало ли оно теме урока, каков его объем, не допущена ли пере­грузка, делал ли инструктаж, разбор и т.д.);

– своевременность окончания (со звонком или после).

8. Реализация учителем в ходе всего урока принципов дидактики:

а) принципа наглядности (указать виды используемой наглядности (натуральная, объемная, изобразительная, символическая, зрительно-слуховая); правильность ее использования на разных уроках и ступенях процесса обучения; сделать вывод об умении учителя пользоваться наглядными пособиями).

б) принципа системности и последовательности (л огическая последовательность этапов урока; привести факты урока, подтверждающие или отрицающие реализацию учителем данного принципа (от простого к сложному, от легкого к трудному, от близкого к далекому, от частного к общему); как реализован этот принцип в различных этапах процесса
обучения; сделать вывод о теоретической подготовке учителя к ведению урока).

в) принципа сознательности и активности в обучении (как учитель активизировал познавательную деятельность учащихся, какие задачи, вопросы, факты, примеры, задания использовал; оценить уровень сознательности усвоения)

г) принципа научности (достоверность, научность материала);

д) принципа доступности (опора на имеющийся опыт учащихся; соответствие знаний уровню развития учащихся; учет индивидуальных особенностей);

е) принципа индивидуального подхода в обучении (дифференциация заданий;оценка знаний; опрос на уроке.

9.Поведение учащихся на уроке: дисциплинированность; активность; внимательность; работоспособность; заинтересованность; прилежание.

10. Поведение учителя на уроке: внешний облик, движения, манеры; владение голосом, речью (правильность, дикция, темп, разительность); уверенность; собранность; находчивость; умение наблюдать класс и отдельных учащихся; умение работать с отдельными учащимися и всем классом одновременно); внимательность к психическому состоянию школьника, последовательность и педагогическая целесообразность требований; нарушения педагогического такта.

ПЛАН АНАЛИЗА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

(дополнение к основной схеме)

1. Тип урока чтения, его структура, цель.

2. Навыки чтения, над которыми работал учитель на уроке. Приемы выработки правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

3. Виды занятий, использованные для работы с текстом произведения. Какими умениями работы с текстом овладевали учащиеся

4. на уроке.

5. Упражнения по развитию речи.

6. Словарная работа: направления словарной работы, ее место на уроке, приемы объяснения непонятных слов.

7. Работа над словосочетанием и предложением.

8. Пересказ текста, его виды, приемы обучения пересказу,

9. Составление рассказа о герое.

10. Жанр произведения, изучаемого на уроке. Как учитывались особенности жанра при чтении и анализе произведения.

 

ПЛАН АНАЛИЗА УРОКОВ ЧТЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

(дополнение к основной схеме)

1. Организовано ли повторение изученного материала, созданы ли условия для изучения материала по теме урока с опорой на проведенное ранее?

2. Грамотно ли проводился фонетический (слого-звуковой) анализ слов? Удачно ли использовались схемы и другие формы наглядности для уяснения учащимися слого-звуковой структуры слов (в зави­симости от цели и этапа изучения материала)?

3. Закладывалась ли в ходе анализа слов основа для осознания учащимися значения изучаемой буквы? Достаточно ли было на уроке аналитических упражнений?

4. Грамотно ли введена буква, проанализирована ли ее форма и насколько удачно это сделано? Разведены ли понятия "звук" и "буква"? Обращалось ли внимание детей на позицию, в которой буква имеет то или иное звуковое значение (когда это необходимо)? Уяснили ли дети звуковое значение изучаемой буквы? Содействовала ли аналитическая работа на уроке осознанию учащимися слогового принципа чтения?

5. Удачно ли было организовано чтение учащимися слогов, слов, предложений, текстов, оказывалась ли им помощь (при необходимости)? Руководствовалась ли дети при чтении слоговым принципом?

6. Эффективны ли были приемы, использованные для отработки техники чтения? Как контролировалось понимание учащимися того, что они читали?

7. Как была организована работа над развитием связной речи и мышления детей? Привлекался ли дополнительный текстовой материал, загадки, пословицы? Если да, то отвечал ли этот материал задачам урока, удовлетворял ли художественно-эстетическим требованиям, имел ли воспитательное значение?

8. Какие средства наглядности использовались для развития речи и мышления первоклассников? Были ли они эффективными?

9. Использовались ли игры и занимательные упражнения? Если да, то соответствовали ли они задачам урока, соответствовали ли формированию интереса к языку, к чтению?

10. Проводились ли на уроке физкультминутки? Если да, то насколько органично они входили в структуру урока, удовлетворяли ли гигиеническим и эстетическим требованиям? Соответствовало ли время и продолжительность их проведения реальным потребностям детей в отдыхе, движении?

11. Удачно ли организовано подведение итогов урока? Осознали ли дети, чем они занимались на уроке, какова была цель их деятельности?

12. Достигнуты ли цели урока, обозначенные в плане-конспекте?

ПЛАН АНАЛИЗА УРОКОВ ГРАММАТИКИ, ПРАВОПИСАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

(дополнение к основной схеме)

1. Явился ли урок логическим продолжением предыдущих уроков, стал ли он новым шагом в овладении учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками?

2. Соответствовал ли языковой материал и использованные формы работы с ним основным учебным и воспитательным целям урока, возможностям учеников в овладении материалом?

3. Грамотно ли велась, умело ли направлялась работа учащихся по анализу языковых явлений? Подводились ли дети в ходе анализа к нужным обобщениям? Грамотно ли велась работа над языковыми понятиями? Удачной ли была языковая наглядность, помогла ли она ученикам увидеть существенные стороны изучаемого явления?

4. Как была организована практическая работа учащихся по языку? Удачно ли использовались теоретические знания для совершенствования практических умений учеников? Углублялись ли в ходе практической работы теоретические представления детей о языке? Обнаруживались ли связи между фонетическими, грамматиче­скими и орфографическими знаниями, умениями и навыками?

5. Достаточно ли дети писали? Достаточно ли внимания было уделено формированию и развитию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, их каллиграфических навыков?

6. Способствовала ли проводившаяся на уроке работа развитию мышления учеников? Шла ли организована творческая познавательная деятельность учащихся? Активны ли были дети при выполнении заданий, проявили ли к ним интерес? Соответствовал ли уровень трудности предложенных заданий реальным возможностям детей в их выполнении? Использовались ли на уроке занимательные задания, органично ли они вписывались в структуру урока, помогали ли достижению учебных целей?

7. Достаточно ли внимания было уделено развитию речи школьников? Обогащался ли лексический запас учащихся, систематизировались ли лексические знания, проводилась ли работа над словосочетанием, предложением, связными высказываниями детей в устной или письменной форме? Велась ли работа над лексическим значением слов, над синонимами, антонимами, многозначными словами, словами одного корня? Оказала ли эта работа развивающий эффект? Совершенствовалась ли культура речи учащихся?

8. Способствовала ли работа над языком и речью нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию учащихся, воспитанию интереса к русскому языку?

9. Чередовались ли устные и письменные формы работы на уроке? Не утомлялись ли дети при письме, при выполнении аналитических упражнений?

10. Удачно ли организовано было подведение итогов урока?

11. Достигнуты ли цели урока, обозначенные в плане-конспекте?

ПЛАН АНАЛИЗА УРОКОВ ПИСЬМА В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

(дополнение к основной схеме)

1. Скоординирован ли урок письма с предыдущим уроком (уроками) чтения, является ли его (их) логическим продолжением?

2. Предусмотрены ли задания на развитие фонематического слуха учащихся, совершенствованию их практических умений в слого-звуковом анализе слов? Если да, то эффективно ли было их использование?

3. Совершенствовались ли знания учащихся о звуковом значении букв, о зависимости буквы от позиции в слове (когда это имеет значение)?

4. Соблюдались ли гигиенические требования к уроку письма? Выполнялись ли упражнения, подготавливающие руку для письма? Были ли они эффективными?

5. Сопоставлялись ли печатные и рукописные буквы, строчные и прошеные? Удачно ли проведен анализ рукописной буквы, правильно ли выделены в ней элементы, соотнесены ли они с частями других изученных букв? Использована ли при анализе буквы наглядность, была ли она удачной?

6. Удачно ли была показана последовательность письма буквы, ее соединений с другими? Обеспечено ли понимание и запоминание учащимися формы буквы и порядка ее письма?

7. Как осуществлялось руководство письмом учащихся? Контролировалось ли качество письма, оказывалась ли детям индивидуальная помощь?

8. Проводилась ли пропедевтическая орфографическая работа, была ли она эффективной?

9. Использовались ли игры и занимательные упражнения? Если да, то соответствовали ли они задачам урока, были ли эффективными?

10. Уделялось ли внимание развитию речи и мышления учащихся? Какие виды речевых упражнений использовались? Органично ли они входили в структуру урока?

11. Проводились ли физкультминутки? Помогали ли они избежать утомления глаз, руки, давали ли эмоциональную разрядку, поддерживали ли общую работоспособность детей?

12. Удачно ли организовано подведение итогов урока? Осознали ли дети, чем они занимались на уроке, какова была цель их деятельности?

13. Достигнуты ли цели урока, обозначенные в плане-конспекте?


Приложение 8

Психолого-педагогическая

характеристика классного коллектива

1. Общие сведения о классе (количество учащихся; возрастной состав класса, количество мальчиков и девочек; краткая история классного

коллектива – когда сформировался, специализация, стиль педагогического общения классного руководителя, основные традиции классного коллектива и т.д.)

2. Изучение структуры классного коллектива.

Изучение реальной структуры классного коллектива с помощью социометрического и адмосоциометрического эксперимента: выделение категорий учащихся по статусному положению в классе (лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, изолированные), изучение факторов, влияющих на популярность учащихся в классе по мотивам выборов социометрического эксперимента. Цифровые показатели - коэффициент изолированности, коэффициент звездности, коэффициент осознания положения. Дружеские объединения в классе (их характер, состав). Изучение официальной структуры – актива класса и неофициальных лидеров.

3. Особенности развития класса как коллектива.

Оценка уровня развития группы по критериям:

– ответственность (отношение к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед классом);

– коллективизм (стремление вместе решать, сохраняя и укрепляя класс как единое целое);

– сплоченность (единство мнений учащихся по важным вопросам, единство действий в важных ситуациях);

– контактность (взаимная общительность, богатство личных эмоциональных отношений между учащимися класса);

– скрытность (отношения учащихся к другим классам и новым учащимся своего класса);

– организованность (способность к созданию системы деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной совместной работы);

– информированность (доступность информации о состоянии дел в классе и об отдельных учащихся).

Характеристика эмоционального психологического климата в классе (доверительность, наличие доброжелательной и деловой критики, возможность свободного выражения мнения, отсутствие давления учителя и актива, эмоциональная включенность).

Наличие и содержание конфликтов (частота, причины возникновения, способы разрешения).

Возрастная динамика выраженности различных видов отношений по пятибалльной шкале, средние



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.196 с.)