Председатель Н.А. Проскурякова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Председатель Н.А. Проскурякова



 

Утверждена УС факультета истории «__»____________2012 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

 

 

Москва, 2012

 

Область применения и нормативные ссылки

Данная программа учебной дисциплины устанавливает требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Управление качеством» подготовки бакалавра, обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «История России».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.

2. Цель освоения дисциплины.

Целью дисциплины «История России» является изучение отечественной истории, включенной в понимаемый определенным образом всемирно-исторический процесс, выявление общего и особенного между странами Запада, Востока и России.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

· иметь представление об основных историософских концепциях всемирно-исторического процесса;

· знать основные этапы развития отечественной историографии истории России и их особенности

· иметь представление о специфике исторического пути России;

· знать основные этапы исторического развития России;

· приобрести навыки работы с научной литературой по истории;

· иметь представление об основных точках зрения, существующих в историографии по ключевым проблемам отечественной истории.

 

В результате освоения дисциплины специалист осваивает следующие компетенции:

 

Компетенция Код по НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. ОК-1 Знание основных исторических фактов истории России, имен исторических деятелей, сыгравших наиболее важную роль в истории России, имен крупнейших отечественных историков, понимание места России в мировой истории и ее особенностей, часть которые целесообразно учитывать в ходе разработки инженерных проектов. Лекции, семинарские занятия
Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь ОК-2 Умение в ходе выполнения заданий: - подобрать материал по теме, переструктурировать его в соответствие с поставленным вопросом, рационально сократить, дополнить сведениями из других источников информации таким образом, чтобы не возникло противоречий, грамотно изложить сформированный текст в устном или письменном виде; - кратко сформулировать позицию автора научной работы, оценить степень ее обоснованности, привлекая известные студенту исторические знания, грамотно изложить результаты анализа в устном или письменном виде; - сравнить разные мнения по одной проблеме, выявить аргументы в пользу рассматриваемых точек зрения, обоснованно выбрать одну из них или сформулировать собственную и аргументировать ее. Семинарские занятия, эссе, реферат

 

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «История России» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла бакалаврской программы.

Для освоения данной учебной дисциплиной студенты должны владеть следующими исходными знаниями и компетенциями:

- знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

- знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;

- умение конспектировать учебную и научную литературу по истории, составлять планы по заданной теме.

 

5. Тематический план учебной дисциплины

Название темы Аудиторные часы (лекции) Аудиторные часы (семинарские занятия)
  История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения    
  Всемирно-исторический процесс: общая характеристика. Специфика исторического пути России    
  Киевская Русь как государство западного типа    
  Русские земли в удельный период (XII-XV вв.). Изменение типа исторического развития    
  Московское царство в конце XV – XVII вв.: особенности политического развития и общественного устройства    
  Реформы Петра Великого: начало модернизации и европеизации России.    
  Просвещение и просвещенный абсолютизм в России. Екатерина II. Павел I.    
  Россия в первой половине XIX века.    
  Россия во второй половине XIX века.    
  Социально-экономическая модернизация и реформа политической системы России в конце XIX - начале XX вв.    
  Участие России в Первой мировой войне. Революция 1917 года и гражданская война в России    
  Развитие Советской России - СССР в 20-30 гг. XX века: от нэпа к сталинской модели государства и общества    
  СССР в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война    
  Советский Союз в послевоенный период: 1945-1985 гг.    
  Холодная война: причины, аспекты, этапы, итоги    
  От СССР к России. Российская Федерация в конце XX – начале XXI вв.    
Всего    

 

6. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля Форма контроля Кафедра Параметры
Промежуточный Эссе Реферат Кафедра истории идей и методологии исторической науки Письменно, 1000 – 1500 слов Письменно, 3000 – 3500 слов.
Итоговый Экзамен Кафедра истории идей и методологии исторической науки Устно

 

Критерии оценки знаний, навыков

Эссе -умение дать творческий анализ одной из проблем истории России: аргументировано изложить имеющиеся точки зрения и обоснованно сделать вывод.

Реферат – умение непротиворечиво объединить информацию, взятую из нескольких научных работ, и грамотно изложить сконструированный текст своими словами; умение делать промежуточные и итоговые выводы.

Экзамен – знание основных историософских концепций, основных исторических фактов, имен исторических деятелей, сыгравших наиболее заметную роль в истории России, крупнейших отечественных историков, этапов, специфики и наиболее спорных проблем истории России.

7.Содержание дисциплины

Тема 1. История в системе наук. Историческая реальность как объект изучения.

История как одна из социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. Специфика предмета истории по отношению к предметам других наук, изучающих общество. Определение исторической науки.

Критерии, позволяющие отличить научную работу по истории от литературного произведения, летописи, публицистики.

Понятие исторического источника. Исторический источник как носитель информации. Исторический источник как текст. Исторический источник как посредник между исторической реальностью и исследователем. Классификация исторических источников.

Методы исторических исследований. Классификация методов. Формы представления результатов в исторической науке. Научно-исторические факты и исторические концепции. Функции исторической науки.

Теория и методология исторической науки, их взаимосвязь. Понятие методологии истории. Роль методологии в историческом исследовании. Основные проблемы методологии истории. Проблема определяющего фактора. Проблема субъекта, структуры и направленности исторического процесса. Проблема общественного прогресса.

Основные подходы к осмыслению всемирной истории. Стадиальный подход (формационная теория К. Маркса, теория модернизации Д. Лернера, У. Ростоу, С. Блека и др., теория постиндустриального общества Д. Белла), цивилизационный подход (теория множественности независимых цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, теория двух миров Аристотеля и М. Вебера, концепции типов исторического развития Н.А. Данилевского, Л.И. Семенниковой, Л.С. Васильева), синтезный подход (концепция чередования лидерства Востока и Запада А.С. Панарина, мир-системный анализ Ф. Броделя и И. Валлерстайна, глобально-стадиальная эстафетная концепция Ю.И. Семенова). Достоинства и недостатки концепций и подходов. Перспективность синтезного подхода к истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.011 с.)