Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и истории социологии

Поиск

Кафедра теории и истории социологии

Введение в социологию

 

 

Учебно-методический комплекс

для бакалавриата по направлению

040100 – социология

 

 

Москва 2012


 

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

Составитель:

член-корреспондент РАН, д.ф.н, проф. кафедры теории и истории социологии Тощенко Ж.Т.

к. социол.н. ст. преп. кафедры теории и истории социологии Анисимов Р.И.

 

.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден

на заседании кафедры теории и истории социологии

19.02.2011, протокол № 4 Указать дату

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины  
1.1 Аннотация программы  
1.2 Пояснительная записка  
1.3 Структура дисциплины (тематический план)  
1.4 Содержание учебной программы  
1.5 Образовательные технологии  
1.6 Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов  
1.7. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины  
1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
II. Планы семинарских занятий  
III. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов  
   
   
   
   
   
   
   

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация рабочей программы

Дисциплина «Введение в социологию» является частью профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов-бакалавров по направлению подготовки 040100 «социология». Предлагаемый курс является вводным и ориентирован на ознакомление и усвоение основ социологического знания, его особенностей, специфики, а также посредством разбора и объяснения, обыденных вещей, ситуаций, проблем социологическим языком студентам прививается «социологическое воображение» (Ч.Р. Миллс). Дисциплина реализуется на социологическом факультете кафедрой теории и истории социологии.

При преподавании данной дисциплины реализуется принципиально новый подход основой, которого, является идея, что человек в его социальном окружении, в реальности повседневных забот и намерений является объектом и предметом социологического познания. Антропоцентрическая идея все больше и больше разделяется учеными во многих странах мира – социология призвана исследовать ч еловека в обществе и общество для человека ( П.Бергер)

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций студента:

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

способность работать с социологической информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15);

способность применять в дальнейшей учебной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории (ПК-1);

способность и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учётом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

способность составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

умение обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10).

 

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий и итоговый.

Текущий контроль осуществляется в следующих формах:

- экспресс-опрос по окончанию лекционного занятия

- реферат

- перевод с иностранного языка статьи из зарубежного социологического журнала

- рецензия социологической статьи

- контрольная работа (промежуточная аттестация)

- доклад по теме семинарского занятия.

К формам итогового контроля относятся:

- итоговое тестирование по всем изучаемым темам

Все формы контроля оцениваются в баллах, результаты обеих форм контроля складываются.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 16 часов, семинары – 20 часов, самостоятельная работа студента – 72 часа.

Пояснительная записка

Цель курса: ознакомление студентов с основами теоретического и прикладного социологического анализа базовых логических и содержательных понятий.

Достижение цели предусматривает решение в процессе изучения курса следующих задач:

- Сформировать умение оперировать конкретными элементарными, структурообразующими и обобщающими понятиями социологического знания;

- Ознакомиться с некоторыми аспектами профессиональной и публичной (общественной) деятельности социологов в современной России.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Данная дисциплина относится к профессиональному циклу (вариативная часть) и предназначена для студентов, обучающихся по направлению «социология». Она призвана способствовать формированию и выработке знаний и компетенций, которые впоследствии будут углублены и расширены в процессе изучения ряда дисциплин основной образовательной программы («Основы социологии», «История социологии», «Зарубежная социология», «Современные социологические теории» и др.), вариативной образовательной программы («Новые явления в социологии» и др.)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

· Основные структурообразующие и синтетические, обобщающие понятия социологии (ОК 1);

· Профессиональные функции социолога в современном обществе (ОК-8).

Уметь:

· Применять логику анализа и синтеза, причинно-следственных связей при рассмотрении основных элементарных понятий социологии (ОК-10), (ПК-1), (ПК-10);

· Устно выступить, сделать доклад, дискуссионное сообщение (ОК 3), (ОК-7), (ОК-8), (ОК-10), (ОК-14), (ПК-1), (ПК-5), (ПК-8), (ПК-10);

· Написать конспект теоретической работы, аналитического обзора статьи, рецензии, социологического эссе (ОК-7), (ОК-8), (ОК-10), (ОК-14), (ПК-1), (ПК-3), (ПК-5), (ПК-7), (ПК-8), (ПК-10);

· Перевести текст научной социологической литературы с иностранного языка (ОК-14), (ОК-15), (ПК-7);

· Искать материалы по социологии в сети Интернет и научной библиотеке (ОК-10), (ОК-14), (ПК-1), (ПК-5);

 

Владеть:

· Навыками самостоятельной работы по креативному изучению теоретических источников и результатов прикладных социологических исследований (ОК-7), (ОК-10), (ОК-14), (ПК-1), (ПК-5), (ПК-8), (ПК-10);

· Навыками участия во встречах с профессиональными социологами (ОК 3), (ОК-8);

· Навыками проведения практикумов - социологических наблюдений социальных фактов повседневной жизни (ОК-7), (ОК-8), (ОК-10), (ПК-1), (ПК-5), (ПК-8), (ПК-10).

 

Предлагаемый курс является вводным и опирается на знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами в школах, ПТУ, лицеях, техникумов, и ориентирован на сознательное освоение студентом, читаемого курса.

При преподавании данной дисциплины реализуется принципиально новый подход основой, которого, является идея, что человек в его социальном окружении, в реальности повседневных забот и намерений является объектом и предметом социологического познания.

 

1.3. Структура дисциплины (тематический план)

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

№ п/п Наименование разделов и тем Семестр Неделя семестра (лекции) Неделя семестра (семинары) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
1. Когда и как социология стала самостоятельной наукой?         - -   Экспресс-опрос,  
2. Объект и предмет социологии: что изучает социология?         -     Экспресс-опрос, устное выступление, доклад
3. Социологическое знание: уровни и структура. Категории и понятия социологии.         -     Экспресс-опрос, перевод статьи, устное выступление, доклад
4. Человек, личность, индивид.         -     Экспресс-опрос, устное выступление, доклад
5. Общественное сознание и его социологическая интерпретация.         - -   Экспресс-опрос.
6. Знание, мнение, информация               Устное выступление, доклад, рецензия социологической статьи
7. Потребности и их место в общественной жизни               Устное выступление, доклад
8. Мотивы и их роль в поведении людей               Промежуточная контрольная работа, устное выступление, доклад
9. Ценности, ценностные ориентации, установки               Устное выступление, доклад
10. Специфические и деформированные формы общественного сознания.         -     Экспресс-опрос  
11. Поведение и деятельность как реализация форм общественного сознания.         -     Экспресс-опрос, устное выступление, доклад
12. Социальные интересы                 Устное выступление, доклад
13. Условия реализации сознания, поведения и деятельности. Понятия о социальной среде.         -     Экспресс-опрос, устное выступление, доклад
14. Взаимодействие социологии с другими социальными науками         -     Экспресс-опрос
15. Основные тенденции в развитии современной мировой социологии.         -     Экспресс-опрос, реферат.  
11.           -      
  Итоговая аттестация               Итоговая контрольная работа Экзамен

 

1.4. Содержание дисциплины

Тема 1. Когда и как социология стала самостоятельной наукой?

Донаучные представления об обществе: от социальных идей Платона и Аристотеля до признанияфранцузскими социальными философами-утопистами Клод Анри де Сен-Симоном (1772-1837 гг.) и Шарлем Фурье (1772-1837гг.), стоящими у предистоков научной социологии, приоритета альтруистических ценностей для развития общества и, в качестве критерия социального прогресса - удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Идея социального сообщества как добровольной ассоциации людей, основанной на плановой организации производства и обязательном труде ее членов (по Сен-Симону). Фурье о социальных последствиях (издержках) индустриализации: росте социального неравенства и преступности.

Возникновение классической социологии в ХIХ веке обусловлено рядом причин:

Появлением гражданского общества, революционными открытиями в естествознании, разделением науки и теологии, становлением и превращением каждого человека в субъекта исторического процесса, видением “отцом социологии” О. Контом (1798 - 1857) цели социального утилитаризма, пользы общества в консенсусе, общественной солидарности, обусловленной всеобщим стремлением к идеалам научного позитивного (опытного) знания. О. Конт, сравнивающий законы социологии с законами физики, Г. Спенсер, существлявший такое сравнение с законами биологии, Л. Гумилович, реализующий такоесравнение с географией, идругие представители социологии отражали первый этап развития социологического знания, который сводился к редукционизму, т.е. попыткам уподобить социальное знание естественно-научному. Особое место на этом этапе занимает К.Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.), которые осуществили радикальную критику возможности достижения консенсуса в капиталистическом обществе, с его социальным неравенством, противоборством социальных интересов между классами пролетариев (индустриальных рабочих) и буржуа.

Следующим принципиально новым этапом в развитии социологии стало освобождение его от влияния редукционизма, поиск законов и закономерностей, присущих только социальному знанию, что связано с именем Э. Дюркгейма ( 1858 - 1917 ) и М. Вебера ( 1864-1920 ). Э. Дюркгейм -основатель структурного функционализма о двух этапах социального развития: этап доиндустриальных, традиционных обществ(механическая солидарность), и этап индустриального общества (органическая солидарность), и возникновением специализированных социальных институтов, выполняющих общественно полезные функции. Концептуальное видение М. Вебером рационального выбора, являющего собой условие формирования стабильного общества и основу обеспечения эффективного социального управления.

Обращение к социальной реальности, к социальным практикам привело к возникновению эмпирической социологии, что особенно ярко проявилосьв развитии американской социологии, особенно с деятельностью «Чикагской школы».

Предпосылки становления российской социологии осуществлялись в контексте социальной философии, включая: наследие А.Н.Радищева (1749-1802) – первого социального критика несправедливостей русского общества; подпитывались идеями славянофилов (И.В. Кириевского. А.С.Хомякова, К.С.Аксакова) и западников (П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена); русских материалистов(М.А.Бакунина, Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева). Первые отечественные социологические концепции оформлялись в ХIХ веке, в трудах русских социологов-позитивистов(П.Л.Лавров, Г.Н.Вырубов, Е.В. де Роберти, Н.К.Михайловский, К.Д. Кавелин, М.М. Троицкий, Н.И. Кареев, Н.М.Коркунов и др.) и были продолжены в 1920 г. в исследованиях П.А. Сорокина, С.Г. Струмилина, К.М. Тахтарева, В.М. Хвостова и др.

Новый этап в развитии социологии имеет свои истоки во II половине XX века, что связано с обоснованием концепций неоэволюционизма, теории социальных изменений, теории социального конфликта, теории социального обмена, символического интеракционизма, этнометодологии, теории рационального выбора, феноменологической социологии и теории нового институционализма.

Тема 2. Объект и предмет социологии: что изучает социология?

 

Генерализация объекта и предмета социологии – исследование общества в целом (отождествление объекта и предмета по О.Конту, Г.Спенсеру, Н.И.Карееву и др.). Современная трактовка объекта социологии как гражданского общества. Первые трактовки предмета социологии как исследование развития и функционирования общества, путях и формах его изменения или совершенствования российской версии марксистской социологии (исторического материализма) Г.В. Плеханова, Н.И. Бухарина. Сужение предмета социологии, исследование фрагментов, связанных с социальной жизнью и такими феноменами как “социальный факт” (Э.Дюркгейм ), “социальное действие» (М.Вебер), «взаимодействие ”(Э.Гидденс), «социальная стратификация» (П.А.Сорокин), «статус и роль».

Смена научной парадигмы в представлениях о предмете социологии. Социологические исследования, с начала XX века: в качестве предмета изучения выступает не все общества, а различные грани его социальности, социальной жизни, социальных феноменов, возникающих в “социальной сфере»”, “социальных отношениях», «социальных процессах» (Ф.Тённис, Г.Зиммель, Н.Смелзер). Социальное взаимодействие людей (по Г.Зиммелю) как ключевая категория социологического анализа.Распространение системного подход а и структурно-функционального анализа визучении социальных систем, социальных сетей, упорядоченных совокупностей людей (Т.Парсонс, М.Кастельс, М.Грановеттер).

Устойчивость традиционного (структуралистского) видения предмета социологии в исследовании социальной структуры, социологии, как науки о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании классов, социальных групп, общностей и форм их самоорганизации.

Актуализация макросоциологического, неомарксистского мир-системного анализа общественной жизни И.Валлерстайна, в контексте предметного социологического видения социальных проблем и последствий глобализации (В.К.Левашов, Н.Е.Покровский).

Отражение мультипарадигмальности (множественности теорий в современной социологии как следствие различий в представлениях о научной картине мира и общественной жизнедеятельности) социологических понятий и категорий.

Уточнение предмета социологии, с позиций деятельностного подхода как науки о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; науки о социальных общностях, о взаимоотношениях между ними и личностью (Г.Е.Зборовский, В.А.Ядов). В контексте акционистского подхода раскрывается концептуальное видение предмета социологии А.Туреном, Ю.Г.Волковым, С.А.Кравченко, антропо-социетального (социо-гуманитарного) подхода - Н.И.Лапиным. Обобщение современных подходов к предмету социологии, включающих: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, деятельное поведение людей; социальные условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей, в концепции «социологии жизни» (Ж.Т.Тощенко).

 

 

Тема 3. Социологическое знание: уровни и структура.

Уровни социологического знания. Исторический опыт определения уровней осмысления социальной реальности. Эволюция представлений в отечественной социологии от 1960-х до 2000-х годов. Значение, роль и ограниченность теорий среднего уровня.

Современные представления об уровнях: теоретико-методологический, отраслевые теории (экономическая социология, политическая социология, социология социальной и духовной жизни, социология управления), специальные социологические теории как детализация отраслевых теорий (социология рынка, труда, города, села, образования, культуры, власти и т.д.), частные вспомогательные концепции, детализирующие отраслевые социологии (например, деление социологии образования на анализ высшего профессионального, среднего специального, среднего, дошкольного и т.д.) логии...ю….

Структура социологического знания.

Социологическое знание как вид научного знания. Соотношение с понятием социальное знание. Развитие идей о макро- и микросоциологии. Отражение в макросоциологии общенаучных представлений о науке и определение специфических особенностей социологии как науки. Эволюция представлений о микро социологии в трудах зарубежных и отечественных учёных.

Опыт классификации макро- и микросоциологических теорий. Основные современные формы структуризации. Теоретическая (теория, методология) и эмпирическая социология как предметное воплощение методов исследования и их результатов. Их назначение - способы получения нового знания.

Фундаментальная (органическое соединение, применение теории и эмпирии для анализа конкретных ситуаций, проблем, процессов и явлений социальной реальности) и прикладная социология (для решения актуальных, конкретных проблем, обычно возникающих в практике управления). Назначение этой классификации - не только получение нового знания но и определение способов решения проблем социальной реальности.

Категории какуниверсальныепредельно широкие представления о природе и обществе: всеобщие присущие всем наукам (сущность, состояние отношение, закономерности), категории социальных наук (общество, цивилизация, культура).

Классификация категорий: всеобщности, качества, объективности, субъективности, изменений.

Понятие как отражение социальной реальности на рациональной, логической и эмпирической ступени познания. Классификация понятий:

1) Универсальные и неуниверсальные; 2) Собирательные и несобирательные;

3) Абстрактные и конкретные; 4) Относительныке и безотносительные; 5) Простые и сложные; 6) Обобщающие и конкретизирующие понятия методологического и методического уровня познания.

Социологические понятия, раскрывающие структурные элементы общественного, группового и индивидуального сознания: знание, информация; мнение; потребности; мотивы; ценности, ценностные ориентации, социальные установки; социальные интересы, настроение, самочувствие, социальные стереотипы, архетипы, генотипы

Понятия, выявляющие структурные элементы социальной деятельности и поведения: социальные действия, поступок, механизм социального действия, результат социального действия, методы действия, социальные нормы.

Понятия об объективных условиях жизнедеятельности общества: макросреды (экономические, социальные и др. условия), мезосреды (место жительства – город, село, регион), микросреда (непосредственно окружаюшая социальная группа).

 

Тема 4. Человек, личность, индивид.

0сновные характеристики понятия «Человек». Многозначность трактовки понятия «Индивид». Личность как основное понятие социальных наук. Эволюция представлений о личности.

Основные теории личности: статусная теория, ролевая теория, нормативная теория.

Отечественные представления о личности и человеке (диспозиционная теория, парадоксальный человек). Полемика о понятии «советский человек».

 

Тема 5. Общественное сознание и его социологическая интерпретация.

Общественное сознание как объект научного исследования. Сущность общественного сознания. Его виды и формы. Общественное, групповое и индивидуальное сознание. Массовое сознание. Общественное мнение. Феномен реального функционирующего сознания и его основные характеристики.

Тема 6. Знание, мнение, информация.

Сущность информации, происхождение и природа мнения. Взаимосвязь информации и мнения. Отличительные особенности информации, мнения и знания. Происхождение и природа знания. Проблема истины. Взаимосвязь знания, мнения и информации. Типы и виды информации.

Тема 7. Потребности и их место в общественной жизни.

Потребности как объект научного исследования. Типы и виды потребностей. Пирамида потребностей Маслоу. Влияние потребностей на поведение людей. Ложные потребности. Взаимосвязь потребностей с субъективным целеполаганием и объективной необходимостью.

Тема 8. Мотивы и их роль в поведении людей.

Научное определение мотивов. Взаимосвязь мотивов с сознанием и потребностями людей. Типы и виды мотивов. Мотив и социальное действие: общее и особенное. Мотивация как объект социологического исследование. Практическая применимость изучения мотивов в различных сферах социально-политической и социально-экономической жизни общества.

Тема 9. Ценности, ценностные ориентации, установки.

Философская и социологическая трактовка ценностей и ценностных ориентаций. Виды и типы ценностей, ценностных ориентаций, установок. Взаимосвязь ценностей и мировоззрения человека. Трансформация ценностей. Конфликт ценностей. Ценности и нормы: общее и особенное. Социологическое изучение ценностей.

Тема 10. Специфические и деформированные формы общественного сознания.

Сущность, содержание и особенности специфических форм общественного сознания.

Идеология как концентрированная форма мировоззрения. Социальное настроения как доминанта социологии повседневной жизни. Социальные и социально- психологические проявления общественного сознания - стереотипы, архетипы. Учет влияния генотипов и фенотипов на общественное сознание. Роль интуиции в научном познании.

Деформации общественного сознания - отчуждение, аномия, фрустрация, депривация, парадоксы. Их проявление в современной общественной жизни. Социологическая интерпретация этих деформаций.

Тема 11. Поведение и деятельность как реализация общественного сознания.

Эволюция представлений о поведении и деятельности. Структура поведения: поведенческий акт, поступок, действие. Сравнительная характеристика понятий «Поведение» и «Деятельность». Сущность деятельности. Определение содержания понятия (термина) «социальное действие». Формы действий: нормативное поведение, инновация, адаптация, девиация. Их характерные черты и особенности. Социологическая интерпретация поведения и деятельности.

Тема 12. Социальные интересы.

Сущность и функции социальных интересов. Интересы и потребности общее и особенное. Взаимосвязь интересов с мотивами поведения людей. Виды и типы интересов. Социологическая трактовка интересов.

Тема 13. Условия реализации сознания, поведения и деятельности. Понятия о социальной среде.

Понятия о среде и социальной среде. Генезис идей об условиях существования человека и общества. Различие подходов к трактовке сущности социальной среды. Понятия об объективных условиях жизнедеятельности общества: макросреды (экономические, социальные, и др. условия), мезосреды (место жительства – город, село, регион), микросреды (непосредственно окружающая социальная группа).

Общее и особенное в их трактовке и использовании в социологических исследованиях.

Понятие о социальной инфраструктуре, её роли и месте в социальной жизни людей.

 

Тема 14. Взаимодействие социологии с другими социальными науками.

Особая роль и место социологии в структуре социальных и гуманитарных наук. Необходимость использования техники и методики социологических исследований для всех общественно-гуманитарных наук. Взаимосвязь социологии с естественно- научным знанием. Общее и особенное во взаимодействии социологии с социальной философией.

Взаимообогащение социологии и истории в описании и объяснении общественных процессов.

Связь социологии с экономическим науками: распространение социально- экономических и социально-демографических исследований. Становление во взаимодействии с политологией политической социологии, социологии международных отношений, конфликтологии. Социология права как следствие социологического анализа социально-нормативных отношений в сфере юриспруденции и права, возникновение на пограничье социологии и культурологи социальной антропологии.

Устойчивые связи социологии с прикладной математикой, статистикой, логикой, структурной лингвистикой. Точки соприкосновения социологии с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой. Формирование новых «пограничных» отраслевых концепций, социобиологии, социальной экологии, гендерной социологии и т.д.

Взаимодействие социологических и социально-психологических методов при исследовании малых социальных групп, личности и социальных феноменов массового поведения.

Функции социологии. Анализ различных точек зрения на функции социологии: функция фиксации факта (Э. Мах), гносеологическая, описательная и диагностическая, прогностическая (впервые сформулированная О. Контом - «знать, чтобы предвидеть»), консультационная, контрольно-аналитическая, управленческая, организационно-технологическая, обучающая функция и др.

Обобщение и сведение всех этих функций к двум основным: теоретико- познавательной и управленческой.

Тема 15. Основные тенденции в развитии современной мировой социологии.

Международные и региональные форумы социологов, публикации журналов международного сообщества, монографические исследования, материалы в сети Интернет как база анализа состояния и происходящих изменений в мировой социологии. Характеристика основных её тенденций: пространственная экспансия социологии, включение в её орбиту представителей практики всех стран мир; расширение диапазона тематики социологических исследований (биоэтика, социальная экология и др.) на основе более тесного взаимодействия с другими социальными и гуманитарными науками; появление новых объектов исследования; уточнение и новая интерпретация ранее сложившихся теорий, актуализация обострившихся социальных проблем, сомнение в значимости понятий конца ХХ века (глобализация, модернизация, транзитология, постмодерн и др.); в появлении новых методологических стратегий.

Образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Введение в социологию» (36 часов аудиторных занятий) используются различные образовательные технологии. Лекционные занятия проводятся в виде: лекции-визуализации, лекции-дискуссии, лекции с разбором конкретных ситуаций с использованием ПК и компьютерного проектора. Семинарские занятия проводятся в виде обсуждения докладов, письменных работ и дискуссии по актуальным социальным проблемам.

Самостоятельная работа студентов включает написание реферата, рецензии, перевода иностранной статьи, а также чтение источников, рекомендуемых преподавателем.

 

1.6. Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов

 

В ходе изучения дисциплины «Введение в социологию» предполагается использование как текущего, так и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в следующих формах: экспресс-опрос по окончанию лекционного занятия; рецензия на статью из социологического журнала; перевод статьи по социологии из иностранного журнала; промежуточная контрольная работа; доклад по теме семинарского занятия. К формам итогового контроля относятся: реферат по выбранной теме, итоговое тестирование по всем изучаемым темам.

Максимальная оценка по результатам текущего контроля – 60 баллов. Максимальная оценка по результатам промежуточной аттестации – 40 баллов. На основе совокупности оценок различных форм контроля, а также результатов ответа на экзамене определяется оценка за курс. Отличная оценка имеет две градации. 95-100 баллов оцениваются как высший уровень знаний «А» в соответствии с ECTS. 83-94 баллов также оцениваются отлично, но получают категорию «В» в соответствии с ECTS. 68-82 баллов соответствуют оценке «хорошо» (категория «С» по ECTS). «Удовлетворительно» имеет две градации: 56-67 баллов – категория «D» по ECTS, 50-55 - «Е» по ECTS. В рамках зачета по дисциплине обучающийся, набравший от 50 до 100 баллов получает «зачет». «Неудовлетворительно» («незачет») также имеет две градации: 20-49 баллов – категория «FX» по ECTS, 0-19 - «F» по ECTS.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

Вид контроля Количество баллов Форма проведения
Текущий контроль
1. Экспресс-опрос по результатам лекции 0-8 аудиторная
1. Работа в семинарской группе 0-27 аудиторная
2. Рецензия на статью из социологического журнала 0-10 самостоятельная
3. Промежуточная контрольная работа 0-15 самостоятельная
Итого: 0-60
Промежуточная аттестация
4. Реферат по выбранной теме 0-15 самостоятельная
5. Итоговое тестирование 0-25  
Итого: 0-100

 

Примерный перечень контрольных вопросов по промежуточной аттестации

 

1. Причины возникновения социологии

2. Кто считается основателем социологии? Его основной труд? Какое название сначала он использовал?

3. Дайте определение объекта социологии

4. Дайте определение предмета социологии

5. Что такое «знание»?

6. Категории в социологии

7. Понятия социологии

8. Назовите уровни социологического знания

9. Определите содержание фундаментальной социологии

10. Что такое «эмпирическая социология»?

11. Дайте определение теоретической социологии

12. Определите содержание прикладной социологии

13. Понятие «человек» в социологии

14. Понятие «личность» в социологии

15. Понятие «индивид» в социологии

16. Что такое «общественное сознание»?

17. Что такое «групповое сознание»?

18. Определите сущность общественного мнения

19. Что такое «индивидуальное сознание»?

Примерный перечень итоговых письменных работ по курсу «Введение в социологию»

1. Основные точки зрения на предмет социологии в современной литературе.

2. Генезис идей о гражданском обществе как объекте социологии.

3. Понятийный аппарат социологии, его структура и специфика.

4. Социологическая структура общественного сознания: основные структурные элементы и краткая их характеристика.

5. Основные характеристики понятий «деятельность» и «поведение»: общее и особенное.

6. Сущностные характеристики понятий «человек», «личность», «индивид»: их сходство и различие.

7. Социальные потребности и мотивы.

8. Ценностные ориентации, основные виды классификации.

9. Социальные установки: сущность, виды, и основные их характеристики.

10. Социальные интересы. Их многообразие. Их типологизация.

11. Основные виды деформации общественного сознания.

Примерная тематика рефератов

1. Причины и обстоятельства возникновения слова «социология».

2. Что такое объект социологии?

3. Основные точки зрения на предмет социологии в зарубежной социологии.

4. Основные точки зрения на предмет социологии в отечественной социологии.

5. Эволюция идей о социальном государстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.012 с.)