Тема 12. Значение деятельности юристов для создания правового государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Значение деятельности юристов для создания правового государства



Понятие правового государства. Исторические предпосылки создания правового государства. Условия и стадии создания правового государства. Режим и правовая система правового государства. Принципы построения правового государства. Суверенитет права. Приоритет права.

Понятие гражданского общества. Взаимообусловленность одновременного построения правового государства и гражданского общества. Взаимодействие права и морали в условиях правового государства.

Роль и значение профессиональной юридической деятельности для создания и развития правового государства и гражданского общества. Создание общего правового пространства. Роль законодательной деятельности. Значение единообразного применения и толкования законодательства. Гуманизация права. Перспективы развития гражданского общества и формирования правового государства в России.

&Изучить:

1: 222- 226; 3: 6-15; 4; 5: 47,49,54,56

& Нормативные акты и литература к теме

1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) "О системе государственной службы российской федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе российской федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.

3. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // "Собрание законодательства РФ", 19.08.2002, N 33, ст. 3196.

4. Алексеев С.С. Право и перестройка: Вопросы, раздумья, прогнозы. М.: Юрид. Лит-ра., 1987

5. Гусейнов Г., Драгунский Д. Этнос и политическая власть //Век ХХ и мир. 1989. №9.

6. Истина... И только истина! // Круглый стол издательства Юрид. лит..: Пять бесед о судебно-правовой реформе. М., 1990.

7. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М.: Международные отношения, 1993.

8. Кудрявцев В. Правовая ситуация и правовая наука. Свободная мысль, 1994.

9. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.Н. Современная социология права. М.: Юрист, 1995.

10. Петренко Е. Поговорим о гражданском обществе М.: Ин-т фонда "Общественное мнение", 2001.

11. Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 год. / Под ред. Зайцевой Т.В. М.: Весь Мир, 2003.

12. Теория права: новые идеи // ИГП АН СССР 1991. Вып. 1.

13. Храпонюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995.

 

Методические указания к теме

Данная тема вызывает большое количество самых разнообразных суждений и точек зрения. Это вызвано тем, что сторонников идеи правового государства обвиняют в утопизме, так как провозглашенная идея не находит своего подтверждения ни в тенденциях современного развития государственности, ни в самой Конституции РФ. В процессе изучения темы студенту предстоит определить свое отношение к данному кругу вопросов.

?Вопросы для самопроверки

1. Что такое правовое государство?

2. Что понимается под верховенством права?

3. Перечислите признаки гражданского общества

4. Что такое правовая культура?

5. Определите собственное отношение к понятиям №правовое государство» и «гражданское общество».

Тема 13. Традиции профессионально-юридической деятельности. Юридическое образование в России.

Социальные функции и роль юристов на разных этапах развития дореволюционной России.

Правосудие в России после правовой реформы. Выдающиеся российские судебные деятели.

Российская правовая наука. Развитие профессионального юри­дического образования.

Правовая наука и практика после 1917 г. Потери и преемствен­ность. Падение престижа юридической деятельности - причины и последствия. Противоречия в развитии профессиональной юридической деятельности.

Проблемы независимости, компетентность и законность профес­сиональной юридической деятельности.

&Изучить:

1:4-31; 2:270-302; 3:104-109;4,5

& Нормативные акты и литература к теме

1. Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992. (ред. от 21.07.2005) // Российская газета № 13 от 23.01.96.

2. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» № 125-ФЗ от 22 08.96. (ред. от 21.04.2005) // Российская газета №164 29.08.96.

3. Постановление Правительства РФ от 19.09.1995 N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" // "Собрание законодательства РФ", 25.09.1995, N 39, ст. 3777.

4. Постановление Минтруда РФ N 73, Госкомвуза РФ N 7 от 27.12.1995 "О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием" // "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ", N 5, 1996.

5. Приказ Минобразования РФ от 02.03.2000 N 686 (ред. от 08.11.2000) "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования" // "Бюллетень Минобразования РФ", N 5, 2000.

6. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки. Моск.обществ.науч.фонд. (Межрегиональные исследования в общественных науках: Вып.1).М.: Изд-во Моск.обществ.науч.фонда, 2001.

7. Беличева С.А.,Беляева Л.И.,Буданов А.В. Юридическая педагогика Учебник для вузов / Под ред. Кикотя В.Я., Столяренко А.М... -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

8. Вортман Р. Развитие русского правового сознания. - В кн.:Современные зарубежные исследования русской правовой мысли XIX века. Выпуск 1, М., ИНИОН, 1982.

9. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. /Пол ред. В.Г.Кинелева М.: НИИВО, 1995.

10. Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее: Мат. научной конференции: Научное изд. / Под ред. Э.В.Ермаковой; ДВГУ.-Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 1998.

11. Высшее образование за рубежом: Великобритания, Германия, Испания, Франция, США.--М.: Double Everest, 1998.

12. Дегтярев С.Л. Юридическая клиника и современное юридическое образование в России: Учеб. - практ. пособие для вузов. М.: Волтерс Клувер, 2004.

13. Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юрид. вузов. М.: Экзамен, 2003.

14. Исаев И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М.: Юрид.лит., 1986.

15. Калмыков Ю. Главная проблема - кадры // Российская юстиция, 1994, № 4.

16. Карпец И.И. Дело, которому мы служим: Размышления юриста. М.: Юрид. лит. 1989.

17. Качество юридического образования на уровень требований XXI века: Межрегион. науч.-метод. конф., 24 окт. 2000г./Ред. Т.М. Самусенко; ДВГУ.Юрид.ин-т.-Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2001.

18. Круглый стол // Государство и право. 1993. № 2 - 3.

19. Ларин А.М. А.Ф. Кони - судебный деятель. М., Знание, 1988.

20. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре доревоволюционной России -Томск: Изд-во Том.ун-та, 1998.

21. Образование в современном мире. – Ереван: Изд-во «Мхитар Гош» 1998.

22. Очерки по истории научных учреждений в СССР. М.: Наука, 1976.

23. Правила адвокатской профессии в России: Опыт систематизации постановлений советов присяжных по вопросам профессиональной этики / Сост. А.Н.Марков, М., 1913.

24. Попова А.В. Политико-правовые взгляды П.Н. Милюкова. Автореферат диссертации. М.: Академия управления МВД России, 2004.

25. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М.: ВЮЗИ, 1980.

26. Тарановский Ф.В. История русского права М.: Издательство «Зерцало»,2004

27. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика): Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990.

 

 

Методические указания к теме

Исторические науки позволяют сделать вывод, что развитие права, и, соответственно, правоохранительные органы формировались параллельно с развитием государства. Однако юристы, как самостоятельная профессиональная группа стала появляться только после создания в России специальных учебных заведений.

В этой теме дана историческая справка о развитии юридического образования в России начиная с 1725 г. Студенту следует обратить внимание на то, в периоды правления каких самодержцев происходили те или иные события в развитии и становлении профессионального образования в России.

Необходимо уяснить особенности профессионального образования в советский период, определить истоки имеющихся сегодня трудностей в нехватке профессиональных юридических кадров. Рекомендуется подумать о возможных перспективах и тенденциях по насыщению профессионалами рынка юридических услуг.

?Вопросы для самопроверки

1. В чье время царствования начался процесс развития профессионального образования в России?

2. Чьи годы царствования были самыми благоприятными для развития профессионального образования в России?

3. Чьи годы правления характеризовались как самые репрессивные по отношению к процессам просвещения и профессионального образования?

4. Как связано профессиональное образование в России с ее реформированием?

5. Чем характеризуется советский период в развитии профессионального юридического образования?

6. Как Вы оцениваете состояние профессионального образования в России в современный период и каковы его перспективы?

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задания разработаны для проверки знаний студентов по темам курса и имеет различные постановочные задачи с разной степенью сложности. Данная система проверки знаний позволит установить, насколько хорошо студент освоил понятийный материал, разобрался в сути явлений и способен ли он применять свои знания для решения неожиданных задач и заданий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.011 с.)