Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рекомендуется для специальности

Технология машиностроения»

 

МГУПИ – 2012


Целевая установка

 

Место и роль учебной дисциплины в общей модели подготовки специалиста. Дисциплина 4131 «Правовые основы изобретательства» входит в цикл «Специальные дисциплины. Дисциплины специализации» основной образовательной программы подготовки специалиста, ДС.Ф.1. Изучение дисциплины 4102 происходит в 8 семестре 4-го курса дневной формы обучения, в 6 семестре 3-го курса очно-заочной (сокращенной) формы обучения, в 9 семестре 5-го курса заочной формы обучения, после изучения дисциплин «Технология конструкционных материалов», «Основы технологи машиностроения», «Правоведение».

 

Цель изучения дисциплины. Целью изучения дисциплины 4131 является ознакомление студентов с основами технического и научного творчества и инженерной деятельности, с методами и критериями оценки творческой деятельности, с основами методологии организации проведения научных исследований и элементами права в патентоведении, а также технике подготовки научно-технических идей для реализации в виде патентов Российской Федерации.

 

Объект и предмет изучения дисциплины. Объектом и предметом изучения дисциплины 4131 являются защита интеллектуальной собственности Российской Федерации и другие правовые аспекты, сопровождающие решение и оформление изобретательских задачи технического направления.

 

Требования к представлениям, знаниям, умениям и навыкам обучаемых в результате изучения дисциплины. Дисциплина 4131 «Правовые основы изобретательства» направлена на формирование у студентов системного творческого мышления; обучение анализу технических систем, выявлению и решению изобретательских задач технического направления.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: современном состоянии и перспективах развития изобретательства; основы изобретательства; формы интеллектуальной собственности, основам теории и практики научного поиска, оформления результатов научной работы и передачи информации. В результате изучения дисциплины студенты должен уметь: анализировать ситуацию и выявлять технические задачи по схеме талантливого мышления; оформить учебное рационализаторское предложение; определять, подпадает ли вновь создаваемые или уже выпускаемые изделия под действие патентов.


Распределение учебного времени по семестрам, разделам,

Темам и видам учебных занятий

Для очной формы обучения

Номера и наименования разделов и тем Всего часов по учебной дисциплине В т.ч. аудиторных учебных занятий Из них по видам учебных занятий Самостоятельная работа
Всего часов В том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Реферат Домашняя контр. работа Курсовой проект (работа) Другое
8 семестр
Тема 1. Краткая история изобретательства в России       - -   - - -  
Тема 2. Основные понятия в области защиты интеллектуальной собственности       - -   - - -  
4Тема 3. Защита интеллектуальной собственности патентами РФ       -     - - -  
Тема 4.Работа над предполагаемым изобретением.         -   -   -  
Итого за семестр:             -   -  
Итого за учебный год:             -   -  
Всего по дисциплине:             -   -  

Для очно-заочной формы обучения (с сокращением сроков обучения)

Номера и наименования разделов и тем Всего часов по учебной дисциплине В т.ч. аудиторных учебных занятий Из них по видам учебных занятий Самостоятельная работа
Всего часов В том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Реферат Домашняя контр. работа Курсовой проект (работа) Другое
6 семестр
Тема 1. Краткая история изобретательства в России       - -   - - -  
Тема 2. Основные понятия в области защиты интеллектуальной собственности       - -   - - -  
4Тема 3. Защита интеллектуальной собственности патентами РФ       -     - - -  
Тема 4.Работа над предполагаемым изобретением.     -   -   -   -  
Индивидуальные занятия         -          
Итого за семестр:         -   -   -  
Итого за учебный год:         -   -   -  
Всего по дисциплине:         -   -   -  

Для заочной формы обучения

Номера и наименования разделов и тем Всего часов по учебной дисциплине В т.ч. аудиторных учебных занятий Из них по видам учебных занятий Самостоятельная работа
Всего часов В том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Реферат Домашняя контр. работа Курсовой проект (работа) Другое
9 семестр
Тема 1. Краткая история изобретательства в России       - -   - - -  
Тема 2. Основные понятия в области защиты интеллектуальной собственности       - -   - - -  
4Тема 3. Защита интеллектуальной собственности патентами РФ       -     - - -  
Тема 4.Работа над предполагаемым изобретением.       - -   -   -  
Индивидуальные занятия         -          
Итого за семестр:       - -   -   -  
Итого за учебный год:       - -   -   -  
Всего по дисциплине:       - -   -   -  

Содержание разделов

 

Тема 1 Краткая история изобретательства в России.

Лекция 1. Краткая история изобретательства в России

Введение. Цель изучения дисциплины.

Краткая история изобретательства в России. Изобретения древней Руси. Изобретатели дореволюционной России: А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Е.А. и М.Е.Черепановы, П.Н.Яблочков, А.Н.Лодыгин, Н.Н.Бенардос, Н.Г.Славянов, А.Ф.Можайский, К.Э.Циолковский и др. Советские изобретения в довоенное и военное время. Изобретения в военной промышленности.

Изобретение винтовки Мосина. Изобретение бездымного пороха. Изобретение первого в мире гусеничного движителя. Разработка первого танка. Построение первых летательных моделей. Разработка аэродинамической теории полета самолета и еории реактивного двигателя. Построение первого самолета. Изобретение первого телеуправляемого автоматического самолета.


Тема 2 Основные понятия в области защиты интеллектуальной собственности

Лекция 2. Правовая защита интеллектуальной собственности

Привилегии царской России, авторские свидетельства СССР и патенты Российской Федерации. Манифест “О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах” как первый патентный закон. Утверждение «Положения о привилегиях» в 1833 г. Количество выданных привилегий как показатель развития капитализма в России. Первый законодательный акт об изобретательстве в СССР – ленинский декрет “Положение об изобретениях”. Выход журнала “Вестник Комитета по делам изобретений”. Ввод двух форм охраны прав изобретателя: авторского свидетельства и патента в 1931 г. Образование Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Выход в свет журнала “Изобретатель и рационализатор”. Введение правовой охраны и государственной регистрации научных открытий в 1947 г. Введение единой патентной формы охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов Законом “Об изобретениях в СССР”. Законом.

 

Лекция 3. Формы интеллектуальной собственности

Авторское право как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Формы интеллектуальной собственности, защищаемые авторским правом.

1) Открытие;

2) Изобретение;

3) Полезная модель ПМ;

4) Промышленный образец ПО;

5) Товарный знак ТЗ;

6) Рационализаторское предложение;

7) Ноу-хау, секретное изобретение.

Понятие открытия. Три категории признаков открытия: закономерность, явление, свойство. Примеры открытий отечественных ученых.

 

Тема 3. Защита интеллектуальной собственности патентами РФ

Лекция 4. Патенты на изобретения

Изобретения. Классификация по отраслям знаний. Определение изобретения. Деление изобретений на классы, подклассы, группы и подгруппы в зависимости от области их применения. Международная патентная классификация. Разделы МПК. Нумерация по универсальной десятичной классификации (УДК). Государственная патентно-техническая библиотека. Условия патентоспособности изобретения. Промышленно применимые изобретения. Патентоспособные и непатентоспособные изобретения.

 

Лекция 5. Примеры изобретений

Устройство как изобретение. Авторское свидетельство СССР № 941665, 1982 г. Гидродвигатель. Формула и краткое описание изобретения. Патент РФ № 2214318, 2003 г. Реверсивное сверло. Формула и краткое описание изобретения. Способ как изобретение, объект промышленной собственности. Авторское свидетельство СССР № 476099, 1975 г. Способ вибрационного сверления. Формула и краткое описание изобретения. Полезные модели, условия патентоспособности. Промышленно применимая полезная модель. Полезная модель № 14826 2000 г. «Стержень-шуруп».. Формула и краткое описание полезной модели. Полезная модель № 15119, 2000г. «Комбинированная ветрогазотурбинная установка”. Формула и краткое описание полезной модели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.127 (0.008 с.)